F1Archive.Ru
Архив материалов о Формуле 1

Энциклопедия - История

Главная страница
Энциклопедия
История
Пилоты
Трассы
Команды
Поставщики шин
Статистика
Статьи о Формуле 1
Мир Больших Призов
Технологии
Автомобили
Личности
Отдельные статьи
Дополнительные материалы
Другие виды автоспорта
Видео архив
Печатные издания
 



История проведения чемпионатов Формулы 1

Сезон 1950

Составы команд:

Команда Автомобиль Пилоты
"Alfa-Romeo" "Alfa-Romeo-158", "-159" Д. Фарина (IT), Х. М. Фанхио (ARG), Л. Фаджоли (IT), К. Санези (IT),
Р. Парнелл (GB), П. Таруффи (IT)
"Ambrosiana" "Maserati-4CL", "-4CLT/48" Д. Марри (GB), Д. Хэмпшир (GB), Р. Парнелл (GB)
"Belge" "Talbot-Lago-T26C" Д. Клаэс (BELG)
"Bleue" "Talbot-Lago-T26C" Г. Шелл (USA), Л. Розье (FR)
"Ferrari" "Ferrari-125", "-166", "-275", "-375" А. Аскари (IT), Л. Виллорези (IT), Р. Соммер (FR), Д. Серафини (IT)
"Joe Fry" "Maserati-4CL" Д. Фрай (GB), Б. Шэйв-Тэйлор (GB)
"Horschell" "Cooper-JAP-T12" Г. Шелл (USA)
"Maserati" "Maserati-4CLT/48" Л. Широн (MON), Ф. Рол (IT)
"TASO Mathieson" ERA-E Л. Джонсон (GB)
"Milano" "Maserati-Milano-4CLT/50",
"Milano"
Ф. Бонетто (IT), Д. Комотти (IT)
"Enrico Plate" "Maserati-4CLT/48", "-4CLT/50" Э. де Граффенрид (SWI), Б Бира (THAI)
"Charles Pozzi" "Talbot-Lago-T26C" Ш. Поцци (FR), Л. Розье (FR)
"Rosier" "Talbot-Lago-T26C",
"-T26C-GS"
Л. Розье (FR), А. Луво (FR)
"Simca-Gordini" "Simca-Gordini-T15" Р. Манзон (FR), М. Тринтиньян (FR)
"Talbot" "Talbot-Lago-T26C",
"-T26C-DA", "-T26C-GS"
И. Жиро-Кабанту (FR), Л. Розье (FR), Ф. Этанселин (FR), Э. Мартен (FR),
Э. Шабу (FR), П. Левег (FR), Р. Соммер (FR)
"Achille Varzi" "Maserati-4CL",
"-4CLT/48", "-4CLT/50"
Х. Ф. Гонсалес (ARG), А. Пиан (ARG), Н. Пагани (IT), А. Бранка (SWI)
Частные автомобили:  
  "Alta-GP" Д. Келли (GB), Д. Кроссли (GB)
  ERA-A Б. Джерард (GB)
  ERA-B Б. Джерард (GB), К. Харрисон (GB)
  ERA-E Т. Рольт (GB), П. Уокер (GB)
  "Ferrari-125" П. Уайтхед (GB)
  "Ferrari-Jaguar-166T" К. Биондетти (IT)
  "Maserati-4CL" А. Бранка (SWI)
  "Maserati-4CLT/48" П. Пич (D)
  "Talbot-Lago-T26C" " П. Левег (FR), Г. Майресс (FR), Р. Соммер (FR), Ф. Этанселин (FR)

     Решение о проведении чемпионатов мира по автогонкам в классе формула 1 было принято FIA в 1949 году по инициативе делегата от Италии Антонио Бривио Сфорца. Собственно класс формула 1 появился еще двумя годами ранее под названием формула A и предусматривал рабочий объем атмосферных двигателей 4500 см3, оснащенных компрессором - 1500 см3; требования эти позволяли принимать в гонках формулы 1 автомобилям довоенной разработки, таким, как "Alfa-Romeo-158" или "Maserati-4CL", и первоначально имели срок действия до конца 1953 года. Система начисления очков была прямо противоположна тем, что использовались в чемпионатах мира среди марок в 1925-1927 и чемпионатах Европы в 1935-1939, наследником которых по сути и стал чемпионат в классе формула 1: там использовалась система "штрафных" очков, и задачей участников было набрать их как можно меньше, а по новому регламенту очки в чемпионате начислялись за места на финише с первого по пятое по следующей схеме: 8-6-4-3-2; еще одно очко присуждалось за лучший круг в гонке. Чемпионом становился гонщик, набравший наибольшее количество очков. В зачет чемпионата шли четыре лучших результата из семи этапов, причем одним из них стала американская 500-мильная гонка в Индианаполисе - таким образом FIA решила попытаться свести вместе европейский и американский автоспорт, пути которых к тому времени уже успели несколько разойтись.

     Первый чемпионат мира открылся 13 мая 1950 года гонкой на Гран При Великобритании на трассе Сильверстоун. Неожиданностей она не преподнесла: заводская команда "Alfa-Romeo", со своими автомобилями модели "-158" доминировавшая на гоночных трассах в послевоенные годы, не сплоховала и здесь. Три ее основных гонщика - Джузеппе Фарина, Хуан Мануэль Фанхио и Луиджи Фаджоли - заняли первые три места на старте, а специально приглашенный британский гонщик Рег Парнелл дополнил первый ряд стартового поля. В гонке Парнелл, правда, не смог оказать сопротивления трем "Фа" и в итоге отстал от победителя на 52,0 с. Но стал он все же не четвертым, а третьим: Фанхио был вынужден сойти из-за поломки двигателя, и первым к финишу пришел Фарина, на 2,6 с опередивший Фаджоли. Остальные два места в зачетной пятерке достались гонщикам на французских "Talbot-Lago-T26C" - Иву Жиро-Кабанту и Луи Розье, - но они проиграли Фарине по два круга.

     На следующем этапе - Гран При Монако 21 мая - уже на старте произошел большой завал, в результате которого из гонки сразу выбыло девять участников, в том числе Фарина и Фаджоли. В их отсутствие Фанхио, который, выиграв старт с поул-позиции, счастливо избежал всех коллизий, выиграл со средней скоростью 98,70 км/ч (эта гонка до сих пор остается самой медленной в истории чемпионатов мира). Второе место с кругом отставания занял итальянец Альберто Аскари, представлявший дебютировавшую здесь команду "Ferrari". Третьим стал знаменитый гонщик довоенных лет Луи Широн на заводской "Maserati", четвертым - Раймон Соммер на "Ferrari" (их отставание от Фанхио составило уже два и три круга соответственно).

     Третьим этапом чемпионата официально считалась американская 500-мильная гонка в Индианаполисе. Но никто из основных участников чемпионата туда не приехал, и в Индианаполисе правили бал местные звезды. Гонку выиграл Джонни Парсонс, получив девять очков в зачет чемпионата мира.

     Затем состоялся Гран При Швейцарии, где трио гонщиков "Alfa-Romeo" снова царствовало на трассе. Уже привычно заняв первые три места в квалификации, а затем справившись с прорвавшимся на старте вперед со второго ряда Аскари, Фанхио, Фарина и Фаджоли уносились все дальше и дальше от остальных, во главе которых шли Аскари и Виллорези на "Ferrari". В итоге победил Фарина, Фаджоли стал вторым, отстав на 0,4 с, а вот Фанхио, как и в Сильверстоуне, не повезло: поломка двигателя. Сошли и оба гонщика "Ferrari", и третье место занял Розье. По итогам четырех этапов таблицу чемпионата возглавлял Фарина с 18 очками. У Фаджоли было 12, а у Фанхио - всего 9. Однако аргентинец не смирился с таким положением вещей и выиграл пятый этап, состоявшийся в Бельгии. Фаджоли вновь занял второе место, а третьим стал Розье. Лидер чемпионата, стартовав с поул-позиции, финишировал лишь четвертым, испытывая проблемы с трансмиссией на последних кругах. Некоторую интригу в гонку внес Соммер на "Talbot", лидировавший пять кругов после того, как гонщики "Alfa-Romeo" посетили боксы для дозаправки. К несчастью, француз вынужден был прекратить борьбу: сгорел двигатель на его автомобиле. Шестой этап во Франции вновь окончился победой Фанхио, на счету которого здесь был и лучший круг. Фаджоли в третий раз подряд финишировал вторым, а третье место занял Питер Уайтхед на новой "Ferrari-375" с атмосферным двигателем, дебютировавшей на прошлом этапе в Спа-Франкоршамп (он, однако, был частным гонщиком, а сама "Scuderia Ferrari" в Реймсе отсутствовала). Что до Фарины, то он сначала шел первым, затем проблемы с подачей топлива отбросили его далеко назад. Джузеппе сумел прорезать пелотон и выйти на третье место, но лишь для того, чтобы вскоре сойти окончательно.

     После шести гонок в чемпионате сложилась следующая ситуация: Фанхио имел 26 очков, Фаджоли - 24, Фарина - 22. Только эти три гонщика могли оспаривать между собой титул чемпиона мира: у Розье на четвертом месте было только 10 очков.

     Чемпионат заканчивался Гран При Италии в Монце. Во второй раз в сезоне в первый ряд стартового поля прорвался гонщик на автомобили иной марки, нежели "Alfa-Romeo": первым был в Монако Хосе Фройлан Гонсалес на "Maserati", а в Монце Аскари за рулем "Ferrari" показал в квалификации второй результат. Со старта гонку возглавил Фарина, постоянно отбивавший атаки Аскари. Альберто даже сумел на два круга выйти вперед. Фанхио шел на третьем месте, показав лучший круг в гонке, но сошел на двадцать четвертом круге из-за поломки коробки передач. Тремя кругами раньше сошел и Аскари. Оба они продолжили гонку: Фанхио - на автомобиле Пьеро Таруффи, а Аскари - Дорино Серафини. Но если Аскари удалось финишировать на втором месте, то Фанхио вскоре окончательно сошел: сгорел двигатель. Фарина выиграл гонку, опередив Аскари на 1 мин 18,6 с, и стал первым чемпионом мира в классе формула 1. Третьим, вслед за экипажем Аскари-Серафини, финишировал Фаджоли, однако к своему счету он ничего не прибавил - его 24 очка были получены за четыре вторых места - и, таким образом, стал третьим, имея общую сумму очков на одно больше, чем занявший второе место Фанхио. Зачета Кубка Конструкторов в те годы не существовало, но, если бы он проводился, то победителем стала бы с большим отрывом команда "Alfa-Romeo".

 

Личный зачет:
Система начисления очков: 8-6-4-3-2; 1 за лучший круг.
В зачет идут четыре лучших результата из семи гонок.
Место Гонщик Автомобиль Очки
1 Д. Фарина "Alfa-Romeo-158" 30
2 Х. М. Фанхио "Alfa-Romeo-158" 27
3 Л. Фаджоли "Alfa-Romeo-158" 24
4 Л. Розье "Talbot-Lago-T26C" 13
5 А. Аскари "Ferrari-375" 11
6 Д. Парсонс "Kurtis-Offenhauser" 9
7 Б. Холланд "Deidt-Offenhauser" 6
8 Б Бира "Maserati-4CLT/48" 5
9 Р. Парнелл "Alfa-Romeo-158",
"Maserati-4CLT/48""
4
10 Л. Широн "Maserati-4CLT/48" 4
11 М. Роуз "Deidt-Offenhauser" 4
12 П. Уайтхед "Ferrari-375" 4


 

 

   © Copyright 2010 F1Archive.ru    
Сайт управляется системой uCoz