Сезон 1950
Составы команд:
Команда |
Автомобиль |
Пилоты |
"Alfa-Romeo"
|
"Alfa-Romeo-158", "-159" |
Д. Фарина (IT), Х. М. Фанхио
(ARG), Л. Фаджоли (IT), К.
Санези (IT),
Р. Парнелл (GB), П. Таруффи (IT)
|
"Ambrosiana"
|
"Maserati-4CL", "-4CLT/48" |
Д. Марри (GB), Д. Хэмпшир (GB),
Р. Парнелл (GB) |
"Belge"
|
"Talbot-Lago-T26C" |
Д. Клаэс (BELG) |
"Bleue"
|
"Talbot-Lago-T26C" |
Г. Шелл (USA), Л. Розье (FR) |
"Ferrari"
|
"Ferrari-125", "-166",
"-275", "-375" |
А. Аскари (IT), Л. Виллорези
(IT), Р. Соммер (FR), Д.
Серафини (IT) |
"Joe Fry"
|
"Maserati-4CL" |
Д. Фрай (GB), Б. Шэйв-Тэйлор
(GB) |
"Horschell"
|
"Cooper-JAP-T12" |
Г. Шелл (USA) |
"Maserati"
|
"Maserati-4CLT/48"
|
Л. Широн (MON), Ф. Рол (IT) |
"TASO Mathieson"
|
ERA-E |
Л. Джонсон (GB) |
"Milano"
|
"Maserati-Milano-4CLT/50",
"Milano" |
Ф. Бонетто (IT), Д. Комотти
(IT) |
"Enrico Plate"
|
"Maserati-4CLT/48",
"-4CLT/50" |
Э. де Граффенрид (SWI), Б
Бира (THAI) |
"Charles Pozzi"
|
"Talbot-Lago-T26C" |
Ш. Поцци (FR), Л. Розье (FR) |
"Rosier"
|
"Talbot-Lago-T26C",
"-T26C-GS" |
Л. Розье (FR), А. Луво (FR) |
"Simca-Gordini" |
"Simca-Gordini-T15" |
Р. Манзон (FR), М.
Тринтиньян (FR) |
"Talbot"
|
"Talbot-Lago-T26C",
"-T26C-DA", "-T26C-GS" |
И. Жиро-Кабанту (FR), Л.
Розье (FR), Ф. Этанселин (FR),
Э. Мартен (FR),
Э. Шабу (FR), П. Левег (FR), Р.
Соммер (FR) |
"Achille Varzi"
|
"Maserati-4CL",
"-4CLT/48", "-4CLT/50" |
Х. Ф. Гонсалес (ARG), А.
Пиан (ARG), Н. Пагани (IT), А.
Бранка (SWI) |
Частные автомобили: |
|
|
"Alta-GP"
|
Д. Келли (GB), Д. Кроссли
(GB) |
|
ERA-A |
Б. Джерард (GB) |
|
ERA-B |
Б. Джерард (GB), К. Харрисон
(GB) |
|
ERA-E |
Т. Рольт (GB), П. Уокер (GB) |
|
"Ferrari-125" |
П. Уайтхед (GB) |
|
"Ferrari-Jaguar-166T"
|
К. Биондетти (IT) |
|
"Maserati-4CL"
|
А. Бранка (SWI) |
|
"Maserati-4CLT/48"
|
П. Пич (D) |
|
"Talbot-Lago-T26C"
|
" П. Левег (FR), Г. Майресс
(FR), Р. Соммер (FR), Ф.
Этанселин (FR) |
Решение о
проведении чемпионатов мира по
автогонкам в классе формула 1 было
принято FIA в 1949 году по инициативе
делегата от Италии Антонио Бривио
Сфорца. Собственно класс формула 1
появился еще двумя годами ранее под
названием формула A и предусматривал
рабочий объем атмосферных двигателей
4500 см3, оснащенных компрессором -
1500 см3; требования эти позволяли
принимать в гонках формулы 1 автомобилям
довоенной разработки, таким, как
"Alfa-Romeo-158" или "Maserati-4CL", и
первоначально имели срок действия до
конца 1953 года. Система начисления
очков была прямо противоположна тем, что
использовались в чемпионатах мира среди
марок в 1925-1927 и чемпионатах Европы в
1935-1939, наследником которых по сути и
стал чемпионат в классе формула 1: там
использовалась система "штрафных" очков,
и задачей участников было набрать их как
можно меньше, а по новому регламенту
очки в чемпионате начислялись за места
на финише с первого по пятое по
следующей схеме: 8-6-4-3-2; еще одно
очко присуждалось за лучший круг в
гонке. Чемпионом становился гонщик,
набравший наибольшее количество очков. В
зачет чемпионата шли четыре лучших
результата из семи этапов, причем одним
из них стала американская 500-мильная
гонка в Индианаполисе - таким образом
FIA решила попытаться свести вместе
европейский и американский автоспорт,
пути которых к тому времени уже успели
несколько разойтись.
Первый чемпионат мира открылся 13
мая 1950 года гонкой на Гран При
Великобритании на трассе Сильверстоун.
Неожиданностей она не преподнесла:
заводская команда "Alfa-Romeo", со
своими автомобилями модели "-158"
доминировавшая на гоночных трассах в
послевоенные годы, не сплоховала и
здесь. Три ее основных гонщика -
Джузеппе Фарина, Хуан Мануэль Фанхио и
Луиджи Фаджоли - заняли первые три места
на старте, а специально приглашенный
британский гонщик Рег Парнелл дополнил
первый ряд стартового поля. В гонке
Парнелл, правда, не смог оказать
сопротивления трем "Фа" и в итоге отстал
от победителя на 52,0 с. Но стал он все
же не четвертым, а третьим: Фанхио был
вынужден сойти из-за поломки двигателя,
и первым к финишу пришел Фарина, на 2,6
с опередивший Фаджоли. Остальные два
места в зачетной пятерке достались
гонщикам на французских
"Talbot-Lago-T26C" - Иву Жиро-Кабанту и
Луи Розье, - но они проиграли Фарине по
два круга.
На следующем этапе - Гран При
Монако 21 мая - уже на старте произошел
большой завал, в результате которого из
гонки сразу выбыло девять участников, в
том числе Фарина и Фаджоли. В их
отсутствие Фанхио, который, выиграв
старт с поул-позиции, счастливо избежал
всех коллизий, выиграл со средней
скоростью 98,70 км/ч (эта гонка до сих
пор остается самой медленной в истории
чемпионатов мира). Второе место с кругом
отставания занял итальянец Альберто
Аскари, представлявший дебютировавшую
здесь команду "Ferrari". Третьим стал
знаменитый гонщик довоенных лет Луи
Широн на заводской "Maserati", четвертым
- Раймон Соммер на "Ferrari" (их
отставание от Фанхио составило уже два и
три круга соответственно).
Третьим этапом чемпионата
официально считалась американская
500-мильная гонка в Индианаполисе. Но
никто из основных участников чемпионата
туда не приехал, и в Индианаполисе
правили бал местные звезды. Гонку
выиграл Джонни Парсонс, получив девять
очков в зачет чемпионата мира.
Затем состоялся Гран При Швейцарии,
где трио гонщиков "Alfa-Romeo" снова
царствовало на трассе. Уже привычно
заняв первые три места в квалификации, а
затем справившись с прорвавшимся на
старте вперед со второго ряда Аскари,
Фанхио, Фарина и Фаджоли уносились все
дальше и дальше от остальных, во главе
которых шли Аскари и Виллорези на
"Ferrari". В итоге победил Фарина,
Фаджоли стал вторым, отстав на 0,4 с, а
вот Фанхио, как и в Сильверстоуне, не
повезло: поломка двигателя. Сошли и оба
гонщика "Ferrari", и третье место занял
Розье. По итогам четырех этапов таблицу
чемпионата возглавлял Фарина с 18
очками. У Фаджоли было 12, а у Фанхио -
всего 9. Однако аргентинец не смирился с
таким положением вещей и выиграл пятый
этап, состоявшийся в Бельгии. Фаджоли
вновь занял второе место, а третьим стал
Розье. Лидер чемпионата, стартовав с
поул-позиции, финишировал лишь
четвертым, испытывая проблемы с
трансмиссией на последних кругах.
Некоторую интригу в гонку внес Соммер на
"Talbot", лидировавший пять кругов после
того, как гонщики "Alfa-Romeo" посетили
боксы для дозаправки. К несчастью,
француз вынужден был прекратить борьбу:
сгорел двигатель на его автомобиле.
Шестой этап во Франции вновь окончился
победой Фанхио, на счету которого здесь
был и лучший круг. Фаджоли в третий раз
подряд финишировал вторым, а третье
место занял Питер Уайтхед на новой
"Ferrari-375" с атмосферным двигателем,
дебютировавшей на прошлом этапе в
Спа-Франкоршамп (он, однако, был частным
гонщиком, а сама "Scuderia Ferrari" в
Реймсе отсутствовала). Что до Фарины, то
он сначала шел первым, затем проблемы с
подачей топлива отбросили его далеко
назад. Джузеппе сумел прорезать пелотон
и выйти на третье место, но лишь для
того, чтобы вскоре сойти окончательно.
После шести гонок в чемпионате
сложилась следующая ситуация: Фанхио
имел 26 очков, Фаджоли - 24, Фарина -
22. Только эти три гонщика могли
оспаривать между собой титул чемпиона
мира: у Розье на четвертом месте было
только 10 очков.
Чемпионат заканчивался Гран При
Италии в Монце. Во второй раз в сезоне в
первый ряд стартового поля прорвался
гонщик на автомобили иной марки, нежели
"Alfa-Romeo": первым был в Монако Хосе
Фройлан Гонсалес на "Maserati", а в
Монце Аскари за рулем "Ferrari" показал
в квалификации второй результат. Со
старта гонку возглавил Фарина, постоянно
отбивавший атаки Аскари. Альберто даже
сумел на два круга выйти вперед. Фанхио
шел на третьем месте, показав лучший
круг в гонке, но сошел на двадцать
четвертом круге из-за поломки коробки
передач. Тремя кругами раньше сошел и
Аскари. Оба они продолжили гонку: Фанхио
- на автомобиле Пьеро Таруффи, а Аскари
- Дорино Серафини. Но если Аскари
удалось финишировать на втором месте, то
Фанхио вскоре окончательно сошел: сгорел
двигатель. Фарина выиграл гонку,
опередив Аскари на 1 мин 18,6 с, и стал
первым чемпионом мира в классе формула
1. Третьим, вслед за экипажем
Аскари-Серафини, финишировал Фаджоли,
однако к своему счету он ничего не
прибавил - его 24 очка были получены за
четыре вторых места - и, таким образом,
стал третьим, имея общую сумму очков на
одно больше, чем занявший второе место
Фанхио. Зачета Кубка Конструкторов в те
годы не существовало, но, если бы он
проводился, то победителем стала бы с
большим отрывом команда "Alfa-Romeo".
Личный зачет:
Система начисления очков:
8-6-4-3-2; 1 за лучший круг.
В зачет идут четыре лучших
результата из семи гонок.
Место |
Гонщик |
Автомобиль |
Очки |
1 |
Д. Фарина |
"Alfa-Romeo-158" |
30 |
2 |
Х. М. Фанхио |
"Alfa-Romeo-158"
|
27 |
3 |
Л. Фаджоли |
"Alfa-Romeo-158"
|
24 |
4 |
Л. Розье |
"Talbot-Lago-T26C" |
13 |
5 |
А. Аскари |
"Ferrari-375"
|
11 |
6 |
Д. Парсонс |
"Kurtis-Offenhauser"
|
9 |
7 |
Б. Холланд |
"Deidt-Offenhauser" |
6 |
8 |
Б Бира |
"Maserati-4CLT/48"
|
5 |
9 |
Р. Парнелл |
"Alfa-Romeo-158",
"Maserati-4CLT/48""
|
4 |
10 |
Л. Широн |
"Maserati-4CLT/48" |
4 |
11 |
М. Роуз |
"Deidt-Offenhauser" |
4 |
12 |
П. Уайтхед |
"Ferrari-375" |
4 |
|
|