Сезон 1957
Составы команд:
Команда |
Автомобиль |
Пилоты |
"Centro
Sud" |
"Maserati-250F",
"Ferrari-500" |
Г.
Шелл
(USA),
И.
Бонньер
(SW), А.
де
Томасо (ARG),
М.
Грегори
(USA),
Г.
Херрманн
(D), А.
Симон
(FR)
|
"Connaught"
|
"Connaught-Alta-B" |
С.
Льюис-Эванс
(GB), А.
Бьюб
(GB) |
"Cooper"
|
"Cooper-Climax-T43" |
Д.
Брэбхэм
(AUS),
Л.
Лестон
(GB), М.
Мак-Дауэл
(GB), Р.
Сальвадори
(GB) |
"Ferrari"
|
"Ferrari-801" |
М.
Хоуторн
(GB), Л.
Муссо
(IT), Э.
Кастеллотти
(IT), П.
Коллинз
(GB), М.
Тринтиньян
(FR),
В. фон
Трипс
(D), А.
де
Портаго
(ESP),
Х. Ф.
Гонсалес
(ARG),
Ч.
Пердиза
(IT)
|
"Gilby"
|
"Maserati-250F" |
А.
Бьюб
(GB)
|
"Maarsbergen"
|
"Porsche-550RS" |
К.
Г. де
Бофор
(NL) |
"Maserati"
|
"Maserati-250F" |
Х.
М.
Фанхио
(ARG),
Ж. Бера
(FR), С.
Мосс
(GB), Г.
Шелл
(USA),
К.
Мендитеги
(ARG),
Д.
Скарлатти
(IT),Г.
Херрманн
(D)
|
"Owen"
|
BRM-P25
|
Р.
Флокхарт
(GB), Р.
Сальвадори
(GB), Х.
Мак-Кей-Фрейзер
(USA),
Д.
Фэйрмен
(GB), Л.
Лестон
(GB)
|
"Porsche"
|
"Porsche-550RS" |
У.
Мальоли
(IT), Э.
Барт (D) |
"Ridgeway
Management"
|
"Cooper-Climax-T43"
|
Т.
Марш
(GB), П.
Ингленд
(AUS) |
"Vandervell" |
"Vanwall-VW" |
С.
Мосс
(GB), Т.
Брукс
(GB), С.
Льюис-Эванс
(GB), Р.
Сальвадори
(GB)
|
"Ottorino
Volonterio" |
"Maserati-250F" |
А.
Симон
(FR), О.
Волонтерио
(SWI)
|
"Rob
Walker"
|
"Cooper-Climax-T43" |
Д.
Брэбхэм
(AUS) |
Частные
автомобили: |
|
|
"Cooper-Climax-T43" |
Д.
Гибсон
(GB), Б.
Нэйлор
(GB) |
|
"Cooper-Bristol-T44"
|
Б.
Джерард
(GB) |
|
"Maserati-250F" |
И.
Бонньер
(SW), Ф.
Годиа
(ESP),
Г. Гоулд
(GB), Л.
Пиотти
(IT), Б.
Хэлфорд
(GB) |
Перед
началом сезона
1957 года
расстановка сил
в формуле 1 мало
изменилась. На
вершине
по-прежнему был
четырехкратный
чемпион мира
Хуан Мануэль
Фанхио из
"Ferrari",
перешедший
теперь в
"Maserati". В
Маранелло же
существенно
переработали
прошлогодние
"Lancia-Ferrari-D50"
и получили
практически
новые
автомобили,
получившие
заводской индекс
"Ferrari-801".
Эти две
итальянские
команды и
считались
фаворитами
чемпионата.
Английскую
"конюшню"
"Vanwall", куда
перешел
двукратный
вице-чемпион
мира Стирлинг
Мосс, мало кто
рассматривал
всерьез.
В четвертый
раз за четыре
года Хуан
Мануэль Фанхио
выиграл Гран При
Аргентины, свою
домашнюю гонку,
открывавшую
восьмой
чемпионат мира.
Товарищ Фанхио
по команде Жан
Бера,
сражавшийся с
ним на
протяжении почти
всей дистанции,
занял в итоге
второе место,
проиграв
победителю 18,3
с. Следом
финишировали еще
два гонщика на
"Maserati" -
Карлос Мендитеги
(-1 круг) и
Гарри Шелл (-2
круга), - а
Стирлинг Мосс,
также
выступавший на
"Maserati"
(команда
"Vanwall" в этой
гонке не
участвовала),
стартовал с
поул-позиции, но
финишировал лишь
восьмым,
показав, однако,
лучший круг в
гонке. Команда
"Ferrari" не
смогла достойно
ответить на
такой удар: хотя
в начале гонки
Питер Коллинз и
Эудженио
Кастеллотти и
боролись с Бера
за лидерство,
оба они сошли. В
конце концов
"Ferrari" в
Буэнос-Айресе
достались только
пятое (Хосе
Фройлан Гонсалес
и Альфонсо де
Портаго) и
шестое (Коллинз,
Вольфганг фон
Трипс и Чезаре
Пердиза) места.
В Монако на
старт наконец
вышла команда
"Vanwall" со
своими новыми
автомобилями, и
Мосс тут же
показал третье
время в
квалификации. Он
лидировал первые
четыре круга, но
на пятом,
столкнувшись с
Коллинзом и
Майком
Хоуторном, выбыл
из гонки. После
этого у Фанхио
не осталось
конкурентов: не
сумевший
реализовать свою
поул-позицию и
проигравший
старт аргентинец
блестяще
реабилитировался,
удержав
лидерство на
протяжении
оставшихся ста
кругов. Тони
Брукс на
"Vanwall" занял
второе место,
отстав на 25,2
с. Третье и
четвертое места
заняли два
гонщика,
дебютировавшие
здесь в
чемпионате мира:
Мастен Грегори и
Стюарт
Льюис-Эванс
(последние три
очка команды
"Connaught").
Пятым
финишировал
опытный Морис
Тринтиньян,
сменивший в
"Ferrari"
Кастеллотти,
погибшего во
время тестов
команды в
Модене. Третьим
в гонке долго
шел Джек Брэбхэм
на
"Cooper-Climax-T43"
с задним
расположением
двигателя.
Трасса в Монако
давала
преимущество
такой
конструкции, но
за три круга до
финиша отказал
топливный насос.
С превеликим
трудом Брэбхэм
добрался до
финиша шестым -
время
"заднемоторной
революции" еще
не наступило.
7 июля
прошел Гран При
Франции. Фанхио
занял
поул-позицию (2
мин 21,5 с),
вторым на старте
стоял Бера (2
мин 22,6 с),
третьим - Луиджи
Муссо на
"Ferrari" (2 мин
22,7 с). Муссо
лидировал первые
три круга, но
затем уступил
атакам Фанхио и
проиграл ему на
финише 50,8 с.
Коллинз и
Хоуторн
финишировали
третьим и
четвертым. В
результате после
четырех гонок
сезона (третьим
этапом считалась
"Indy-500",
которую выиграл
Сэм Хэнкс)
Фанхио имел 25
очков, в то
время как ни
один из его
преследователей
не набрал больше
восьми (Хэнкс и
Бера)! Мосс, два
года подряд
становившийся
вторым в
чемпионате, имел
всего одно очко
за лучший круг в
Аргентине.
Однако на пятом
этапе в
Великобритании
через две недели
именно Мосс
прервал победную
серию Фанхио. Он
занял
поул-позицию (2
мин 00,2 с),
опередив Бера и
Брукса. Вскоре
после старта
двигатель на
автомобиле Мосса
начал давать
перебои, и Бера
вышел вперед.
Срочный визит в
боксы не дал
никакого
результата.
Тогда Бруксу
(находившемуся
на шестом месте)
было дано
указание заехать
в боксы и отдать
автомобиль
Моссу. На трассу
Мосс вернулся
уже девятым, но
быстро вышел на
четвертое место,
позади Стюарта
Льюис-Эванса,
Хоуторна и Бера.
Льюис-Эванс
довольно скоро
был вынужден
сбавить скорость
и стал в итоге
лишь седьмым с
восьмикруговым
отставанием,
Бера сошел на
семидесятом
круге из-за
неисправности
сцепления,
Хоуторн был на
финише только
третьим, и Мосс
выиграл гонку.
Это был памятный
день для
британского
автоспорта -
впервые
автомобиль,
окрашенный в
"британский
гоночный
зеленый", с
англичанином за
рулем, выиграл
этап чемпионата
мира, а то
обстоятельство,
что это
произошло именно
в
Великобритании,
делало событие
еще более
символичным.
Фанхио,
несмотря на
неудачу в
Эйнтри, где он
сошел, оставался
лидером
чемпионата,
опережая
ближайшего
преследователя -
Муссо - на 12
очков. Для того,
чтобы
окончательно
стать
недосягаемым для
соперников, ему
было нужно
победить в Гран
При Германии 4
августа. Эта
гонка стала
звездным часом
карьеры Фанхио в
формуле 1. В
квалификации он
показал время 9
мин 25,6 с -
почти на три
секунды лучше,
чем второй
результат
Хоуторна. Он
проиграл старт
Хоуторну и
Коллинзу, но на
третьем круге
обошел их и
начал уходить в
отрыв: его
"Maserati" имела
половинный запас
топлива и была
поэтому гораздо
легче, чем
"Ferrari"
соперников, но
это вынуждало
Фанхио совершить
пит-стоп на
середине
дистанции. Все
шло по плану, и
к моменту заезда
в боксы он имел
28 с
преимущества над
Хоуторном. Но
дозаправка
затянулась, и
Фанхио выехал на
трассу, отставая
от соперников на
50 с. Он в
невероятном
темпе стал
догонять их,
пройдя под конец
большое кольцо
Нюрбургринг за 9
мин 17,4 с - на
24,2 с лучше,
чем свой
прошлогодний
результат! К
последнему кругу
он настиг и
опередил сначала
Коллинза, а
потом и Хоуторна
и финишировал с
преимуществом в
3,6 с (142,943
км/ч). После
финиша Фанхио
заявил: "Я
достиг предела
возможностей
автомобиля, а,
может быть, и
перешел его. Я
больше никогда
не буду ездить с
таким риском и
знаю, что это
было в последний
раз". Это
действительно
была последняя,
двадцать
четвертая,
победа Фанхио в
формуле 1,
однако она
принесла ему
пятый титул
чемпиона мира.
Коллинз, чьи
очки были
разбиты
вылетевшим
из-под колеса
машины Фанхио
камнем, отстал
на 35,6 с. Вслед
за ним
финишировали
Муссо (3 мин
37,6 с
отставания) и
Мосс (4 мин 37,5
с).
Гонки в
Бельгии и
Нидерландах были
отменены, и в
календарь была
срочно введена
итальянская
гонка,
проводившаяся на
25-километровом
кольце по
дорогам общего
пользования к
северо-западу от
города Пескара.
Команда
"Ferrari" в этом
Гран При не
участвовала -
Энцо Феррари
всегда был
принципиальным
противником
дорожных гонок.
Для Муссо был
выставлен
"частный"
автомобиль, на
котором он занял
в квалификации
третье место и
лидировал первый
круг, после чего
пропустил вперед
Мосса, а на
десятом круге
сошел из-за
утечки масла.
Мосс выиграл у
ставшего вторым
Фанхио 3 мин
13,9 с - и это
несмотря на то,
что в
квалификации
проиграл ему же
10,1 с! Команда
"Vanwall" явно
становилась
грозным
соперником, и
это ярко
продемонстрировала
и
заключительная,
восьмая, гонка
сезона,
состоявшаяся 8
сентября в
Монце. Здесь
гонщики
"Vanwall"
показали три
лучших
результата в
квалификации:
Льюис-Эванс
занял
поул-позицию (1
мин 42,4 с),
вторым стартовал
Мосс (1 мин 42,7
с), третьим -
Брукс (1 мин
42,9 с). В то
время первый ряд
стартового поля
Монцы, как и
большинства
других трасс
формулы 1,
занимали три
гонщика, но
обеспокоенные
участью родных
"Ferrari" и
"Maserati"
организаторы
гонки пустили в
ход нечестные
приемы и
объявили, что с
первого ряда
будут стартовать
четыре
участника. Так
рядом с тремя
"Vanwall"
оказалась
"Maserati"
Фанхио,
показавшего 1
мин 43,1 с. Но
сразиться с
британской
командой ему
удалось лишь в
начале гонки,
когда он на
четыре круга
отобрал
лидерство у
Мосса. Затем
Мосс вновь вышел
вперед, а с
Фанхио довольно
быстро
расправился еще
и Брукс. Потом
Тони обошел и
Мосса, а еще
тремя кругами
позже уступил
атакам
Льюис-Эванса.
Последний начал
было уходить в
отрыв, но из-за
поломки
двигателя сбавил
скорость и,
продержавшись в
гонке еще
некоторое время
и опустившись на
тринадцатое
место, сошел
окончательно.
Это произошло на
двадцатом круге,
а с двадцать
первого и до
конца гонки
вновь лидировал
Мосс. Фанхио
стал вторым,
проиграв ему
41,2 с.
Аргентинский
Маэстро, не
имевший себе
равных в трех
предыдущих
сезонах,
внезапно
столкнулся с
очень сильными
конкурентами -
британскими
гонщиками на
британских
машинах. Это и
стало началом
конца эры
господства
красного цвета
на трассах
чемпионатов мира
- уже в
следующем году
формула 1 начала
быстро зеленеть.
Личный
зачет:
Система
начисления
очков:
:
8-6-4-3-2;
1 за
лучший
круг.
В
зачет
идут
пять
лучших
результатов
из
восьми
гонок.
Место |
Гонщик |
Автомобиль |
Очки |
1 |
Х.-М. Фанхио |
"Maserati-250F" |
40 |
2 |
С. Мосс |
"Vanwall-VW1-10/57",
"Maserati-250F" |
25 |
3 |
Л. Муссо |
"Ferrari-801" |
16 |
4 |
М. Хоуторн |
"Ferrari-801" |
13 |
5 |
Т. Брукс |
"Vanwall-VW1-10/57" |
11 |
6 |
М. Грегори |
"Maserati-250F" |
10 |
7 |
С. Хэнкс |
"Epperly-Offenhauser" |
8 |
8 |
Ж. Бера |
"Maserati-250F" |
8 |
9 |
П. Коллинз |
"Ferrari-801" |
8 |
10 |
Г. Шелл |
"Maserati-250F" |
8 |
|
|