F1Archive.Ru
Архив материалов о Формуле 1

Энциклопедия - История

Главная страница
Энциклопедия
История
Пилоты
Трассы
Команды
Поставщики шин
Статистика
Статьи о Формуле 1
Мир Больших Призов
Технологии
Автомобили
Личности
Отдельные статьи
Дополнительные материалы
Другие виды автоспорта
Видео архив
Печатные издания
 



История проведения чемпионатов Формулы 1

Сезон 1958

Составы команд:

Команда Автомобиль Пилоты
"Jo Bonnier" "Maserati-250F" И. Бонньер (SW), Г. Шелл (USA), Ф. Хилл (USA), Д. Кабьянка (IT), Г. Херрманн (D)
BRP "Cooper-Climax-T45" Т. Бриджер (GB)
"Centro Sud" "Maserati-250F" Г. Гоулд (GB), Д. Джерини (IT), М. Тринтиньян (FR), М. Грегори (USA), В. Зайдель (D),
К. Шелби (USA), Т. Раттман (USA), Г. Херрманн (D), К. Эллисон (GB), М.-Т. де Филиппис (IT), И. Бонньер (SW)
"Cooper" "Cooper-Climax-T45" Р. Сальвадори (GB), Д. Брэбхэм (AUS), И. Берджесс (GB), Д. Фэйрмен (GB),
Б. Мак-Ларен (NZ)
"Demi Litre" "Lotus-Climax-12" А. Бьюб (GB)
"B. C. Ecclestone" "Connaught-Alta-B" Б. Кесслер (USA), П. Эмери (GB), А. Бьюб (GB), Д. Фэйрмен (GB), Б. Экклстоун (GB)
"Eperon d'Or" "Cooper-Climax-T43" К. Гуталс (BELG)
"Ferrari" "Ferrari-246", "-156" М. Хоуторн (GB), Л. Муссо (IT), П. Коллинз (GB), В. фон Трипс (D), Ф. Хилл (USA), О. Жандебьен (BELG)
"HH Gould" "Maserati-250F" Г. Гоулд (GB), М. Грегори (USA)
HEM "Cooper-Climax-T43" И. Берджесс (GB)
"Ken Kavanagh" "Maserati-250F" К. Кавана (AUS), Ж. Бера (FR), Л. Тарамаццо (IT)
"Lotus" "Lotus-Climax-12", "-16" Г. Хилл (GB), К. Эллисон (GB), А. Стеси (GB)
"Maarsbergen" "Porsche-RSK", "-550RS" К. Г. де Бофор (NL)
OSCA OSCA Л. Пиотти (IT), Д. Кабьянка (IT)
"Owen" BRM-P25 Г. Шелл (USA), Ж. Бера (FR), Р. Флокхарт (GB), М. Тринтиньян (FR), И. Бонньер (SW)
"Porsche" "Porsche-RSK" Э. Барт (D)
"Giorgio Scarlatti" "Maserati-250F" Д. Скарлатти (IT), И. Бонньер (SW)
"Sud Americana" "Maserati-250F" Х. М. Фанхио (ARG), К. Мендитеги (ARG)
"Temple Buell" "Maserati-250F" К. Шелби (USA), М. Грегори (USA)
"Andre Testut" "Maserati-250F" А. Тестю (MON), Л. Широн (MON)
"Vandervell" "Vanwall-VW" С. Мосс (GB), Т. Брукс (GB), С. Льюис-Эванс (GB)
"Rob Walker" "Cooper-Climax-T43", "-T45" М. Тринтиньян (FR), С. Мосс (GB), Р. Флокхарт (GB),В. Зайдель (D), Ф. Пикар (FR)
Частные автомобили:  
  "Cooper-Climax-T43" Д. Гибсон (GB)
  "Cooper-Climax-T45" А. Гюльфи (MRC), Р. ла Каз (MRC), Т. Марш (GB), Б. Нэйлор (GB)
  "Maserati-250F"; Ф. Годиа (ESP), Х. М. Фанхио (ARG), М.-Т. де Филиппис (IT)

     1958 год ознаменовал собой кардинальные изменения в формуле 1. Основное требование прежнего регламента - ограничение рабочего объема двигателей 2500 см3 - было сохранено, но в качестве топлива должен был теперь использоваться авиационный бензин ("av-gas"). Такое решение было принято FIA под давлением нефтяных компаний, оказывавших финансовую поддержку. Минимальная дистанция гонки теперь стала составлять 300 км (вместо 500 км ранее), а максимальное время гонки - два часа вместо трех. Был положен конец и смене машин в ходе гонки. Еще одним нововведением стал зачет марок - так называемый Кубок Конструкторов.

     Маэстро Хуан Мануэль Фанхио, став пятикратным чемпионом мира, провел в 1958 году всего две гонки, после чего ушел из гонок. Недолго задержалась там и его бывшая команда "Maserati", также покинувшая формулу 1: автомобили "Maserati-250F" остались разве что в руках частных команд. "Итальянский период" кончился еще в последних гонках сезона-57, когда вперед выдвинулись английские "конюшни", из которых фаворитом являлась "Vanwall". Единственной командой, которая могла составить им конкуренцию, была "Ferrari", отказавшаяся наконец от устаревшей модели на основе "Lancia" и разработавшая новую "-246". Сезон открылся 19 января гонкой в Аргентине в отсутствие "Vanwall" и BRM, занимавшихся настройкой своих двигателей под новое топливо. Гонка, казалось, должна была превратиться в демонстрацию господства "Ferrari" (три участника) и "Maserati" (шесть автомобилей частных команд), ведь, кроме них, на старт вышел лишь один "Cooper" Роба Уокера, за рулем которого сидел Стирлинг Мосс. По итогам квалификации первый ряд заняли: Фанхио, Майк Хоуторн, Питер Коллинз и Жан Бера, - а Мосс стартовал лишь седьмым. Однако гонка окончилась совершенно неожиданно: пока проигравший старт Фанхио догонял уехавших вперед Бера и Хоуторна, Мосс также предпринял прорыв вперед, а на тридцать пятом круге обогнал и лидировавшего к тому времени Фанхио! До самого финиша Стирлинг шел первым, хотя финишировавший вторым Луиджи Муссо отстал лишь на 2,7 с. Хоуторн пришел к финишу третьим, Фанхио - четвертым, добавив к этим трем очкам еще одно за лучший круг, а Бера стал пятым.

     В Монако состоялся дебют усовершенствованной модели "Vanwall", на которой Тони Брукс занял поул-позицию, показав время 1 мин 39,8 с; два других гонщика команды - Стюарт Льюис-Эванс и Мосс - расположились на седьмом и восьмом местах. В гонке ни один из этой троицы до финиша не добрался - новая модель все еще требовала доводки: сначала с перегревшимся двигателем остановился Льюис-Эванс, потом отказал двигатель у Брукса, а еще немного позже то же произошло и с лидировавшим Моссом. "Британский гоночный зеленый", впрочем, все равно восторжествовал над красным цветом Италии: первым на финише снова оказался "Cooper" Уокера, теперь уже с Морисом Тринтиньяном за рулем. Муссо опять стал вторым и неожиданно вышел на первое место в личном зачете. Третьим финишировал Питер Коллинз, четвертым - Джек Брэбхэм, который в прошлом году потерял здесь третье место. Здесь же состоялся дебют новой английской команды "Lotus" в составе Грэхема Хилла (сход) и Клиффа Эллисона (шестое и последнее место на финише с отставанием в тринадцать кругов).

     Первые две гонки еще не давали возможности говорить о безоговорочном превосходстве British racing green, и лишь третья - Гран При Нидерландов - наконец показала, кто теперь есть кто в чемпионатах мира: Льюис-Эванс, Мосс и Брукс заняли весь первый ряд на старте, затем Мосс провел впереди все семьдесят пять кругов гонки, один из которых стал самым быстрым. Брукс и Льюис-Эванс финишировать не смогли, но все равно первые четыре места остались за гонщиками британских команд: второе и третье места заняли Гарри Шелл и Бера (BRM), четвертое - Рой Сальвадори на "Cooper", и даже "Ferrari" на пятом месте к финишу привел британский гонщик - Хоуторн. После "Indy-500", считавшейся четвертым этапом чемпионата и, естественно, не оказавшей никакого влияния на борьбу Великобритании и Италии, следующим в календаре стоял Гран При Бельгии. Первые четыре круга гонки борьбу за лидерство вели Брукс и Коллинз; конец схватке положил перегревшийся мотор на "Ferrari", после чего Брукс спокойно довел гонку до победы. Хоуторну, выигравшему квалификацию, досталось лишь второе место и очко за лучший круг. Неудачник Зандвоорта Льюис-Эванс стал третьим, а Эллисон на четвертом месте принес "Lotus" первые три очка в истории команды. По итогам пяти этапов лидером чемпионата был Мосс с 17 очками; Хоуторн отставал на три, а Муссо - на пять. 10 очков было на счету Шелла, а по восемь имели: Тринтиньян, Джимми Брайан (победитель "Indy-500") и Брукс. В Кубке Конструкторов первое место было у "Ferrari" с 20 очками, 19 очков было у "Cooper", а 16 - у "Vanwall". "Ferrari" выручала прежде всего надежность: во всех прошедших четырех Гран При команда набирала очки. "Vanwall" были явно быстрее, но и отказывали гораздо чаще.

     В Реймсе, где прошел Гран При Франции, Хоуторн одержал единственную победу в сезоне, что, однако, не помогло ему стать лидером чемпионата, так как Мосс был на финише вторым. Третье место занял Вольфганг фон Трипс на "Ferrari", а четвертое - Фанхио, который провел здесь свою последнюю гонку формулы 1. В конце гонки он отставал от Хоуторна на круг, но последний в знак уважения к пятикратному чемпиону мира притормозил перед финишем и пропустил Фанхио вперед.

     Во время Гран При Франции погиб Муссо, и с этого момента смертельные аварии в чемпионате стали повторяться с ужасающей регулярностью. В Великобритании "Ferrari" одержала еще одну победу: на этот раз выиграл Коллинз, стартовавший шестым. Хоуторн стал вторым и, поскольку обладатель поул-позиции Мосс до финиша не добрался из-за проблем с двигателем, вышел вперед в личном зачете чемпионата. Но черный период для "Ferrari" продолжался: две недели спустя, 3 августа, Коллинз погиб во время Гран При Германии: пытаясь оторваться от наседавшего сзади Брукса, Питер не справился с управлением и вылетел с трассы. Брукс выиграл, опередив Сальвадори, Тринтиньяна и фон Трипса. Мосс сошел на четвертом круге, будучи лидером гонки - отказала система зажигания.

     После восьми этапов в чемпионате сложилась следующая ситуация: Хоуторн имел 30 очков, Мосс - 24. Это были два фаворита чемпионата, так как на счету занимавшего третье место Брукса было всего 16 очков. 14 взял до своей гибели Коллинз; Сальвадори имел 13 очков. "Ferrari" сохраняла лидерство в Кубке Конструкторов, имея 37 очков против 33 у "Vanwall" и 29 у "Cooper".

     В 1958 году впервые формулу 1 приняла Португалия. В квалификации на трассе, проходившей прямо по улицам Порту, лучшим был Мосс (2 мин 34,21 с), всего на 0,05 с опередивший Хоуторна; третьим на старте стоял Льюис-Эванс. Со старта лидировал Мосс, пока его на втором круге не обошел Хоуторн. Впрочем, уже на восьмом круге Мосс снова вышел вперед и уже не отдавал лидерства до самого финиша. Хоуторн же на последнем круге, не зная того, что Льюис-Эванс уже финишировал третьим, отстав от Мосса на круг, и не понимая, что второе место ему уже гарантировано, шел на пределе и совершил ошибку. Его автомобиль развернуло, и двигатель заглох. Хоуторн смог завести его, но для этого проехал немного вниз по тротуару - против направления движения. За это его хотели дисквалифицировать, но Мосс вступился за соперника, и судьи вернули Хоуторну его второе место. Однако благородный поступок Мосса стоил ему, как выяснилось потом, победы в чемпионате.

     На Гран При Италии гонщики "Vanwall" заняли три места из четырех в первом стартовом ряду. Скоростная трасса, впрочем, как и во Франции и Великобритании, дала возможность более мощным "Ferrari" побороться за лидерство. Мосс храбро сражался с превосходящими силами из Маранелло в лице Хоуторна и Фила Хилла, пока на восемнадцатом круге отказала коробка передач. Гонщики "Ferrari", казалось, ехали к победному финишу, когда у Хоуторна начались проблемы с двигателем, и он был вынужден сбавить скорость, а Хилл не смог противостоять атакам Брукса и пропустил того вперед. На шестьдесят первом круге Брукс разделался и с Хоуторном и выиграл гонку, что сделало "Vanwall" победителем Кубка Конструкторов. Хоуторн сумел доехать вторым, что в сочетании со сходом Мосса делало победу последнего в чемпионате весьма трудной задачей: перед последним этапом в Марокко счет был 40 - 32 в пользу Хоуторна, а это значило, что Мосс имеет шансы на победу в чемпионате, только выиграв гонку, и то в том случае, если Хоуторн займет место ниже второго. Все остальные, во главе с Бруксом, простились с надеждами на титул еще после Гран При Португалии.

     Заключительный, одиннадцатый, этап состоялся в Марокко - единственный раз эта гонка входила в зачет чемпионата мира. Здесь Мосс выполнил задачу-максимум, выиграв и проехав в гонке лучший круг, но Хоуторн, хоть и пришел на финиш почти на полторы минуты позже Мосса, был вторым и стал чемпионом с преимуществом всего в одно очко. Если бы Мосс не вмешался в разбирательство в Португалии, то чемпионом был бы он. Команда "Vanwall" проиграла чемпионат, и для нее этот день был поистине черным: Льюис-Эванс, хорошо показавший себя в формуле 1, попал в тяжелую аварию на сорок втором круге и вскоре скончался от ожогов. Из-за этой смертельной аварии, а также из-за того, что цель владельца команды Гая Энтони Вандервелла - победить "эти проклятые красные машины", пусть даже и в Кубке Конструкторов - была наконец достигнута, в начале января 1959 года было объявлено об уходе команды из формулы 1. И хотя автомобили "Vanwall" продолжали эпизодически появляться на гоночных трассах до 1961 года, выглядели они очень слабо, и о новых победах не было и речи..

     Так, трагически и противоречиво, закончился сезон-58. Титул чемпиона достался гонщику "Ferrari", но, очевидно, лишь благодаря вечным неудачам Мосса и его же благородному поступку в Португалии. На фоне борьбы двух англичан две победы "Cooper" в начале сезона как-то забылись, и мало кто предполагал, что эти чуть ли не самодельные и казавшиеся несерьезными и игрушечными автомобильчики уже в следующем году станут реальной силой, бороться с которой будет очень и очень трудно.

Личный зачет:
Система начисления очков: : 8-6-4-3-2; 1 за лучший круг.
В зачет идут шесть лучших результатов из одиннадцати гонок.
Место Гонщик Автомобиль Очки
1 М. Хоуторн "Ferrari-246" 42
2 С. Мосс "Vanwall-VW",
"Cooper-Climax-T43"
41
3 Т. Брукс "Vanwall-VW" 24
4 Р. Сальвадори "Cooper-Climax-T45" 15
5 П. Коллинз "Ferrari-246" 14
6 Г. Шелл BRM-P25 14
7 М. Тринтиньян "Cooper-Climax-T45" 12
8 Л. Муссо "Ferrari-246" 12
9 С. Льюис-Эванс "Vanwall-VW" 11
10 Ф. Хилл "Ferrari-246" 9
11 Ж. Бера BRM-P25, "Maserati-250F" 9
12 В. фон Трипс "Ferrari-246" 9
Кубок конструкторов:
Система начисления очков: 8-6-4-3-2; 1 за лучший круг.
В зачет идут шесть лучших результатов из одиннадцати гонок.
Место Команда/Автомобиль Очки
1 "Vanwall-VW" 48
2 "Ferrari-246" 40
3 "Cooper-Climax-T43", "-T45" 31
4 BRM-P25 18
5 "Maserati-250F" 6
6 "Lotus-Climax-12" 3


 

 

   © Copyright 2010 F1Archive.ru    
Сайт управляется системой uCoz