Сезон 1958
Составы
команд:
Команда |
Автомобиль |
Пилоты |
"Jo
Bonnier" |
"Maserati-250F" |
И.
Бонньер
(SW),
Г.
Шелл
(USA),
Ф.
Хилл
(USA),
Д.
Кабьянка
(IT), Г.
Херрманн
(D) |
BRP
|
"Cooper-Climax-T45" |
Т.
Бриджер
(GB) |
"Centro
Sud"
|
"Maserati-250F" |
Г.
Гоулд
(GB),
Д.
Джерини
(IT),
М.
Тринтиньян
(FR),
М.
Грегори
(USA),
В.
Зайдель
(D), К.
Шелби
(USA),
Т.
Раттман
(USA),
Г.
Херрманн
(D),
К.
Эллисон
(GB), М.-Т.
де
Филиппис
(IT),
И.
Бонньер
(SW) |
"Cooper"
|
"Cooper-Climax-T45" |
Р.
Сальвадори
(GB),
Д.
Брэбхэм
(AUS),
И.
Берджесс
(GB),
Д.
Фэйрмен
(GB), Б.
Мак-Ларен
(NZ) |
"Demi
Litre"
|
"Lotus-Climax-12" |
А.
Бьюб
(GB)
|
"B.
C.
Ecclestone"
|
"Connaught-Alta-B" |
Б.
Кесслер
(USA),
П.
Эмери
(GB),
А.
Бьюб
(GB),
Д.
Фэйрмен
(GB),
Б.
Экклстоун
(GB) |
"Eperon
d'Or"
|
"Cooper-Climax-T43" |
К.
Гуталс
(BELG)
|
"Ferrari"
|
"Ferrari-246",
"-156"
|
М.
Хоуторн
(GB),
Л.
Муссо
(IT),
П.
Коллинз
(GB),
В.
фон
Трипс
(D), Ф.
Хилл
(USA),
О.
Жандебьен
(BELG) |
"HH
Gould"
|
"Maserati-250F" |
Г.
Гоулд
(GB),
М.
Грегори
(USA) |
HEM
|
"Cooper-Climax-T43"
|
И.
Берджесс
(GB) |
"Ken
Kavanagh" |
"Maserati-250F" |
К.
Кавана
(AUS),
Ж.
Бера
(FR),
Л.
Тарамаццо
(IT)
|
"Lotus" |
"Lotus-Climax-12",
"-16" |
Г.
Хилл
(GB),
К.
Эллисон
(GB),
А.
Стеси
(GB)
|
"Maarsbergen"
|
"Porsche-RSK",
"-550RS" |
К.
Г.
де
Бофор
(NL) |
OSCA
|
OSCA
|
Л.
Пиотти
(IT),
Д.
Кабьянка
(IT) |
"Owen"
|
BRM-P25 |
Г.
Шелл
(USA),
Ж.
Бера
(FR),
Р.
Флокхарт
(GB),
М.
Тринтиньян
(FR),
И.
Бонньер
(SW) |
"Porsche" |
"Porsche-RSK" |
Э.
Барт
(D) |
"Giorgio
Scarlatti" |
"Maserati-250F" |
Д.
Скарлатти
(IT),
И.
Бонньер
(SW) |
"Sud
Americana" |
"Maserati-250F" |
Х.
М.
Фанхио
(ARG),
К.
Мендитеги
(ARG) |
"Temple
Buell" |
"Maserati-250F" |
К.
Шелби
(USA),
М.
Грегори
(USA) |
"Andre
Testut" |
"Maserati-250F" |
А.
Тестю
(MON),
Л.
Широн
(MON) |
"Vandervell"
|
"Vanwall-VW" |
С.
Мосс
(GB),
Т.
Брукс
(GB),
С.
Льюис-Эванс
(GB) |
"Rob
Walker" |
"Cooper-Climax-T43",
"-T45" |
М.
Тринтиньян
(FR),
С.
Мосс
(GB),
Р.
Флокхарт
(GB),В.
Зайдель
(D),
Ф.
Пикар
(FR) |
Частные
автомобили: |
|
|
"Cooper-Climax-T43" |
Д.
Гибсон
(GB) |
|
"Cooper-Climax-T45"
|
А.
Гюльфи
(MRC),
Р.
ла
Каз
(MRC),
Т.
Марш
(GB),
Б.
Нэйлор
(GB) |
|
"Maserati-250F"; |
Ф.
Годиа
(ESP),
Х.
М.
Фанхио
(ARG),
М.-Т.
де
Филиппис
(IT) |
1958
год
ознаменовал
собой
кардинальные
изменения в
формуле 1.
Основное
требование
прежнего
регламента -
ограничение
рабочего
объема
двигателей
2500 см3 -
было
сохранено,
но в
качестве
топлива
должен был
теперь
использоваться
авиационный
бензин ("av-gas").
Такое
решение было
принято FIA
под
давлением
нефтяных
компаний,
оказывавших
финансовую
поддержку.
Минимальная
дистанция
гонки теперь
стала
составлять
300 км
(вместо 500
км ранее), а
максимальное
время гонки
- два часа
вместо трех.
Был положен
конец и
смене машин
в ходе
гонки. Еще
одним
нововведением
стал зачет
марок - так
называемый
Кубок
Конструкторов.
Маэстро
Хуан Мануэль
Фанхио, став
пятикратным
чемпионом
мира, провел
в 1958 году
всего две
гонки, после
чего ушел из
гонок.
Недолго
задержалась
там и его
бывшая
команда "Maserati",
также
покинувшая
формулу 1:
автомобили
"Maserati-250F"
остались
разве что в
руках
частных
команд.
"Итальянский
период"
кончился еще
в последних
гонках
сезона-57,
когда вперед
выдвинулись
английские
"конюшни",
из которых
фаворитом
являлась "Vanwall".
Единственной
командой,
которая
могла
составить им
конкуренцию,
была "Ferrari",
отказавшаяся
наконец от
устаревшей
модели на
основе "Lancia"
и
разработавшая
новую
"-246".
Сезон
открылся 19
января
гонкой в
Аргентине в
отсутствие "Vanwall"
и BRM,
занимавшихся
настройкой
своих
двигателей
под новое
топливо.
Гонка,
казалось,
должна была
превратиться
в
демонстрацию
господства "Ferrari"
(три
участника) и
"Maserati"
(шесть
автомобилей
частных
команд),
ведь, кроме
них, на
старт вышел
лишь один "Cooper"
Роба Уокера,
за рулем
которого
сидел
Стирлинг
Мосс. По
итогам
квалификации
первый ряд
заняли:
Фанхио, Майк
Хоуторн,
Питер
Коллинз и
Жан Бера, -
а Мосс
стартовал
лишь
седьмым.
Однако гонка
окончилась
совершенно
неожиданно:
пока
проигравший
старт Фанхио
догонял
уехавших
вперед Бера
и Хоуторна,
Мосс также
предпринял
прорыв
вперед, а на
тридцать
пятом круге
обогнал и
лидировавшего
к тому
времени
Фанхио! До
самого
финиша
Стирлинг шел
первым, хотя
финишировавший
вторым
Луиджи Муссо
отстал лишь
на 2,7 с.
Хоуторн
пришел к
финишу
третьим,
Фанхио -
четвертым,
добавив к
этим трем
очкам еще
одно за
лучший круг,
а Бера стал
пятым.
В
Монако
состоялся
дебют
усовершенствованной
модели "Vanwall",
на которой
Тони Брукс
занял
поул-позицию,
показав
время 1 мин
39,8 с; два
других
гонщика
команды -
Стюарт
Льюис-Эванс
и Мосс -
расположились
на седьмом и
восьмом
местах. В
гонке ни
один из этой
троицы до
финиша не
добрался -
новая модель
все еще
требовала
доводки:
сначала с
перегревшимся
двигателем
остановился
Льюис-Эванс,
потом
отказал
двигатель у
Брукса, а
еще немного
позже то же
произошло и
с
лидировавшим
Моссом.
"Британский
гоночный
зеленый",
впрочем, все
равно
восторжествовал
над красным
цветом
Италии:
первым на
финише снова
оказался "Cooper"
Уокера,
теперь уже с
Морисом
Тринтиньяном
за рулем.
Муссо опять
стал вторым
и неожиданно
вышел на
первое место
в личном
зачете.
Третьим
финишировал
Питер
Коллинз,
четвертым -
Джек Брэбхэм,
который в
прошлом году
потерял
здесь третье
место. Здесь
же состоялся
дебют новой
английской
команды "Lotus"
в составе
Грэхема
Хилла (сход)
и Клиффа
Эллисона
(шестое и
последнее
место на
финише с
отставанием
в тринадцать
кругов).
Первые
две гонки
еще не
давали
возможности
говорить о
безоговорочном
превосходстве
British
racing green,
и лишь
третья -
Гран При
Нидерландов
- наконец
показала,
кто теперь
есть кто в
чемпионатах
мира:
Льюис-Эванс,
Мосс и Брукс
заняли весь
первый ряд
на старте,
затем Мосс
провел
впереди все
семьдесят
пять кругов
гонки, один
из которых
стал самым
быстрым.
Брукс и
Льюис-Эванс
финишировать
не смогли,
но все равно
первые
четыре места
остались за
гонщиками
британских
команд:
второе и
третье места
заняли Гарри
Шелл и Бера
(BRM),
четвертое -
Рой
Сальвадори
на "Cooper",
и даже "Ferrari"
на пятом
месте к
финишу
привел
британский
гонщик -
Хоуторн.
После
"Indy-500",
считавшейся
четвертым
этапом
чемпионата
и,
естественно,
не оказавшей
никакого
влияния на
борьбу
Великобритании
и Италии,
следующим в
календаре
стоял Гран
При Бельгии.
Первые
четыре круга
гонки борьбу
за лидерство
вели Брукс и
Коллинз;
конец
схватке
положил
перегревшийся
мотор на "Ferrari",
после чего
Брукс
спокойно
довел гонку
до победы.
Хоуторну,
выигравшему
квалификацию,
досталось
лишь второе
место и очко
за лучший
круг.
Неудачник
Зандвоорта
Льюис-Эванс
стал
третьим, а
Эллисон на
четвертом
месте принес
"Lotus"
первые три
очка в
истории
команды. По
итогам пяти
этапов
лидером
чемпионата
был Мосс с
17 очками;
Хоуторн
отставал на
три, а Муссо
- на пять.
10 очков
было на
счету Шелла,
а по восемь
имели:
Тринтиньян,
Джимми
Брайан
(победитель
"Indy-500")
и Брукс. В
Кубке
Конструкторов
первое место
было у "Ferrari"
с 20 очками,
19 очков
было у "Cooper",
а 16 - у "Vanwall".
"Ferrari"
выручала
прежде всего
надежность:
во всех
прошедших
четырех Гран
При команда
набирала
очки. "Vanwall"
были явно
быстрее, но
и отказывали
гораздо
чаще.
В
Реймсе, где
прошел Гран
При Франции,
Хоуторн
одержал
единственную
победу в
сезоне, что,
однако, не
помогло ему
стать
лидером
чемпионата,
так как Мосс
был на
финише
вторым.
Третье место
занял
Вольфганг
фон Трипс на
"Ferrari", а
четвертое -
Фанхио,
который
провел здесь
свою
последнюю
гонку
формулы 1. В
конце гонки
он отставал
от Хоуторна
на круг, но
последний в
знак
уважения к
пятикратному
чемпиону
мира
притормозил
перед
финишем и
пропустил
Фанхио
вперед.
Во
время Гран
При Франции
погиб Муссо,
и с этого
момента
смертельные
аварии в
чемпионате
стали
повторяться
с ужасающей
регулярностью.
В
Великобритании
"Ferrari"
одержала еще
одну победу:
на этот раз
выиграл
Коллинз,
стартовавший
шестым.
Хоуторн стал
вторым и,
поскольку
обладатель
поул-позиции
Мосс до
финиша не
добрался
из-за
проблем с
двигателем,
вышел вперед
в личном
зачете
чемпионата.
Но черный
период для "Ferrari"
продолжался:
две недели
спустя, 3
августа,
Коллинз
погиб во
время Гран
При
Германии:
пытаясь
оторваться
от
наседавшего
сзади
Брукса,
Питер не
справился с
управлением
и вылетел с
трассы.
Брукс
выиграл,
опередив
Сальвадори,
Тринтиньяна
и фон Трипса.
Мосс сошел
на четвертом
круге,
будучи
лидером
гонки -
отказала
система
зажигания.
После
восьми
этапов в
чемпионате
сложилась
следующая
ситуация:
Хоуторн имел
30 очков,
Мосс - 24.
Это были два
фаворита
чемпионата,
так как на
счету
занимавшего
третье место
Брукса было
всего 16
очков. 14
взял до
своей гибели
Коллинз;
Сальвадори
имел 13
очков. "Ferrari"
сохраняла
лидерство в
Кубке
Конструкторов,
имея 37
очков против
33 у "Vanwall"
и 29 у "Cooper".
В 1958
году впервые
формулу 1
приняла
Португалия.
В
квалификации
на трассе,
проходившей
прямо по
улицам
Порту,
лучшим был
Мосс (2 мин
34,21 с),
всего на
0,05 с
опередивший
Хоуторна;
третьим на
старте стоял
Льюис-Эванс.
Со старта
лидировал
Мосс, пока
его на
втором круге
не обошел
Хоуторн.
Впрочем, уже
на восьмом
круге Мосс
снова вышел
вперед и уже
не отдавал
лидерства до
самого
финиша.
Хоуторн же
на последнем
круге, не
зная того,
что
Льюис-Эванс
уже
финишировал
третьим,
отстав от
Мосса на
круг, и не
понимая, что
второе место
ему уже
гарантировано,
шел на
пределе и
совершил
ошибку. Его
автомобиль
развернуло,
и двигатель
заглох.
Хоуторн смог
завести его,
но для этого
проехал
немного вниз
по тротуару
- против
направления
движения. За
это его
хотели
дисквалифицировать,
но Мосс
вступился за
соперника, и
судьи
вернули
Хоуторну его
второе
место.
Однако
благородный
поступок
Мосса стоил
ему, как
выяснилось
потом,
победы в
чемпионате.
На Гран
При Италии
гонщики "Vanwall"
заняли три
места из
четырех в
первом
стартовом
ряду.
Скоростная
трасса,
впрочем, как
и во Франции
и
Великобритании,
дала
возможность
более мощным
"Ferrari"
побороться
за
лидерство.
Мосс храбро
сражался с
превосходящими
силами из
Маранелло в
лице
Хоуторна и
Фила Хилла,
пока на
восемнадцатом
круге
отказала
коробка
передач.
Гонщики "Ferrari",
казалось,
ехали к
победному
финишу,
когда у
Хоуторна
начались
проблемы с
двигателем,
и он был
вынужден
сбавить
скорость, а
Хилл не смог
противостоять
атакам
Брукса и
пропустил
того вперед.
На
шестьдесят
первом круге
Брукс
разделался и
с Хоуторном
и выиграл
гонку, что
сделало "Vanwall"
победителем
Кубка
Конструкторов.
Хоуторн
сумел
доехать
вторым, что
в сочетании
со сходом
Мосса делало
победу
последнего в
чемпионате
весьма
трудной
задачей:
перед
последним
этапом в
Марокко счет
был 40 - 32
в пользу
Хоуторна, а
это значило,
что Мосс
имеет шансы
на победу в
чемпионате,
только
выиграв
гонку, и то
в том
случае, если
Хоуторн
займет место
ниже
второго. Все
остальные,
во главе с
Бруксом,
простились с
надеждами на
титул еще
после Гран
При
Португалии.
Заключительный,
одиннадцатый,
этап
состоялся в
Марокко -
единственный
раз эта
гонка
входила в
зачет
чемпионата
мира. Здесь
Мосс
выполнил
задачу-максимум,
выиграв и
проехав в
гонке лучший
круг, но
Хоуторн,
хоть и
пришел на
финиш почти
на полторы
минуты позже
Мосса, был
вторым и
стал
чемпионом с
преимуществом
всего в одно
очко. Если
бы Мосс не
вмешался в
разбирательство
в
Португалии,
то чемпионом
был бы он.
Команда
"Vanwall"
проиграла
чемпионат, и
для нее этот
день был
поистине
черным:
Льюис-Эванс,
хорошо
показавший
себя в
формуле 1,
попал в
тяжелую
аварию на
сорок втором
круге и
вскоре
скончался от
ожогов.
Из-за этой
смертельной
аварии, а
также из-за
того, что
цель
владельца
команды Гая
Энтони
Вандервелла
- победить
"эти
проклятые
красные
машины",
пусть даже и
в Кубке
Конструкторов
- была
наконец
достигнута,
в начале
января 1959
года было
объявлено об
уходе
команды из
формулы 1. И
хотя
автомобили
"Vanwall"
продолжали
эпизодически
появляться
на гоночных
трассах до
1961 года,
выглядели
они очень
слабо, и о
новых
победах не
было и речи..
Так,
трагически и
противоречиво,
закончился
сезон-58.
Титул
чемпиона
достался
гонщику
"Ferrari",
но,
очевидно,
лишь
благодаря
вечным
неудачам
Мосса и его
же
благородному
поступку в
Португалии.
На фоне
борьбы двух
англичан две
победы
"Cooper" в
начале
сезона
как-то
забылись, и
мало кто
предполагал,
что эти чуть
ли не
самодельные
и казавшиеся
несерьезными
и
игрушечными
автомобильчики
уже в
следующем
году станут
реальной
силой,
бороться с
которой
будет очень
и очень
трудно.
Личный зачет:
Система начисления очков: : 8-6-4-3-2; 1 за лучший круг. В зачет идут шесть лучших результатов из одиннадцати гонок.
Место |
Гонщик |
Автомобиль |
Очки |
1 |
М. Хоуторн |
"Ferrari-246" |
42 |
2 |
С. Мосс |
"Vanwall-VW", "Cooper-Climax-T43"
|
41 |
3 |
Т. Брукс |
"Vanwall-VW"
|
24 |
4 |
Р. Сальвадори |
"Cooper-Climax-T45" |
15 |
5 |
П. Коллинз |
"Ferrari-246"
|
14 |
6 |
Г. Шелл |
BRM-P25
|
14 |
7 |
М. Тринтиньян |
"Cooper-Climax-T45" |
12 |
8 |
Л. Муссо |
"Ferrari-246"
|
12 |
9 |
С. Льюис-Эванс |
"Vanwall-VW"
|
11 |
10 |
Ф. Хилл |
"Ferrari-246" |
9 |
11 |
Ж. Бера |
BRM-P25, "Maserati-250F"
|
9 |
12 |
В. фон Трипс |
"Ferrari-246"
|
9 |
|
Кубок конструкторов:
Система начисления очков: 8-6-4-3-2; 1 за лучший круг. В зачет идут шесть лучших результатов из одиннадцати гонок.
Место |
Команда/Автомобиль |
Очки |
1 |
"Vanwall-VW" |
48 |
2 |
"Ferrari-246"
|
40 |
3 |
"Cooper-Climax-T43", "-T45" |
31 |
4 |
BRM-P25 |
18 |
5 |
"Maserati-250F" |
6 |
6 |
"Lotus-Climax-12" |
3 |
|
|