F1Archive.Ru
Архив материалов о Формуле 1

Энциклопедия - История

Главная страница
Энциклопедия
История
Пилоты
Трассы
Команды
Поставщики шин
Статистика
Статьи о Формуле 1
Мир Больших Призов
Технологии
Автомобили
Личности
Отдельные статьи
Дополнительные материалы
Другие виды автоспорта
Видео архив
Печатные издания
 



История проведения чемпионатов Формулы 1

Сезон 1959

Составы команд:

Команда Автомобиль Пилоты
"Ace Garage-Rotherham" "Cooper-Climax-T51" Т. Тэйлор (GB)
"Aston-Martin" "Aston-Martin-DBR4/250" К. Шелби (USA), Р. Сальвадори (GB)
"Bleue" "Cooper-Climax-T51" Г. Шелл (USA)
"Alan Brown" "Cooper-Climax-T45" М. Тэйлор (GB), П. Эшдаун (GB)
BRP BRM-P25, "Cooper-Climax-T51",
"Cooper-Borgward-T51"
С. Мосс (GB), А. Бьюб (GB), К. Бристоу (GB), Г. Херрманн (D)
"Camoradi" "Tec-Mec-Maserati-F415" Ф. д'Ори (BR)
"Centro Sud" "Cooper-Maserati-T51", "Maserati-250F" И. Берджесс (GB), К. Дэвис (GB), Ф. д'Ори (BR), Г. Херрманн (D),
М. А. Кабрал (POR), А. Байярдо (URU)
"Connaught-Paul Emery" "Connaught-Alta-C" Б. Сэйд (USA)
"Cooper" "Cooper-Climax-T51" Д. Брэбхэм (AUS), Б. Мак-Ларен (NZ), М. Грегори (USA), Д. Скарлатти (IT)
"Dorchester Service Station" "Lotus-Climax-16" Д. Пайпер (GB)
"Ferrari" "Ferrari-246" Т. Брукс (GB), Ф. Хилл (USA), Д. Герни (USA), Ж. Бера (FR),
В. фон Трипс (D), О. Жандебьен (BELG), К. Эллисон (GB)
"David Fry" "Fry-Climax" М. Паркс (GB)
"John Fisher" "Lotus-Climax-16" Б. Хэлфорд (GB)
"Gilby" "Cooper-Climax-T43" К. Грин (GB)
HEM "Cooper-Climax-T43", "Cooper-Maserati-T45" Р. Сальвадори (GB), Д. Фэйрмен (GB)
"Leader Cars" "Kurtis-Offenhauser" Р. Уорд (USA)
"Lotus" "Lotus-Climax-16" Г. Хилл (GB), И. Айрленд (GB), А. Стеси (GB), П. Лавли (USA)
"Maarsbergen" "Porsche-RSK" К. Г. де Бофор (NL)
"Monte Carlo" "Maserati-250F" А. Тестю (MON)
"Nationale Belge" "Cooper-Climax-T51" Л. Бьянки (BELG), А. де Шанжи (BELG)
OSCA "Cooper-OSCA-T43" А. де Томасо (ARG)
"Owen" BRM-P25 И. Бонньер (SW), Г. Шелл (USA), Р. Флокхарт (GB)
"Fred Tuck" "Cooper-Climax-T45" Б. Хэлфорд (GB), Л. Бьянки (BELG)
"Reg Parnell" "Cooper-Climax-T45", "-T51" Г. Тэйлор (GB), Т. Парнелл (GB)
"Porsche" "Porsche-RSK", "-718" М. Т. де Филиппис (IT), В. фон Трипс (D)
"Mike Taylor" "Cooper-Climax-T45" Д. Константайн (USA)
"Ugolini" "Maserati-250F" Д. Скарлатти (IT), К. Г. де Бофор (NL)
"United Racing Stable" "Cooper-Climax-T51" Б. Мосс (GB)
"Vanwall" "Vanwall-VW" Т. Брукс (GB)
"Ottorino Volonterio" "Maserati-250F" Д. Кабьянка (IT)
"Rob Walker" "Cooper-Climax-T51" С. Мосс (GB), М. Тринтиньян (FR)
Частные автомобили:  
  "Cooper-Climax-T45" Ж. Люсьенбонне (FR)
  JBW-Maserati Б. Нэйлор (GB)
  "Lotus-Climax-12" Д. Тэйлор (GB)
  "Maserati-250F" Ф. Кейд (USA)
  "Porsche-RSK" Ж. Бера (FR), Г. Бланчард (USA)

     Уход команды "Vanwall" из формулы 1 после сезона 1958 года вовсе не означал, что эра "британского гоночного зеленого" завершилась: оставались еще "Cooper" и BRM, неуклонно прогрессировавшие на протяжении последних лет; к ним в сезоне-59 прибавилась и новая для формулы 1 марка "Aston-Martin". Но не следовало сбрасывать со счетов и "Ferrari", оставшуюся в одиночку защищать честь Италии на трассах чемпионатов мира (если не считать немногочисленные частные "Maserati" и единственный старт на Гран При США автомобиля "Tec-Mec", фактически представлявшего собой вариант "Maserati-250F tipo 4", так и не построенного самой фирмой "Maserati").

     Гран При Аргентины в этом сезоне был отменен, не в последнюю очередь из-за ухода из гонок великого Маэстро Хуана Мануэля Фанхио, и чемпионат начался очень поздно - 10 мая - гонкой в Монако. Поул-позицию занял Стирлинг Мосс на "Cooper" команды Роба Уокера, показавший время 1 мин 39,6 с, а первый ряд с ним разделили Жан Бера на "Ferrari" и Джек Брэбхэм - гонщик заводской команды "Cooper". Со старта вперед вырвался Бера, однако он продержался впереди лишь двадцать один круг: начались механические неполадки, и сначала француз пропустил вперед Мосса, а тремя кругами позже покинул гонку. Моссу также не было суждено в тот день увидеть клетчатый флаг - сход на восемьдесят втором круге из-за поломки коробки передач. После Мосса лидерство перехватил и довел гонку до победного конца Брэбхэм, одержав свою первую в формуле 1 победу. Тони Брукс на "Ferrari" отстал на 20,4 с, а все остальные, во главе с Морисом Тринтиньяном на "Cooper" Уокера - на два, три, четыре круга.

     Вторым этапом чемпионата считалась 500-мильная гонка в Индианаполисе. Как всегда, никто из гонщиков формулы 1 не решился ехать в США; первая же пятерка "Indy-500", получившая очки в зачет чемпионата мира, состояла из местных звезд: Роджер Уорд, Джим Рэтманн, Джонни Томсон, Тони Беттенхаузен и Пол Голдсмит.

     Вернемся теперь в Европу, где чемпионат продолжился Гран При Нидерландов. Эта гонка принесла первый успех марке BRM: Иоаким Бонньер одержал уверенную победу над гонщиками на автомобилях "Cooper". Соперниками его были представители заводской команды - Брэбхэм и Мастен Грегори, - и Мосс. Двое первых, хотя и оба лидировали какое-то время, финишировали вторым и третьим, а Мосса, вышедшего вперед за пятнадцать кругов до финиша, снова подвела коробка передач (лучший круг, впрочем, остался на его счету). Вслед за тройкой призеров завершил свою первую гонку Иннес Айрленд на "Lotus", а пятым стал Бера. Четвертый этап - Гран При Франции, прошедший в Реймсе 5 июля, - окончился триумфом команды "Ferrari": Брукс, стартовав с поул-позиции, одержал победу, опередив своего товарища по команде Фила Хилла, а Оливье Жандебьен стал четвертым. Однако эта гонка вовсе не означала поражение "Cooper": на длинных прямых французской трассы все решала не управляемость - конек заднемоторных "Cooper", - а мощность двигателя, где "Ferrari" были вне конкуренции. Брэбхэм стал лишь третьим, а Брюс Мак-Ларен - пятым. Мосс, чтобы не прогадать, пересел на переднемоторный BRM команды BRP, но сошел, когда боролся за второе место.

     Уже на следующем этапе в Великобритании команда "Cooper" вновь выдвинулась на лидирующие позиции: Брэбхэм занял поул-позицию и, проведя впереди всю дистанцию гонки, одержал свою вторую в сезоне победу; Мак-Ларен стал третьим. Мосс (вновь на BRM) мог выиграть в Эйнтри, но он был вынужден совершить пит-стоп, в то время как Брэбхэму этого не требовалось, и финишировал вторым, отстав на 22,2 с, но опередив Мак-Ларена на 0,2. Эти двое, кстати, поделили между собой очко за лучший круг в гонке. Успех команды "Aston-Martin" в квалификации (Рой Сальвадори стартовал вторым, показав одинаковое с Брэбхэмом время) не продолжился в гонке - лишь шестое место с кругом отставания. "Ferrari" в этом Гран При не участвовала из-за забастовок в Италии.

     Гран При Германии, шестой этап чемпионата, первый и единственный раз в формуле 1 проводился на берлинском треке Авус, а результаты гонки высчитывались по результатам двух заездов по тридцать кругов каждый. Трасса, фактически состоявшая из двух прямых и двух поворотов, как нельзя лучше подходила для автомобилей "Ferrari". Гонщики на "Cooper" еще пытались побороться с "ферраристами" в квалификации - места в первом ряду вместе с Бруксом и дебютантом сезона Дэном Герни заняли Мосс и Брэбхэм, - но в гонке противопоставить "жеребцам из Маранелло" им было явно нечего. Лишь Грегори какое-то время боролся за лидерство с Бруксом и Герни в первом заезде, но сошел незадолго до конца заезда со сгоревшим двигателем. Второй же заезд можно охарактеризовать несколько по-театральному: те же и Хилл. "Те же" (Брукс и Герни) в итоге и заняли два первые места, Хилл разместился на третьем, а лучшим из гонщиков на "Cooper" стал Тринтиньян, финишировавший четвертым.

     После шести этапов Брэбхэм сохранял лидерство в чемпионате с 27 очками. Две победы Брукса позволили ему переместиться на второе место с 23 очками, опередив Хилла (13) и Бонньера (10). 9 очков было у Тринтиньяна, 8,5 - у Мосса. В Кубке Конструкторов у "Cooper" было 29 очков, у "Ferrari" - 24, у BRM - 16.

     Седьмая гонка сезона - Гран При Португалии - единственный раз прошла на трассе в Монсанту. Гонка началась очень поздно, чтобы избежать дневной жары, и закончилась уже после семи часов вечера! Мосс здесь наконец-то смог прервать цепь неудач, показав score parfait. Брэбхэм здесь до финиша не добрался (сход на двадцать четвертом круге), и второе место досталось Грегори, отставшему на круг. Мосс сумел победить и в предпоследней гонке чемпионата в Италии, где половину дистанции сражался с Хиллом и уступил-таки тому очко за лучший круг, и выйти на второе место с 25,5 очка, оттеснив Брукса, не блиставшего на двух прошедших этапах и все еще имевшего 23, на третье. Брэбхэм, ставший в Италии третьим, по-прежнему лидировал в чемпионате, имея 31 очко. Четвертое место занимал Хилл - результат, показанный в Монце, довел его счет до 20 очков, - но претендовать на титул он уже не мог. На этом этапе марка "Cooper" выиграла Кубок Конструкторов - пять лучших результатов составляли 38 очков. У "Ferrari" же было 32 очка, причем худшим результатом в зачете Кубка Конструкторов было третье место. Поэтому даже в случае победы на последнем этапе у "Ferrari" было бы всего 36 очков.

     Сезон завершился первым в формуле 1 Гран При США, прошедшем на аэродроме Себринг во Флориде, более известном по 12-часовым гонкам спортивных автомобилей. Мосс, имевший шансы на победу в чемпионате, выиграл квалификацию, проехав круг ровно за три минуты и опередив второго на старте Брэбхэма на целых три секунды. Со старта он вышел вперед и лидировал до тех пор, пока на шестом круге поломка коробки передач (четвертый раз в восьми гонках!) не вывела его из борьбы. Другой претендент на чемпионское звание - Брукс - в начале гонки столкнулся с Вольфгангом фон Трипсом и финишировал лишь третьим, отстав от победителя на 3 мин 00,9 с. У лидировавшего после схода Мосса Брэбхэма за триста метров до финиша кончилось топливо, но он сумел закончить гонку четвертым, затратив на прохождение этих трехсот метров пять минут - он сам толкал машину к финишу и в конце концов отстал от победителя на 4 мин 57,3 с. Очков к своему счету он не прибавил, так как в зачет шли пять лучших результатов, но титул чемпиона все равно достался ему. Победителем же здесь стал Мак-Ларен, одержавший первую из своих четырех побед в чемпионатах мира. Тринтиньян показал лучший круг и стал вторым (+0,6 с).

     Чемпионат-59 стал переломным в еще недолгой к тому времени истории формулы 1: впервые заднемоторные автомобили на деле доказали свое преимущество перед классической компоновкой. Проигрывали "Cooper" лишь по мощности, что было заметно на скоростных трассах, но общая картина явно складывалась в их пользу. Во всяком случае, уже в следующем сезоне у "Cooper" появились последователи.

Личный зачет:
Система начисления очков: 8-6-4-3-2; 1 за лучший круг.
В зачет идут пять лучших результатов из девяти гонок.
Место Гонщик Автомобиль Очки
1 Д. Брэбхэм "Cooper-Climax-T51" 31
2 Т. Брукс "Ferrari-246" 27
3 С. Мосс "Cooper-Climax-T51",BRM-P25 25,5
4 Ф. Хилл "Ferrari-246" 20
5 М. Тринтиньян "Cooper-Climax-T51" 19
6 Б. Мак-Ларен "Cooper-Climax-T51" 16,5
7 Д. Герни "Ferrari-246" 13
8 И. Бонньер BRM-P25 10
9 М. Грегори "Cooper-Climax-T51" 10
10 Р. Уорд "Watson-Offenhauser" 8
Кубок конструкторов:
Система начисления очков: 8-6-4-3-2.
В зачет идут пять лучших результатов из девяти гонок.
Место Команда/Автомобиль Очки
1 "Cooper-Climax-T51" 40
2 "Ferrari-246" 32
3 BRM-P25 18
4 "Lotus-Climax-16" 5


 

 

   © Copyright 2010 F1Archive.ru    
Сайт управляется системой uCoz