Сезон 1959
Составы
команд:
Команда |
Автомобиль |
Пилоты |
"Ace
Garage-Rotherham" |
"Cooper-Climax-T51" |
Т.
Тэйлор
(GB) |
"Aston-Martin"
|
"Aston-Martin-DBR4/250" |
К.
Шелби
(USA),
Р.
Сальвадори
(GB) |
"Bleue"
|
"Cooper-Climax-T51" |
Г.
Шелл
(USA) |
"Alan
Brown"
|
"Cooper-Climax-T45" |
М.
Тэйлор
(GB),
П.
Эшдаун
(GB) |
BRP
|
BRM-P25,
"Cooper-Climax-T51", "Cooper-Borgward-T51" |
С.
Мосс
(GB),
А.
Бьюб
(GB),
К.
Бристоу
(GB),
Г.
Херрманн
(D)
|
"Camoradi"
|
"Tec-Mec-Maserati-F415" |
Ф.
д'Ори
(BR) |
"Centro
Sud"
|
"Cooper-Maserati-T51",
"Maserati-250F" |
И.
Берджесс
(GB),
К.
Дэвис
(GB),
Ф.
д'Ори
(BR),
Г.
Херрманн
(D),
М.
А.
Кабрал
(POR),
А.
Байярдо
(URU)
|
"Connaught-Paul
Emery"
|
"Connaught-Alta-C"
|
Б.
Сэйд
(USA) |
"Cooper"
|
"Cooper-Climax-T51" |
Д.
Брэбхэм
(AUS),
Б.
Мак-Ларен
(NZ),
М.
Грегори
(USA),
Д.
Скарлатти
(IT) |
"Dorchester
Service
Station" |
"Lotus-Climax-16"
|
Д.
Пайпер
(GB) |
"Ferrari" |
"Ferrari-246" |
Т.
Брукс
(GB),
Ф.
Хилл
(USA),
Д.
Герни
(USA),
Ж.
Бера
(FR),
В.
фон
Трипс
(D),
О.
Жандебьен
(BELG),
К.
Эллисон
(GB)
|
"David
Fry" |
"Fry-Climax" |
М.
Паркс
(GB) |
"John
Fisher"
|
"Lotus-Climax-16" |
Б.
Хэлфорд
(GB) |
"Gilby" |
"Cooper-Climax-T43" |
К.
Грин
(GB) |
HEM
|
"Cooper-Climax-T43",
"Cooper-Maserati-T45" |
Р.
Сальвадори
(GB),
Д.
Фэйрмен
(GB) |
"Leader
Cars" |
"Kurtis-Offenhauser" |
Р.
Уорд
(USA) |
"Lotus" |
"Lotus-Climax-16" |
Г.
Хилл
(GB),
И.
Айрленд
(GB),
А.
Стеси
(GB),
П.
Лавли
(USA) |
"Maarsbergen" |
"Porsche-RSK" |
К.
Г.
де
Бофор
(NL) |
"Monte
Carlo" |
"Maserati-250F" |
А.
Тестю
(MON) |
"Nationale
Belge" |
"Cooper-Climax-T51" |
Л.
Бьянки
(BELG),
А.
де
Шанжи
(BELG) |
OSCA
|
"Cooper-OSCA-T43" |
А.
де
Томасо
(ARG) |
"Owen" |
BRM-P25 |
И.
Бонньер
(SW),
Г.
Шелл
(USA),
Р.
Флокхарт
(GB) |
"Fred
Tuck" |
"Cooper-Climax-T45" |
Б.
Хэлфорд
(GB),
Л.
Бьянки
(BELG) |
"Reg
Parnell" |
"Cooper-Climax-T45",
"-T51" |
Г.
Тэйлор
(GB),
Т.
Парнелл
(GB) |
"Porsche" |
"Porsche-RSK",
"-718" |
М.
Т.
де
Филиппис
(IT),
В.
фон
Трипс
(D) |
"Mike
Taylor" |
"Cooper-Climax-T45" |
Д.
Константайн
(USA) |
"Ugolini" |
"Maserati-250F" |
Д.
Скарлатти
(IT),
К.
Г.
де
Бофор
(NL) |
"United
Racing
Stable" |
"Cooper-Climax-T51" |
Б.
Мосс
(GB) |
"Vanwall" |
"Vanwall-VW" |
Т.
Брукс
(GB) |
"Ottorino
Volonterio" |
"Maserati-250F" |
Д.
Кабьянка
(IT) |
"Rob
Walker" |
"Cooper-Climax-T51" |
С.
Мосс
(GB),
М.
Тринтиньян
(FR) |
Частные
автомобили: |
|
|
"Cooper-Climax-T45" |
Ж.
Люсьенбонне
(FR) |
|
JBW-Maserati
|
Б.
Нэйлор
(GB) |
|
"Lotus-Climax-12" |
Д.
Тэйлор
(GB) |
|
"Maserati-250F" |
Ф.
Кейд
(USA) |
|
"Porsche-RSK" |
Ж.
Бера
(FR),
Г.
Бланчард
(USA) |
Уход
команды "Vanwall"
из формулы 1
после сезона
1958 года
вовсе не
означал, что
эра
"британского
гоночного
зеленого"
завершилась:
оставались
еще "Cooper"
и BRM,
неуклонно
прогрессировавшие
на
протяжении
последних
лет; к ним в
сезоне-59
прибавилась
и новая для
формулы 1
марка "Aston-Martin".
Но не
следовало
сбрасывать
со счетов и
"Ferrari",
оставшуюся в
одиночку
защищать
честь Италии
на трассах
чемпионатов
мира (если
не считать
немногочисленные
частные "Maserati"
и
единственный
старт на
Гран При США
автомобиля "Tec-Mec",
фактически
представлявшего
собой
вариант
"Maserati-250F
tipo 4", так
и не
построенного
самой фирмой
"Maserati").
Гран
При
Аргентины в
этом сезоне
был отменен,
не в
последнюю
очередь
из-за ухода
из гонок
великого
Маэстро
Хуана
Мануэля
Фанхио, и
чемпионат
начался
очень поздно
- 10 мая -
гонкой в
Монако.
Поул-позицию
занял
Стирлинг
Мосс на "Cooper"
команды Роба
Уокера,
показавший
время 1 мин
39,6 с, а
первый ряд с
ним
разделили
Жан Бера на
"Ferrari" и
Джек Брэбхэм
- гонщик
заводской
команды "Cooper".
Со старта
вперед
вырвался
Бера, однако
он
продержался
впереди лишь
двадцать
один круг:
начались
механические
неполадки, и
сначала
француз
пропустил
вперед Мосса,
а тремя
кругами
позже
покинул
гонку. Моссу
также не
было суждено
в тот день
увидеть
клетчатый
флаг - сход
на
восемьдесят
втором круге
из-за
поломки
коробки
передач.
После Мосса
лидерство
перехватил и
довел гонку
до победного
конца
Брэбхэм,
одержав свою
первую в
формуле 1
победу. Тони
Брукс на "Ferrari"
отстал на
20,4 с, а
все
остальные,
во главе с
Морисом
Тринтиньяном
на "Cooper"
Уокера - на
два, три,
четыре
круга.
Вторым
этапом
чемпионата
считалась
500-мильная
гонка в
Индианаполисе.
Как всегда,
никто из
гонщиков
формулы 1 не
решился
ехать в США;
первая же
пятерка
"Indy-500",
получившая
очки в зачет
чемпионата
мира,
состояла из
местных
звезд:
Роджер Уорд,
Джим Рэтманн,
Джонни
Томсон, Тони
Беттенхаузен
и Пол
Голдсмит.
Вернемся
теперь в
Европу, где
чемпионат
продолжился
Гран При
Нидерландов.
Эта гонка
принесла
первый успех
марке BRM:
Иоаким
Бонньер
одержал
уверенную
победу над
гонщиками на
автомобилях
"Cooper".
Соперниками
его были
представители
заводской
команды -
Брэбхэм и
Мастен
Грегори, - и
Мосс. Двое
первых, хотя
и оба
лидировали
какое-то
время,
финишировали
вторым и
третьим, а
Мосса,
вышедшего
вперед за
пятнадцать
кругов до
финиша,
снова
подвела
коробка
передач
(лучший
круг,
впрочем,
остался на
его счету).
Вслед за
тройкой
призеров
завершил
свою первую
гонку Иннес
Айрленд на "Lotus",
а пятым стал
Бера.
Четвертый
этап - Гран
При Франции,
прошедший в
Реймсе 5
июля, -
окончился
триумфом
команды "Ferrari":
Брукс,
стартовав с
поул-позиции,
одержал
победу,
опередив
своего
товарища по
команде Фила
Хилла, а
Оливье
Жандебьен
стал
четвертым.
Однако эта
гонка вовсе
не означала
поражение "Cooper":
на длинных
прямых
французской
трассы все
решала не
управляемость
- конек
заднемоторных
"Cooper", -
а мощность
двигателя,
где "Ferrari"
были вне
конкуренции.
Брэбхэм стал
лишь
третьим, а
Брюс
Мак-Ларен -
пятым. Мосс,
чтобы не
прогадать,
пересел на
переднемоторный
BRM команды
BRP, но
сошел, когда
боролся за
второе
место.
Уже на
следующем
этапе в
Великобритании
команда "Cooper"
вновь
выдвинулась
на
лидирующие
позиции:
Брэбхэм
занял
поул-позицию
и, проведя
впереди всю
дистанцию
гонки,
одержал свою
вторую в
сезоне
победу;
Мак-Ларен
стал
третьим.
Мосс (вновь
на BRM) мог
выиграть в
Эйнтри, но
он был
вынужден
совершить
пит-стоп, в
то время как
Брэбхэму
этого не
требовалось,
и
финишировал
вторым,
отстав на
22,2 с, но
опередив
Мак-Ларена
на 0,2. Эти
двое,
кстати,
поделили
между собой
очко за
лучший круг
в гонке.
Успех
команды "Aston-Martin"
в
квалификации
(Рой
Сальвадори
стартовал
вторым,
показав
одинаковое с
Брэбхэмом
время) не
продолжился
в гонке -
лишь шестое
место с
кругом
отставания.
"Ferrari" в
этом Гран
При не
участвовала
из-за
забастовок в
Италии.
Гран
При
Германии,
шестой этап
чемпионата,
первый и
единственный
раз в
формуле 1
проводился
на
берлинском
треке Авус,
а результаты
гонки
высчитывались
по
результатам
двух заездов
по тридцать
кругов
каждый.
Трасса,
фактически
состоявшая
из двух
прямых и
двух
поворотов,
как нельзя
лучше
подходила
для
автомобилей
"Ferrari".
Гонщики на
"Cooper" еще
пытались
побороться с
"ферраристами"
в
квалификации
- места в
первом ряду
вместе с
Бруксом и
дебютантом
сезона Дэном
Герни заняли
Мосс и
Брэбхэм, -
но в гонке
противопоставить
"жеребцам из
Маранелло"
им было явно
нечего. Лишь
Грегори
какое-то
время
боролся за
лидерство с
Бруксом и
Герни в
первом
заезде, но
сошел
незадолго до
конца заезда
со сгоревшим
двигателем.
Второй же
заезд можно
охарактеризовать
несколько
по-театральному:
те же и
Хилл. "Те
же" (Брукс и
Герни) в
итоге и
заняли два
первые
места, Хилл
разместился
на третьем,
а лучшим из
гонщиков на
"Cooper"
стал
Тринтиньян,
финишировавший
четвертым.
После
шести этапов
Брэбхэм
сохранял
лидерство в
чемпионате с
27 очками.
Две победы
Брукса
позволили
ему
переместиться
на второе
место с 23
очками,
опередив
Хилла (13) и
Бонньера
(10). 9
очков было у
Тринтиньяна,
8,5 - у
Мосса. В
Кубке
Конструкторов
у "Cooper"
было 29
очков, у
"Ferrari" -
24, у BRM -
16.
Седьмая
гонка сезона
- Гран При
Португалии -
единственный
раз прошла
на трассе в
Монсанту.
Гонка
началась
очень
поздно,
чтобы
избежать
дневной
жары, и
закончилась
уже после
семи часов
вечера! Мосс
здесь
наконец-то
смог
прервать
цепь неудач,
показав
score
parfait.
Брэбхэм
здесь до
финиша не
добрался
(сход на
двадцать
четвертом
круге), и
второе место
досталось
Грегори,
отставшему
на круг.
Мосс сумел
победить и в
предпоследней
гонке
чемпионата в
Италии, где
половину
дистанции
сражался с
Хиллом и
уступил-таки
тому очко за
лучший круг,
и выйти на
второе место
с 25,5 очка,
оттеснив
Брукса, не
блиставшего
на двух
прошедших
этапах и все
еще имевшего
23, на
третье.
Брэбхэм,
ставший в
Италии
третьим,
по-прежнему
лидировал в
чемпионате,
имея 31
очко.
Четвертое
место
занимал Хилл
- результат,
показанный в
Монце, довел
его счет до
20 очков, -
но
претендовать
на титул он
уже не мог.
На этом
этапе марка
"Cooper"
выиграла
Кубок
Конструкторов
- пять
лучших
результатов
составляли
38 очков. У
"Ferrari" же
было 32
очка, причем
худшим
результатом
в зачете
Кубка
Конструкторов
было третье
место.
Поэтому даже
в случае
победы на
последнем
этапе у
"Ferrari"
было бы
всего 36
очков.
Сезон
завершился
первым в
формуле 1
Гран При
США,
прошедшем на
аэродроме
Себринг во
Флориде,
более
известном по
12-часовым
гонкам
спортивных
автомобилей.
Мосс,
имевший
шансы на
победу в
чемпионате,
выиграл
квалификацию,
проехав круг
ровно за три
минуты и
опередив
второго на
старте
Брэбхэма на
целых три
секунды. Со
старта он
вышел вперед
и лидировал
до тех пор,
пока на
шестом круге
поломка
коробки
передач
(четвертый
раз в восьми
гонках!) не
вывела его
из борьбы.
Другой
претендент
на
чемпионское
звание -
Брукс - в
начале гонки
столкнулся с
Вольфгангом
фон Трипсом
и
финишировал
лишь
третьим,
отстав от
победителя
на 3 мин
00,9 с. У
лидировавшего
после схода
Мосса
Брэбхэма за
триста
метров до
финиша
кончилось
топливо, но
он сумел
закончить
гонку
четвертым,
затратив на
прохождение
этих трехсот
метров пять
минут - он
сам толкал
машину к
финишу и в
конце концов
отстал от
победителя
на 4 мин
57,3 с.
Очков к
своему счету
он не
прибавил,
так как в
зачет шли
пять лучших
результатов,
но титул
чемпиона все
равно
достался
ему.
Победителем
же здесь
стал
Мак-Ларен,
одержавший
первую из
своих
четырех
побед в
чемпионатах
мира.
Тринтиньян
показал
лучший круг
и стал
вторым (+0,6
с).
Чемпионат-59
стал
переломным в
еще недолгой
к тому
времени
истории
формулы 1:
впервые
заднемоторные
автомобили
на деле
доказали
свое
преимущество
перед
классической
компоновкой.
Проигрывали
"Cooper"
лишь по
мощности,
что было
заметно на
скоростных
трассах, но
общая
картина явно
складывалась
в их пользу.
Во всяком
случае, уже
в следующем
сезоне у
"Cooper"
появились
последователи.
Личный зачет:
Система начисления очков: 8-6-4-3-2; 1 за лучший круг. В зачет идут пять лучших результатов из девяти гонок.
Место |
Гонщик |
Автомобиль |
Очки |
1 |
Д. Брэбхэм |
"Cooper-Climax-T51" |
31 |
2 |
Т. Брукс |
"Ferrari-246"
|
27 |
3 |
С. Мосс |
"Cooper-Climax-T51",BRM-P25
|
25,5 |
4 |
Ф. Хилл |
"Ferrari-246" |
20 |
5 |
М. Тринтиньян |
"Cooper-Climax-T51"
|
19 |
6 |
Б. Мак-Ларен |
"Cooper-Climax-T51"
|
16,5 |
7 |
Д. Герни |
"Ferrari-246" |
13 |
8 |
И. Бонньер |
BRM-P25
|
10 |
9 |
М. Грегори |
"Cooper-Climax-T51"
|
10 |
10 |
Р. Уорд |
"Watson-Offenhauser" |
8 |
|
Кубок конструкторов:
Система начисления очков: 8-6-4-3-2. В зачет идут пять лучших результатов из девяти гонок.
Место |
Команда/Автомобиль |
Очки |
1 |
"Cooper-Climax-T51" |
40 |
2 |
"Ferrari-246"
|
32 |
3 |
BRM-P25
|
18 |
4 |
"Lotus-Climax-16" |
5 |
|
|