F1Archive.Ru
Архив материалов о Формуле 1

Энциклопедия - История

Главная страница
Энциклопедия
История
Пилоты
Трассы
Команды
Поставщики шин
Статистика
Статьи о Формуле 1
Мир Больших Призов
Технологии
Автомобили
Личности
Отдельные статьи
Дополнительные материалы
Другие виды автоспорта
Видео архив
Печатные издания
 



История проведения чемпионатов Формулы 1

Сезон 1961

Составы команд:

Команда Автомобиль Пилоты
Louise Bryden-Brown "Lotus-Climax-18" Т. Маггс (RSA)
"Camoradi" "Lotus-Climax-18", "Cooper-Climax-T53" И. Берджесс (GB), М. Грегори (USA)
"Centro Sud" "Cooper-Maserati-T51", "-T53" Л. Бандини (IT), М. Натили (IT)
"Colonia" "Lotus-Climax-18" В. Зайдель (D), М. Мэй (SWI)
"Cooper" "Cooper-Climax-T55", "-T58" Д. Брэбхэм (AUS), Б. Мак-Ларен (NZ)
"Ferrari" "Ferrari-156" Ф. Хилл (USA), В. фон Трипс (D), Р. Джинтер (USA), Р. Родригес (MEX),
В. Майресс (BELG), О. Жандебьен (BELG)
FISA "Ferrari-156" Д. Багетти (IT)
"Gilby" "Gilby-Climax" К. Грин (GB)
H&L "Cooper-Climax-T53" Д. Льюис (GB)
"J Frank Harrison" "Lotus-Climax-18" Л. Руби (USA)
"Lotus" "Lotus-Climax-18", "-18/21", "-21" И. Айрленд (GB), Д. Кларк (GB), Т. Тэйлор (GB), В. Майресс (BELG)
"Maarsbergen" "Porsche-718" К. Г. де Бофор (NL), Г. Херрманн (D)
"Momo" "Cooper-Climax-T53" У. Хансген (USA)
"Nationale Belge" "Emeryson-Maserati-1001",
"Emeryson-Climax-1001", "Lotus-Climax-18"
О. Жандебьен (BELG), Л. Бьянки (BELG), А. Пилетт (BELG), В. Майресс (BELG)
"Owen" BRM-Climax-P48/57 Т. Брукс (GB), Г. Хилл (GB)
"Tim Parnelle" "Lotus-Climax-18" Т. Парнелл (GB), Д. Эшмор (GB)
"Pescara Racing Club" "Cooper-Maserati-T51" Р. Пироччи (IT)
"Porsche" "Porsche-787", "-718" Д. Герни (USA), И. Бонньер (SW), Г. Херрманн (D)
"Sant'Ambroseus" "Ferrari-156" Д. Багетти (IT)
"Serenissima" "Cooper-Maserati-T51",
"de Tomaso-Alfa", "de Tomaso-OSCA"
М. Тринтиньян (FR), Д. Скарлатти (IT), Н. Ваккарелла (IT)
"Settecolli" "de Tomaso-OSCA" Р. Липпи (IT)
"de Tomaso" "de Tomaso-Alfa" Р. Буссинелло (IT)
"Fred Tuck" "Cooper-Climax-T45" Д. Фэйрмен (GB)
"UDT Laystall" "Lotus-Climax-18", "-18/21" О. Жандебьен (BELG), Г. Тэйлор (GB), К. Эллисон (GB), М. Грегори (USA),
Л. Бьянки (BELG), Х.-М. Бордеу (ARG)
"Rob Walker" "Lotus-Climax-18", "-18/21", "-21",
"Cooper-Climax-T53", "Ferguson-Climax-P99"
С. Мосс (GB), Д. Фэйрмен (GB)
"J Wheeler" "Lotus-Climax-18/21" П. Райан (CAN)
"John M. White" "Cooper-Climax-T53" Р. Пенске (USA)
"Yeoman Credit" "Cooper-Climax-T53" Д. Сертиз (GB), Р. Сальвадори (GB)
Частные автомобили:  
  "Cooper-Climax-T53" Б. Колломб (FR), Х. Шарп (USA)
  JBW-Climax Б. Нэйлор (GB)
  "Lotus-Climax-18" Т. Марш (GB), Д. Эшмор (GB)
  "Lotus-Maserati-18" Г. Старрабба (IT)
  "Lotus-Climax-18/21" Д. Холл (USA)

     1961 стал первым годом новой Формулы 1, главным отличием которой стало ограничение рабочего объема двигателей 1500 см3. Команда "Ferrari", пожертвовав прошедшим сезоном, подготовила к 1961 году заднемоторную модель "-156", оснащенную совершенно новым двигателем V6, мощность которого достигала 180, а позже - и 190 л. с. Британские же производители двигателей - BRM и "Coventry Climax" - не успели подготовить новые двигатели к началу сезона. Единственным, подходившим под новые требования, был двигатель "Coventry Climax-FPF" формулы 2, разработанный еще в 1957 году и проигрывавший "Ferrari" по мощности как минимум 30 л. с. Впрочем, первая гонка сезона в Монако прошла под знаком господства Стирлинга Мосса на "Lotus-18" команды Роба Уокера: медленная трасса со множеством замысловатых поворотов предъявляла основные требования не к мощности двигателей, а к управляемости автомобилей (в чем "Lotus-18" практически не было равных) и мастерству гонщиков (в наличии такового у Мосса, естественно, никто не сомневался). Поэтому Мосс, выиграв сначала поул-позицию и в начале гонки пропустив вперед Ричи Джинтера на "Ferrari", вновь вышел в лидеры на четырнадцатом круге и сохранял свое первое место до самого финиша. Джинтер, разделивший в этой гонке лучшее время круга с Моссом, отстал на 3,6 с, а Фил Хилл, также на "Ferrari" - на 41,3. Четвертым был квалифицирован еще один гонщик "Ferrari" Вольфганг фон Трипс, но он не финишировал, попав в аварию на предпоследнем круге.

     Второй этап чемпионата состоялся в Нидерландах, и здесь преимущество "Ferrari" было очевидным: первый ряд на старте (Хилл и фон Трипс - 1 мин 35,7 с, Джинтер - 1 мин 35,9 с), семьдесят пять кругов лидерства фон Трипса и победный дубль (Хилл отстал на 0,9 с). За третью позицию боролись Джим Кларк на "Lotus" заводской команды и Грэхем Хилл на BRM. Для Хилла эта борьба окончилась вылетом с трассы и только восьмым местом на финише. Мосс, с трудом выдерживая давление со стороны Джинтера, смог-таки финишировать четвертым, а замкнул шестерку действующий чемпион Джек Брэбхэм на "Cooper". Любопытно, что все стартовавшие в этой гонке добрались до финиша - единственный раз в истории формулы 1! Все свое могущество команда "Ferrari" смогла показать на третьем этапе в Бельгии, где четыре гонщика на "-156" заняли первые четыре места: Ф. Хилл, фон Трипс (+0,7 с) и Джинтер (+19,5 с), а также присоединившийся в этой гонке к команде Оливье Жандебьен, чья машина была окрашена в национальный бельгийский гоночный цвет - желтый. Лучшим же гонщиком на британском автомобиле стал Джон Сертиз, финишировавший пятым и проигравший Хиллу почти полторы минуты. По итогам трех гонок лидером чемпионата был Ф. Хилл, имевший 19 очков согласно новой системе (за победу теперь начислялось девять очков); 18 имел фон Трипс. Мосс и Джинтер делили между собой третье и четвертое места с 12 очками каждый. Это была лидирующая группа чемпионата: занимавший пятое место Кларк имел всего 4 очка, а Жандебьен (шестой) - 3. В Кубке Конструкторов, где за победу все еще начислялось 8 очков, у "Ferrari" было 22, а у "Lotus" - 12 очков. Марка "Cooper", господствовавшая в прошлом сезоне, набрала за первые три этапа всего 4 очка.

     2 июля в Реймсе состоялся Гран При Франции. В третий раз подряд первые три места на старте оккупировали гонщики "Ferrari": Хилл, фон Трипс и Джинтер. Со старта они уже привычно ушли вперед, вслед за ними пристроился Мосс, а затем шла плотная группа, в составе которой были: Кларк и Иннес Айрленд, Г. Хилл, Иоаким Бонньер, Дэн Герни, Брюс Мак-Ларен и Джанкарло Багетти. Последний, проводивший свою первую гонку формулы 1 на "Ferrari-156", принадлежавшей итальянской "Federazione Italiane Scuderie Automobilistiche" (FISA), смог, используя преимущество двигателя, выйти на пятое место. В это время на представителей первой четверки обрушились всяческие несчастья. Сначала на девятнадцатом круге отказал двигатель на машине фон Трипса; затем отказали тормоза у Мосса; потом в шпильке Tillois ошибся пробывший лидером двадцать кругов Хилл (на финише он был лишь девятым с двухкруговым отставанием). Лидерство у Хилла унаследовал Джинтер, но всего лишь на три круга - упало давление масла, и американец сошел (хотя и был квалифицирован в итоговом протоколе пятнадцатым). В конце концов лидером совершенно неожиданно для всех, а в первую очередь - для себя, оказался Багетти. Однако его преследовали его буквально по пятам и искали возможности для обгона два пилота "Porsche" - Герни и Бонньер. Незадолго до финиша Бонньер был вынужден сбросить темп из-за неполадок, но оставался еще Герни, который на последнем круге вышел было вперед. Перед самым финишем Багетти снова обогнал его и выиграл, став, таким образом, единственным, кто сумел победить в своей первой гонке чемпионата мира (если, конечно, не считать Джузеппе Фарины). Герни отстал всего на 0,1 с, а Кларк (третий) - уже на 1 мин 01,1 с. Ввиду необычности своих результатов гонка не повлияла на положение лидеров чемпионата. Багетти и Герни делили теперь 5-6 места с 9 очками каждый.

      Гран При Великобритании вновь окончился победой "красных": фон Трипс одержал замечательную победу, под дождем выиграв у Хилла 46,0 с, а третьим стал Джинтер (+46,8 с). Мосс некоторое время оказывал им достойную конкуренцию, но сошел на сорок пятом круге из-за отказа тормозов. Попытка продолжить гонку на полноприводном автомобиле "Ferguson-Climax-P99" также не имела успеха - смена машин во время гонки уже была объявлена "вне закона", и Мосс был дисквалифицирован. Свой лучший результат в сезоне показал Брэбхэм, став четвертым. Эта гонка принесла "Ferrari" первый Кубок Конструкторов - на ее счету было 38 очков, в то время как у "Lotus" - только 16. Даже если бы гонщики "Lotus" и выиграли три оставшиеся этапа, у "Ferrari" все равно было бы на два очка больше.

      Гран При Германии 1961 года был сотым этапом чемпионатов мира (считая 500-мильные гонки в Индианаполисе в 1950-1960). Здесь, на Нюрбургринге, Мосс реабилитировался и доказал всем, что его умение ездить под дождем стоит всего технического преимущества "Ferrari": если в квалификации, проходившей "посуху", он проиграл Хиллу 6,5 с, то в гонке равных ему не было. Два лидера чемпионата боролись за второе место, не раз рискуя вылететь с трассы. Схватка завершилась в пользу фон Трипса, имевшего теперь 33 очка против 29 у Ф. Хилла. Мосс вернул себе третье место в чемпионате (21 очко), опередив Джинтера (16). 11 очков было у Кларка, а по 9 - у Багетти и Герни.

      От седьмого этапа - Гран При Италии - ждали решающей схватки за титул чемпиона между Ф. Хиллом и фон Трипсом. Но уже на втором круге гонки произошла трагедия: из-за столкновения фон Трипса с Кларком погибли четырнадцать зрителей и сам фон Трипс. Еще более двадцати человек было ранено. Виновником происшедшего посчитали Кларка. Его уже разыскивала полиция, и только срочный вылет в Великобританию спас Кларка от ареста и суда. Его еще долго обвиняли в неумышленном убийстве фон Трипса. Но, как бы то ни было, с гибелью своего основного соперника Ф. Хилл стал чемпионом мира, так как теперь, выиграв гонку, он имел 34 очка - на одно больше, чем фон Трипс, а Мосс очков в Монце не получил и не мог претендовать на большее, чем третье место в чемпионате: новый 8-цилиндровый двигатель "Coventry Climax-FMWV", развивавший, как и "Ferrari", 190 л. с., появился слишком поздно. Вторым в Монце финишировал Герни, третьим - Мак-Ларен, а четвертым - Джек Льюис на частном "Cooper".

      В третий раз за три года Гран При США проводился на новой трассе, на этот раз в Уоткинс Глен в штате Нью-Йорк. "Ferrari" в знак траура не принимала участия в гонке. В этих условиях за победу сражались Брэбхэм, единственный раз в сезоне стартовавший с поул-позиции, и Мосс. Когда оба почти одновременно сошли (на пятьдесят восьмом круге остановился с перегревшимся двигателем Брэбхэм, а кругом позже отказал мотор у Мосса), лидерство перехватил и выиграл гонку Айрленд. Это была первая победа заводской команды "Lotus" в формуле 1. Второе место занял Герни. Тони Брукс, проводивший свою последнюю гонку формулы 1, стал третьим, а его товарищ по команде BRM Г. Хилл занял пятое место.

Личный зачет:
Система начисления очков: 9-6-4-3-2-1
В зачет идут пять лучших результатов из восьми гонок.
Место Гонщик Автомобиль Очки
1 Ф. Хилл "Ferrari-156" 34
2 В. фон Трипс "Ferrari-156" 33
3 С. Мосс "Lotus-Climax-18" 21
4 Д. Герни "Porsche-718" 21
5 Р. Джинтер "Ferrari-156" 16
6 И. Айрленд "Lotus-Climax-21" 12
7 Д. Кларк "Lotus-Climax-21" 11
8 Б. Мак-Ларен "Cooper-Climax-T55" 11
9 Д. Багетти "Ferrari-156" 9
10 Т. Брукс BRM-Climax-P48/57 6
Кубок конструкторов:
Система начисления очков: 9-6-4-3-2-1
В зачет идут пять лучших результатов из восьми гонок.
Место Команда/Автомобиль Очки
1 "Ferrari-156" 40
2 "Lotus-Climax-21", "-18" 32
3 "Porsche-718" 22
4 "Cooper-Climax-T55", "-T58" 14
5 BRM-Climax-P48/57 7


 

 

   © Copyright 2010 F1Archive.ru    
Сайт управляется системой uCoz