Сезон 1961
Составы команд:
Команда |
Автомобиль |
Пилоты |
Louise
Bryden-Brown |
"Lotus-Climax-18" |
Т.
Маггс
(RSA) |
"Camoradi"
|
"Lotus-Climax-18",
"Cooper-Climax-T53" |
И.
Берджесс
(GB),
М.
Грегори
(USA) |
"Centro
Sud"
|
"Cooper-Maserati-T51",
"-T53" |
Л.
Бандини
(IT),
М.
Натили
(IT) |
"Colonia"
|
"Lotus-Climax-18" |
В.
Зайдель
(D),
М.
Мэй
(SWI) |
"Cooper" |
"Cooper-Climax-T55",
"-T58" |
Д.
Брэбхэм
(AUS),
Б.
Мак-Ларен
(NZ) |
"Ferrari"
|
"Ferrari-156" |
Ф.
Хилл
(USA),
В.
фон
Трипс
(D),
Р.
Джинтер
(USA),
Р.
Родригес
(MEX), В.
Майресс
(BELG),
О.
Жандебьен
(BELG) |
FISA
|
"Ferrari-156" |
Д.
Багетти
(IT) |
"Gilby"
|
"Gilby-Climax"
|
К.
Грин
(GB) |
H&L
|
"Cooper-Climax-T53" |
Д.
Льюис
(GB)
|
"J
Frank
Harrison" |
"Lotus-Climax-18"
|
Л.
Руби
(USA)
|
"Lotus" |
"Lotus-Climax-18",
"-18/21",
"-21" |
И.
Айрленд
(GB),
Д.
Кларк
(GB),
Т.
Тэйлор
(GB),
В.
Майресс
(BELG) |
"Maarsbergen" |
"Porsche-718" |
К.
Г.
де
Бофор
(NL),
Г.
Херрманн
(D) |
"Momo" |
"Cooper-Climax-T53" |
У.
Хансген
(USA) |
"Nationale
Belge" |
"Emeryson-Maserati-1001", "Emeryson-Climax-1001",
"Lotus-Climax-18" |
О.
Жандебьен
(BELG),
Л.
Бьянки
(BELG),
А.
Пилетт
(BELG),
В.
Майресс
(BELG)
|
"Owen"
|
BRM-Climax-P48/57 |
Т.
Брукс
(GB),
Г.
Хилл
(GB) |
"Tim
Parnelle" |
"Lotus-Climax-18" |
Т.
Парнелл
(GB),
Д.
Эшмор
(GB) |
"Pescara
Racing
Club" |
"Cooper-Maserati-T51" |
Р.
Пироччи
(IT) |
"Porsche" |
"Porsche-787",
"-718" |
Д.
Герни
(USA),
И.
Бонньер
(SW),
Г.
Херрманн
(D) |
"Sant'Ambroseus" |
"Ferrari-156" |
Д.
Багетти
(IT) |
"Serenissima" |
"Cooper-Maserati-T51",
"de
Tomaso-Alfa",
"de
Tomaso-OSCA" |
М.
Тринтиньян
(FR),
Д.
Скарлатти
(IT),
Н.
Ваккарелла
(IT)
|
"Settecolli" |
"de
Tomaso-OSCA" |
Р.
Липпи
(IT) |
"de
Tomaso" |
"de
Tomaso-Alfa" |
Р.
Буссинелло
(IT) |
"Fred
Tuck" |
"Cooper-Climax-T45" |
Д.
Фэйрмен
(GB) |
"UDT
Laystall" |
"Lotus-Climax-18",
"-18/21" |
О.
Жандебьен
(BELG),
Г.
Тэйлор
(GB),
К.
Эллисон
(GB),
М.
Грегори
(USA), Л.
Бьянки
(BELG),
Х.-М.
Бордеу
(ARG) |
"Rob
Walker" |
"Lotus-Climax-18",
"-18/21",
"-21",
"Cooper-Climax-T53",
"Ferguson-Climax-P99" |
С.
Мосс
(GB),
Д.
Фэйрмен
(GB) |
"J
Wheeler" |
"Lotus-Climax-18/21" |
П.
Райан
(CAN) |
"John
M.
White" |
"Cooper-Climax-T53" |
Р.
Пенске
(USA) |
"Yeoman
Credit" |
"Cooper-Climax-T53" |
Д.
Сертиз
(GB),
Р.
Сальвадори
(GB) |
Частные
автомобили: |
|
|
"Cooper-Climax-T53" |
Б.
Колломб
(FR),
Х.
Шарп
(USA) |
|
JBW-Climax |
Б.
Нэйлор
(GB) |
|
"Lotus-Climax-18" |
Т.
Марш
(GB),
Д.
Эшмор
(GB) |
|
"Lotus-Maserati-18" |
Г.
Старрабба
(IT) |
|
"Lotus-Climax-18/21" |
Д.
Холл
(USA) |
1961
стал первым
годом новой
Формулы 1,
главным
отличием
которой
стало
ограничение
рабочего
объема
двигателей
1500 см3.
Команда
"Ferrari",
пожертвовав
прошедшим
сезоном,
подготовила
к 1961 году
заднемоторную
модель
"-156",
оснащенную
совершенно
новым
двигателем
V6, мощность
которого
достигала
180, а позже
- и 190 л.
с.
Британские
же
производители
двигателей -
BRM и
"Coventry
Climax" - не
успели
подготовить
новые
двигатели к
началу
сезона.
Единственным,
подходившим
под новые
требования,
был
двигатель
"Coventry
Climax-FPF"
формулы 2,
разработанный
еще в 1957
году и
проигрывавший
"Ferrari" по
мощности как
минимум 30
л. с.
Впрочем,
первая гонка
сезона в
Монако
прошла под
знаком
господства
Стирлинга
Мосса на
"Lotus-18"
команды Роба
Уокера:
медленная
трасса со
множеством
замысловатых
поворотов
предъявляла
основные
требования
не к
мощности
двигателей,
а к
управляемости
автомобилей
(в чем
"Lotus-18"
практически
не было
равных) и
мастерству
гонщиков (в
наличии
такового у
Мосса,
естественно,
никто не
сомневался).
Поэтому
Мосс,
выиграв
сначала
поул-позицию
и в начале
гонки
пропустив
вперед Ричи
Джинтера на
"Ferrari",
вновь вышел
в лидеры на
четырнадцатом
круге и
сохранял
свое первое
место до
самого
финиша.
Джинтер,
разделивший
в этой гонке
лучшее время
круга с
Моссом,
отстал на
3,6 с, а Фил
Хилл, также
на "Ferrari"
- на 41,3.
Четвертым
был
квалифицирован
еще один
гонщик
"Ferrari"
Вольфганг
фон Трипс,
но он не
финишировал,
попав в
аварию на
предпоследнем
круге.
Второй
этап
чемпионата
состоялся в
Нидерландах,
и здесь
преимущество
"Ferrari"
было
очевидным:
первый ряд
на старте
(Хилл и фон
Трипс - 1
мин 35,7 с,
Джинтер - 1
мин 35,9 с),
семьдесят
пять кругов
лидерства
фон Трипса и
победный
дубль (Хилл
отстал на
0,9 с). За
третью
позицию
боролись
Джим Кларк
на "Lotus"
заводской
команды и
Грэхем Хилл
на BRM. Для
Хилла эта
борьба
окончилась
вылетом с
трассы и
только
восьмым
местом на
финише.
Мосс, с
трудом
выдерживая
давление со
стороны
Джинтера,
смог-таки
финишировать
четвертым, а
замкнул
шестерку
действующий
чемпион Джек
Брэбхэм на
"Cooper".
Любопытно,
что все
стартовавшие
в этой гонке
добрались до
финиша -
единственный
раз в
истории
формулы 1!
Все свое
могущество
команда
"Ferrari"
смогла
показать на
третьем
этапе в
Бельгии, где
четыре
гонщика на
"-156"
заняли
первые
четыре
места: Ф.
Хилл, фон
Трипс (+0,7
с) и Джинтер
(+19,5 с), а
также
присоединившийся
в этой гонке
к команде
Оливье
Жандебьен,
чья машина
была
окрашена в
национальный
бельгийский
гоночный
цвет -
желтый.
Лучшим же
гонщиком на
британском
автомобиле
стал Джон
Сертиз,
финишировавший
пятым и
проигравший
Хиллу почти
полторы
минуты. По
итогам трех
гонок
лидером
чемпионата
был Ф. Хилл,
имевший 19
очков
согласно
новой
системе (за
победу
теперь
начислялось
девять
очков); 18
имел фон
Трипс. Мосс
и Джинтер
делили между
собой третье
и четвертое
места с 12
очками
каждый. Это
была
лидирующая
группа
чемпионата:
занимавший
пятое место
Кларк имел
всего 4
очка, а
Жандебьен
(шестой) -
3. В Кубке
Конструкторов,
где за
победу все
еще
начислялось
8 очков, у
"Ferrari"
было 22, а у
"Lotus" - 12
очков. Марка
"Cooper",
господствовавшая
в прошлом
сезоне,
набрала за
первые три
этапа всего
4 очка.
2 июля
в Реймсе
состоялся
Гран При
Франции. В
третий раз
подряд
первые три
места на
старте
оккупировали
гонщики
"Ferrari":
Хилл, фон
Трипс и
Джинтер. Со
старта они
уже привычно
ушли вперед,
вслед за
ними
пристроился
Мосс, а
затем шла
плотная
группа, в
составе
которой
были: Кларк
и Иннес
Айрленд, Г.
Хилл, Иоаким
Бонньер, Дэн
Герни, Брюс
Мак-Ларен и
Джанкарло
Багетти.
Последний,
проводивший
свою первую
гонку
формулы 1 на
"Ferrari-156",
принадлежавшей
итальянской
"Federazione
Italiane
Scuderie
Automobilistiche"
(FISA),
смог,
используя
преимущество
двигателя,
выйти на
пятое место.
В это время
на
представителей
первой
четверки
обрушились
всяческие
несчастья.
Сначала на
девятнадцатом
круге
отказал
двигатель на
машине фон
Трипса;
затем
отказали
тормоза у
Мосса; потом
в шпильке
Tillois
ошибся
пробывший
лидером
двадцать
кругов Хилл
(на финише
он был лишь
девятым с
двухкруговым
отставанием).
Лидерство у
Хилла
унаследовал
Джинтер, но
всего лишь
на три круга
- упало
давление
масла, и
американец
сошел (хотя
и был
квалифицирован
в итоговом
протоколе
пятнадцатым).
В конце
концов
лидером
совершенно
неожиданно
для всех, а
в первую
очередь -
для себя,
оказался
Багетти.
Однако его
преследовали
его
буквально по
пятам и
искали
возможности
для обгона
два пилота
"Porsche" -
Герни и
Бонньер.
Незадолго до
финиша
Бонньер был
вынужден
сбросить
темп из-за
неполадок,
но оставался
еще Герни,
который на
последнем
круге вышел
было вперед.
Перед самым
финишем
Багетти
снова
обогнал его
и выиграл,
став, таким
образом,
единственным,
кто сумел
победить в
своей первой
гонке
чемпионата
мира (если,
конечно, не
считать
Джузеппе
Фарины).
Герни отстал
всего на 0,1
с, а Кларк
(третий) -
уже на 1 мин
01,1 с.
Ввиду
необычности
своих
результатов
гонка не
повлияла на
положение
лидеров
чемпионата.
Багетти и
Герни делили
теперь 5-6
места с 9
очками
каждый.
Гран
При
Великобритании
вновь
окончился
победой
"красных":
фон Трипс
одержал
замечательную
победу, под
дождем
выиграв у
Хилла 46,0
с, а третьим
стал Джинтер
(+46,8 с).
Мосс
некоторое
время
оказывал им
достойную
конкуренцию,
но сошел на
сорок пятом
круге из-за
отказа
тормозов.
Попытка
продолжить
гонку на
полноприводном
автомобиле
"Ferguson-Climax-P99"
также не
имела успеха
- смена
машин во
время гонки
уже была
объявлена
"вне
закона", и
Мосс был
дисквалифицирован.
Свой лучший
результат в
сезоне
показал
Брэбхэм,
став
четвертым.
Эта гонка
принесла
"Ferrari"
первый Кубок
Конструкторов
- на ее
счету было
38 очков, в
то время как
у "Lotus" -
только 16.
Даже если бы
гонщики
"Lotus" и
выиграли три
оставшиеся
этапа, у
"Ferrari"
все равно
было бы на
два очка
больше.
Гран
При Германии
1961 года
был сотым
этапом
чемпионатов
мира (считая
500-мильные
гонки в
Индианаполисе
в
1950-1960).
Здесь, на
Нюрбургринге,
Мосс
реабилитировался
и доказал
всем, что
его умение
ездить под
дождем стоит
всего
технического
преимущества
"Ferrari":
если в
квалификации,
проходившей
"посуху", он
проиграл
Хиллу 6,5 с,
то в гонке
равных ему
не было. Два
лидера
чемпионата
боролись за
второе
место, не
раз рискуя
вылететь с
трассы.
Схватка
завершилась
в пользу фон
Трипса,
имевшего
теперь 33
очка против
29 у Ф.
Хилла. Мосс
вернул себе
третье место
в чемпионате
(21 очко),
опередив
Джинтера
(16). 11
очков было у
Кларка, а по
9 - у
Багетти и
Герни.
От
седьмого
этапа - Гран
При Италии -
ждали
решающей
схватки за
титул
чемпиона
между Ф.
Хиллом и фон
Трипсом. Но
уже на
втором круге
гонки
произошла
трагедия:
из-за
столкновения
фон Трипса с
Кларком
погибли
четырнадцать
зрителей и
сам фон
Трипс. Еще
более
двадцати
человек было
ранено.
Виновником
происшедшего
посчитали
Кларка. Его
уже
разыскивала
полиция, и
только
срочный
вылет в
Великобританию
спас Кларка
от ареста и
суда. Его
еще долго
обвиняли в
неумышленном
убийстве фон
Трипса. Но,
как бы то ни
было, с
гибелью
своего
основного
соперника Ф.
Хилл стал
чемпионом
мира, так
как теперь,
выиграв
гонку, он
имел 34 очка
- на одно
больше, чем
фон Трипс, а
Мосс очков в
Монце не
получил и не
мог
претендовать
на большее,
чем третье
место в
чемпионате:
новый
8-цилиндровый
двигатель
"Coventry
Climax-FMWV",
развивавший,
как и
"Ferrari",
190 л. с.,
появился
слишком
поздно.
Вторым в
Монце
финишировал
Герни,
третьим -
Мак-Ларен, а
четвертым -
Джек Льюис
на частном
"Cooper".
В
третий раз
за три года
Гран При США
проводился
на новой
трассе, на
этот раз в
Уоткинс Глен
в штате
Нью-Йорк.
"Ferrari" в
знак траура
не принимала
участия в
гонке. В
этих
условиях за
победу
сражались
Брэбхэм,
единственный
раз в сезоне
стартовавший
с
поул-позиции,
и Мосс.
Когда оба
почти
одновременно
сошли (на
пятьдесят
восьмом
круге
остановился
с
перегревшимся
двигателем
Брэбхэм, а
кругом позже
отказал
мотор у
Мосса),
лидерство
перехватил и
выиграл
гонку
Айрленд. Это
была первая
победа
заводской
команды
"Lotus" в
формуле 1.
Второе место
занял Герни.
Тони Брукс,
проводивший
свою
последнюю
гонку
формулы 1,
стал
третьим, а
его товарищ
по команде
BRM Г. Хилл
занял пятое
место.
Личный зачет:
Система начисления очков: 9-6-4-3-2-1
В зачет идут пять лучших результатов из восьми гонок.
Место |
Гонщик |
Автомобиль |
Очки |
1 |
Ф. Хилл |
"Ferrari-156" |
34 |
2 |
В. фон Трипс |
"Ferrari-156"
|
33 |
3 |
С. Мосс |
"Lotus-Climax-18"
|
21 |
4 |
Д. Герни |
"Porsche-718" |
21 |
5 |
Р. Джинтер |
"Ferrari-156"
|
16 |
6 |
И. Айрленд |
"Lotus-Climax-21"
|
12 |
7 |
Д. Кларк |
"Lotus-Climax-21" |
11 |
8 |
Б. Мак-Ларен |
"Cooper-Climax-T55" |
11 |
9 |
Д. Багетти |
"Ferrari-156"
|
9 |
10 |
Т. Брукс |
BRM-Climax-P48/57 |
6 |
|
Кубок конструкторов:
Система начисления очков: 9-6-4-3-2-1
В зачет идут пять лучших результатов из восьми гонок.
Место |
Команда/Автомобиль |
Очки |
1 |
"Ferrari-156" |
40 |
2 |
"Lotus-Climax-21", "-18"
|
32 |
3 |
"Porsche-718" |
22 |
4 |
"Cooper-Climax-T55", "-T58"
|
14 |
5 |
BRM-Climax-P48/57 |
7 |
|
|