Сезон 1964
Составы команд:
Команда |
Автомобиль |
Пилоты |
"Brabham"
|
"Brabham-Climax-BT7",
"-BT11" |
Д.
Брэбхэм
(AUS),
Д. Герни
(USA) |
BRP
|
"Lotus-BRM-24",
BRP-BRM-1,
-2 |
И.
Айрленд
(GB), Т.
Тэйлор (GB) |
"Centro
Sud"
|
BRM-P57 |
Т.
Маггс (RSA),
Д.
Багетти
(IT) |
"Cooper"
|
"Cooper-Climax-T66",
"-T73"; |
Мак-Ларен
(NZ), Ф.
Хилл (USA),
Д. Лав (RHO)
"Derrington-Francis" |
ATS-Derrington-Francis |
М.
А.
Кабрал (POR)
|
DW
|
"Brabham-Climax-BT11" |
Б.
Андерсон
(GB) |
"Ferrari"/"North
American"
|
"Ferrari-156
Aero","-158","-1512" |
Д.
Сертиз
(GB), Л.
Бандини
(IT), П.
Родригес
(MEX),
Л.
Скарфиотти
(IT) |
"Bob
Gerard"
|
"Cooper-Ford-T71/73"
|
Д.
Тэйлор
(GB) |
"Honda" |
"Honda-RA271" |
Р.
Бакнам
(USA) |
"Lotus" |
"Lotus-Climax-25",
"-33"
|
Д.
Кларк
(GB), П.
Арунделл
(GB), М.
Спенс
(GB), Г.
Миттер
(D),
У.
Хансген
(USA),
М.
Солана
(MEX)
|
"Maarsbergen" |
"Porsche-718" |
К.
Г. де
Бофор
(NL) |
"Owen" |
BRM-P261,
-P67 |
Г.
Хилл
(GB), Р.
Джинтер
(USA),
Р.
Эттвуд
(GB) |
"Reg
Parnell" |
"Lotus-BRM-25" |
М.
Хэйлвуд
(GB), К.
Амон
(NZ), П.
Ревсон
(USA) |
"Ian
Raby" |
"Brabham-BRM-BT3" |
И.
Рэби
(GB) |
"Revson"
|
"Lotus-BRM-24" |
П.
Ревсон
(USA) |
"Scirocco-Powell" |
"Scirocco-Climax" |
А.
Пилетт
(BELG) |
"Siffert" |
"Lotus-BRM-24",
"Brabham-BRM-BT11" |
Й.
Зифферт
(SWI) |
"Fabre
Urbain" |
"Cooper-Climax-T60" |
Ж.-К.
Руда
(SWI) |
"Rob
Walker" |
"Cooper-Climax-T66",
"Brabham-BRM-BT11",
"Brabham-Climax-BT7",
"-BT11" |
И.
Бонньер
(SW), Й.
Зифферт
(SWI),
Э. Барт
(D),
"Джеки"
(IT),
Й. Риндт
(AUT),
Х. Шарп
(USA) |
"John
Willment" |
"Brabham-Ford-BT10" |
Ф.
Гарднер
(AUS) |
Частные
автомобили: |
|
|
BRM-P57
|
М.
Тринтиньян
(FR) |
|
"Lotus-BRM-24" |
Б.
Колломб
(FR) |
К началу
сезона 1964 года
в Формуле 1 не
произошло
каких-либо
особых
изменений, и
фавориты
чемпионата
остались
прежними.
Главным из них
был, конечно,
Джим Кларк,
действующий
чемпион мира. Он
наглядно
продемонстрировал
свои намерения
сохранить за
собой титул и в
этом году, заняв
поул-позицию на
первом этапе
чемпионата мира
в Монако. В
гонке он
лидировал, но
после нескольких
ударов об
ограждение
подвеска не
выдержала, и
Кларку пришлось
заехать в боксы
на тридцать
шестом круге. К
девяносто
третьему (из
ста) кругу ему
удалось выйти на
второе место, но
вскоре двигатель
на его "Lotus"
отказал, и Кларк
был
квалифицирован
лишь четвертым с
четырехкруговым
отставанием от
победителя -
Грэхема Хилла на
BRM. Товарищ
Хилла по команде
Ричи Джинтер,
хотя и стал
вторым, проиграл
ему целый круг,
а финишировавший
третьим Питер
Арунделл из
"Lotus" - три
круга. Хорошо
показала себя
команда
"Brabham": ее
основатель Джек
Брэбхэм
стартовал
вторым, проиграв
Кларку лишь 0,1
с, а Дэн Герни
лидировал в
середине гонки.
К сожалению, оба
они сошли из-за
механических
неисправностей.
Примерно та же
история
повторилась и на
втором этапе в
Нидерландах:
Герни стоял на
поул-позиции, но
гонку закончить
не смог.
Впрочем,
соперничать с
Кларком ему все
равно не удалось
бы - чемпион
мира провел на
первом месте все
восемьдесят
кругов гонки, и
хоть как-то
выдержать
заданный им темп
смог только Джон
Сертиз,
единственный, не
отставший на
финише на круг
(Кларк опередил
его на 53,6 с).
Арунделл опять
стал третьим, а
Хилл - четвертым
и после двух
этапов вместе с
Кларком
возглавил
чемпионат.
Третьим
этапом был Гран
При Бельгии, где
Герни вновь
стоял на
поул-позиции,
причем на этот
раз он выиграл
ее с солидным
преимуществом -
в 1,8 с - над
стартовавшим
вторым Хиллом.
Со старта
калифорниец ушел
первым и после
схода
пытавшегося
конкурировать с
ним Сертиза
уверенно
возглавил
пелотон. Однако
на двадцать
девятом круге из
тридцати двух
топливо в баках
его "Brabham"
стало кончаться,
и Герни обогнали
Хилл и Брюс
Мак-Ларен, а
чуть позже -
задержавшийся на
старте и поэтому
отставший Кларк.
Через два круга
закончилось
топливо и у
Хилла, и
Мак-Ларен,
перехвативший
лидерство,
всерьез было
вознамерился
принести команде
"Cooper" первую
после Гран При
Монако 1962 года
победу, но
топливный кризис
перед самым
финишем настиг и
его; он смог
медленно,
экономно
расходуя остатки
топлива, доехать
до финиша, но
лишь вторым,
пропустив вперед
Кларка,
неожиданно для
самого себя
одержавшего
победу. Третьим
финишировал
Брэбхэм,
четвертым -
Джинтер (у этих
двоих
неприятностей не
было). Хилл был
квалифицирован
пятым, а Герни -
шестым. По
итогам трех
гонок в
чемпионате
лидировал Кларк
с 21 очком.
Второе место
занимал Хилл,
имевший 14
очков, третье -
Джинтер (9),
четвертое -
Арунделл (8).
Пятое и шестое
места делили
Сертиз и
Мак-Ларен с 6
очками каждый. В
Кубке
Конструкторов
"Lotus" с 22
очками также
начал отрываться
от BRM с 15.
Герни после
двух этапов, в
которых он
показал, на что
способен, но в
которых ему
отчаянно не
везло, имел
всего
одно-единственное
очко. Но уже
после Гран При
Франции,
четвертого этапа
чемпионата, он
ворвался в ряды
лидеров, выиграв
гонку, впервые
для команды
"Brabham". Хилл,
пробившийся с
тринадцатого
места после
разворота, стал
вторым. Кларк
вновь лидировал,
но выбыл из
борьбы после
поломки
двигателя на
тридцать втором
круге. Также
сошел и Сертиз
(на третьем
круге). Третье
место в этой
гонке досталось
Брэбхэму.
Гран При
Великобритании в
1964 году
впервые прошел
на трассе Брандс
Хэтч. Здесь
Кларка не
преследовали
механические
проблемы, и на
его счету
оказался score
parfait. Хилл
долго боролся с
ним за победу и
отстал на финише
на 2,8 с, а вот
ставший третьим
Сертиз имел 1
мин 20,6 с
отставания.
Второй номер
"Ferrari"
Лоренцо Бандини
стал пятым,
вслед за
Брэбхэмом, а
экс-чемпион мира
Фил Хилл на
"Cooper" -
шестым. Кларк
после пяти гонок
имел 30 очков, а
Хилл - 26. Их
преимущество над
остальными было
очень велико: у
Джинтера,
Арунделла и
Брэбхэма было по
11 очков, а
Герни и Сертиз
имели по 10, - и
казалось, что
третий год
подряд только
Кларк и Хилл
будут оспаривать
титул чемпиона.
Но Сертиз
показал, что
готов вмешаться
в эту борьбу,
уверенно выиграв
следующий этап -
Гран При
Германии. С ним
пытались
соревноваться
Кларк и Герни,
но Il Grande
John оба раза
возвращал себе
лидерство. Кларк
вскоре вообще
сошел с
отказавшим в
очередной раз
двигателем, а
Герни
финишировал
только десятым с
кругом
отставания.
Вторым в итоге
стал Хилл, а
третьим -
Бандини. На этом
же этапе в
формуле 1
дебютировала
японская команда
"Honda",
автомобилем
которой управлял
американец Ронни
Бакнам. На
старте он был
двадцать вторым
и последним,
показав время,
на 20 с худшее,
чем
предпоследний
результат, а в
гонке
продержался до
одиннадцатого
круга, когда
совершил ошибку
и превратил
машину в
металлолом -
сказывался
недостаток
опыта.
Следующим
этапом
чемпионата
являлся первый
Гран При
Австрии,
прошедший 23
августа на
аэродроме в
Цельтвеге.
Поул-позицию (1
мин 09,8 с)
занял Хилл, но
для него, так
же, как и для
Сертиза, Герни,
Кларка и многих
других, гонка
закончилась
досрочно - на
шестом круге
вышел из строя
распределитель
зажигания. Сошли
также Герни и
Кларк - из-за
поломок подвески
(покрытие полос
аэродрома было
очень неровным),
- и Сертиз - с
отказавшим
сцеплением.
Из-за всех этих
сходов лидером
на сорок седьмом
круге стал
Бандини, который
удержал эту
позицию до
финиша и выиграл
единственный раз
в своей карьере.
Вторым стал
Джинтер,
отставший не так
уж и намного -
плюс 6,18 с.
Третье место
удерживал за
собой Йохен
Риндт,
проводивший свою
дебютную гонку в
чемпионате мира
за рулем
"Brabham-BRM"
Роба Уокера, но
он тоже
пострадал из-за
качества
покрытия (а,
вернее, из-за
отсутствия
качества), и
третьим стал Боб
Андерсон, чье
отставание от
Бандини
составило уже
три круга.
Остальные места
в зачетной
шестерке заняли:
Тони Маггс на
BRM команды
"Centro Sud",
Иннес Айрленд на
BRP и Иоаким
Бонньер, так же,
как Риндт,
выступавший за
команду Уокера.
Чемпионат
продолжился в
Италии. Первая
линия на
стартовом поле
была занята
Сертизом (1 мин
37,4 с), Герни
(1 мин 38,2 с) и
Хиллом (1 мин
38,7 с); Кларка
они оттеснили на
четвертое место.
Одного из этой
тройки лидеров -
Хилла - уже на
старте вывело из
борьбы сгоревшее
сцепление, и за
победу долго
вели борьбу
Герни и Сертиз,
почти тридцать
раз в ходе гонки
обгонявшие друг
друга. Тем
временем Кларк
сумел пройти
Мак-Ларена в
борьбе за третье
место и стал
приближаться к
лидерам, но в
очередной раз
сошел - опять
двигатель!
Досрочно
закончилась
гонка и для
Герни, а
Мак-Ларен,
вышедший
благодаря этому
на второе место,
уже более чем на
минуту отставал
от Сертиза,
который спокойно
довел гонку до
победного конца.
Третьим стал
Бандини.
В США
выигравшего
квалификацию
Кларка ждал
очередной сход,
и основная
борьба за победу
шла между
Хиллом, Сертизом
и Герни.
Последний
прекратил гонку
из-за утечки
масла, и Хилл
победил,
опередив Сертиза
и Йозефа
Зифферта из
команды Уокера.
Перед последней
гонкой в Мексике
Кларк все еще
имел 30 очков, в
то время как
Хилл и Сертиз -
39 и 34
соответственно.
Лидерство в
Кубке
Конструкторов
захватила
"Ferrari" с 43
очками, но у BRM
было всего на
одно меньше. На
победу все еще
могла
рассчитывать и
команда "Lotus",
несмотря на
серию неудач
Кларка в четырех
гонках подряд: у
нее на счету
было 36 очков, а
в случае победы
Кларка на
десятом этапе
стало бы 43, но
при четырех
победах против
трех у
"Ferrari". У
"Brabham", чьи
машины столько
же отличались
своей быстротой,
сколько и
ненадежностью,
было только 21
очко в командном
зачете.
Поул-позицию
в Мексике, на
последнем этапе
чемпионата,
занял Кларк (1
мин 57,24 с),
который и
захватил
лидерство со
старта. Сертиз,
мотор которого в
начале гонки
стал давать
перебои, отстал,
но его интересы
защищал Бандини.
Когда Хилл после
безнадежно
проигранного
старта пробился
на третье место,
гарантировавшее
ему титул,
Бандини в борьбе
за это место на
тридцать первом
круге вытолкнул
его с трассы
(говорят, что
Хилл не забыл
этого случая и
напомнил о нем
Бандини, прислав
ему на Новый Год
книжку правил
дорожного
движения). В
гонке же за
Кларком не
успевал никто -
его преимущество
над Герни
составляло около
20 с, - но за
семь кругов до
финиша началась
утечка масла, и
он сбавил
скорость,
надеясь все же
финишировать
первым. Но не
удалось - на
последнем круге
двигатель
скончался
совсем. Из
соискателей
чемпионской
короны на трассе
остался лишь
Сертиз, но
третьего места,
на котором он
шел, было
недостаточно:
чтобы выиграть
чемпионат, ему
нужно было
финишировать
хотя бы вторым.
Эту позицию
занимал Бандини,
который перед
самым финишем
догадался
пропустить
Сертиза вперед
(опять
"командная
тактика"!), и в
общем зачете
Сертиз опередил
Хилла на одно
очко, при том,
что Хилл имел
общую сумму на
одно больше.
Кубок
Конструкторов
также достался
"Ferrari" - BRM
в Мексике очков
не досталось, а
Майк Спенс на
"Lotus" стал
только
четвертым.
Команда Джека
Брэбхэма, хотя и
получила сразу
девять очков, не
смогла опередить
"Lotus" и
осталась
четвертой.
Личный
зачет:
Система
начисления
очков:
9-6-4-3-2-1
В
зачет
идут
шесть
лучших
результатов
из
десяти
гонок.
Место |
Гонщик |
Автомобиль |
Очки |
1 |
Д. Сертиз |
"Ferrari-158" |
40 |
2 |
Г. Хилл |
BRM-P261 |
39 |
3 |
Д. Кларк |
"Lotus-Climax-33" |
32 |
4 |
Л. Бандини |
"Ferrari-158" |
23 |
5 |
Р. Джинтер |
BRM-P261 |
23 |
6 |
Д. Герни |
"Brabham-Climax-BT11" |
19 |
7 |
Б. Мак-Ларен |
"Cooper-Climax-T73" |
13 |
8 |
П. Арунделл |
"Lotus-Climax-33" |
11 |
9 |
Д. Брэбхэм |
"Brabham-Climax-BT11" |
11 |
10 |
Й. Зифферт |
"Brabham-BRM-BT11" |
7 |
|
Кубок
конструкторов:
Система
начисления
очков:
9-6-4-3-2-1
В
зачет
идут
шесть
лучших
результатов
из
десяти
гонок
Место |
Команда/Автомобиль |
Очки |
1 |
"Ferrari-158" |
45 |
2 |
BRM-P261 |
42 |
3 |
"Lotus-Climax-33" |
37 |
4 |
"Brabham-Climax-BT11" |
33 |
5 |
"Cooper-Climax-T73" |
16 |
6 |
"Brabham-BRM-BT11" |
7 |
7 |
BRP-BRM-2 |
5 |
8 |
"Lotus-BRM-25" |
3 |
|
|