Сезон 1966
Составы команд:
Команда |
Автомобиль |
Пилоты |
"Anglo-American
Racers"
|
"Eagle-Climax-T1G" |
Д.
Герни (USA),
Ф. Хилл
(USA),
Б.
Бондурант
(USA) |
"Anglo-Suisse"
|
"Brabham-Climax-BT7",
"Cooper-ATS-T77",
"Cooper-Maserati-T81" |
И.
Бонньер
(SW) |
"Brabham"
|
"Brabham-Repco-BT19",
"-BT20",
"Brabham-Climax-BT22" |
Д.
Брэбхэм
(AUS),
Д. Хьюм
(NZ), И.
Бонньер
(SW), К.
Ирвин (GB) |
"David
Bridges"
|
"Brabham-BRM-BT11" |
Д.
Тэйлор (GB) |
"Chamaco
Collect" |
BRM-P261 |
Б.
Бондурант
(USA),
В.
Уилсон (GB) |
"Cooper"
|
"Cooper-Maserati-T81" |
Й.
Риндт (AUT),
Р.
Джинтер
(USA),
Д.
Сертиз (GB),
К. Амон
(NZ),
М.
Солана (MEX) |
DW
|
"Brabham-Climax-BT11" |
Б.
Андерсон
(GB) |
"Ferrari"
|
"Ferrari-246",
"-312""
|
Д.
Сертиз (GB),
Л.
Бандини
(IT), М.
Паркс (GB),
Л.
Скарфиотти
(IT) |
"Honda" |
"Honda-RA273" |
Р.
Джинтер
(USA),
Р.
Бакнам (USA) |
"Aiden
Jones" |
"Shannon-Climax-SH1"
|
Т.
Тэйлор (GB) |
"Lotus" |
"Lotus-Climax-33",
"Lotus-BRM-33",
"-43" |
Д.
Кларк (GB),
П.
Арунделл
(GB), П.
Родригес
(MEX),
"Джеки"
(IT) |
"McLaren" |
"McLaren-Ford-M2B",
"McLaren-Serenissima-M2B" |
Б.
Мак-Ларен
(NZ) |
"Owen" |
BRM-P261,
-P83 |
Г.
Хилл (GB),
Д.
Стюарт (GB) |
"Reg
Parnell" |
"Lotus-BRM-25",
"-33",
"Ferrari-246" |
М.
Спенс (GB),
Д.
Багетти
(IT) |
"J.
A.
Pearce"
|
"Cooper-Ferrari-T73" |
К.
Лоуренс
(GB) |
"Rob
Walker" |
"Brabham-BRM-BT11",
"Cooper-Maserati-T81" |
Й.
Зифферт
(SWI) |
"Bernard
White" |
BRM-P261 |
И.
Айрленд
(GB) |
Частные
автомобили: |
|
|
"Brabham-BRM-BT11" |
К.
Амон (NZ) |
|
"Cooper-Maserati-T81" |
Г.
Лижье
(FR) |
|
"Lotus-Climax-25" |
Ф.
Хилл
(USA) |
1965 год
был последним
для формулы 1 с
1,5-литровыми
двигателями. С
сезона 1966 в
действие
вводились новые
правила,
поднимавшие
максимальный
рабочий объем до
3000 см3. Это
вызвало панику
как среди
команд, так
среди и
производителей
двигателей.
Фирма "Coventry
Climax", чьи
1,5-литровые
моторы
использовались
многими
командами, была
куплена
компанией
"Jaguar",
формула 1 в
сферу интересов
которой не
входила, и
бывшим клиентам
"Climax" -
"Lotus",
"Brabham",
"Cooper" -
пришлось
собственными
силами находить
выход из
положения. Так,
"Cooper" перешел
на использование
двигателей
"Maserati", в
основе которых
лежала еще
2,5-литровая
конструкция
Джулио Альфьери
двенадцатилетней
(!) давности,
"Brabham" -
австралийских
"Repco",
построенных на
основе серийных
двигателей
"Oldsmobile". В
"Lotus" сделали
ставку на новый
H-образный
16-цилиндровый
мотор BRM-P75,
появившийся на
Гран При
Бельгии; в самой
же "Owen Racing
Organisation"
этот двигатель
дебютировал
только в Монце.
"Honda" тоже
опоздала с
дебютом новой
модели. Лучше
всех из
сложившегося
положения вышла
"Ferrari", чья
новая модель
"-312" появилась
уже на первом
Гран При сезона
(хотя и в
"Scuderia" тоже
была переходная
модель "-246",
представлявшая
собой
прошлогоднее
шасси "-1512" с
2,4-литровым
двигателем для
серии "Tasman").
Дебютировали в
чемпионате мира
и две новые
команды:
"Anglo-American
Racers",
созданная Дэном
Герни, а также
"McLaren", на
чьи автомобили
устанавливались
двигатели
"Ford",
предназначенные
для гонок
американской
серии USAC, и
итальянские
маломощные
"Serenissima".
Первая
гонка сезона
прошла 22 мая в
Монако, где
медленная трасса
уравнивала шансы
старых и новых
двигателей.
Поул-позицию
занял Джим Кларк
на "Lotus-33" с
расточенным до 2
л двигателем
"Climax", а
рядом с ним на
старте стоял
Джон Сертиз на
новой
"Ferrari-312".
Со старта Il
Grande John
вышел вперед,
затем на месте
лидера его
сменил Джекки
Стюарт на
BRM-P261 с
1,9-литровым
двигателем, в
итоге и
выигравший
гонку. Лоренцо
Бандини на
"Ferrari-246"
стал вторым,
проиграв Стюарту
40,2 с, а вслед
за ним
финишировали два
гонщика на BRM -
Грэхем Хилл,
отставший на
круг, и Боб
Бондурант,
представлявший
частную команду,
с отставанием
уже в пять
кругов. Кроме
этой четверки,
гонку больше не
закончил никто.
Второй этап
чемпионата в
Бельгии проходил
под сильным
дождем, и уже на
первом круге
пелотон
сократился до
семи участников.
Среди тех, кто
прекратил гонку,
оказался и
Стюарт, авария
которого чуть
было не стоила
ему жизни. После
вылета с трассы
его автомобиль
перевернулся, и
с ног до головы
облитый бензином
из пробитого
бака Джекки,
каждую секунду
ожидая пожара,
не мог выбраться
из кокпита до
тех пор, пока не
подоспела помощь
со стороны Хилла
и Бондуранта.
Лидером же гонки
со старта стал
Сертиз,
выигравший
накануне
поул-позицию с
3,2-секундным
преимуществом
над Йохеном
Риндтом.
Последний,
однако, уже на
четвертом круге
опередил Сертиза
и двадцать
кругов
невероятными
усилиями
удерживал его за
собой. В конце
концов на
двадцать
четвертом круге
"Cooper"
развернуло, и
Сертиз одержал
победу. Риндт
все же мог не
опасаться за
свое второе
место, так как
ставший третьим
Бандини проиграл
победителю круг.
Четвертым стал
Джек Брэбхэм, а
пятым и
последним из
финишировавших -
Ричи Джинтер.
Казалось,
что за победу в
чемпионате будут
бороться те же
гонщики, что и
раньше. Но уже
на Гран При
Франции в Реймсе
это мнение было
всерьез
поколеблено
неожиданной
победой
Брэбхэма.
"Черного Джека"
как фаворита уже
давно никто не
рассматривал, а
его победа стала
первой после
Гран При
Португалии 1960
года! Вторым
стал Майк Паркс,
сменивший
ушедшего в
"Cooper"
Сертиза, третьим
- Деннис Хьюм на
втором
"Brabham". Риндт
занял четвертое
место. Здесь, в
Реймсе, команда
BRM попыталась
вывести на старт
модель -P83 с
двигателем H16,
но после того,
как Хилл в
квалификации
проиграл на
круге пять
секунд
поул-позиции
Бандини, от этой
затеи
отказались. Что
до Бандини, то
он был признан
главным
неудачником
гонки:
поул-позиция,
лучшее время
круга, тридцать
один круг
лидерства и...
порвавшийся
тросик "газа",
из-за которого
Лоренцо проиграл
Брэбхэму 11
кругов и не был
квалифицирован.
Брэбхэм выиграл
именно из-за
этой неудачи
итальянца, и его
победу можно
было, конечно,
посчитать
случайной.
Однако победная
серия
продолжилась и в
Брандс Хэтч, где
Джек показал
score parfait, а
в дополнение к
этому Хьюм
стартовал и
финишировал
вторым.
Единственным,
кто пытался
побороться на
мокрой трассе с
этим дуэтом
антиподов, был
Риндт, но на
финише он стал
лишь пятым.
Бывшие фавориты
полуторалитровой
формулы 1 - Хилл
и Кларк - заняли
третье и
четвертое места.
Первое в своей
истории очко
получила команда
"McLaren" - ее
основатель
финишировал
шестым.
Два
следующих Гран
При в
Нидерландах и
Германии снова
выиграл Брэбхэм,
и, если не
считать
достаточно
продолжительного
лидерства Кларка
в Зандвоорте и
его же
поул-позиции на
Нюрбургринге,
соперников Джеку
в этих гонках не
нашлось. На
восемнадцать
взятых Брэбхэмом
очков соперники
ответили девятью
(Хилл), шестью
(Сертиз), пятью
(Стюарт) и
четырьмя (Кларк
и Риндт). В
итоге после
своих четырех
подряд побед
Брэбхэм
лидировал в
чемпионате, имея
39 очков, а
ближайший его
преследователь -
Хилл -
располагал лишь
17. По 15 было у
Сертиза и
Риндта, 14 - у
Стюарта, а
замыкал шестерку
Бандини с 11
очками. Брэбхэм
уже почти
обеспечил себе
победу в
чемпионате:
титул у него мог
отобрать лишь
Сертиз, и то при
условии, что он
выиграет все три
оставшиеся
гонки, а Брэбхэм
ни в одной из
них не
финиширует выше
третьего места.
Хилл, хотя и
имел больше
очков, чем
Сертиз, получил
их за четыре
гонки и мог
получить за пять
зачетных
результатов
максимум 37
очков. То же
самое относилось
и к Риндту. В
Кубке
Конструкторов
сложилась
следующая
ситуация: у
"Brabham" было
39 очков, а у
"Ferrari" и BRM
- лишь 23 и 22
соответственно.
Две эти команды
могли еще стать
первыми, но при
тех же условиях,
что и в личном
зачете.
4 сентября
состоялся Гран
При Италии, где
победа ждала
"Ferrari": Паркс
и Людовико
Скарфиотти
заняли на
стартовом поле
первые два места
и повторили этот
результат на
финише, разве
что в обратном
порядке:
Скарфиотти
выиграл у Паркса
5,8 с. Большая
часть лидеров до
финиша не
добралась:
Стюарт с Хиллом
на BRM-P83 сошли
уже на первом и
шестом кругах (в
отношении
шестнадцатицилиндровых
монстров это,
впрочем,
следовало
принять как
должное), на
восьмом выбыл из
борьбы Брэбхэм.
Впрочем, Джек
особо не
расстраивался по
этому поводу -
двадцать четыре
круга спустя,
когда "Cooper"
Сертиза
остановился с
пустым топливным
баком, исход
чемпионата мира
стал
окончательно
ясен. А вот
вопрос о
победителе Кубка
Конструкторов не
был еще решен
окончательно,
так как исход
гонки вполне
отвечал тем
условиям, когда
выиграть могла
"Ferrari": Хьюм
стал третьим и
по
существовавшему
тогда правилу
пяти лучших
гонок прибавил к
счету "Brabham"
только одно
очко.
В Уоткинс
Глен, на Гран
При США, схватку
за победу долгое
время вели
Брэбхэм и
Бандини. Для
обоих борьба
закончилась
бесславно: у
захватившего
лидерство
Бандини на
тридцать пятом
круге сгорел
двигатель, то же
самое случилось
на пятьдесят
шестом с
Брэбхэмом. В
конце концов
выиграл Кларк на
"Lotus-43",
сконструированном
под двигатель
BRM-P75 H16.
Самым любопытным
было то, что эти
двигатели,
установленные на
автомобилях
BRM-P83, имели
неисправности
каждый раз,
когда они
участвовали в
гонках, что и
привело к
снижению и без
того невысоких
результатов
английской
"конюшни" в
конце сезона.
Три следующих
места вслед за
Кларком заняли
гонщики на
"Cooper": Риндт,
оставшийся на
последнем круге
без горючего,
Сертиз, а также
Йозеф Зифферт из
команды Роба
Уокера. Пятым
стал Брюс
Мак-Ларен, чей
автомобиль на
этот раз был
оснащен
двигателем
"Ford". Гран При
США определил
команду-победителя
Кубка
Конструкторов:
несмотря на
сходы Брэбхэма и
Хьюма, их
команда стала
недосягаемой,
так как победил
не гонщик
"Ferrari".
Последний
этап чемпионата
в Мексике
выиграл Сертиз
на "Cooper", что
позволило ему
опередить Риндта
в борьбе за
второе место в
чемпионате.
Вторым
финишировал
Брэбхэм и тем
самым увеличил
свой счет на три
очка. Хьюм,
ставший третьим,
вышел на
четвертое место
в чемпионате,
опередив Хилла и
Кларка.
Четвертое место
занял Джинтер на
новой
"Honda-RA273",
дебютировавшей в
Монце.
Американец даже
возглавил
пелотон на
первом круге, и
даже когда
мощную, но явно
не дотягивавшую
по своему уровню
до большинства
машин
команд-лидеров
"Honda"
задвинули
обратно на
подобавшие ей
вторые роли,
Джинтер не
сдался и
отметился лучшим
результатом на
круге.
Победа
Брэбхэма и его
команды была
обусловлена
двумя основными
причинами.
Первая -
чрезвычайная
надежность,
небольшой расход
топлива и
отличные
характеристики
кривой крутящего
момента
двигателей
"Repco", на фоне
которых терялось
их отставание в
мощности (она
составляла
примерно 300 л.
с., в то время
как у некоторых
двигателей
конкурентов
превосходили
400). Второй
причиной была
малая масса
автомобилей
"Brabham" -
около 570 кг
(при минимальных
500), в то время
как большинство
машин
конкурентов не
смогло выйти из
600 кг. Иначе
говоря, пока
"Ferrari", BRM и
иже с ними
создавали мощных
тяжелых
монстров,
Брэбхэм
выигрывал один
этап за другим
на легкой и
надежной машине.
Личный
зачет:
Система
начисления
очков:
9-6-4-3-2-1
В
зачет
идут
пять
лучших
результатов
из
девяти
гонок.
Место |
Гонщик |
Автомобиль |
Очки |
1 |
Д. Брэбхэм |
"Brabham-Repco-BT19" |
42 |
2 |
Д. Сертиз |
"Ferrari-312",
"Cooper-Maserati-T81" |
28 |
3 |
Й. Риндт |
"Cooper-Maserati-T81" |
22 |
4 |
Д. Хьюм |
"Brabham-Repco-BT19" |
18 |
5 |
Г. Хилл |
BRM-P261, -P83 |
17 |
6 |
Д. Кларк |
"Lotus-Climax-33", "Lotus-BRM-33", "-43" |
16 |
7 |
Д. Стюарт |
BRM-P261, -P83 |
14 |
8 |
М. Паркс |
"Ferrari-312" |
12 |
9 |
Л. Бандини |
"Ferrari-312" |
12 |
10 |
Л. Скарфиотти |
"Ferrari-312" |
9 |
|
Кубок
конструкторов:
Система
начисления
очков:
9-6-4-3-2-1
В
зачет
идут
пять
лучших
результатов
из
девяти
гонок
Место |
Команда/Автомобиль |
Очки |
1 |
"Brabham-Repco-BT19" |
42 |
2 |
"Ferrari-312" |
31 |
3 |
"Cooper-Maserati-T81" |
30 |
4 |
BRM-P261, -P83 |
22 |
5 |
"Lotus-BRM-25", "-43" |
13 |
6 |
"Lotus-Climax-33" |
8 |
7 |
"Eagle-Climax-T1G" |
4 |
8 |
"Honda-RA273" |
3 |
9 |
"McLaren-Ford-M2B" |
2 |
10 |
"Brabham-BRM-BT11" |
1 |
11 |
"McLaren-Serenissima-M2B" |
1 |
12 |
"Brabham-Climax-BT11" |
1 |
|
|