Сезон 1968
Составы команд:
Команда |
Автомобиль |
Пилоты |
"Anglo-American
Racers"
|
"Eagle-Weslake-T1G",
"McLaren-Ford-M7A" |
Д.
Герни (USA) |
"BMW
AG
Munchen"
|
"Lola-BMW-102" |
Х.
Хане (D) |
"Bonnier"
|
"Cooper-Maserati-T81",
"McLaren-BRM-M5A",
"Honda-RA301" |
И.
Бонньер
(SW) |
"Brabham"
|
"Brabham-Repco-BT24",
"-BT26" |
Д.
Брэбхэм
(AUS),
Й. Риндт
(AUT),
Д. Герни
(USA) |
"Caltex" |
"Brabham-Repco-BT24" |
К.
Аренс
(D) |
"Castrol
Oils"
|
"Eagle-Climax-T1G" |
Э.
Пиз (CAN) |
"Cooper" |
"Cooper-Maserati-T81B",
"-T86",
"Cooper-BRM-T86B" |
Б.
Редман (GB),
Л.
Скарфиотти
(IT), Л.
Бьянки (BELG),
В.
Элфорд (GB),
Д.
Серво-Гавен
(FR), Р.
Уиддоуз
(GB)
|
"Ferrari"
|
"Ferrari-312"
|
К.
Амон (NZ),
Д. Икс (BELG),
А. де
Адамич (IT),
Д. Белл
(GB) |
"Gunston" |
"Brabham-Repco-BT20",
LDS-Repco-3" |
Д.
Лав (RHO),
С. Тингл
(RHO) |
"Honda" |
"Honda-RA300",
"-RA301",
"-RA302" |
Д.
Сертиз (GB),
Ж.
Шлессер
(FR), Д.
Хоббс (GB) |
"Lotus" |
"Lotus-Ford-49",
"-49B" |
Г.
Хилл (GB),
Д. Кларк
(GB), Д.
Оливер (GB),
М.
Андретти
(USA),
Б. Брак
(CAN),М.
Солана (MEX) |
"John
Love" |
"Cooper-Climax-T79" |
Б.
ван
Роойен (RSA) |
"Matra
International" |
"Matra-Ford-MS7",
"-MS9",
"-MS10" |
Д.
Стюарт (GB),
Ж.-П.
Бельтуаз
(FR), Д.
Серво-Гавен
(FR) |
"Matra
Sport" |
"Matra-Ford-MS7",
"Matra-MS11" |
Ж.-П.
Бельтуаз
(FR), Д.
Серво-Гавен
(FR), А.
Пескароло
(FR)
|
"McLaren"
|
"McLaren-BRM-M5A",
"McLaren-Ford-M7A" |
Б.
Мак-Ларен
(NZ), Д.
Хьюм
(NZ) |
"Owen" |
BRM-P115,
-P126,
-P133 |
П.
Родригес
(MEX),
М. Спенс
(GB), Р.
Эттвуд
(GB), Б.
Ансер
(USA) |
"Reg
Parnell" |
BRM-P126 |
П.
Каридж
(GB) |
"Pretoria" |
"Brabham-Climax-BT11" |
Д.
Преториус
(RSA) |
"Scribante" |
"Brabham-Repco-BT11" |
Д.
Чарльтон
(RSA) |
"Charles
Vogele" |
"Brabham-Repco-BT20" |
С.
Мозер
(SWI) |
"Rob
Walker" |
"Cooper-Maserati-T81",
"Lotus-Ford-49B" |
Й.
Зифферт
(SWI) |
"Bernard
White" |
BRM-P261 |
Ф.
Гарднер
(AUS) |
После
двухгодичного
господства
команды "Brabham"
на трассах
формулы 1 в 1968
году ей на смену
пришел новый
лидер - "Lotus".
Собственно
говоря, Джим
Кларк и Грэхем
Хилл уже в 1967
году были
быстрее всех, но
им мешали
бороться за
победы
многочисленные
поломки, и
только к началу
нового сезона
автомобили
"Lotus-Ford-49"
наконец обрели
надежность.
Кроме того,
команда заложила
в том году
основы
коммерческого
спонсорства в
формуле 1,
заручившись
поддержкой
табачной фирмы "Imperial
Tobacco" с ее
маркой "Gold
Leaf" (впервые
British racing
green на бортах
"Lotus" уступил
место
красно-бело-золотистым
цветам "Gold
Leaf" в Хараме).
Двигатели "Ford-Cosworth-DFV"
теперь, кроме "Lotus",
использовали еще
две команды: "McLaren",
куда перешел и
действующий
чемпион мира
Деннис Хьюм, и "Matra
International",
возглавляемая
Кеном Тирреллом.
Появилась в
формуле 1 и
заводская
команда "Matra
Sport",
использовавшая
моторы
собственной
конструкции.
Команда "Lotus"
доминировала в
первой гонке
сезона в ЮАР.
Кларк занял
поул-позицию,
выиграв у
стартовавшего
вторым Хилла
целую секунду, а
третьим
стартовал Джекки
Стюарт на
прототипе
"Matra-Ford-MS9"
- "настоящий"
автомобиль
формулы 1
"-MS10" должен
был появиться
только через
четыре с лишним
месяца на втором
этапе. Со старта
выкрашенная в
ужасный
грязно-зеленый
цвет "Matra"
рванулась, как
самая настоящая
ракета (основная
специальность
концерна "Matra"
- производство
авиа- и
космической
техники), и
вышла вперед, но
только на один
круг: на втором
Стюарта прошел
Кларк, а на
тринадцатом - и
Хилл. В конце
концов на сорок
третьем круге на
машине Стюарта
сломался клапан,
и больше
конкуренции "Lotus"
не оказывал
никто: Кларк
одержал
уверенную
победу, двадцать
пятую в своей
карьере,
превысив тем
самым рекорд
Хуана Мануэля
Фанхио, а Хилл
стал вторым.
Занявший третье
место Йохен
Риндт на
прошлогоднем
"Brabham-Repco-BT24"
еще остался в
том же круге, а
вот Крис Амон на
"Ferrari" и Хьюм
на старом
"McLaren-BRM-M5A"
проиграли
лидерам два
круга! Шестое
место занял
Жан-Пьер
Бельтуаз на
"Matra-Ford-MS7"
- автомобиле
формулы 2,
выставленном "Matra
Sport" ("-MS11"
для заводской
команды также
еще была
готова).
Гран При
ЮАР был образцом
того, как мог бы
сложиться сезон
- при
подавляющем
превосходстве
Кларка и "Lotus".
Но 7 апреля, за
месяц до второго
этапа
чемпионата,
Кларк погиб в
гонке формулы 2
в Германии, и
это поставило
его команду на
грань ухода из
гонок. Однако
этого не
случилось, и во
многом благодаря
победе Хилла в
Испании 12 мая.
Поул-позиция в
Хараме осталась
за Амоном,
который плохо
стартовал, затем
к семнадцатому
кругу, обогнав
Бельтуаза,
возглавил гонку
и прекратил ее
на пятьдесят
восьмом круге
из-за поломки
топливного
насоса. После
этого победа и
досталась Хиллу.
Вторым, отстав
на 15,9 с, стал
Хьюм на новом
"McLaren-M7A",
оснащенном
мотором "Ford-Cosworth-DFV".
По кругу
проиграли им два
пилота "Cooper"
- Брайан Редман
и Людовико
Скарфиотти, - а
пятым и
последним из
квалифицированных
стал Бельтуаз,
сошедший за
девять кругов до
финиша.
Еще одну
победу Хилл
одержал в Монако
(на его
автомобиле в
этой гонке
впервые в
формуле 1 были
установлены
передние
антикрылья). В
начале гонки он
столкнулся с
неожиданным
сопротивлением
Джонни
Серво-Гавена на
"Matra", но еще
не очень опытный
француз въехал в
ограждение и
сломал полуось
уже на четвертом
круге. В итоге
второе место
занял Ричард
Эттвуд, занявший
в BRM место
Майка Спенса,
погибшего в
Индианаполисе;
следом, как и в
Хараме,
финишировали два
"Cooper" -
Люсьена Бьянки и
Скарфиотти, -
только теперь их
отставание
составило не
один, а целых
четыре круга.
Хьюм с
семикруговым
отставанием стал
пятым.
Четвертый
этап чемпионата
в Бельгии
ознаменовал
собой начало
применения
задних
антикрыльев,
которые впервые
установили на
свои автомобили
команды "Brabham"
и "Ferrari" (на
предыдущем этапе
в Монако на "Lotus"
Хилла уже стояло
какое-то
невразумительное
аэродинамическое
приспособление,
но назвать его
антикрылом в
полном смысле
этого слова было
нельзя).
Поул-позицию
выиграл Амон, но
лидером гонки
пробыл только
первый круг -
уже на втором
был пробит
камнем радиатор.
Какое-то время
первым шел Джон
Сертиз, но и он
прекратил гонку,
когда сломалась
подвеска его "Honda".
Хьюма,
захватившего
лидерство, уже
через круг
отодвинул назад
Стюарт, и хотя
Денни попытался
возвратить себе
первое место,
шотландец тут же
снова отобрал
лидерство. Через
три круга Хьюм
со сломанной
полуосью покинул
гонку, Стюарт,
казалось, летел
к победе, когда
начались перебои
в подаче
топлива, и
Джекки в Спа
досталось только
четвертое место.
Выиграл же гонку
Брюс Мак-Ларен -
впервые для
команды, носящей
его имя. Второе
место занял
Педро Родригес
на BRM, третье -
Джекки Икс на "Ferrari".
Лидер чемпионата
Хилл сошел еще в
начале гонки, но
имел подавляющее
преимущество по
итогам четырех
гонок - 24 очка
против 10 у
Хьюма. Кларк и
Мак-Ларен имели
по 9 очков, по 6
было у Эттвуда,
Родригеса и
Скарфиотти. В
Кубке
Конструкторов у
"Lotus" было 29
очков из 36
возможных, а у "McLaren-Ford"
на втором месте
- только 17.
Абсолютный
фаворит прошлого
года, команда "Brabham",
сейчас имела
лишь 4 очка -
новые двигатели
"Repco"
оказались просто
ужасными и не
могли
конкурировать не
только с "Ford",
но и с "Ferrari",
"Honda", BRM.
Пятая гонка
сезона - Гран
При Нидерландов
на трассе
Зандвоорт -
состоялась 23
июня, и здесь
под проливным
дождем "Matra",
чьи пилоты
лидировали в
каждом прошедшем
Гран При этого
сезона, но не
выиграли ни
разу, наконец
получила первую
победу: Стюарт,
чей автомобиль
был "обут" в
специальные
дождевые
покрышки "Dunlop",
выиграл у
ставшего вторым
Бельтуаза на
"Matra-MS11"
заводской
команды "Matra
Sport" почти
круг - 1 мин
33,93 с, а у
всех остальных,
возглавляемых
Родригесом, -
круг и более.
На Гран При
Франции 7 июля
команда "Honda"
впервые с начала
чемпионата
выставила на
гонки два
автомобиля:
"-RA301" для
Сертиза и новую
"-RA302" с
8-цилиндровым
двигателем
воздушного
охлаждения для
дебютанта Жозефа
Шлессера. У
последнего было
несколько аварий
в квалификации,
а уже во время
третьего круга
гонки его
"Honda" вылетела
с трассы в
повороте Nouveau
Monde и
загорелась. В
конструкции
автомобиля для
снижения массы
широко
использовался
магний, и все
усилия пожарных
оказались
тщетными -
гонщик погиб.
Победу после
непродолжительной
борьбы с
Родригесом
одержал Джекки
Икс. Сертиз (+1
мин 58,6 с) на
стал вторым, а
третье место
занял Стюарт.
Следует также
отметить
четвертое место
Вика Элфорда на
"Cooper",
проводившего
здесь свою
дебютную гонку.
После шести
этапов
по-прежнему
лидировал Хилл с
24 очками,
Стюарт и Икс
имели по 16
очков, Хьюм -
12, Родригес -
10. Команда
"Lotus"
по-прежнему
продолжала
лидировать в
Кубке
Конструкторов с
29 очками, а
дальше
расположились:
"McLaren-Ford",
"Matra-Ford" и
"Ferrari" (по
19) и BRM (17).
12 очков было на
счету "Cooper",
а все остальные
команды не взяли
в Кубке
Конструкторов
более шести.
В
Великобритании
гонка прошла при
подавляющем
господстве марки
"Lotus": Хилл и
Джекки Оливер
(который занял
место Кларка)
стартовали
первым и вторым
и вдвоем
возглавляли
пелотон; когда
же они оба сошли
(сначала Хилл,
сломав полуось,
потом Оливер, с
отказавшей
трансмиссией),
лидером оказался
еще один гонщик
на "Lotus" -
Йозеф Зифферт,
защищавший цвета
частной команды
Роба Уокера. В
итоге он и
выиграл,
опередив Амона и
Икса. Для
команды Уокера
это была первая
победа после
Гран При
Германии 1961
года, когда
выиграл Стирлинг
Мосс, но
одновременно и
самая последняя
- ни Зифферт, ни
позже Хилл
больше не
выиграли ни
разу, а в 1970
году команда
слилась с
"Surtees".
Гран При
Германии,
прошедший 4
августа на
Нюрбургринге,
был одним из
самых
захватывающих
этапов
чемпионата.
Гонка проходила
под проливным
дождем. Стюарт,
стартовавший с
шестой позиции,
к концу первого
круга был уже
лидером с
преимуществом в
8 с; после
второго круга
оно составило
уже 25 с, а
после пяти
кругов
перевалило за
минуту. На
второе место тем
временем вышел
Хилл, которого
атаковал Амон.
На одиннадцатом
круге Амон
вылетел с
трассы, но Хилл,
с забрызганными
водой зеркалами
заднего вида, не
заметил этого и
продолжал гонку
на пределе, что
также стоило ему
вылета. Он смог
вернуться в
гонку на своей
второй позиции,
но обнаружил
сразу за собой
Риндта, который
начал
предпринимать
отчаянные
попытки обгона,
успехом, однако,
не увенчавшиеся.
Преимущество же
Стюарта на
финише составило
4 мин 03,2 с.
Эту гонку многие
сравнивали с
победой Фанхио
здесь же ровно
одиннадцатью
годами раньше.
Четвертым,
проиграв Стюарту
уже почти шесть
минут, стал
обладатель
поул-позиции
Икс, пятым -
Джек Брэбхэм
(это были его
единственные
очки в сезоне),
а замкнул
шестерку
Родригес.
Поул-позицию
в Монце
совершенно
неожиданно занял
Сертиз, всего
0,04 с отыграв у
Мак-Ларена. Эти
двое боролись за
лидерство в
начале гонки, а
затем, когда
Сертиз сошел,
Мак-Ларена
опередил
Зифферт, но
ненадолго -
затем борьба
пошла между
Хьюмом и
Стюартом. Как
всегда в Монце
до появления
шикан в 1972
году, борьба шла
очень
напряженная и
закончилась лишь
после схода
Стюарта. Хьюм
финишировал в
гордом
одиночестве,
почти на круг
(+1 мин 28,4 с)
опередив
Серво-Гавена,
преследуемого, в
свою очередь,
Иксом (бельгиец
отстал еще на
0,2 с). Хилл
выбыл из борьбы
еще на
одиннадцатом
круге, когда у
его автомобиля
отвалилось
колесо, но тем
не менее после
девяти гонок
сохранял
лидерство с 30
очками.
Соперники
подобрались к
нему довольно
близко: у Икса
было 27 очков, у
Стюарта - 26, а
у Хьюма - 24.
Хилл лишился
единоличного
лидерства в
чемпионате после
гонки в Канаде,
где Амон, вместе
с Риндтом
показавший
лучшее время в
квалификации (1
мин 33,8 с) и
лидировавший
семьдесят два
круга из
девяноста,
традиционно
сошел (отказала
коробка
передач), а Хьюм
снова выиграл.
Круг проиграл
ему основатель
"McLaren", два -
Родригес, а Хилл
отстал на
четыре, и теперь
они с Хьюмом
сравнялись по
очкам, хотя
формально Хилл и
оставался
лидером
чемпионата: у
обоих было по
две победы, но
Хилл имел два
вторых места на
этапах, а Хьюм -
одно. Икс в
Канаде попал в
тяжелую аварию и
сломал ногу, что
стоило ему всех
шансов стать
чемпионом, а
Стюарт стартовал
только
одиннадцатым и с
превеликим
трудом пробился
на шестое место
с семикруговым
отставанием.
На Гран При
США в команде
"Lotus"
состоялся дебют
Марио Андретти,
который
совершенно
неожиданно занял
поул-позицию,
0,07 с отыграв у
Стюарта. Увы,
выиграть или
хотя бы
побороться за
победу в своей
первой гонке
формулы 1
Андретти не
удалось: Стюарт
выиграл старт и
лидировал все
108 кругов, а
Марио сошел на
тридцать третьем
из-за поломки
сцепления. Хилл
финишировал
вторым (+24,68
с), третьим в
Уоткинс Глен
стал Сертиз,
четвертым - Дэн
Герни
(американец
отказался от
использования в
гонках своих
автомобилей
"Eagle" и отдал
предпочтение
"McLaren").
Перед
последним Гран
При в Мексике
Хилл имел 39
очков, Стюарт -
36 и Хьюм - 33.
У Икса все еще
было 27 очков, а
замыкали
шестерку
Мак-Ларен с 16
очками и
Родригес с 15. В
Кубке
Конструкторов
дела обстояли
точно так же,
как и в личном
зачете: у
"Lotus" было 51
очко, у "Matra"
- 45, а у
"McLaren" - 43.
Занимавшая
четвертое место
"Ferrari" с 32
очками
претендовать на
победу уже не
могла.
Последний
этап прошел в
Мексике. Со
старта гонку
возглавил Хилл,
на пятом круге
его обогнал
Стюарт -
впрочем,
ненадолго:
засорился
бензонасос, и
Джекки
финишировал
только седьмым с
кругом
отставания. Не
повезло и Хьюму:
поломка подвески
на одиннадцатом
круге и
законченная у
отбойника гонка.
Хилл после схода
основных
соперников, на
некоторое время
пропустив вперед
Зифферта
(стартовавшего
здесь с
поул-позиции),
довел гонку до
победного конца
и стал чемпионом
мира шесть лет
спустя после
своего первого
титула. Второе
место в гонке
занял Мак-Ларен,
следом
финишировал
Оливер, на доли
секунды
опередивший
Родригеса.
Личный
зачет:
Система
начисления
очков:
9-6-4-3-2-1
В
зачет
идут
пять
лучших
результатов
из
первых
шести
гонок
и
пять
- из
следующих
шести.
Место |
Гонщик |
Автомобиль |
Очки |
1 |
Г. Хилл |
"Lotus-Ford-49B" |
48 |
2 |
Д. Стюарт |
"Matra-Ford-MS10" |
36 |
3 |
Д. Хьюм |
"McLaren-Ford-M7A" |
33 |
4 |
Д. Икс |
"Ferrari-312" |
27 |
5 |
Б. Мак-Ларен |
"McLaren-Ford-M7A" |
22 |
6 |
П. Родригес |
BRM-P133 |
18 |
7 |
Й. Зифферт |
"Lotus-Ford-49B" |
12 |
8 |
Д. Сертиз |
"Honda-RA301", "-RA302" |
12 |
9 |
Ж.-П. Бельтуаз |
"Matra-MS11" |
11 |
10 |
К. Амон |
"Ferrari-312" |
10 |
|
Кубок
конструкторов:
Система
начисления
очков:
9-6-4-3-2-1
В
зачет
идут
пять
лучших
результатов
из
первых
шести
гонок
и
пять
- из
следующих
шести.
Место |
Команда/Автомобиль |
Очки |
1 |
"Lotus-Ford-49B" |
62 |
2 |
"McLaren-Ford-M7A" |
49 |
3 |
"Matra-Ford-MS10" |
45 |
4 |
"Ferrari-312" |
32 |
5 |
BRM-P133 |
28 |
6 |
"Honda-RA301", "-RA302" |
14 |
7 |
"Cooper-BRM-T86B" |
14 |
8 |
"Brabham-Repco-BT26" |
10 |
9 |
"Matra-MS11" |
8 |
10 |
"McLaren-BRM-M5A" |
3 |
|
|