Сезон 1969
Составы команд:
Команда |
Автомобиль |
Пилоты |
"Bonnier"
|
"Lotus-Ford-49B" |
И.
Бонньер
(SW) |
"Brabham"
|
"Brabham-Ford-BT26A" |
Д.
Брэбхэм
(AUS),
Д. Икс (BELG) |
"Colin
Crabbe"
|
"Cooper-Maserati-T86B",
"McLaren-Ford-M7B" |
В.
Элфорд (GB) |
"Ferrari"/"North
American"
|
"Ferrari-312" |
К.
Амон (NZ),
П.
Родригес
(MEX),
Э.
Брамбилла
(IT) |
"Gunston" |
"Lotus-Ford-49",
"Brabham-Repco-BT24" |
Д.
Лав
(RHO),
С. Тингл
(RHO) |
"Jack
Holme"
|
"Brabham-Repco-BT20" |
П.
де Клерк
(RSA) |
"Lawson" |
"McLaren-Ford-M7A" |
Б.
ван
Роойен
(RSA) |
"Lotus"
|
"Lotus-Ford-49B",
"-63"
|
Г.
Хилл
(GB), Й.
Риндт
(AUT),
М.
Андретти
(USA),
Р.
Эттвуд
(GB),
Д. Майлс
(GB), И.
Бонньер
(SW) |
"Pete
Lovely
Volkswagen" |
"Lotus-Ford-49B" |
П.
Лавли
(USA) |
"John
Maryon" |
"Eagle-Climax-T1G" |
Э.
Пиз
(CAN) |
"Matra
International" |
"Matra-Ford-MS10",
"-MS80",
"-MS84" |
Д.
Стюарт
(GB),
Ж.-П.
Бельтуаз
(FR), Д.
Серво-Гавен
(FR) |
"McLaren" |
"McLaren-Ford-M7A",
"-M7B",
"-M7C",
"-M9A" |
Б.
Мак-Ларен
(NZ), Д.
Хьюм
(NZ), Д.
Белл
(GB) |
"Silvio
Moser" |
"Brabham-Ford-BT24" |
С.
Мозер
(SWI) |
"Owen" |
BRM-P133,
-P138,
-P139 |
Д.
Сертиз
(GB), Д.
Оливер
(GB), Б.
Брак
(CAN),
Д. Итон
(CAN)
|
"Reg
Parnell"
|
BRM-P126 |
П.
Родригес
(MEX) |
"Paul
Seitz" |
"Brabham-Climax-BT23B" |
Д.
Кордтс
(CAN) |
"Rob
Walker" |
"Lotus-Ford-49B" |
Й.
Зифферт
(SWI) |
"Williams" |
"Brabham-Ford-BT26" |
П.
Каридж
(GB) |
Двигатели
"Ford-Cosworth-DFV"
продолжали свое
стремительное
восхождение на
вершину формулы
1. Тройка
команд-лидеров,
боровшихся за
победу в
чемпионате 1968
года, - "Lotus",
"Matra
International"
("Tyrrell") и
"McLaren" -
убедительно
продемонстрировала
все достоинства
DFV, выиграв
одиннадцать
этапов из
двенадцати, и в
1969 году к ним
присоединился
также "Brabham".
Из всех
заводских команд
верными своим
собственным
двигателям
остались только
"Ferrari" и BRM
- французская
"Matra Sports",
также
использовавшая
моторы
собственной
конструкции, в
чемпионате 1969
года слилась с
"Matra
International".
По всему было
видно, что
основная борьба
за победы пойдет
именно между
четырьмя
командами DFV.
В ЮАР, где
открылся сезон,
поул-позиция
досталась
трехкратному
чемпиону мира
Джеку Брэбхэму,
что подтвердило
тот факт, что
прошлогодним
фиаско его
команда была
обязана только
моторам "Repco"
- стоило
заменить их на
"Ford", и
"Brabham"
вернулся на
достаточно
высокий уровень.
"Черному Джеку",
конечно же,
хотелось
продолжить успех
и выиграть в
Кьялами, но уже
в начале гонки
вперед вышел
вице-чемпион
мира Джекки
Стюарт на
"Matra-Ford-MS10",
а Брэбхэм не
только не мог
догнать его, но
и вообще сошел
еще на первой
половине
дистанции. Не
смог
финишировать и
Марио Андретти
на "Lotus",
который в начале
гонки оспаривал
лидерство у
Стюарта, и
Джекки одержал
победу.
Действующий
чемпион мира
Грэхем Хилл стал
вторым, а Деннис
Хьюм - третьим,
то есть места на
подиуме заняли
те, кто боролся
за титул в
прошлом году.
4 мая на
трассе Монтжуих
Парк в Барселоне
состоялся второй
этап чемпионата
- Гран При
Испании. По
итогам
квалификации
поул-позицию
занял Йохен
Риндт (1 мин
25,7 с), вторым
на старте стоял
Амон, третьим -
Хилл. На девятом
круге на
автомобиле
двукратного
чемпиона мира
сломалась
высокая стойка
заднего
антикрыла, не
выдержав
нагрузок, и
лишенный
прижимающей силы
"Lotus" врезался
в отбойник.
Через
одиннадцать
кругов то же
самое в том же
самом месте
произошло и с
другим "Lotus"
лидировавшего
Риндта. Амон
остался впереди,
но сошел на
пятьдесят
седьмом круге со
сгоревшим
двигателем.
Лидерство
захватил Стюарт,
который задал
столь высокий
темп, что
финишировавший
вторым Мак-Ларен
отстал от него
целых два круга.
Дальше - больше:
три круга
Стюарту
проиграли
Бельтуаз и Хьюм,
шесть - Джон
Сертиз на BRM, а
последний из
финишировавших -
Джекки Икс на
"Brabham" -
отстал уже на
семь кругов.
Аварии
Хилла и Риндта
вызвали
немедленную
реакцию со
стороны FIA. В
первых
тренировках
перед Гран При
Монако,
следующим этапом
чемпионата,
автомобили еще
несли антикрылья
на высоких
стойках, но
срочно
собравшаяся
спортивная
комиссия FIA
запретила их
использование. В
Монако, впрочем,
где большие
скорости, при
которых
необходима
прижимающая
сила, развивать
просто негде,
машины без
антикрыльев
почти ничего не
потеряли, и на
расстановку сил
в чемпионате
решение FIA
никак не
повлияло:
поул-позицию
выиграл Стюарт
(1 мин 24,6 с),
второй результат
(1 мин 25,0 с)
показал Амон.
Новозеландский
гонщик вновь
сошел (на этот
раз уже после
семнадцати
кругов); недолго
продержался на
трассе и Стюарт
- сход на
двадцать третьем
круге из-за
поломки полуоси.
Победу одержал
Хилл
(четырнадцатую и
последнюю в
своей карьере),
вторым стал Пирс
Каридж на
"Brabham",
приобретенном
для него Фрэнком
Уильямсом.
Третье место
занял Йозеф
Зифферт на
"Lotus" команды
Роба Уокера, а
четвертое -
Ричард Эттвуд на
"Lotus"
заводской
команды. Два
"McLaren" -
самого
Мак-Ларена и
Хьюма - замкнули
шестерку.
Лидером в
общем зачете
после трех
этапов был
Стюарт - 18
очков. На три
очка от него
отставал Хилл. У
Мак-Ларена было
10 очков, а у
Хьюма - 8:
лидеры пока
оставались теми
же, что и год
назад, пилоты
"Brabham" пока
не блистали. В
Кубке
Конструкторов у
"Matra" было 18
очков, у "Lotus"
- 15, у
"McLaren" - 12.
Марка "Brabham"
имела сейчас 7
очков, но только
одно из них
принадлежало
заводской
команде. К Гран
При Нидерландов
FIA приняла
окончательное
решение,
касающееся
антикрыльев:
теперь их
максимальная
высота не должна
была превышать
80 см, а системы
изменения угла
атаки в ходе
гонки, бывшие
ранее весьма
распространенными,
отныне
запрещались.
Конструкторы,
искавшие другие
пути улучшения
сцепления с
дорогой,
пробовали и
другие пути: в
Зандвоорте
дебютировали
полноприводные
"Lotus-63" и
"Matra-MS84".
Первые пилоты
команд - Хилл и
Стюарт -
попробовали в
тренировках обе
машины, но
отставание от
обыкновенных
"-49B" и "-MS80"
было просто
катастрофическим:
6-8 с!
Естественно, что
ни в
квалификации, ни
в гонке
полноприводные
машины не
участвовали.
Риндт на "-49B"
занял
поул-позицию и
лидировал, пока
не сошел из-за
поломки полуоси,
а Хилл,
возглавлявший
гонку первые два
круга, в итоге
стал только
седьмым. Стюарт
перехватил
лидерство и
выиграл гонку, а
честь марки
"Lotus" спас
Зифферт, ставший
вторым. Амон на
"Ferrari" стал
третьим -
единственный
подиум
итальянской
команды в
сезоне.
Пятый этап
чемпионата,
состоявшийся на
французской
трассе в
Клермон-Ферране,
вновь прошел при
господстве
Стюарта:
шотландец
выиграл
квалификацию с
отрывом в 1,8 с
от Хьюма, и
лидировал все 38
кругов, попутно
показав и лучшее
время на круге.
Следом за
Стюартом шли Икс
и Бельтуаз; на
последнем круге
француз смог
обогнать Икса, и
"Matra" отметила
победный дубль.
В
Клермон-Ферране
впервые
стартовал в
гонке
"Lotus-63": Джон
Майлс сошел на
втором круге.
Третью
подряд победу
Стюарт одержал в
Сильверстоуне. В
квалификации он
попал в аварию и
участвовал в
гонке на
автомобиле
Бельтуаза.
Единственным,
кто всерьез
боролся с ним,
был Риндт, но
из-за ослабшего
крепления
антикрыла он был
вынужден заехать
в боксы и стал
только
четвертым.
Вообще же
команда "Lotus"
терпела
поражение за
поражением: Хилл
финишировал
седьмым, а два
полноприводных
"Lotus-Ford-63",
также
участвовавшие в
гонке, выглядели
безнадежными
аутсайдерами:
Иоаким Бонньер
сошел на седьмом
круге, а Майлс,
хоть и
финишировал, но
лишь десятым с
отставанием в
девять кругов.
Другая
полноприводная
конструкция -
"McLaren-M9A" -
здесь
единственный раз
стартовала в
гонке: подвеска
на машине Дерека
Белла выдержала
только первые
пять кругов.
Также
эксперименты с
полным приводом
вела и фирма
"Cosworth", на
дальше
прототипа,
разработанного
Робином Хердом,
дело не пошло.
Вторым в
Сильверстоуне
стал Икс.
Бельгиец улучшил
свой результат
на следующем,
седьмом, этапе в
Германии,
одержав для
своей команды
"Brabham" первую
победу после
Гран При Канады
1967 года.
Стюарт,
испытывавший
проблемы с
коробкой
передач, стал
вторым, опередив
Мак-Ларена.
Следующий
этап прошел в
Италии. Главной
сенсацией гонки
стало уверенное
выступление
Кариджа. В
квалификации он
был четвертым, а
в гонке шел в
лидирующей
группе, куда,
кроме него,
входили: Стюарт,
Риндт и (в
начале гонки)
Хьюм. Но шансы
на победу
исчезли на
пятьдесят пятом
круге, когда в
подаче топлива
возникли
перебои: на
финише Каридж
только пятым с
полуминутным
отставанием. К
Стюарту же и
Риндту под конец
гонки
подтянулись
также Бельтуаз и
Мак-Ларен. Как
всегда, финиш в
Монце получился
очень плотным:
Стюарт победил,
опередив Риндта
на 0,08 с,
Бельтуаза - на
0,17, а
Мак-Ларена - на
0,19. Выиграв
Гран При Италии,
он стал
чемпионом мира
за три этапа до
конца
чемпионата, имея
60 очков из 72
возможных.
Мак-Ларен
занимал второе
место, имея,
однако, всего
лишь 24 очка.
Следом шли: Икс
с 22 очками,
Хилл с 19 и
Бельтуаз с
Зиффертом (по
15). "Matra" в
Италии также
выиграла Кубок
Конструкторов.
Окончив
свой европейский
сезон, формула 1
переехала в
Америку, где
должны были
пройти три
оставшиеся
этапа. Эти три
гонки были
отмечены
успехами команды
"Brabham": в
Моспорт-Парке,
на Гран При
Канады, Икс
стартовал с
поул-позиции и
после борьбы с
Риндтом и схода
Стюарта выиграл,
а Брэбхэм,
взявший до этого
всего одно очко,
стал вторым.
Нельзя не
отметить и еще
одно событие:
шестое место
Джонни
Серво-Гавена на
"Matra-MS84":
единственный раз
в истории
чемпионатов мира
гонщик на
полноприводном
автомобиле
финишировал в
зачетной
шестерке.
В Уоткинс
Глен Стюарт
опять сошел - на
тридцать шестом
круге отказал
двигатель, - и
свою первую
победу в формуле
1 одержал Риндт.
Его товарищ по
команде Хилл на
девяносто первом
круге попал в
тяжелую аварию:
из-за
взорвавшейся
шины его
буквально
выбросило из
автомобиля. Хилл
попал в больницу
с переломами
обеих ног и с
трудом
восстановился к
началу
следующего
чемпионата. Икс
сошел, Брэбхэм
стал только
четвертым, но
зато "Brabham"
Кариджа пришел к
финишу вторым
(+46,99 с).
Сертиз (третий)
и Брэбхэм
отстали на два
круга, Педро
Родригес на
"Ferrari",
присоединившийся
к Амону в
Сильверстоуне,
финишировал
пятым (-7
кругов), а
Сильвио Мозер на
частном
"Brabham" -
шестым (-10
кругов). Седьмым
к финишу пришел
Серво-Гавен на
"-MS84", но
проиграл Риндту
он уже 16 кругов
и поэтому не был
квалифицирован.
Больше
полноприводные
автомобили, за
исключением
неудачного
"Lotus-56B", в
формуле 1 не
появлялись.
Чемпионат
завершился в
Мексике, где
Хьюм добился
первой и
последней победы
в сезоне.
Немалую роль в
ней сыграли и
шины "Goodyear",
которыми был
оснащен его
автомобиль.
Команда
"Brabham", тоже
использовавшая
эти шины, также
была в первых
рядах: Икс стал
вторым, а
обладатель
поул-позиции
Джек Брэбхэм -
третьим. Лучший
из
представителей
"Firestone" -
Стюарт - занял
четвертое место.
Сезон 1969
года стал
замечательным
доказательством
превосходства
"Ford-Cosworth-DFV"
над другими
двигателями:
"Ferrari" и BRM
взяли по семь
очков -
едва-едва пять
процентов от
общей суммы
разыгранных, - а
остальные 95%
пришлись на долю
четырех команд
DFV. Обидное
поражение стало
причиной
активности обеих
команд-неудачниц,
и в 1970 году на
трассы вышли
"Ferrari-312B" и
BRM-P153 -
машины, которые
были способны
бороться за
победы.
Личный
зачет:
Система
начисления
очков:
9-6-4-3-2-1
В
зачет
идут
пять
лучших
результатов
из
первых
шести
гонок
и
четыре
- из
следующих
пяти.
Место |
Гонщик |
Автомобиль |
Очки |
1 |
Д. Стюарт |
"Matra-Ford-MS80" |
63 |
2 |
Д. Икс |
"Brabham-Ford-BT26A" |
37 |
3 |
Б. Мак-Ларен |
"McLaren-Ford-M7C" |
26 |
4 |
Й. Риндт |
"Lotus-Ford-49B" |
22 |
5 |
Ж.-П. Бельтуаз |
"Matra-Ford-MS80" |
21 |
6 |
Д. Хьюм |
"McLaren-Ford-M7C" |
20 |
7 |
Г. Хилл |
"Lotus-Ford-49B" |
19 |
8 |
П. Каридж |
"Brabham-Ford-BT26" |
16 |
9 |
Й. Зифферт |
"Lotus-Ford-49B" |
15 |
10 |
Д. Брэбхэм |
"Brabham-Ford-BT26A" |
14 |
|
Кубок
конструкторов:
Система
начисления
очков:
9-6-4-3-2-1
В
зачет
идут
пять
лучших
результатов
из
первых
шести
гонок
и
четыре
- из
следующих
пяти.
Место |
Команда/Автомобиль |
Очки |
1 |
"Matra-Ford-MS80" |
66 |
2 |
"Brabham-Ford-BT26A" |
49 |
3 |
"Lotus-Ford-49B" |
47 |
4 |
"McLaren-Ford-M7C" |
40 |
5 |
"Ferrari-312" |
7 |
6 |
BRM-P138 |
7 |
|
|