Сезон 1970
Составы команд:
Команда |
Автомобиль |
Пилоты |
"Antique
Automobiles"
|
"March-Ford-701" |
Р.
Петерсон
(SW) |
"Bonnier"
|
"McLaren-Ford-M7C" |
И.
Бонньер
(SW) |
"Brabham"
|
"Brabham-Ford-BT33" |
Д.
Брэбхэм
(AUS),
Р.
Штоммелен
(D)
|
BRM/"Owen"
|
BRM-P139,
-P153 |
П.
Родригес
(MEX),
Д.
Оливер (GB),
Д. Итон
(CAN),
П.
Уэстбери
(GB)
|
"Colin
Crabbe" |
"March-Ford-701" |
Р.
Петерсон
(SW) |
"Ferrari"
|
"Ferrari-312B" |
Д.
Икс (BELG),
Д.
Регаццони
(SWI),
И.
Джунти (IT)
|
"Gunston" |
"Lotus-Ford-49",
"Brabham-Ford-BT26" |
Д.
Лав (RHO),
П. де
Клерк (RSA) |
"Lotus"/"World
Wide"
|
"Lotus-Ford-49C",
"-72",
"-72B","-72C"
|
Й.
Риндт (AUT),
Д. Майлс
(GB), Э.
Фиттипальди
(BR), Р.
Виселль
(SW),
А.
Солер-Ройг
(ESP) |
"Pete
Lovely
Volkswagen" |
"Lotus-Ford-49B" |
П.
Лавли (USA) |
"March" |
"March-Ford-701" |
К.
Амон (NZ),
Й.
Зифферт
(SWI) |
"Matra" |
"Matra-MS120" |
Ж.-П.
Бельтуаз
(FR), А.
Пескароло
(FR) |
"McLaren" |
"McLaren-Ford-M14A",
"McLaren-Alfa-M7D",
"-M14D" |
Б.
Мак-Ларен
(NZ), Д.
Хьюм (NZ),
Д. Герни
(USA),
П. Гетин
(GB),
А. де
Адамич
(IT), Н.
Галли
(IT) |
"Silvio
Moser" |
"Bellasi-Ford" |
С.
Мозер
(SWI) |
"Scribante" |
"Lotus-Ford-49C" |
Д.
Чарльтон
(RSA) |
"STP
Corporation"
|
"March-Ford-701" |
М.
Андретти
(USA) |
"Surtees" |
"McLaren-Ford-M7C",
"Surtees-Ford-TS7" |
Д.
Сертиз
(GB), Д.
Белл
(GB) |
"Tyrrell" |
"March-Ford-701",
"Tyrrell-Ford-001" |
Д.
Стюарт
(GB), Д.
Серво-Гавен
(FR), Ф.
Север
(FR) |
"Rob
Walker" |
"Lotus-Ford-49C",
"-72C" |
Г.
Хилл
(GB), Б.
Редман
(GB) |
"Tom
Wheatcroft" |
"Brabham-Ford-BT26" |
Д.
Белл
(GB) |
"Williams" |
"de
Tomaso-Ford-308-505" |
П.
Каридж
(GB), Б.
Редман
(GB), Т.
Шенкен
(AUS) |
Частные
автомобили |
|
|
"Brabham-Ford-BT26"
|
Г.
Хатчисон
(USA) |
|
"March-Ford-701"
|
Х.
Хане (D) |
Одной из
главных новостей
формулы 1 перед
началом сезона
1970 года стало
появление на
сцене вновь
созданной
английской фирмы
"March", которая
при поддержке
топливной
компании STP
заявила к
участию в
чемпионате
собственную
команду. Команда
"Tyrrell", ранее
использовавшая
шасси "Matra",
также перешла на
"March". Гонщики
этой новой марки
вполне могли
рассчитывать на
то, чтобы
присоединиться к
рядам лидеров -
"Lotus",
"Brabham" и
"McLaren". BRM и
"Ferrari"
серьезно
усилились и тоже
могли
претендовать на
многое.
Чемпионат
открылся в ЮАР.
Автомобили
"March" показали
себя в
квалификации:
Джекки Стюарт из
"Tyrrell" и
представитель
заводской
команды Крис
Амон заняли два
первых места на
старте с
одинаковым
временем - 1 мин
19,3 с. В гонке
Стюарт какое-то
время лидировал,
но затем
опустился на
третью позицию;
Амон, как
всегда, долго на
трассе не
задержался и
сошел уже на
пятнадцатом
круге с
перегревшимся
двигателем.
Неожиданно для
всех этап
выиграл
трехкратный
чемпион мира
Джек Брэбхэм,
для которого это
была последняя
победа в формуле
1. Второе место
занял его бывший
коллега по
команде Деннис
Хьюм на
"McLaren".
Четвертым стал
Жан-Пьер
Бельтуаз, пятым
- Джон Майлс, а
Грэхем Хилл,
вернувшийся в
формулу 1 после
тяжелой аварии
на Гран При США
1969 года и
выступавший
сейчас за
команду Роба
Уокера, занял
шестое место.
Брэбхэм,
воодушевленный
отличным началом
сезона, в
Испании завоевал
поул-позицию и
всерьез
намеревался
продолжить
победную серию,
но уже с самого
старта пропустил
вперед Стюарта.
Джекки лидировал
все девяносто
кругов гонки, а
Брэбхэм,
довольно долго
преследовавший
его, сошел на
шестьдесят
втором круге
из-за отказа
двигателя. В
итоге Брюс
Мак-Ларен,
которому
досталось это
второе место,
отстал от
Стюарта уже на
круг. Американец
Марио Андретти,
выступавший на
"March",
купленном для
него STP, стал
третьим. Хилл
добился своего
лучшего
результата в
сезоне -
четвертого
места, которое
также помогло
ему побить
рекорд Хуана
Мануэля Фанхио
по общему
количеству
взятых очков:
теперь Хилл имел
279 против
277,14 у Фанхио.
Пятым и
последним из
финишировавших в
Хараме стал
партнер Стюарта
по "Tyrrell"
Джонни
Серво-Гавен.
Команда "Lotus"
выставила в этой
гонке новую
модель "-72",
отличавшуюся
клиновидной
формой и
расположенными
сбоку от кокпита
радиаторами:
Йохен Риндт был
в квалификации
восьмым и сошел
уже в начале
гонки.
Чемпионат
продолжился Гран
При Монако 10
мая. Стюарт
стоял первым на
старте (1 мин
24,0 с); 0,6 с
проиграл ему
Амон. Обоим не
повезло в гонке:
на пятьдесят
восьмом круге из
восьмидесяти
отказал
двигатель у
Стюарта, а через
три круга
сломалась
подвеска у
Амона. Брэбхэм,
стартовавший
четвертым (1 мин
25,4 с),
довольно быстро
опередил Стюарта
и лидировал до
последнего
поворота перед
финишем, когда
совершенная им
ошибка стоила
ему победы, а
выиграл Риндт на
старом
"Lotus-Ford-49C".
Брэбхэм все же
смог
финишировать
вторым, отстав
от Риндта на
23,1 с, и
благодаря этому
отобрал у
Стюарта первое
место в
чемпионате.
Третьим стал
Анри Пескароло
на "Matra".
В Бельгии,
на трассе
Спа-Франкоршамп,
основная схватка
в начале гонки
шла между
обладателем
поул-позиции
Стюартом и
стартовавшим
третьим Амоном.
На протяжении
первых четырех
кругов они
несколько раз
отбирали друг у
друга первое
место, а тем
временем сзади к
ним быстро
приближался
стартовавший
шестым Педро
Родригес на BRM.
Опередив оба
"March", он
возглавил гонку,
и Амону
оставалось
только следовать
за ним. Стюарта
опять, как и в
Монако, подвел
двигатель. На
финише Родригеса
и Амона
разделили 1,1 с,
а занявший
третье место
Бельтуаз отстал
уже почти на
полкруга (+1 мин
43,7 с). Первые
три очка в
сезоне получила
"Ferrari":
четвертым
финишировал
дебютировавший
здесь в формуле
1 Игнацио
Джунти.
После
четырех Гран При
в чемпионате
лидировал
Брэбхэм с 15
очками, второе
место занимал
Стюарт с 13.
Победа Родригеса
позволила ему
выйти на третье
место в личном
зачете (10
очков). По 9
имели Риндт и
Хьюм, а замыкал
шестерку
Бельтуаз с 7
очками. Марка
"March"
совершенно
неожиданно
первенствовала в
Кубке
Конструкторов
(19 очков).
Впрочем, это
лидерство нельзя
было назвать
уверенным: все
команды, кроме
"Ferrari", шли
очень плотно.
Так, "Brabham"
отставал всего
на два очка,
"McLaren" - на
четыре, а
"Lotus" - на
пять. Немного
дальше
расположились
"Matra" с 11
очками и BRM с
10. У "Ferrari"
же было всего 3
очка.
Пятый этап
чемпионата
состоялся 21
июня на
голландской
трассе
Зандвоорт. В
гонке погиб Пирс
Каридж,
выступавший на
"de Tomaso"
команды Фрэнка
Уильямса. Он шел
седьмым, когда
его автомобиль
занесло и
выбросило с
трассы. Машина
Кариджа
перевернулась и
загорелась; все
усилия пожарных
ни к чему не
привели. Риндт
за рулем нового
"Lotus-Ford-72"
стартовал с
поул-позиции и в
ходе гонки не
оставил
соперникам ни
единого шанса.
Стюарт стал
вторым, а третье
и четвертое
места заняли
гонщики
"Ferrari" -
Джекки Икс и
Джанклаудио
Регаццони. Но
даже и этих
неплохих
результатов
оказалось
недостаточно,
чтобы выбраться
со своего
унизительного
седьмого места в
Кубке
Конструкторов.
В
Клермон-Ферране,
где прошел Гран
При Франции, на
поул-позиции
стоял Икс. В
гонке он
лидировал
шестнадцать
кругов, пока не
сошел. Затем
лидерство
перехватил
Бельтуаз, но
тоже ненадолго,
и в конце концов
победу одержал
Риндт. Вторым
стал Амон,
преследуемый
Брэбхэмом. Еще
одна победа
оказалась на
счету Риндта и
"Lotus-Ford-72"
в
Великобритании.
Икс вновь был на
высоте
(поул-позиция и
шесть кругов
лидерства), но
до финиша не
добрался. После
схода Икса Риндт
шел первым
большую часть
дистанции, пока
ближе к финишу
его не опередил
Брэбхэм.
Австралиец
лидировал до
последнего
круга, когда у
него стало
кончаться
топливо, и ему
пришлось
пропустить
Риндта вперед, а
самому
сосредоточиться
на попытках
добраться до
финиша на
последних каплях
бензина. В
результате после
семи этапов
Риндт был
лидером
чемпионата с 36
очками, 25 имел
Брэбхэм, 19 -
Стюарт. Команда
"Lotus"
захватила
лидерство и в
Кубке
Конструкторов -
41 очко против
33 у "March".
Проведение
восьмого этапа
чемпионата -
Гран При
Германии -
оказалось под
угрозой:
большинство
гонщиков нашло
трассу
Нюрбургринг
опасной и
отказалось
принимать
участие в гонке.
Гран При
пришлось срочно
перенести в
Хоккенхайм -
скоростную
трассу, во
многом подобную
Монце. Поэтому
мало кого
удивила та
жесткая борьба
за лидерство,
которой всегда
отличались
итальянские
гонки и которая
на этот раз шла
в Хоккенхайме.
Икс и Риндт,
стартовавшие
первым и вторым,
постоянно
обгоняли друг
друга; в
середине гонки к
ним
присоединился
Регаццони и даже
на два круга
вышел вперед, но
когда у него
сгорел
двигатель, Икс и
Риндт снова
принялись за
свое. В конце
концов удачливее
оказался Йохен,
пришедший к
финишу на 0,7 с
раньше Икса.
Далеко позади
этой скоростной
пары оказался
Хьюм (+1 мин
21,8 с), а
четвертым стал
бразилец Эмерсон
Фиттипальди,
проводивший
здесь свой
второй Гран При
(в Брандс Хэтч
он стал
восьмым). Рольф
Штоммелен и
Пескароло заняли
пятое и шестое
места.
Упустив
победу в
Германии, в
"Ferrari" все же
не отчаивались и
были
вознаграждены
долгожданной
победой, первой
после
двухлетнего
перерыва, на
следующем этапе
в Австрии.
Конкурентов Иксу
и Регаццони не
было: они
лидировали всю
гонку, попутно
показав лучшее
время круга
(одинаковое у
обоих), и
финишировали в
интервале 0,61
с, а Штоммелен
проиграл
победителю почти
полторы минуты.
Кумир местной
публики и лидер
чемпионата Риндт
уверенно выиграл
квалификацию, но
сошел на
двадцать втором
круге из-за
поломки
двигателя.
В
квалификации
перед десятым
этапом
чемпионата в
Италии 5
сентября
произошла
тяжелая авария,
в которой погиб
Риндт. Точные
причины этой
аварии так и не
удалось
установить.
Возможно, что
когда Риндт
попытался
затормозить
перед поворотом
Параболика, его
"Lotus",
чрезвычайно
плохо
державшийся на
трассе из-за
снятых
антикрыльев (а
Йохен после
своей
прошлогодней
испанской аварии
был их
непримиримым
противником),
лишился
управления и
врезался в
ограждение.
Узкий нос
автомобиля попал
между двумя
перекладинами
отбойника,
рассчитанного на
привычную
сигарообразную
форму
обтекателей.
Команда "Lotus"
была снята с
гонки, как и еще
один "Lotus-72",
принадлежавший
Робу Уокеру.
Итальянская
полиция
немедленно
начала
следствие,
продолжавшееся
больше года,
из-за чего на
Гран При Италии
1971 года Колину
Чэпмену пришлось
посылать свою
команду под
вымышленным
названием "World
Wide Racing" (в
1970 под ним
выступал испанец
Алекс
Солер-Ройг),
опасаясь
судебного
преследования.
Сама же
гонка, прошедшая
без "Lotus",
отнюдь не стала
легким триумфом
"Ferrari": Икс и
Регаццони были в
первых рядах, но
в привычной для
Монцы тех лет
"битве
слип-стримов" с
ними соперничали
Стюарт, Хьюм,
Родригес и
Джекки Оливер.
На тринадцатом
круге шестерка
лидеров лишилась
Родригеса, на
BRM которого
сгорел мотор;
еще тринадцать
кругов спустя по
той же причине
выбыл Икс, еще
через двенадцать
задымился
двигатель
Оливера. За
победу остались
сражаться только
Регаццони и
Стюарт, и в
конце концов
Регаццони
сумел-таки
оторваться от
Стюарта на
финише на 5,73
с. Хьюм, во
второй половине
гонки немного
отставший,
пропустил вперед
Бельтуаза,
который
финишировал
почти вровень со
Стюартом,
проиграв ему
0,07 с; самому
же Хьюму до
самого финиша
пришлось
отбивать атаки
Штоммелена.
Шестым в Монце
стал Франсуа
Север, сменивший
в "Tyrrell"
Серво-Гавена,
принявшего
решение оставить
гонки.
После
трагических
событий в Монце
в чемпионате
сложилась
следующая
ситуация: Риндт
до своей гибели
взял 45 очков и
был лидером
чемпионата.
Делившие второе
и третье места
Брэбхэм и Стюарт
имели по 25
очков, 23 было у
Хьюма, 21 - у
Регаццони, 19 -
у Икса. Такова
была группа тех,
кто мог еще
отобрать титул у
Риндта. Команда
"Lotus"
продолжала
лидировать и в
Кубке
Конструкторов с
50 очками.
В Канаде
команда
"Tyrrell"
выставила для
Стюарта новый
автомобиль
собственной
конструкции -
"Tyrrell-Ford-001".
Стюарт занял на
нем
поул-позицию, но
сошел на
тридцать втором
круге со
сломанной осью,
выбыв тем самым
из числа
соискателей
титула. Не
получили очков в
этой гонке и
Брэбхэм с
Хьюмом: почти
одновременно у
первого начало
вытекать масло,
а у второго
сгорел
двигатель;
Регаццони стал
вторым, что для
него также
означало конец
всем надеждам.
Теперь шансы
выиграть
чемпионат имел
только Икс,
который и
победил в Гран
При Канады.
Предпоследний
этап состоялся в
США. Здесь
поул-позиция
осталась за
Иксом, а Стюарт
стартовал
вторым. На
старте шотландец
опередил Икса и
уезжал от
преследователей
в невероятном
темпе, но
покинул гонку
из-за утечки
масла. В итоге
свою первую
победу одержал
Фиттипальди, а
Райне Виселль,
сменивший в
"Lotus"
уволенного
Майлса,
финишировал
третьим, позади
Родригеса. Икс
занял только
четвертое место.
Это означало,
что за Риндтом
посмертно
сохраняется
титул чемпиона
мира, а команда
"Lotus"
выигрывает Кубок
Конструкторов.
На последнем
этапе в Мексике
"Ferrari"
все-таки
праздновала
победу Икса и
второе место
Регаццони, но
они уже ничего
не решали. Хьюм,
став в Мехико
третьим, смог
опередить
Брэбхэма и
Стюарта и выйти
на четвертое
место в
чемпионате. Сам
Стюарт сошел в
третий раз
подряд (не
выдержала
подвеска), но,
несмотря на это,
команда
"Tyrrell"
продемонстрировала
огромный
потенциал,
достаточный,
чтобы бороться
за победы в
следующем
сезоне.
Личный
зачет:
Система
начисления
очков:
9-6-4-3-2-1
В
зачет
идут
шесть
лучших
результатов
из
первых
семи
гонок
и
пять
- из
следующих
шести.
Место |
Гонщик |
Автомобиль |
Очки |
1 |
Й. Риндт |
"Lotus-Ford-72" |
45 |
2 |
Д. Икс |
"Ferrari-312B" |
40 |
3 |
Д. Регаццони |
"Ferrari-312B" |
33 |
4 |
Д. Хьюм |
"McLaren-Ford-M14A" |
27 |
5 |
Д. Брэбхэм |
Brabham-Ford-BT33 |
25 |
6 |
Д. Стюарт |
"March-Ford-701",
"Tyrrell-Ford-001" |
25 |
7 |
П. Родригес |
BRM-P153 |
23 |
8 |
К. Амон |
"March-Ford-701" |
23 |
9 |
Ж.-П. Бельтуаз |
"Matra-MS120" |
16 |
10 |
Э. Фиттипальди |
"Lotus-Ford-72" |
12 |
|
Кубок
конструкторов:
Система
начисления
очков:
9-6-4-3-2-1
В
зачет
идут
шесть
лучших
результатов
из
первых
семи
гонок
и
пять
- из
следующих
шести
Место |
Команда/Автомобиль |
Очки |
1 |
"Lotus-Ford-72" |
59 |
2 |
"Ferrari-312B" |
55 |
3 |
"March-Ford-701" |
48 |
4 |
"Brabham-Ford-BT33" |
35 |
5 |
"McLaren-Ford-M14A" |
35 |
6 |
BRM-P153 |
23 |
7 |
"Matra-MS120" |
23 |
8 |
"Surtees-Ford-TS7" |
3 |
|
|