F1Archive.Ru
Архив материалов о Формуле 1

Энциклопедия - История

Главная страница
Энциклопедия
История
Пилоты
Трассы
Команды
Поставщики шин
Статистика
Статьи о Формуле 1
Мир Больших Призов
Технологии
Автомобили
Личности
Отдельные статьи
Дополнительные материалы
Другие виды автоспорта
Видео архив
Печатные издания
 



История проведения чемпионатов Формулы 1

Сезон 1970

Составы команд:

Команда Автомобиль Пилоты
"Antique Automobiles" "March-Ford-701" Р. Петерсон (SW)
"Bonnier" "McLaren-Ford-M7C" И. Бонньер (SW)
"Brabham" "Brabham-Ford-BT33" Д. Брэбхэм (AUS), Р. Штоммелен (D)
BRM/"Owen" BRM-P139, -P153 П. Родригес (MEX), Д. Оливер (GB), Д. Итон (CAN), П. Уэстбери (GB)
"Colin Crabbe" "March-Ford-701" Р. Петерсон (SW)
"Ferrari" "Ferrari-312B" Д. Икс (BELG), Д. Регаццони (SWI), И. Джунти (IT)
"Gunston" "Lotus-Ford-49",
"Brabham-Ford-BT26"
Д. Лав (RHO), П. де Клерк (RSA)
"Lotus"/"World Wide" "Lotus-Ford-49C", "-72",
"-72B","-72C"
Й. Риндт (AUT), Д. Майлс (GB), Э. Фиттипальди (BR), Р. Виселль (SW),
А. Солер-Ройг (ESP)
"Pete Lovely Volkswagen" "Lotus-Ford-49B" П. Лавли (USA)
"March" "March-Ford-701" К. Амон (NZ), Й. Зифферт (SWI)
"Matra" "Matra-MS120" Ж.-П. Бельтуаз (FR), А. Пескароло (FR)
"McLaren" "McLaren-Ford-M14A",
"McLaren-Alfa-M7D", "-M14D"
Б. Мак-Ларен (NZ), Д. Хьюм (NZ), Д. Герни (USA), П. Гетин (GB),
А. де Адамич (IT), Н. Галли (IT)
"Silvio Moser" "Bellasi-Ford" С. Мозер (SWI)
"Scribante" "Lotus-Ford-49C" Д. Чарльтон (RSA)
"STP Corporation" "March-Ford-701" М. Андретти (USA)
"Surtees" "McLaren-Ford-M7C",
"Surtees-Ford-TS7"
Д. Сертиз (GB), Д. Белл (GB)
"Tyrrell" "March-Ford-701",
"Tyrrell-Ford-001"
Д. Стюарт (GB), Д. Серво-Гавен (FR), Ф. Север (FR)
"Rob Walker" "Lotus-Ford-49C", "-72C" Г. Хилл (GB), Б. Редман (GB)
"Tom Wheatcroft" "Brabham-Ford-BT26" Д. Белл (GB)
"Williams" "de Tomaso-Ford-308-505" П. Каридж (GB), Б. Редман (GB), Т. Шенкен (AUS)
Частные автомобили  
  "Brabham-Ford-BT26" Г. Хатчисон (USA)
  "March-Ford-701" Х. Хане (D)

     Одной из главных новостей формулы 1 перед началом сезона 1970 года стало появление на сцене вновь созданной английской фирмы "March", которая при поддержке топливной компании STP заявила к участию в чемпионате собственную команду. Команда "Tyrrell", ранее использовавшая шасси "Matra", также перешла на "March". Гонщики этой новой марки вполне могли рассчитывать на то, чтобы присоединиться к рядам лидеров - "Lotus", "Brabham" и "McLaren". BRM и "Ferrari" серьезно усилились и тоже могли претендовать на многое.

     Чемпионат открылся в ЮАР. Автомобили "March" показали себя в квалификации: Джекки Стюарт из "Tyrrell" и представитель заводской команды Крис Амон заняли два первых места на старте с одинаковым временем - 1 мин 19,3 с. В гонке Стюарт какое-то время лидировал, но затем опустился на третью позицию; Амон, как всегда, долго на трассе не задержался и сошел уже на пятнадцатом круге с перегревшимся двигателем. Неожиданно для всех этап выиграл трехкратный чемпион мира Джек Брэбхэм, для которого это была последняя победа в формуле 1. Второе место занял его бывший коллега по команде Деннис Хьюм на "McLaren". Четвертым стал Жан-Пьер Бельтуаз, пятым - Джон Майлс, а Грэхем Хилл, вернувшийся в формулу 1 после тяжелой аварии на Гран При США 1969 года и выступавший сейчас за команду Роба Уокера, занял шестое место.

     Брэбхэм, воодушевленный отличным началом сезона, в Испании завоевал поул-позицию и всерьез намеревался продолжить победную серию, но уже с самого старта пропустил вперед Стюарта. Джекки лидировал все девяносто кругов гонки, а Брэбхэм, довольно долго преследовавший его, сошел на шестьдесят втором круге из-за отказа двигателя. В итоге Брюс Мак-Ларен, которому досталось это второе место, отстал от Стюарта уже на круг. Американец Марио Андретти, выступавший на "March", купленном для него STP, стал третьим. Хилл добился своего лучшего результата в сезоне - четвертого места, которое также помогло ему побить рекорд Хуана Мануэля Фанхио по общему количеству взятых очков: теперь Хилл имел 279 против 277,14 у Фанхио. Пятым и последним из финишировавших в Хараме стал партнер Стюарта по "Tyrrell" Джонни Серво-Гавен. Команда "Lotus" выставила в этой гонке новую модель "-72", отличавшуюся клиновидной формой и расположенными сбоку от кокпита радиаторами: Йохен Риндт был в квалификации восьмым и сошел уже в начале гонки.

     Чемпионат продолжился Гран При Монако 10 мая. Стюарт стоял первым на старте (1 мин 24,0 с); 0,6 с проиграл ему Амон. Обоим не повезло в гонке: на пятьдесят восьмом круге из восьмидесяти отказал двигатель у Стюарта, а через три круга сломалась подвеска у Амона. Брэбхэм, стартовавший четвертым (1 мин 25,4 с), довольно быстро опередил Стюарта и лидировал до последнего поворота перед финишем, когда совершенная им ошибка стоила ему победы, а выиграл Риндт на старом "Lotus-Ford-49C". Брэбхэм все же смог финишировать вторым, отстав от Риндта на 23,1 с, и благодаря этому отобрал у Стюарта первое место в чемпионате. Третьим стал Анри Пескароло на "Matra".

     В Бельгии, на трассе Спа-Франкоршамп, основная схватка в начале гонки шла между обладателем поул-позиции Стюартом и стартовавшим третьим Амоном. На протяжении первых четырех кругов они несколько раз отбирали друг у друга первое место, а тем временем сзади к ним быстро приближался стартовавший шестым Педро Родригес на BRM. Опередив оба "March", он возглавил гонку, и Амону оставалось только следовать за ним. Стюарта опять, как и в Монако, подвел двигатель. На финише Родригеса и Амона разделили 1,1 с, а занявший третье место Бельтуаз отстал уже почти на полкруга (+1 мин 43,7 с). Первые три очка в сезоне получила "Ferrari": четвертым финишировал дебютировавший здесь в формуле 1 Игнацио Джунти.

     После четырех Гран При в чемпионате лидировал Брэбхэм с 15 очками, второе место занимал Стюарт с 13. Победа Родригеса позволила ему выйти на третье место в личном зачете (10 очков). По 9 имели Риндт и Хьюм, а замыкал шестерку Бельтуаз с 7 очками. Марка "March" совершенно неожиданно первенствовала в Кубке Конструкторов (19 очков). Впрочем, это лидерство нельзя было назвать уверенным: все команды, кроме "Ferrari", шли очень плотно. Так, "Brabham" отставал всего на два очка, "McLaren" - на четыре, а "Lotus" - на пять. Немного дальше расположились "Matra" с 11 очками и BRM с 10. У "Ferrari" же было всего 3 очка.

     Пятый этап чемпионата состоялся 21 июня на голландской трассе Зандвоорт. В гонке погиб Пирс Каридж, выступавший на "de Tomaso" команды Фрэнка Уильямса. Он шел седьмым, когда его автомобиль занесло и выбросило с трассы. Машина Кариджа перевернулась и загорелась; все усилия пожарных ни к чему не привели. Риндт за рулем нового "Lotus-Ford-72" стартовал с поул-позиции и в ходе гонки не оставил соперникам ни единого шанса. Стюарт стал вторым, а третье и четвертое места заняли гонщики "Ferrari" - Джекки Икс и Джанклаудио Регаццони. Но даже и этих неплохих результатов оказалось недостаточно, чтобы выбраться со своего унизительного седьмого места в Кубке Конструкторов.

     В Клермон-Ферране, где прошел Гран При Франции, на поул-позиции стоял Икс. В гонке он лидировал шестнадцать кругов, пока не сошел. Затем лидерство перехватил Бельтуаз, но тоже ненадолго, и в конце концов победу одержал Риндт. Вторым стал Амон, преследуемый Брэбхэмом. Еще одна победа оказалась на счету Риндта и "Lotus-Ford-72" в Великобритании. Икс вновь был на высоте (поул-позиция и шесть кругов лидерства), но до финиша не добрался. После схода Икса Риндт шел первым большую часть дистанции, пока ближе к финишу его не опередил Брэбхэм. Австралиец лидировал до последнего круга, когда у него стало кончаться топливо, и ему пришлось пропустить Риндта вперед, а самому сосредоточиться на попытках добраться до финиша на последних каплях бензина. В результате после семи этапов Риндт был лидером чемпионата с 36 очками, 25 имел Брэбхэм, 19 - Стюарт. Команда "Lotus" захватила лидерство и в Кубке Конструкторов - 41 очко против 33 у "March".

     Проведение восьмого этапа чемпионата - Гран При Германии - оказалось под угрозой: большинство гонщиков нашло трассу Нюрбургринг опасной и отказалось принимать участие в гонке. Гран При пришлось срочно перенести в Хоккенхайм - скоростную трассу, во многом подобную Монце. Поэтому мало кого удивила та жесткая борьба за лидерство, которой всегда отличались итальянские гонки и которая на этот раз шла в Хоккенхайме. Икс и Риндт, стартовавшие первым и вторым, постоянно обгоняли друг друга; в середине гонки к ним присоединился Регаццони и даже на два круга вышел вперед, но когда у него сгорел двигатель, Икс и Риндт снова принялись за свое. В конце концов удачливее оказался Йохен, пришедший к финишу на 0,7 с раньше Икса. Далеко позади этой скоростной пары оказался Хьюм (+1 мин 21,8 с), а четвертым стал бразилец Эмерсон Фиттипальди, проводивший здесь свой второй Гран При (в Брандс Хэтч он стал восьмым). Рольф Штоммелен и Пескароло заняли пятое и шестое места.

     Упустив победу в Германии, в "Ferrari" все же не отчаивались и были вознаграждены долгожданной победой, первой после двухлетнего перерыва, на следующем этапе в Австрии. Конкурентов Иксу и Регаццони не было: они лидировали всю гонку, попутно показав лучшее время круга (одинаковое у обоих), и финишировали в интервале 0,61 с, а Штоммелен проиграл победителю почти полторы минуты. Кумир местной публики и лидер чемпионата Риндт уверенно выиграл квалификацию, но сошел на двадцать втором круге из-за поломки двигателя.

     В квалификации перед десятым этапом чемпионата в Италии 5 сентября произошла тяжелая авария, в которой погиб Риндт. Точные причины этой аварии так и не удалось установить. Возможно, что когда Риндт попытался затормозить перед поворотом Параболика, его "Lotus", чрезвычайно плохо державшийся на трассе из-за снятых антикрыльев (а Йохен после своей прошлогодней испанской аварии был их непримиримым противником), лишился управления и врезался в ограждение. Узкий нос автомобиля попал между двумя перекладинами отбойника, рассчитанного на привычную сигарообразную форму обтекателей. Команда "Lotus" была снята с гонки, как и еще один "Lotus-72", принадлежавший Робу Уокеру. Итальянская полиция немедленно начала следствие, продолжавшееся больше года, из-за чего на Гран При Италии 1971 года Колину Чэпмену пришлось посылать свою команду под вымышленным названием "World Wide Racing" (в 1970 под ним выступал испанец Алекс Солер-Ройг), опасаясь судебного преследования.

     Сама же гонка, прошедшая без "Lotus", отнюдь не стала легким триумфом "Ferrari": Икс и Регаццони были в первых рядах, но в привычной для Монцы тех лет "битве слип-стримов" с ними соперничали Стюарт, Хьюм, Родригес и Джекки Оливер. На тринадцатом круге шестерка лидеров лишилась Родригеса, на BRM которого сгорел мотор; еще тринадцать кругов спустя по той же причине выбыл Икс, еще через двенадцать задымился двигатель Оливера. За победу остались сражаться только Регаццони и Стюарт, и в конце концов Регаццони сумел-таки оторваться от Стюарта на финише на 5,73 с. Хьюм, во второй половине гонки немного отставший, пропустил вперед Бельтуаза, который финишировал почти вровень со Стюартом, проиграв ему 0,07 с; самому же Хьюму до самого финиша пришлось отбивать атаки Штоммелена. Шестым в Монце стал Франсуа Север, сменивший в "Tyrrell" Серво-Гавена, принявшего решение оставить гонки.

     После трагических событий в Монце в чемпионате сложилась следующая ситуация: Риндт до своей гибели взял 45 очков и был лидером чемпионата. Делившие второе и третье места Брэбхэм и Стюарт имели по 25 очков, 23 было у Хьюма, 21 - у Регаццони, 19 - у Икса. Такова была группа тех, кто мог еще отобрать титул у Риндта. Команда "Lotus" продолжала лидировать и в Кубке Конструкторов с 50 очками.

     В Канаде команда "Tyrrell" выставила для Стюарта новый автомобиль собственной конструкции - "Tyrrell-Ford-001". Стюарт занял на нем поул-позицию, но сошел на тридцать втором круге со сломанной осью, выбыв тем самым из числа соискателей титула. Не получили очков в этой гонке и Брэбхэм с Хьюмом: почти одновременно у первого начало вытекать масло, а у второго сгорел двигатель; Регаццони стал вторым, что для него также означало конец всем надеждам. Теперь шансы выиграть чемпионат имел только Икс, который и победил в Гран При Канады.

     Предпоследний этап состоялся в США. Здесь поул-позиция осталась за Иксом, а Стюарт стартовал вторым. На старте шотландец опередил Икса и уезжал от преследователей в невероятном темпе, но покинул гонку из-за утечки масла. В итоге свою первую победу одержал Фиттипальди, а Райне Виселль, сменивший в "Lotus" уволенного Майлса, финишировал третьим, позади Родригеса. Икс занял только четвертое место. Это означало, что за Риндтом посмертно сохраняется титул чемпиона мира, а команда "Lotus" выигрывает Кубок Конструкторов. На последнем этапе в Мексике "Ferrari" все-таки праздновала победу Икса и второе место Регаццони, но они уже ничего не решали. Хьюм, став в Мехико третьим, смог опередить Брэбхэма и Стюарта и выйти на четвертое место в чемпионате. Сам Стюарт сошел в третий раз подряд (не выдержала подвеска), но, несмотря на это, команда "Tyrrell" продемонстрировала огромный потенциал, достаточный, чтобы бороться за победы в следующем сезоне.

Личный зачет:
Система начисления очков: 9-6-4-3-2-1
В зачет идут шесть лучших результатов из первых семи гонок
и пять - из следующих шести.
Место Гонщик Автомобиль Очки
1 Й. Риндт "Lotus-Ford-72" 45
2 Д. Икс "Ferrari-312B" 40
3 Д. Регаццони "Ferrari-312B" 33
4 Д. Хьюм "McLaren-Ford-M14A" 27
5 Д. Брэбхэм Brabham-Ford-BT33 25
6 Д. Стюарт "March-Ford-701",
"Tyrrell-Ford-001"
25
7 П. Родригес BRM-P153 23
8 К. Амон "March-Ford-701" 23
9 Ж.-П. Бельтуаз "Matra-MS120" 16
10 Э. Фиттипальди "Lotus-Ford-72" 12
Кубок конструкторов:
Система начисления очков: 9-6-4-3-2-1
В зачет идут шесть лучших результатов из первых семи гонок
и пять - из следующих шести
Место Команда/Автомобиль Очки
1 "Lotus-Ford-72" 59
2 "Ferrari-312B" 55
3 "March-Ford-701" 48
4 "Brabham-Ford-BT33" 35
5 "McLaren-Ford-M14A" 35
6 BRM-P153 23
7 "Matra-MS120" 23
8 "Surtees-Ford-TS7" 3


 

 

   © Copyright 2010 F1Archive.ru    
Сайт управляется системой uCoz