Сезон 1971
Составы команд:
Команда |
Автомобиль |
Пилоты |
"Bonnier"
|
"McLaren-Ford-M7C" |
И.
Бонньер
(SW) |
"Brabham"
|
"Brabham-Ford-BT33",
"-BT34" |
Г.
Хилл (GB),
Т.
Шенкен (AUS),
Д.
Чарльтон
(RSA) |
BRM
|
BRM-P153,
-P160 |
П.
Родригес
(MEX),
Й.
Зифферт
(SWI),
Х. Гэнли
(NZ), П.
Гетин (GB),
Г. Марко
(AUT),
Д. Итон
(CAN),
Д.
Кэннон (CAN)
|
"Clarke-Mordaunt-Guthrie" |
"March-Ford-711" |
М.
Бьюттлер
(GB)
|
"Evergreen" |
"Brabham-Ford-BT33" |
К.
Крафт (GB) |
"Ferrari"
|
"Ferrari-312B",
"-312B2" |
Д.
Икс (BELG),
Д.
Регаццони
(SWI),
М.
Андретти
(USA)
|
"Gunston" |
"March-Ford-701",
"Brabham-Ford-BT26A" |
Д.
Лав (RHO),
Д.
Преториус
(RSA) |
"Jolly
Club"
|
"Bellasi-Ford"
|
С.
Мозер
(SWI) |
"Lotus"/"World
Wide" |
"Lotus-Ford-72C",
"-72D",
"Lotus-Pratt&Whitney-56B" |
Э.
Фиттипальди
(BR), Р.
Виселль
(SW), Д.
Уокер
(GB), Д.
Чарльтон
(RSA) |
"Pete
Lovely
Volkswagen" |
"Lotus-Ford-69" |
П.
Лавли
(USA) |
"March" |
"March-Ford-711",
"March-Alfa-711" |
Р.
Петерсон
(SW), Н.
Лауда
(AUT),
М.
Бьюттлер
(GB),
А.
Солер-Ройг
(ESP),А.
де
Адамич
(IT), Н.
Галли
(IT) |
"Gene
Mason" |
"March-Ford-711" |
С.
Барбер
(USA) |
"Matra" |
"Matra-MS120",
"-MS120B" |
К.
Амон
(NZ),
Ж.-П.
Бельтуаз
(FR) |
"McLaren" |
"McLaren-Ford-M14A",
"-M19A" |
Д.
Хьюм
(NZ), П.
Гетин
(GB), Д.
Оливер
(GB) |
"Penske-White"
|
"McLaren-Ford-M19A" |
М.
Донохью
(USA),
Д. Хоббс
(GB) |
"Shell
Arnold" |
"March-Ford-701" |
Ж.-П.
Жарье
(FR) |
"Jo
Siffert" |
"March-Ford-701" |
Ф.
Мазе
(FR) |
"Stichting
Autoraces
Nederland" |
"Surtees-Ford-TS7" |
Г.
ван
Леннеп
(NL) |
"Surtees" |
"Surtees-Ford-TS7",
"-TS9",
"-TS9A" |
Д.
Сертиз
(GB), Р.
Штоммелен
(D), Б.
Редман
(GB), Д.
Белл
(GB),
М.
Хэйлвуд
(GB), С.
Пози
(USA),
Г. ван
Леннеп
(NL) |
"Tyrrell" |
"Tyrrell-Ford-001",
"-002",
"-003" |
Д.
Стюарт
(GB), Ф.
Север
(FR), П.
Ревсон
(USA) |
"Williams" |
"March-Ford-701",
"-711" |
А.
Пескароло
(FR), Ж.
Макс
(FR) |
Чемпионат
мира 1971 года
начался в ЮАР 6
марта. Первый ряд
на старте заняли
представители
команд
"Tyrrell",
"Matra" и "Fe
rari": Джекки
Стюарт, Крис
Амон и
Джанклаудио
Регаццони.
Последний у
еренно выиграл
старт и
лидировал первые
шестнадцать
кругов, после
чего его настиг
и обогнал Деннис
Хьюм,
продержавшийся
впереди почти до
самого финиша,
однако за четыре
круга до конца
гонки подвеска
его "McLaren" не
выдержала, Хьюм
сбавил скорость
и был на финише
только шестым.
Победа же здесь
досталась
американцу Марио
Андретти, в этом
году
выступавшему за
"Ferrari" и
здесь
опередившему и
Стюарта (второе
место), и
Регаццони
(третье), и
Амона (пятое).
Четвертым стал
швед Райне
Виселль на
"Lotus".
В Испании,
где состоялся
второй этап,
первые два места
на стартовом
поле
оккупировали
Джекки Икс и
Регаццони на
"Ferrari", а на
третьем
расположился
Амон, показавший
одинаковое с
Регаццони время.
Со старта первым
ушел Икс, а
Стюарт, бывший в
квалификации
четвертым,
быстро
расправился с
Регаццони и
Амоном, а на
шестом круге - и
с Иксом. После
этого он
спокойно доехал
до финиша
первым. Икс
финишировал
вторым, отстав
все же ненамного
(+3,4 с), а
третье место
(+58,1 с)
досталось Амону
после схода
также
претендовавшего
на эти четыре
очка Регаццони.
Третий
этап, бывший
одновременно и
двухсотым за всю
историю
чемпионатов мира
формулы 1,
превратился в
убедительную
демонстрацию
силы "Tyrrell" и
Стюарта: Джекки
выиграл
поул-позицию с
отрывом в 1,2 с
от второго места
Икса, лидировал
все восемьдесят
кругов, один из
которых стал
самым быстрым в
этой гонке, и
"привез" второму
месту Ронни
Петерсона на
"March" 25,5 с.
Икс почти с
минутой
отставания стал
третьим, жалуясь
после гонки на
попавшийся ему
плохой комплект
шин. Взять
реванш он смог
только через
месяц на
голландской
трассе
Зандвоорт, где в
ожесточенной
борьбе с пилотом
BRM Педро
Родригесом
одержал победу.
Эта пара шла в
таком высоком
темпе, что
ставший третьим
Регаццони
проиграл им
круг, а Петерсон
(четвертый) -
уже два.
Триумфатор
Монако и лидер
чемпионата
Стюарт испытывал
проблемы и стал
только
одиннадцатым. В
этой гонке
команда "Lotus"
предприняла
первую попытку
"вывода в свет"
своей модели
"-56B",
оснащенной
газовой турбиной
"Pratt&Whitney".
Автомобиль этот
имел в основе
модель "-56", не
без успеха
участвовавшую
ранее в
500-мильных
гонках в
Индианаполисе.
Однако то, что
было хорошо для
скоростного
овала, явно не
годилось для
извилистых
европейских
трасс: Дэйв
Уокер на "-56B"
был на старте
двадцать вторым,
а уже на шестом
круге сошел с
трассы.
После
четырех этапов
чемпионата
довольно далеко
оторвались от
остальных Стюарт
и Икс, имевшие
24 и 19 очков
соответственно.
Места с третьего
по пятое делили
между собой
Андретти,
Петерсон и
Родригес с 9
очками каждый, а
шестым был
Регаццони,
имевший 8 очков.
Команда
"Ferrari" была
первой в Кубке
Конструкторов -
28 очков. У
"Tyrrell" было,
как и у Стюарта,
24; "March" и
BRM имели по 9,
а "Matra" и
"McLaren" - по
6.
Пятая гонка
сезона - Гран
При Франции -
впервые
состоялась на
новой трассе
Поль Рикар в Ле
Кастелле.
Команда
"Tyrrell" после
кратковременного
господства Икса
вновь оказалась
на вершине: как
и в Монако,
Стюарт сначала
не оставил
пилотам
"Ferrari" шансов
в квалификации,
выиграв у
Регаццони 0,82
с, а затем - и в
гонке. Его
напарник Франсуа
Север пробился
на второе место
с седьмого
стартового,
опередив
Эмерсона
Фиттипальди на
"Lotus", Йозефа
Зифферта на BRM,
Амона и Виселля.
Обе "Ferrari" в
Ле Кастелле до
финиша не
добрались. Даже
в Сильверстоуне,
где Регаццони
стоял на
поул-позиции,
было ясно, что
победа снова
будет за
"Tyrrell":
Стюарт показал
точно такое же
время, как и
Регаццони - 1
мин 18,1 с, - и,
дав швейцарскому
пилоту
покрасоваться
впереди всех
первые три
круга, на
четвертом вышел
вперед и выиграл
в четвертый раз
в сезоне.
Регаццони, так
же, как и Икс,
не смог даже
финишировать, и
вторым стал
Петерсон. Третье
место снова
занял
Фиттипальди, а
француз Анри
Пескароло на
"March" Фрэнка
Уильямса стал
четвертым с
кругом
отставания.
Шестерку
замкнули два
пилота
"Surtees": Рольф
Штоммелен и сам
основатель
команды Джон
Сертиз. Команда
"Lotus" во
второй раз
выставила на
гонку
газотурбинный
автомобиль, на
этот раз с
Виселлем за
рулем. Швед на
старте был
девятнадцатым,
показав время на
2,56 с хуже, чем
у Регаццони и
Стюарта, а в
гонке отстал от
победителя на
одиннадцать
кругов и не был
даже
квалифицирован в
итоговом
протоколе. После
бойкота
гонщиками Гран
При Германии на
Нюрбургринге,
случившегося в
1970 году, в
1971 знаменитая
трасса встретила
формулу 1 уже в
обновленном
виде,
оборудованная
отбойниками и
полосами
безопасности. И
снова не было
равных Стюарту:
показать score
parfait ему
помешал только
партнер по
"Tyrrell" Север,
проехавший
лучший круг.
Впрочем,
неизвестно, как
сложилась бы эта
гонка, если бы
не авария Икса
на втором круге:
в квалификации
он проиграл
Стюарту лишь 0,2
с, что для почти
23-километровой
трассы
чрезвычайно
мало. В
отсутствие же
Икса Регаццони и
Андретти на
"Ferrari" не
смогли
противостоять
паре пилотов
"Tyrrell" и
заняли третье и
четвертое места.
По итогам
семи этапов
Стюарт лидировал
в чемпионате,
имея
фантастический
отрыв от своих
преследователей:
у него было 51
очко, в то время
как у Икса -
лишь 19.
Бельгиец не
получал очков
вот уже три
гонки и если в
начале сезона
шел почти
наравне со
Стюартом, то
теперь
катастрофически
отстал. В то же
время второе
место пока
оставалось за
ним: Петерсон
отставал на два
очка. По 12
очков было у
Андретти, Севера
и Регаццони, а
10 - у
Фиттипальди.
Шансы опередить
в чемпионате
Стюарта имели
только Икс и
Петерсон, но и
то чисто
теоретические:
для победы в
чемпионате им
нужно было
выиграть все
четыре
остававшихся
этапа, в то
время как Стюарт
должен за эти
четыре гонки
взять не более
трех очков (для
Икса) или одного
(для Петерсона).
В Кубке
Конструкторов
так же, как и в
личном зачете,
господствовала
команда
"Tyrrell" - на
ее счету было 51
очко. Однако
здесь отрыв был
не настолько
велик, чтобы она
была практически
недосягаема: у
"Ferrari" на
втором месте
было 32 очка.
Суммы очков
остальных были
куда более
скромными: 17 у
"March", 13 у
"Lotus", 12 у
BRM и так далее
(все остальные
команды не взяли
и десяти очков).
Гран При
Австрии в 1971
году впервые
проявил свою
особенность -
приносить места
на подиуме тем,
от кого это было
трудно ожидать.
Самым большим
сюрпризом стала
победа Зифферта,
причем Йозеф
выиграл в лучшем
стиле Стюарта:
поул-позиция, 54
круга лидерства
и лучшее время
круга в гонке.
Фиттипальди, в
этом сезоне
особо не
выделявшийся,
стал вторым.
Лучшую гонку в
сезоне провела
команда
"Brabham": Тим
Шенкен и Грэхем
Хилл стартовали
седьмым и
восьмым, а
финишировали
третьим и пятым
(между ними
вклинился
Виселль). Стюарт
же, хоть и не
добрался до
финиша, мог
принимать
поздравления с
победой в
чемпионате:
настолько велик
был его отрыв от
всех остальных.
На
Остеррайхринге
на старт впервые
вышел будущий
трехкратный
чемпион мира
Ники Лауда.
Ничего
особенного он,
однако, не
показал: 21
место на старте
(6,24 с
отставания от
Зифферта) и сход
на двадцатом
круге. Первая
попытка обратить
на себя внимание
для Лауды прошла
неудачно.
Команда BRM
вновь одержала
победу и на
следующем,
девятом, этапе в
Италии 5
сентября,
который во
многих
отношениях был
уникальной
гонкой в истории
формулы 1. Все
уже привыкли к
тому, что в
Монце за победу
всегда сражается
очень плотная
группа из
нескольких
лидеров,
постоянно
обгоняя друг
друга, но на
этот раз в ее
составе было
целых девять
пилотов:
Регаццони, Икс
("Ferrari"),
Стюарт, Север
("Tyrrell"),
Петерсон
("March"),
Зифферт, Хоуден
Гэнли, Питер
Гетин (BRM) и
Амон ("Matra").
Уже в начале
гонки эта группа
лишилась обоих
гонщиков
"Ferrari" и
Стюарта, но
борьба
продолжалась, и
ближе к концу
гонки лидерство
захватил Амон.
Казалось,
новозеландский
гонщик преодолел
свое уже ставшее
легендарным
невезение, но за
девять кругов до
финиша оно
лишило его
победы и на этот
раз. Причина
была совершенно
дикой - пытаясь
отклеить с
забрала шлема
одну из
прозрачных
полосок, Амон
каким-то образом
умудрился
оторвать все
забрало целиком!
Это и вынудило
его резко
сбавить скорость
(по другим
источникам,
причиной стала
утечка топлива).
Лидерство
перехватил
Гетин,
преследуемый
буквально по
пятам
Петерсоном,
Севером,
Хэйлвудом и
Гэнли. Эта
пятерка
финишировала в
интервале всего
в 0,61 с, а
Гетин победил,
опередив
Петерсона всего
на 0,01 с, что
до сих пор
остается
рекордом. Это же
была и самая
скоростная гонка
формулы 1 -
средняя скорость
победителя
составила
242,616 км/ч.
Что же касается
несчастного
Амона, то он
доехал до финиша
лишь на шестом
месте, проиграв
Гетину 32,36 с.
На этом этапе
команда
"Tyrrell"
досрочно
выиграла Кубок
Конструкторов -
единственный в
своей истории.
Дождливая
гонка в Канаде
принесла Стюарту
шестую победу в
сезоне после
некоторой
конкуренции со
стороны
Петерсона в
середине
дистанции. Ронни
в итоге стал
вторым, а третье
место занял
американец Марк
Донохью на
"McLaren"
команды Роджера
Пенске. Хьюм, не
получавший очков
еще с Гран При
Монако, стал
четвертым. В
США, на
последнем этапе
чемпионата,
Стюарта
преследовали
механические
проблемы, и он
стал лишь пятым.
Впрочем, команда
"Tyrrell" все
равно
праздновала
победу, которую
одержал Север
(эта победа так
и осталась
единственной в
его карьере).
Второе место
Зифферта помогло
ему догнать Икса
по очкам, но
Йозеф все равно
остался пятым:
Икс имел на
своем счету
победу, второе и
третье места, а
Зифферт вместо
третьего -
четвертое и
шестое.
Швейцарский
гонщик вскоре
после окончания
сезона погиб во
время
внезачетной
гонки в Брандс
Хэтч. Гибель
его, а также
Родригеса в
гонке спортивных
автомобилей в
июне разрушила
все надежды на
новое
возрождение
команды BRM - в
дальнейшем она
опускалась в
таблицах
чемпионатов все
ниже и ниже.
Личный
зачет:
Система
начисления
очков:
9-6-4-3-2-1
В
зачет
идут
пять
лучших
результатов
из
первых
шести
гонок
и
четыре
- из
следующих
пяти.
Место |
Гонщик |
Автомобиль |
Очки |
1 |
Д. Стюарт |
"Tyrrell-Ford-003" |
62 |
2 |
Р. Петерсон |
"March-Ford-711" |
33 |
3 |
Ф. Север |
"Tyrrell-Ford-003" |
26 |
4 |
Д. Икс |
"Ferrari-312B2" |
19 |
5 |
Й. Зифферт |
BRM-P160 |
19 |
6 |
Э. Фиттипальди |
"Lotus-Ford-72C" |
16 |
7 |
Д. Регаццони |
"Ferrari-312B2" |
13 |
8 |
М. Андретти |
"Ferrari-312B2" |
12 |
9 |
П. Гетин |
BRM-P160 |
9 |
10 |
П. Родригес |
BRM-P160 |
9 |
11 |
К. Амон |
"Matra-MS120B" |
9 |
12 |
Д. Хьюм |
"McLaren-Ford-M19A" |
9 |
13 |
Р. Виселль |
"Lotus-Ford-72C" |
9 |
|
Кубок
конструкторов:
Система
начисления
очков:
9-6-4-3-2-1
В
зачет
идут
пять
лучших
результатов
из
первых
шести
гонок
и
четыре
- из
следующих
пяти.
Место |
Команда/Автомобиль |
Очки |
1 |
"Tyrrell-Ford-003" |
73 |
2 |
BRM-P160 |
36 |
3 |
"Ferrari-312B2" |
33 |
4 |
"March-Ford-711" |
33 |
5 |
"Lotus-Ford-72C" |
21 |
6 |
"McLaren-Ford-M19A" |
21 |
7 |
"Matra-MS120B" |
9 |
8 |
"Surtees-Ford-TS9" |
8 |
9 |
"Brabham-Ford-BTT33","-BT34" |
5 |
|
|