Сезон 1974
Составы команд:
Команда |
Автомобиль |
Пилоты |
AAW
|
"Surtees-Ford-TS16" |
Л.
Киннунен
(FIN) |
Allied
Polymer |
"Brabham-Ford-BT42" |
Л.
Ломбарди
(IT) |
Amon |
"Amon-Ford-AF101" |
К.
Амон (NZ),
Л.
Перкинс
(AUS) |
Blignaut |
"Tyrrell-Ford-004" |
Э.
Кейзан (RSA)
|
Brabham |
"Brabham-Ford-BT42",
"-BT44" |
К.
Ройтеманн
(ARG),
Р.
Робартс
(GB), Р.
фон
Опель (LHT),
Т.
Пилетт (BELG),К.
Пасе (BR) |
BRM
|
"BRM-P160E,
-P201" |
Ж.-П.
Бельтуаз
(FR), А.
Пескароло
(FR), Ф.
Миго (FR),
К. Амон
(NZ) |
Canada
F1 |
"Brabham-Ford-BT42" |
Э.
Витцез (CAN) |
Chequered
Flag |
"Brabham-Ford-BT42" |
И.
Эшли (GB) |
Dempster |
"March-Ford-731" |
М.
Уайлдс (GB) |
Embassy
Hill
|
"Lola-Ford-T370" |
Г.
Хилл (GB),
Г.
Эдвардс
(GB), П.
Гетин(GB),
Р.
Штоммелен(D) |
Ensign |
"Ensign-Ford-N173",
"-N174" |
Р.
фон
Опель (LHT),
В.
Шуппан (AUS),
М.
Уайлдс (GB)
|
Ferrari |
"Ferrari-312B3" |
Д.
Регаццони
(SWI),
Н. Лауда
(AUT) |
Finotto |
"Brabham-Ford-BT42" |
Ж.
Лярусс (FR),
Г.
Кенигг (AUT),
К.
Фачетти
(IT) |
John
Goldie |
"Brabham-Ford-BT42",
"-BT44" |
К.
Пасе (BR),
Д.
Уотсон (GB)
|
Gunston
|
"Lotus-Ford-72E" |
И.
Шектер (RSA),
П.
Драйвер
(RSA) |
Hesketh |
"March-Ford-731",
"Hesketh-Ford-308" |
Д.
Хант
(GB), И.
Шектер
(RSA) |
Lotus |
"Lotus-Ford-72E",
"-76" |
Р.
Петерсон
(SW), Д.
Икс
(BELG),
Т.
Шенкен
(AUS) |
Maki |
"Maki-Ford-F101" |
Х.
Гэнли
(NZ) |
March
|
"March-Ford-741" |
Г.-И.
Штук
(D), Х.
Гэнли
(NZ), В.
Брамбилла
(IT), Р.
Виселль
(SW) |
McLaren |
"McLaren-Ford-M23" |
Д.
Хьюм
(NZ), Э.
Фиттипальди
(BR), М.
Хэйлвуд
(GB), Д.
Хоббс
(GB), Й.
Масс (D) |
Parnelli |
"Parnelli-Ford-VPJ4" |
М.
Андретти
(USA) |
Penske
|
"Penske-Ford-PC1" |
М.
Донохью
(USA) |
Pitch
Plant |
"Lyncar-Ford-006" |
Д.
Николсон
(NL) |
Scribante
|
"McLaren-Ford-M23" |
Д.
Чарльтон
(RSA)
|
Shadow
|
"Shadow-Ford-DN1",
"-DN3" |
Ж.-П.
Жарье
(FR), П.
Ревсон
(USA),
Б.
Редман
(GB), Б.
Руз
(SW), Т.
Прайс
(GB)
|
Surtees
|
"Surtees-Ford-TS16" |
К.
Пасе
(BR), Й.
Масс
(D), Ж.
Долем
(FR), Д.
Белл
(GB),
Ж.-П.
Жабуй
(FR),Д.
Квестер
(AUT),
Г.
Кенигг
(AUT)
|
Token
|
"Token-Ford-RJ02" |
Т.
Прайс
(GB), Д.
Перли
(GB), И.
Эшли
(GB)
|
Trojan
|
"Trojan-Ford-T103" |
Т.
Шенкен
(AUS)
|
Tyrrell
|
"Tyrrell-Ford-005",
"-006",
"-007" |
Д.
Шектер
(RSA),
П.
Депайе
(FR)
|
Williams
|
"ISO-Ford-FW01,
-FW02,
-FW03" |
А.
Мерцарио
(IT), Т.
Белсо
(DK), Г.
ван
Леннеп
(NL), Р.
Робартс
(GB),
Ж.-П.
Жабуй
(FR), Ж.
Лаффит
(FR)
|
В 1974 году
в истории
формулы 1
фактически
началась новая
эпоха, связанная
с уходом из
гонок Джекки
Стюарта, который
за шесть
предыдущих лет
выиграл три
чемпионата мира,
а в остальных
трех был одним
из главных
претендентов на
победу.
Естественно, что
его уход не мог
не вызвать
изменений в
"табели о
рангах" формулы
1. На первую
роль выдвинулся
главный соперник
Стюарта в
1972-1973
Эмерсон
Фиттипальди и
его новая
команда
"McLaren". В
"Lotus"
продолжали
делать ставку на
уже устаревшую
модель "-72E"
(попытка
заменить ее на
новую "-76"
потерпела
провал), но тем
не менее еще
могли
рассчитывать на
хорошие
результаты.
"Ferrari" после
фиаско 1973 года
подготовила
капитально
переработанную
"-312B3";
команда
"Brabham"
понемногу
выбиралась из
кризиса и тоже
желала получить
свою долю побед.
Не следовало,
конечно же,
забывать и про
оставшуюся без
гонщиков
"конюшню" Кена
Тиррелла: Джоди
Шектер и Патрик
Депайе вполне
могли отстоять
ее честь.
Сезон
открылся 13
января в
Аргентине.
Бронзовый призер
чемпионата-73
Ронни Петерсон
на "Lotus"
стартовал с
поул-позиции,
однако уже на
третьем круге
его обошел
Карлос
Ройтеманн.
Аргентинец
уверенно вел
гонку до
предпоследнего
круга, когда
мотор его
"Brabham"
дочиста осушил
баки машины.
Несчастный
Ройтеманн занял
в итоговом
протоколе только
седьмое место, а
выиграл в
Буэнос-Айресе
новозеландский
ветеран Деннис
Хьюм - в восьмой
и последний раз
в своей карьере.
Второе и третье
места Ники Лауды
и Джанклаудио
Регаццони
подтвердили за
"Ferrari" место
среди лидеров.
Четвертое место
занял Майкл
Хэйлвуд на
"McLaren" (в
отличие от
Фиттипальди и
Хьюма,
пользовавшихся
поддержкой
"Texaco" и
"Marlboro", его
спонсором
оставалась фирма
"Yardley").
Гран При
Бразилии прошел
примерно так же,
как и
аргентинский:
Ройтеманн и
Петерсон
лидировали
вначале, но в
конце концов
победа досталась
гонщику
"McLaren": на
этот раз им стал
Фиттипальди.
Второе место
занял Регаццони,
отставший на
13,57 с, а
Джекки Икс на
третьем месте
уже проиграл
Фиттипальди
круг. Далее
расположились:
бразилец Карлос
Пасе на
"Surtees" и
Хэйлвуд.
Петерсон и
Ройтеманн стали
только шестым и
седьмым.
В
тренировочных
заездах перед
третьим этапом в
ЮАР погиб
американец Питер
Ревсон,
выступавший в
этом сезоне за
"Shadow".
Причиной
катастрофы стала
механическая
неисправность.
Ревсон за рулем
"Shadow" в
первых двух
этапах выступил
очень достойно,
и его гибель
стала большой
потерей для
команды.
Заменявшие его
Брайан Редман,
Бертил Руз и Том
Прайс выглядели
далеко не так
хорошо.
Если же
забыть об этом
трагическом
происшествии, то
Гран При ЮАР
преподнес немало
неожиданностей.
Поул-позиция
впервые
досталась Лауде,
вторым с
отставанием в
0,05 с стал
Пасе, третьим
(+0,21 с) -
Артуро Мерцарио
на ISO. Лауда
лидировал первые
девять кругов, а
затем первым до
самого финиша
шел Ройтеманн,
принеся команде
"Brabham" первую
победу периода
"правления" в
ней Берни
Экклстоуна - до
этого "Brabham"
последний раз
побеждал здесь
же, в Кьялами,
четыре года
назад. Вторым
стал Жан-Пьер
Бельтуаз за
рулем нового
BRM-P201,
третьим -
Хэйлвуд. Что до
Пасе и Мерцарио,
то после триумфа
в квалификации
они финишировали
далеко позади:
одиннадцатым и
шестым
соответственно.
По итогам
трех этапов в
чемпионате
сложилась
любопытная
ситуация:
Регаццони
единолично
лидировал, имея
10 очков, а
места с второго
по пятое
занимали
гонщики, имевшие
по 9 очков:
Хьюм,
Фиттипальди,
Ройтеманн и
Хэйлвуд. Шестое
и седьмое места
делили Лауда и
Бельтуаз (по 6
очков). В Кубке
Конструкторов
уверенно
лидировала
команда
"McLaren" с 22
очками;
"Ferrari"
проигрывала уже
десять. 9 очков
было у
"Brabham", 8 - у
BRM.
В Испании
основная борьба
за победу
развернулась
между пилотами
"Ferrari",
которые получили
здесь в свое
распоряжение
существенно
модернизированные
"-312B3", и
"Lotus".
Петерсон и Икс
оказывали
сопротивление
Лауде и
Регаццони, пока,
наконец, оба
почти
одновременно не
сошли: у
Петерсона сгорел
двигатель, у
Икса отказали
тормоза. После
этого гонщики
"Ferrari" уже
могли не
опасаться за
свои позиции:
ставший третьим
Фиттипальди
отстал от
победившего
Лауды на круг. И
хотя Эмо и
победил в
следующем Гран
При Бельгии,
Лауда проиграл
ему ничтожно
мало - только
0,35 с.
Разделившие
первый ряд на
старте Регаццони
и Шектер
финишировали
четвертым и
третьим. Пятое
место Бельтуаза
принесло
последние очки
команде BRM, а
шестым второй
раз подряд стал
Хьюм -
экс-чемпиону
мира было
определенно не
по силам
продолжить
чемпионат в том
же стиле, в
каком он его
начал.
Победа
Фиттипальди
вывела его в
лидеры
чемпионата -
теперь он имел
22 очка, на одно
опережая Лауду и
на три -
Регаццони.
Очковые урожаи
остальных были
более скромными:
Хьюм имел 11
очков, Бельтуаз
- 10, Ройтеманн
и Хэйлвуд - по
9. "McLaren"
сохранял свое
первое место в
Кубке
Конструкторов -
35 очков против
27 у "Ferrari".
Шестой этап
прошел в Монако,
и здесь победу
праздновал
Петерсон, не в
последнюю
очередь
благодаря
"завалу",
случившемуся в
начале гонки на
участке между
Сен-Девот и
Казино. Лауда и
Регаццони
четвертый Гран
При подряд
доминировали в
квалификации, но
гонка не
принесла
"Ferrari"
большего, чем
три очка за
четвертое место
Регаццони.
Вторым в
Монако стал
Шектер. Его
результаты
улучшались от
гонки к гонке, и
победа на
седьмом этапе в
Швеции стала
закономерным
завершением
этого
возрастающего
ряда. Его
товарищ по
команде Депайе
стартовал с
поул-позиции, но
пропустил Джоди
вперед уже на
старте и
финишировал
вторым, проиграв
ему, однако,
только 0,380 с.
Джеймс Хант на
новом
"Hesketh-308"
стал третьим,
отстав тоже
ненамного, - на
3,325 с. Затем к
финишу пришли
Фиттипальди,
Жан-Пьер Жарье и
двукратный
чемпион мира
Грэхем Хилл на
"Lola"
собственной
команды. Лауда и
Регаццони в
Андерсторпе
вообще не смогли
финишировать -
сначала
сломалась
коробка передач
у Регаццони, а
за десять кругов
до финиша - и у
Лауды. Они взяли
реванш на
восьмом этапе в
Нидерландах,
заняв первое
(Лауда) и второе
(Регаццони)
места.
Гран При
Франции в 1974
году впервые
прошел на новой
трассе
Дижон-Пренуа.
Выиграл
Петерсон, а
Лауда, хотя
стартовал первым
и лидировал
вначале, уступил
ему на финише
20,36 с. Лишь
затем
финишировали
Регаццони и
Шектер, а
Фиттипальди
вообще сошел -
на двадцать
восьмом круге
отказал
двигатель, - и
теперь как в
чемпионате мира,
так и в Кубке
Конструкторов
главенствовала
команда
"Ferrari". У
"McLaren",
однако, в Кубке
Конструкторов
было всего на
два очка меньше,
и уже на
следующем этапе
в Великобритании
команды
поменялись
местами.
Победил, правда,
Шектер, но
Фиттипальди стал
вторым, а
Регаццони -
только
четвертым,
позади Икса.
Хуже всего в
этой гонке
пришлось Лауде,
который занял
поул-позицию,
показал в гонке
лучший круг и
лидировал 69 из
74 кругов, но,
заехав в боксы
незадолго перед
финишем,
обнаружил, что
выезд с пит-лейн
перекрыт толпой
и
припаркованными
автомобилями. В
результате в
Брандс Хэтч ему
досталось только
пятое место.
Этого хватило,
чтобы удержать
за собой первое
место в
чемпионате (38
очков), но
Фиттипальди
теперь отставал
всего на одно;
по 35 имели
Шектер и
Регаццони. Эта
чрезвычайно
плотная группа
соискателей
чемпионского
титула далеко
оторвалась от
остальных:
занимавший пятое
место Петерсон
имел всего 19
очков.
Регаццони
одержал
единственную в
сезоне победу на
одиннадцатом
этапе в Германии
и стал лидером
чемпионата, а
второе место
Шектера в этой
гонке вывело его
в личном зачете
на вторую же
позицию. Лауда
сошел еще на
первом круге. Не
добрался до
финиша и
Фиттипальди
(поломка
подвески на
третьем круге),
которому не
повезло и на
двенадцатом
этапе в Австрии,
где он опять не
смог взять ни
одного очка -
опять подвеска.
Победу на
Остеррайхринге
одержал
Ройтеманн,
вторым
финишировал
Хьюм, после
своей победы в
Аргентине долгое
время
довольствовавшийся
немногочисленными
шестыми местами.
Третьим стал
Хант, четвертым
- Джон Уотсон на
"Brabham"
полузаводской
команды "John
Goldie".
Регаццони
финишировал
пятым, еще более
оторвавшись от
Шектера, в этой
гонке очков не
получившего.
Шестое место
занял Прайс на
"Shadow".
Гран При
Италии, гонка,
где "Ferrari"
просто обязана
была победить,
закончилась для
"Scuderia"
полным крахом
всех надежд:
Лауда после
завоеванной
поул-позиции
продержался
впереди всех
чуть больше
половины
дистанции, после
чего уступил
Регаццони, а
тремя кругами
позже сошел со
сгоревшим
двигателем. Еще
через восемь
кругов то же
произошло и с
Джанклаудио,
после чего
победа досталась
Петерсону.
Фиттипальди стал
вторым, проиграв
шведу 0,8 с, а
Шектер - третьим
(+24,7 с). На
четвертое место
пробился с
пятнадцатого
стартового
Мерцарио на ISO.
Пятым стал Пасе,
который ушел из
"Surtees" в
середине сезона
и сейчас
выступал на
"Brabham".
Четырнадцатый
этап в Канаде,
казалось, должен
был выиграть
Лауда, но
австриец вылетел
с трассы
незадолго до
финиша, и
победил
Фиттипальди.
Регаццони занял
второе место, и
теперь эти два
пилота
сравнялись по
очкам - у
каждого было по
52. Шектер,
здесь не
получивший
очков, еще мог
надеяться на
победу в
чемпионате, но
его шансы были
малы - у него
было 45 очков.
Лауда из-за
своего схода уже
распрощался с
надеждами на
титул: на его
счету было все
еще 38. Более
того, ставший
третьим в Канаде
Петерсон
отставал теперь
только на три
очка! Шестое
место занимал
Ройтеманн с 23
очками. Борьба
за победу шла и
в Кубке
Конструкторов,
где у "McLaren"
было 70 очков, а
у "Ferrari" -
65. "Tyrrell"
имел только 51
очко, а "Lotus"-
42. У "Brabham"
было 26 очков, а
замыкала
шестерку команда
"Hesketh" с 11.
Канадский
этап был отмечен
дебютом двух
новых команд из
США: "Parnelli"
и "Penske".
Гонщиком первой
стал Марк
Донохью, уже
пробовавший свои
силы в формуле 1
тремя годами
раньше (здесь он
занял
двенадцатое
место), а за
рулем "Penske"
сидел Марио
Андретти, к тому
времени
добившийся в
формуле 1
гораздо
большего, чем
Донохью, и
ставший в
Моспорт-парке
седьмым. Обе
новые команды
заявили о своем
участии в
чемпионате мира
1975 года.
В США, но
последнем этапе
чемпионата,
доминировали
пилоты
"Brabham":
Ройтеманн
выиграл
квалификацию, а
затем - и гонку,
лидируя все 59
кругов; Пасе
проехал лучший
круг и стал
вторым, а Уотсон
занял пятое
место. Три
претендента на
мировую корону
сражались далеко
позади: на
старте они
стояли шестым
(Шектер),
восьмым
(Регаццони) и
девятым
(Фиттипальди).
Для двух первых
американский
этап закончился
более чем
неудачно: Шектер
сошел на сорок
пятом круге
из-за неполадок
в топливной
системе,
Регаццони стал
только
одиннадцатым с
отставанием в
четыре круга, -
а вот
Фиттипальди
сумел пробиться
на четвертое
место, которое и
обеспечило ему
победу в
чемпионате. Для
команды
"McLaren" это
был первый титул
чемпиона, а
также,
совместными
усилиями
Фиттипальди,
Хьюма и Хэйлвуда
(Дэвид Хоббс и
Йохен Масс на
"Yardley-McLaren"
очков не
получили),
первый Кубок
Конструкторов. К
сожалению, конец
сезона был
омрачен гибелью
во время Гран
При США
австрийца
Гельмута Кенигга
из команды
"Surtees".
Личный
зачет:
Система
начисления
очков:
9-6-4-3-2-1
В
зачет
идут
семь
лучших
результатов
из
первых
восьми
гонок
и
шесть
- из
следующих
семи.
Место |
Гонщик |
Автомобиль |
Очки |
1 |
Э. Фиттипальди |
"McLaren-Ford-M23" |
55 |
2 |
Д. Регаццони |
"Ferrari-312B3" |
52 |
3 |
Д. Шектер |
"Tyrrell-Ford-007" |
45 |
4 |
Н. Лауда |
"Ferrari-312B3" |
38 |
5 |
Р. Петерсон |
"Lotus-Ford-72E", "-76" |
35 |
6 |
К. Ройтеманн |
"Brabham-Ford-BT44" |
32 |
7 |
Д. Хьюм |
"McLaren-Ford-M23" |
20 |
8 |
Д. Хант |
""Hesketh-Ford-308"" |
15 |
9 |
П. Депайе |
"Tyrrell-Ford-007" |
14 |
10 |
Д. Икс |
"Lotus-Ford-72E", "-76" |
12 |
11 |
М. Хэйлвуд |
"McLaren-Ford-M23" |
12 |
|
Кубок
конструкторов:
Система
начисления
очков:
9-6-4-3-2-1
В
зачет
идут
семь
лучших
результатов
из
первых
восьми
гонок
и
шесть
- из
следующих
семи.
Место |
Команда/Автомобиль |
Очки |
1 |
"McLaren-Ford-M23" |
73 |
2 |
"Ferrari-312B3" |
65 |
3 |
"Tyrrell-Ford-007" |
52 |
4 |
"Lotus-Ford-72E", "-76" |
42 |
5 |
"Brabham-Ford-BT44" |
35 |
6 |
"Hesketh-Ford-308" |
15 |
7 |
"BRM-P201 " |
10 |
8 |
"Shadow-Ford-DN3" |
7 |
9 |
"March-Ford-741" |
6 |
10 |
ISO-Ford-FW03 |
4 |
|
|