F1Archive.Ru
Архив материалов о Формуле 1

Энциклопедия - История

Главная страница
Энциклопедия
История
Пилоты
Трассы
Команды
Поставщики шин
Статистика
Статьи о Формуле 1
Мир Больших Призов
Технологии
Автомобили
Личности
Отдельные статьи
Дополнительные материалы
Другие виды автоспорта
Видео архив
Печатные издания
 



История проведения чемпионатов Формулы 1

Сезон 1974

Составы команд:

Команда Автомобиль Пилоты
AAW "Surtees-Ford-TS16" Л. Киннунен (FIN)
Allied Polymer "Brabham-Ford-BT42" Л. Ломбарди (IT)
Amon "Amon-Ford-AF101" К. Амон (NZ), Л. Перкинс (AUS)
Blignaut "Tyrrell-Ford-004" Э. Кейзан (RSA)
Brabham "Brabham-Ford-BT42", "-BT44" К. Ройтеманн (ARG), Р. Робартс (GB), Р. фон Опель (LHT), Т. Пилетт (BELG),К. Пасе (BR)
BRM "BRM-P160E, -P201" Ж.-П. Бельтуаз (FR), А. Пескароло (FR), Ф. Миго (FR), К. Амон (NZ)
Canada F1 "Brabham-Ford-BT42" Э. Витцез (CAN)
Chequered Flag "Brabham-Ford-BT42" И. Эшли (GB)
Dempster "March-Ford-731" М. Уайлдс (GB)
Embassy Hill "Lola-Ford-T370" Г. Хилл (GB), Г. Эдвардс (GB), П. Гетин(GB), Р. Штоммелен(D)
Ensign "Ensign-Ford-N173", "-N174" Р. фон Опель (LHT), В. Шуппан (AUS), М. Уайлдс (GB)
Ferrari "Ferrari-312B3" Д. Регаццони (SWI), Н. Лауда (AUT)
Finotto "Brabham-Ford-BT42" Ж. Лярусс (FR), Г. Кенигг (AUT), К. Фачетти (IT)
John Goldie "Brabham-Ford-BT42", "-BT44" К. Пасе (BR), Д. Уотсон (GB)
Gunston "Lotus-Ford-72E" И. Шектер (RSA), П. Драйвер (RSA)
Hesketh "March-Ford-731",
"Hesketh-Ford-308"
Д. Хант (GB), И. Шектер (RSA)
Lotus "Lotus-Ford-72E", "-76" Р. Петерсон (SW), Д. Икс (BELG), Т. Шенкен (AUS)
Maki "Maki-Ford-F101" Х. Гэнли (NZ)
March "March-Ford-741" Г.-И. Штук (D), Х. Гэнли (NZ), В. Брамбилла (IT), Р. Виселль (SW)
McLaren "McLaren-Ford-M23" Д. Хьюм (NZ), Э. Фиттипальди (BR), М. Хэйлвуд (GB), Д. Хоббс (GB), Й. Масс (D)
Parnelli "Parnelli-Ford-VPJ4" М. Андретти (USA)
Penske "Penske-Ford-PC1" М. Донохью (USA)
Pitch Plant "Lyncar-Ford-006" Д. Николсон (NL)
Scribante "McLaren-Ford-M23" Д. Чарльтон (RSA)
Shadow "Shadow-Ford-DN1", "-DN3" Ж.-П. Жарье (FR), П. Ревсон (USA), Б. Редман (GB), Б. Руз (SW), Т. Прайс (GB)
Surtees "Surtees-Ford-TS16" К. Пасе (BR), Й. Масс (D), Ж. Долем (FR), Д. Белл (GB),
Ж.-П. Жабуй (FR),Д. Квестер (AUT), Г. Кенигг (AUT)
Token "Token-Ford-RJ02" Т. Прайс (GB), Д. Перли (GB), И. Эшли (GB)
Trojan "Trojan-Ford-T103" Т. Шенкен (AUS)
Tyrrell "Tyrrell-Ford-005", "-006", "-007" Д. Шектер (RSA), П. Депайе (FR)
Williams "ISO-Ford-FW01, -FW02, -FW03" А. Мерцарио (IT), Т. Белсо (DK), Г. ван Леннеп (NL), Р. Робартс (GB),
Ж.-П. Жабуй (FR), Ж. Лаффит (FR)

     В 1974 году в истории формулы 1 фактически началась новая эпоха, связанная с уходом из гонок Джекки Стюарта, который за шесть предыдущих лет выиграл три чемпионата мира, а в остальных трех был одним из главных претендентов на победу. Естественно, что его уход не мог не вызвать изменений в "табели о рангах" формулы 1. На первую роль выдвинулся главный соперник Стюарта в 1972-1973 Эмерсон Фиттипальди и его новая команда "McLaren". В "Lotus" продолжали делать ставку на уже устаревшую модель "-72E" (попытка заменить ее на новую "-76" потерпела провал), но тем не менее еще могли рассчитывать на хорошие результаты. "Ferrari" после фиаско 1973 года подготовила капитально переработанную "-312B3"; команда "Brabham" понемногу выбиралась из кризиса и тоже желала получить свою долю побед. Не следовало, конечно же, забывать и про оставшуюся без гонщиков "конюшню" Кена Тиррелла: Джоди Шектер и Патрик Депайе вполне могли отстоять ее честь.

     Сезон открылся 13 января в Аргентине. Бронзовый призер чемпионата-73 Ронни Петерсон на "Lotus" стартовал с поул-позиции, однако уже на третьем круге его обошел Карлос Ройтеманн. Аргентинец уверенно вел гонку до предпоследнего круга, когда мотор его "Brabham" дочиста осушил баки машины. Несчастный Ройтеманн занял в итоговом протоколе только седьмое место, а выиграл в Буэнос-Айресе новозеландский ветеран Деннис Хьюм - в восьмой и последний раз в своей карьере. Второе и третье места Ники Лауды и Джанклаудио Регаццони подтвердили за "Ferrari" место среди лидеров. Четвертое место занял Майкл Хэйлвуд на "McLaren" (в отличие от Фиттипальди и Хьюма, пользовавшихся поддержкой "Texaco" и "Marlboro", его спонсором оставалась фирма "Yardley").

     Гран При Бразилии прошел примерно так же, как и аргентинский: Ройтеманн и Петерсон лидировали вначале, но в конце концов победа досталась гонщику "McLaren": на этот раз им стал Фиттипальди. Второе место занял Регаццони, отставший на 13,57 с, а Джекки Икс на третьем месте уже проиграл Фиттипальди круг. Далее расположились: бразилец Карлос Пасе на "Surtees" и Хэйлвуд. Петерсон и Ройтеманн стали только шестым и седьмым.

     В тренировочных заездах перед третьим этапом в ЮАР погиб американец Питер Ревсон, выступавший в этом сезоне за "Shadow". Причиной катастрофы стала механическая неисправность. Ревсон за рулем "Shadow" в первых двух этапах выступил очень достойно, и его гибель стала большой потерей для команды. Заменявшие его Брайан Редман, Бертил Руз и Том Прайс выглядели далеко не так хорошо.

     Если же забыть об этом трагическом происшествии, то Гран При ЮАР преподнес немало неожиданностей. Поул-позиция впервые досталась Лауде, вторым с отставанием в 0,05 с стал Пасе, третьим (+0,21 с) - Артуро Мерцарио на ISO. Лауда лидировал первые девять кругов, а затем первым до самого финиша шел Ройтеманн, принеся команде "Brabham" первую победу периода "правления" в ней Берни Экклстоуна - до этого "Brabham" последний раз побеждал здесь же, в Кьялами, четыре года назад. Вторым стал Жан-Пьер Бельтуаз за рулем нового BRM-P201, третьим - Хэйлвуд. Что до Пасе и Мерцарио, то после триумфа в квалификации они финишировали далеко позади: одиннадцатым и шестым соответственно.

     По итогам трех этапов в чемпионате сложилась любопытная ситуация: Регаццони единолично лидировал, имея 10 очков, а места с второго по пятое занимали гонщики, имевшие по 9 очков: Хьюм, Фиттипальди, Ройтеманн и Хэйлвуд. Шестое и седьмое места делили Лауда и Бельтуаз (по 6 очков). В Кубке Конструкторов уверенно лидировала команда "McLaren" с 22 очками; "Ferrari" проигрывала уже десять. 9 очков было у "Brabham", 8 - у BRM.

     В Испании основная борьба за победу развернулась между пилотами "Ferrari", которые получили здесь в свое распоряжение существенно модернизированные "-312B3", и "Lotus". Петерсон и Икс оказывали сопротивление Лауде и Регаццони, пока, наконец, оба почти одновременно не сошли: у Петерсона сгорел двигатель, у Икса отказали тормоза. После этого гонщики "Ferrari" уже могли не опасаться за свои позиции: ставший третьим Фиттипальди отстал от победившего Лауды на круг. И хотя Эмо и победил в следующем Гран При Бельгии, Лауда проиграл ему ничтожно мало - только 0,35 с. Разделившие первый ряд на старте Регаццони и Шектер финишировали четвертым и третьим. Пятое место Бельтуаза принесло последние очки команде BRM, а шестым второй раз подряд стал Хьюм - экс-чемпиону мира было определенно не по силам продолжить чемпионат в том же стиле, в каком он его начал.

     Победа Фиттипальди вывела его в лидеры чемпионата - теперь он имел 22 очка, на одно опережая Лауду и на три - Регаццони. Очковые урожаи остальных были более скромными: Хьюм имел 11 очков, Бельтуаз - 10, Ройтеманн и Хэйлвуд - по 9. "McLaren" сохранял свое первое место в Кубке Конструкторов - 35 очков против 27 у "Ferrari".

     Шестой этап прошел в Монако, и здесь победу праздновал Петерсон, не в последнюю очередь благодаря "завалу", случившемуся в начале гонки на участке между Сен-Девот и Казино. Лауда и Регаццони четвертый Гран При подряд доминировали в квалификации, но гонка не принесла "Ferrari" большего, чем три очка за четвертое место Регаццони.

     Вторым в Монако стал Шектер. Его результаты улучшались от гонки к гонке, и победа на седьмом этапе в Швеции стала закономерным завершением этого возрастающего ряда. Его товарищ по команде Депайе стартовал с поул-позиции, но пропустил Джоди вперед уже на старте и финишировал вторым, проиграв ему, однако, только 0,380 с. Джеймс Хант на новом "Hesketh-308" стал третьим, отстав тоже ненамного, - на 3,325 с. Затем к финишу пришли Фиттипальди, Жан-Пьер Жарье и двукратный чемпион мира Грэхем Хилл на "Lola" собственной команды. Лауда и Регаццони в Андерсторпе вообще не смогли финишировать - сначала сломалась коробка передач у Регаццони, а за десять кругов до финиша - и у Лауды. Они взяли реванш на восьмом этапе в Нидерландах, заняв первое (Лауда) и второе (Регаццони) места.

     Гран При Франции в 1974 году впервые прошел на новой трассе Дижон-Пренуа. Выиграл Петерсон, а Лауда, хотя стартовал первым и лидировал вначале, уступил ему на финише 20,36 с. Лишь затем финишировали Регаццони и Шектер, а Фиттипальди вообще сошел - на двадцать восьмом круге отказал двигатель, - и теперь как в чемпионате мира, так и в Кубке Конструкторов главенствовала команда "Ferrari". У "McLaren", однако, в Кубке Конструкторов было всего на два очка меньше, и уже на следующем этапе в Великобритании команды поменялись местами. Победил, правда, Шектер, но Фиттипальди стал вторым, а Регаццони - только четвертым, позади Икса. Хуже всего в этой гонке пришлось Лауде, который занял поул-позицию, показал в гонке лучший круг и лидировал 69 из 74 кругов, но, заехав в боксы незадолго перед финишем, обнаружил, что выезд с пит-лейн перекрыт толпой и припаркованными автомобилями. В результате в Брандс Хэтч ему досталось только пятое место. Этого хватило, чтобы удержать за собой первое место в чемпионате (38 очков), но Фиттипальди теперь отставал всего на одно; по 35 имели Шектер и Регаццони. Эта чрезвычайно плотная группа соискателей чемпионского титула далеко оторвалась от остальных: занимавший пятое место Петерсон имел всего 19 очков.

     Регаццони одержал единственную в сезоне победу на одиннадцатом этапе в Германии и стал лидером чемпионата, а второе место Шектера в этой гонке вывело его в личном зачете на вторую же позицию. Лауда сошел еще на первом круге. Не добрался до финиша и Фиттипальди (поломка подвески на третьем круге), которому не повезло и на двенадцатом этапе в Австрии, где он опять не смог взять ни одного очка - опять подвеска. Победу на Остеррайхринге одержал Ройтеманн, вторым финишировал Хьюм, после своей победы в Аргентине долгое время довольствовавшийся немногочисленными шестыми местами. Третьим стал Хант, четвертым - Джон Уотсон на "Brabham" полузаводской команды "John Goldie". Регаццони финишировал пятым, еще более оторвавшись от Шектера, в этой гонке очков не получившего. Шестое место занял Прайс на "Shadow".

     Гран При Италии, гонка, где "Ferrari" просто обязана была победить, закончилась для "Scuderia" полным крахом всех надежд: Лауда после завоеванной поул-позиции продержался впереди всех чуть больше половины дистанции, после чего уступил Регаццони, а тремя кругами позже сошел со сгоревшим двигателем. Еще через восемь кругов то же произошло и с Джанклаудио, после чего победа досталась Петерсону. Фиттипальди стал вторым, проиграв шведу 0,8 с, а Шектер - третьим (+24,7 с). На четвертое место пробился с пятнадцатого стартового Мерцарио на ISO. Пятым стал Пасе, который ушел из "Surtees" в середине сезона и сейчас выступал на "Brabham".

     Четырнадцатый этап в Канаде, казалось, должен был выиграть Лауда, но австриец вылетел с трассы незадолго до финиша, и победил Фиттипальди. Регаццони занял второе место, и теперь эти два пилота сравнялись по очкам - у каждого было по 52. Шектер, здесь не получивший очков, еще мог надеяться на победу в чемпионате, но его шансы были малы - у него было 45 очков. Лауда из-за своего схода уже распрощался с надеждами на титул: на его счету было все еще 38. Более того, ставший третьим в Канаде Петерсон отставал теперь только на три очка! Шестое место занимал Ройтеманн с 23 очками. Борьба за победу шла и в Кубке Конструкторов, где у "McLaren" было 70 очков, а у "Ferrari" - 65. "Tyrrell" имел только 51 очко, а "Lotus"- 42. У "Brabham" было 26 очков, а замыкала шестерку команда "Hesketh" с 11.

     Канадский этап был отмечен дебютом двух новых команд из США: "Parnelli" и "Penske". Гонщиком первой стал Марк Донохью, уже пробовавший свои силы в формуле 1 тремя годами раньше (здесь он занял двенадцатое место), а за рулем "Penske" сидел Марио Андретти, к тому времени добившийся в формуле 1 гораздо большего, чем Донохью, и ставший в Моспорт-парке седьмым. Обе новые команды заявили о своем участии в чемпионате мира 1975 года.

     В США, но последнем этапе чемпионата, доминировали пилоты "Brabham": Ройтеманн выиграл квалификацию, а затем - и гонку, лидируя все 59 кругов; Пасе проехал лучший круг и стал вторым, а Уотсон занял пятое место. Три претендента на мировую корону сражались далеко позади: на старте они стояли шестым (Шектер), восьмым (Регаццони) и девятым (Фиттипальди). Для двух первых американский этап закончился более чем неудачно: Шектер сошел на сорок пятом круге из-за неполадок в топливной системе, Регаццони стал только одиннадцатым с отставанием в четыре круга, - а вот Фиттипальди сумел пробиться на четвертое место, которое и обеспечило ему победу в чемпионате. Для команды "McLaren" это был первый титул чемпиона, а также, совместными усилиями Фиттипальди, Хьюма и Хэйлвуда (Дэвид Хоббс и Йохен Масс на "Yardley-McLaren" очков не получили), первый Кубок Конструкторов. К сожалению, конец сезона был омрачен гибелью во время Гран При США австрийца Гельмута Кенигга из команды "Surtees".

Личный зачет:
Система начисления очков: 9-6-4-3-2-1
В зачет идут семь лучших результатов из первых восьми гонок
и шесть - из следующих семи.
Место Гонщик Автомобиль Очки
1 Э. Фиттипальди "McLaren-Ford-M23" 55
2 Д. Регаццони "Ferrari-312B3" 52
3 Д. Шектер "Tyrrell-Ford-007" 45
4 Н. Лауда "Ferrari-312B3" 38
5 Р. Петерсон "Lotus-Ford-72E", "-76" 35
6 К. Ройтеманн "Brabham-Ford-BT44" 32
7 Д. Хьюм "McLaren-Ford-M23" 20
8 Д. Хант ""Hesketh-Ford-308"" 15
9 П. Депайе "Tyrrell-Ford-007" 14
10 Д. Икс "Lotus-Ford-72E", "-76" 12
11 М. Хэйлвуд "McLaren-Ford-M23" 12
Кубок конструкторов:
Система начисления очков: 9-6-4-3-2-1
В зачет идут семь лучших результатов из первых
восьми гонок и шесть - из следующих семи.
Место Команда/Автомобиль Очки
1 "McLaren-Ford-M23" 73
2 "Ferrari-312B3" 65
3 "Tyrrell-Ford-007" 52
4 "Lotus-Ford-72E", "-76" 42
5 "Brabham-Ford-BT44" 35
6 "Hesketh-Ford-308" 15
7 "BRM-P201 " 10
8 "Shadow-Ford-DN3" 7
9 "March-Ford-741" 6
10 ISO-Ford-FW03 4


 

 

   © Copyright 2010 F1Archive.ru    
Сайт управляется системой uCoz