Сезон 1979
Составы команд:
Команда |
Автомобиль |
Пилоты |
Alfa-Romeo |
"Alfa-Romeo-177",
"-179" |
Б.
Джакомелли
(IT), В.
Брамбилла
(IT) |
Arrows |
"Arrows-Ford-A1B",
"-A2" |
Р.
Патрезе
(IT), Й.
Масс (D) |
ATS |
ATS-Ford-D2,
-D3 |
Г.-И.
Штук (D) |
Brabham
|
"Brabham-Alfa-BT46",
"-BT48",
"Brabham-Ford-BT49" |
Н.
Лауда (AUT),
Н. Пике
(BR), Р.
Зунино (ARG) |
Copersucar |
"Copersucar-Ford-F5A",
"-F6",
"-F6A" |
Э.
Фиттипальди
(BR), А.
Рибейру
(BR) |
Ensign |
"Ensign-Ford-N177",
"-N179" |
Д.
Дали (IRL),
П. Гэйяр
(FR), М.
Зурер (SWI) |
Ferrari |
"Ferrari-312T3",
"-312T4" |
Д.
Шектер (RSA),
Ж.
Вильнев
(CAN) |
Kauhsen |
"Kauhsen-Ford-WK" |
Д.
Бранкателли
(IT) |
Ligier |
"Ligier-Ford-JS11" |
Ж.
Лаффит (FR),
П.
Депайе (FR),
Д. Икс (BELG) |
Lotus
|
"Lotus-Ford-79",
"-80" |
М.
Андретти
(USA),
К.
Ройтеманн
(ARG) |
McLaren |
"McLaren-Ford-M26",
"-M28",
"M28B",
"-M28C",
"-M29" |
Д.
Уотсон
(GB), П.
Тамбе
(FR) |
Merzario |
"Merzario-Ford-A1B",
"-A2",
"-A4" |
А.
Мерцарио
(IT), Д.
Бранкателли
(IT) |
Rebaque
|
"Lotus-Ford-79",
"Rebaque-Ford-HR100" |
Г.
Ребак
(MEX) |
Renault |
"Renault-RS01",
"-RS10" |
Ж.-П.
Жабуй
(FR), Р.
Арну
(FR) |
Shadow |
"Shadow-Ford-DN9" |
Э.
де
Анжелис
(IT), Я.
Ламмерс
(NL) |
Tyrrell |
"Tyrrell-Ford-009" |
Ж.-П.
Жарье
(FR), Д.
Пирони
(FR), Д.
Дали
(IRL),
Д. Лиз
(GB)
|
Williams |
"Williams-Ford-FW06",
"-FW07" |
А.
Джонс
(AUS),
Д.
Регаццони
(SWI) |
Wolf |
"Wolf-Ford-WR7" |
Д.
Хант
(GB), К.
Росберг
(FIN) |
В сезоне
1979 года
автомобили с
граунд-эффектом
взяли на
вооружение почти
все команды, и
то решающее
преимущество,
которое давала
"Lotus" в
прошлом году
модель "-79",
практически
сошло на нет.
Более того,
многие новые
автомобили,
использовавшие
граунд-эффект,
были лучше, чем
"Lotus-79".
Претендентов на
победы в новом
сезоне было
предостаточно, и
уже первый этап
в Аргентине
подтвердил это.
В Буэнос-Айресе
господствовала
команда "Ligier"
со своей новой
моделью "-JS11":
Жак Лаффит,
выиграв
квалификацию с
преимуществом в
1,04 с над своим
партнером по
команде Патриком
Депайе, выиграл
гонку, показав в
ней также лучший
круг. Депайе,
хотя и лидировал
первые десять
кругов, был на
финише
четвертым. Два
гонщика "Lotus"
- Карлос
Ройтеманн и
Марио Андретти -
заняли второе и
пятое места.
На втором
этапе в Бразилии
преимущество
"Ligier" было
столь же
подавляющим:
снова первое и
второе места в
квалификации,
лучший круг и
лидерство
Лаффита на
протяжении всей
дистанции и
победный дубль
на финише
(Депайе отстал
на 5,28 с, а
ставший третьим
Ройтеманн - уже
на 44,14). После
двух гонок
Лаффит лидировал
с 18 очками, а
Депайе с 9
занимал третье
место, на одно
очко отставая от
Ройтеманна. В
Кубке
Конструкторов
(где с этого
сезона в зачет
шли все очки,
полученные
командой на
каждом этапе) у
"Ligier" было 27
очков, у "Lotus"
- 12, а из
остальных команд
ни одна не взяла
более четырех.
Господство
"Ligier" и
"Lotus" было
легко объяснимо:
на первых двух
этапах
большинство
команд еще не
использовало
новые автомобили
с
граунд-эффектом,
в то время как
"Ligier" вывела
на старт "-JS11"
уже в Аргентине.
Теми же
причинами
объяснялись и
неплохие
результаты
"Lotus-79", так
что появление на
сцене новых
лидеров было
только вопросом
времени. Так, 3
марта на Гран
При ЮАР
дебютировала
новая модель
"Ferrari-312T4"
с
граунд-эффектом
и тут же
показала все
свои
возможности:
Жиль Вильнев и
Джоди Шектер
уверенно
завершили гонку
первым и вторым,
в то время как
ни один из
гонщиков
"Ligier" не
получил очков, а
Андретти и
Ройтеманн на
"Lotus" заняли
только четвертое
и пятое места,
пропустив вперед
даже Жана-Пьера
Жарье на
"Tyrrell".
Экс-чемпион мира
Ники Лауда стал
шестым за рулем
"Brabham-Alfa-BT48".
Поул-позицию на
этом этапе занял
Жан-Пьер Жабуй
на
"Renault-RS10" с
турбонаддувом -
расположенная в
горах трасса
давала
турбодвигателям
преимущество.
Жабуй возглавлял
пелотон в начале
гонки, но затем
пропустил вперед
гонщиков
"Ferrari", а на
сорок восьмом
круге отказал
двигатель.
8 апреля в
Лонг-Бич
"Ferrari" вновь
не оставили
соперникам
никаких шансов:
Вильнев показал
score parfait,
Шектер был
вторым как на
старте, так и на
финише. Третье
место досталась
Алану Джонсу на
прошлогоднем
"Williams",
опередившему
Андретти и
Депайе. По
итогам четырех
этапов "Ligier"
потеряла
лидерство в
обоих зачетах,
несмотря на
колоссальное
преимущество,
которая команда
имела после двух
гонок. Теперь
лидером
чемпионата был
Вильнев с 20
очками, а Лаффит
отставал на два.
Далее шла
плотная группа,
состоявшая из
Шектера с 13
очками,
Ройтеманна с 12
и Депайе с 11, а
замыкал шестерку
Андретти с 8
очками. В Кубке
Конструкторов
"Ferrari" имела
33 очка, а
"Ligier" - 29.
"Lotus" сейчас
был на третьем
месте с 20
очками. Было
очевидно, что
модель "-79",
которой не было
равных в прошлом
году (если не
считать
запрещенный
после одной
проведенной
гонки
"Brabham-BT46B"),
в этом сезоне
уже не может
конкурировать с
новыми
автомобилями
соперников, в
которых по
сравнению с
"Lotus-79"
ошибки были
исправлены, а
достоинства -
умножены. Чтобы
поднять
результативность
выступлений, на
пятом этапе в
Испании 29
апреля
дебютировала
новая модель
"-80", где
создававшие
граунд-эффект
секции были
продолжены до
уровня задних
антикрыльев, и
даже в носовом
обтекателе
нашлось место
для еще одной.
Андретти на
"-80", стартовав
четвертым,
финишировал
третьим, но
Ройтеманн на
"-79" занял
второе место.
Вообще же в
Хараме снова не
было равных
пилотам
"Ligier":
Депайе,
стартовав
вторым,
лидировал все 75
кругов, а
обладатель
поул-позиции
Лаффит мог бы
претендовать на
второе место на
финише, если бы
не поломка
двигателя.
Французская
команда даже
после
впечатляющей
демонстрации
силы "Ferrari" в
Кьялами и
Лонг-Бич не
собиралась
сдавать
завоеванные
позиции, в то
время как сама
"Ferrari" в
Хараме выглядела
не лучшим
образом: Шектер
стал только
четвертым, а
Вильнев - вообще
седьмым.
Замкнули
шестерку Жарье и
Пирони - оба на
"Tyrrell".
Очередной
потенциальный
лидер появился в
Формуле 1 на
Гран При
Бельгии. На этот
раз им стала
команда
"Williams" со
своей новой
моделью "-FW07",
дебютировавшей
на Гран При
Испании. Алан
Джонс лидировал
на этом
автомобиле 21
круг, пока не
сошел. Главными
претендентами на
победу были
Лаффит и Депайе,
однако
последний,
лидируя, сошел,
а Лаффит
незадолго до
финише
уступил-таки
победу Шектеру.
Третьим стал
Дидье Пирони на
"Tyrrell",
четвертым -
Ройтеманн.
Рикардо Патрезе
финишировал
пятым, что
явилось лучшим
результатом
команды "Arrows"
в этом сезоне.
Победа
Шектера в
Цольдере
позволила ему
догнать в
чемпионате мира
Лаффита: у них
было теперь по
24 очка. На
четыре очка
отставали их
напарники -
Вильнев и
Депайе, а на
пять -
Ройтеманн.
Шестое место
занимал
Андретти, но у
него было всего
лишь 12 очков. В
Кубке
Конструкторов
"Ferrari"
вернула себе
лидерство,
потерянное после
победы Депайе в
Испании: на ее
счету было 45
очков, в то
время как у
"Ligier" - 44.
"Lotus" занимал
третье место с
33 очками,
находясь, таким
образом, в
промежуточном
положении между
лидерами и
середняками (на
четвертом месте
находилась
команда
"Tyrrell" с 15
очками). Две
трети очков
"Lotus" принес
Ройтеманн,
который, в
отличие от
Андретти,
предпочитал не
экспериментировать
с
"восьмидесятой"
моделью, а
участвовать в
гонках на
проверенной
"-79". Андретти
же вышел на
старт Гран При
Монако 27 мая за
рулем
"Lotus-Ford-80",
но безуспешно:
подвеска не
выдержала адской
прижимающей
силы, которую
создавал этот
автомобиль, и
приказала долго
жить на двадцать
втором круге.
Победил вновь
Шектер, опередив
Джанклаудио
Регаццони на
"Williams" всего
на 0,44 с. Гран
При Монако стал
последней гонкой
для экс-чемпиона
мира Джеймса
Ханта - новая
модель команды
"Wolf" с
граунд-эффектом
не добралась до
финиша в шести
гонках из семи,
и
разочаровавшийся
в ее
способностях
Хант покинул
команду. Его
место занял финн
Кейо Росберг. На
восьмом этапе во
Франции 1 июля
Андретти еще раз
вывел на старт
"Lotus-Ford-80",
но гонка
закончилась для
него сходом,
после чего эта
модель больше на
трассах не
появлялась.
Гонку же,
неожиданно для
всех, выиграл
Жабуй на
"Renault",
стартовав к тому
же с
поул-позиции.
Французская
команда,
испытывавшая
бесчисленные
трудности на
протяжении
первых двух
сезонов, в 1979
году наконец
доказала, что
автомобили с
турбонаддувом
могут побеждать,
тем более что
Рене Арну стал
третьим после
фантастического
поединка за
второе место с
Вильневом и
показал лучший
круг в гонке. С
этого момента в
Формуле 1
начался
необратимый
процесс, в ходе
которого
турбодвигатели
получили
признание и
через шесть лет
использовались
абсолютно всеми
командами. Но до
этого было еще
далеко, и победа
во Франции так и
осталась для
"Renault"
единственной в
сезоне. Во
Франции
состоялся дебют
футуристического
"Arrows-Ford-A2",
который, однако,
за пять
следующих гонок,
в которых он
участвовал,
принес команде
лишь два очка
(шестые места
Йохена Масса в
Германии и
Нидерландах).
Еще одну
сенсацию
преподнесла
гонка в
Великобритании.
Команда
"Williams"
избавилась
наконец от
"детских
болезней" шасси
"-FW07", и в
Сильверстоуне
господствовали
Джонс и
Регаццони. Джонс
выиграл
квалификацию и
шел первым более
половины
дистанции, но
был вынужден
прекратить
гонку. Тогда
лидерство
перехватил
Регаццони и
удерживал его до
самого финиша,
принеся Фрэнку
Уильямсу первую
победу. Арну во
второй раз
подряд
финишировал на
подиуме, теперь
уже на втором
месте.
После
девяти этапов
Шектер с 32
очками и Вильнев
с 26 возглавляли
чемпионат.
Лаффит (24)
занимал третье
место, опережая
Депайе и
Ройтеманна,
имевших по 20.
На шестое место,
опередив
Андретти, вышел
Регаццони с 16
очками.
Лидерство в
Кубке
Конструкторов
по-прежнему
принадлежало
"Ferrari" (62
очка). "Ligier",
имевшая 47
очков, уже
заметно
отставала.
Третье место
удерживал за
собой "Lotus" с
37 очками.
"Williams" (23
очка) пробился
на четвертое,
опередив
"Tyrrell" (21),
а "Renault" за
две гонки
получила сразу
19 очков и
теперь занимала
шестое место.
Затем в первой
шестерке стали
происходить
серьезные
изменения,
связанные с
неожиданным
взлетом команды
"Williams": за
победой
Регаццони
последовал дубль
Джонс-Регаццони
в Германии 29
июля.
Поул-позицию в
третий раз в
сезоне занял
Жабуй, но старт
он проиграл
Джонсу, а затем
быстро сошел.
Джонс же,
стартовав со
второго места,
одержал победу,
опередив
Регаццони на
2,91 с. Затем
Джонс выиграл в
Австрии
(опередив
Вильнева,
Лаффита и
Шектера;
Регаццони стал
пятым) и в
Нидерландах, где
сзади него
оказались Шектер
и Лаффит. Такого
взлета не ожидал
никто. Для
сравнения,
Шектер и Лаффит
взяли за эти три
этапа по 12
очков, Вильнев -
6, и после
двенадцати
этапов Джонс
прочно вошел в
число лидеров:
находясь на
третьем месте в
чемпионате, он
имел уже 34
очка, в то время
как Лаффит
(второй) - 36, а
Вильнев
(четвертый) -
32. Впрочем, на
титул в этом
году Джонс
рассчитывать не
мог: максимум
очков, которые
могли пойти ему
в зачет
чемпионата,
составлял 40, а
лидер чемпионата
Шектер имел уже
44. У Регаццони
было 24 очка, и
он опередил
Ройтеманна и
Депайе, у
которых
по-прежнему было
по 20. Депайе
пополнить свой
счет уже не мог,
получив
серьезную травму
во время полета
на дельтаплане.
В "Ligier" его
сменил
знаменитый
бельгиец Джекки
Икс, который,
однако, не
показывал
хороших
результатов:
лучшим, чего он
смог добиться,
было пятое место
в Зандвоорте, и
по окончании
сезона Икс ушел
из Формулы 1.
Тринадцатый
этап состоялся в
Италии. На
скоростной
трассе в
квалификации
преимущество
было у пилотов
"Renault" -
Жабуй и Арну
стартовали
первым и вторым.
Гонка же в
который раз
доказала, что
французских
двигателей
хватает
ненадолго: у
Арну,
лидировавшего в
начале гонки,
начались
проблемы с
двигателем, и он
сначала
пропустил вперед
Шектера, а потом
сошел. Шектера
довольно скоро
догнал Вильнев,
но обогнать не
смог и отстал на
финише на 0,46
с. Это в
общем-то
ничтожное
отставание
стоило Вильневу
всех надежд на
победу в
чемпионате:
теперь счет был
51-38 в пользу
Шектера, и, даже
выиграв два
оставшихся Гран
При, Вильнев
имел бы только
50 очков. То же
можно было
сказать и о
Лаффите, в Монце
очков не
получившего: его
максимально
возможная сумма
также была равна
50 очкам. В
зачете Кубка
Конструкторов
"Ferrari" также
была уже
недосягаема для
"Williams" и
"Ligier".
Здесь, в
Монце, состоялся
официальный
дебют команды
"Alfa-Romeo":
отчаявшись
достигнуть
успехов,
сотрудничая с
"Brabham", фирма
вывела на старт
два автомобиля
собственной
конструкции для
Бруно Джакомелли
и Витторио
Брамбиллы (до
этого, в Гран
При Бельгии и
Франции,
Джакомелли уже
стартовал на
прототипе
"Alfa-Romeo-177").
Контракт с
"Brabham" был
расторгнут после
Гран При Италии,
несмотря на
четвертое место
Лауды в этой
гонке и
четвертое же
место Нельсона
Пике в
Зандвоорте.
"Brabham" был
вынужден
вернуться к
использованию
двигателей
"Ford" и к Гран
При Канады
подготовил новую
модель "-BT49",
но Лауду это уже
не интересовало,
и он накануне
гонки объявил о
своем уходе.
Первым пилотом
команды стал
Пике, который в
Канаде
квалифицировался
на четвертом
месте. Хотя
бразилец и
сошел, он
показал всем,
что в Формуле 1
появился еще
один претендент
на победы.
Выиграл в
Монреале Джонс,
в напряженной
борьбе всего на
1,080 с
опередивший
Вильнева
(Регаццони и
Шектер заняли
третье и
четвертое
места). Джонс и
Вильнев вновь
оспаривали
победу на Гран
При США в
Уоткинс Глен, и
на этот раз
борьба
завершилась в
пользу Вильнева.
Джонс, на
тридцать втором
круге опередив
канадца,
продержался
впереди только
пять кругов: на
тридцать седьмом
у его автомобиля
отвалилось
колесо, и
Вильнев
финишировал,
имея 48,787 с
отрыва от Арну и
53,199 - от
Пирони.
Итальянец Элио
де Анжелис
финишировал
четвертым,
принеся
последние очки
команде
"Shadow".
Ганс-Иоаким Штук
на ATS стал
пятым, а шестое
место занял
Уотсон.
1979 год
стал переломным
в истории
Формулы 1 -
ушли, ничего не
добившись, такие
гранды, как
Хант, Лауда или
Икс, и их место
заняли те, кто
раньше оставался
в тени: Вильнев,
Джонс, Лаффит.
То же можно было
сказать и о
командах:
усилился процесс
выдвижения на
первые роли
ранее незаметных
середняков
("Ligier",
"Williams") или
вообще
аутсайдеров
("Renault");
сдали свои
позиции "Lotus",
"Tyrrell" и
"Wolf", а
"McLaren" - еще
годом раньше. На
вооружение всеми
командами был
взят
граунд-эффект, и
турбодвигатели,
которые раньше
казались
любопытной
диковинкой,
стали теперь
весьма ощутимой
силой.
Личный
зачет:
Система
начисления
очков:
9-6-4-3-2-1
В
зачет
идут
четыре
лучших
результата
из
первых
семи
гонок
и
четыре
- из
следующих
восьми.
Место |
Гонщик |
Автомобиль |
Очки |
1 |
Д. Шектер |
"Ferrari-312T4" |
51 |
2 |
Ж. Вильнев |
"Ferrari-312T4" |
47 |
3 |
А. Джонс |
"Williams-Ford-FW07" |
40 |
4 |
Ж. Лаффит |
"Ligier-Ford-JS11" |
36 |
5 |
Д. Регаццони |
"Williams-Ford-FW07" |
29 |
6 |
П. Депайе |
"Ligier-Ford-JS11" |
20 |
7 |
К. Ройтеманн |
"Lotus-Ford-79" |
20 |
8 |
Р. Арну |
"Renault-RS10" |
17 |
9 |
Д. Уотсон |
"McLaren-Ford-M28" |
15 |
10 |
Д. Пирони |
"Tyrrell-Ford-009" |
14 |
11 |
Ж.-П. Жарье |
"Tyrrell-Ford-009" |
14 |
12 |
М. Андретти |
"Lotus-Ford-79", "-80" |
14 |
|
Кубок
конструкторов:
Система
начисления
очков:
9-6-4-3-2-1
В
зачет
идут
все
результаты
гонок.
Место |
Команда/Автомобиль |
Очки |
1 |
"Ferrari-312T4" |
113 |
2 |
"Williams-Ford-FW07" |
75 |
3 |
"Ligier-Ford-JS11" |
61 |
4 |
"Lotus-Ford-79", "-80" |
39 |
5 |
"Tyrrell-Ford-009" |
28 |
6 |
"Renault-RS10" |
26 |
7 |
"McLaren-Ford-M28" |
15 |
8 |
"Brabham-Alfa-BT48" |
7 |
9 |
"Arrows-Ford-A1B", "-A2" |
5 |
10 |
"Shadow-Ford-DN9" |
3 |
|
|