F1Archive.Ru
Архив материалов о Формуле 1

Энциклопедия - История

Главная страница
Энциклопедия
История
Пилоты
Трассы
Команды
Поставщики шин
Статистика
Статьи о Формуле 1
Мир Больших Призов
Технологии
Автомобили
Личности
Отдельные статьи
Дополнительные материалы
Другие виды автоспорта
Видео архив
Печатные издания
 



История проведения чемпионатов Формулы 1

Сезон 1981

Составы команд:

Команда Автомобиль Пилоты
Alfa-Romeo "Alfa-Romeo-179B", "-179C", "-179D" Б. Джакомелли (IT), М. Андретти (USA)
Arrows "Arrows-Ford-A3" Р. Патрезе (IT), З. Штор (IT), Ж. Вильнев (CAN)
ATS ATS-Ford-HGS1, -HGS2, -D4 С. Боргудд (SW), Я. Ламмерс (NL)
Brabham "Brabham-Ford-BT49C" Н. Пике (BR), Г. Ребак (MEX)
Ensign "Ensign-Ford-N180B" М. Зурер (SWI), Э. Салазар (CHI), Р. Лондоно (COL)
Ferrari "Ferrari-126CK" Ж. Вильнев (CAN), Д. Пирони (FR)
Fittipaldi "Fittipaldi-Ford-F8C" К. Росберг (FIN), Ч. Серра (BR)
Lotus "Lotus-Ford-81B", "-87" Э. де Анжелис (IT), Н. Мэнселл (GB)
March "March-Ford-811" Д. Дали (IRL), Э. Салазар (CHI)
McLaren "McLaren-Ford-M29C", "-M29F", "-MP4/1" Д. Уотсон (GB), А. де Чезарис (IT)
Osella "Osella-Ford-FA1B", "-FA1C" Ж.-П. Жарье (FR), П. Гинзани (IT), Д. Франчиа (IT), Б. Габбьяни (IT), М.-А. Герра (ARG)
Renault "Renault-RE20B", "-RE30" Р. Арну (FR), А. Прост (FR)
Talbot Ligier "Ligier-Matra-JS17" Ж. Лаффит (FR), Ж.-П. Жабуй (FR), П. Тамбе (FR), Ж.-П. Жарье (FR)
Theodore "Theodore-Ford-TY01" П. Тамбе (FR), М. Зурер (SWI)
Toleman "Toleman-Hart-TG181" Д. Уорвик (GB), Б. Хентон (GB)
Tyrrell "Tyrrell-Ford-010", "-011" Э. Чивер (USA), К. Коган (USA), Р. Зунино (ARG), М. Альборето (IT)
Williams "Williams-Ford-FW07C", "-FW07D" А. Джонс (AUS), К. Ройтеманн (ARG)

     Четверка команд-лидеров, сформировавшаяся в 1979-1980, не собиралась сдавать позиции и в сезоне 1981 года. "Williams" и "Brabham" в очередной раз модернизировали автомобили "-FW07" и "-BT49" в соответствии с новым техническим регламентом, который ограничивал минимальный дорожный просвет у подготовленного к старту автомобиля 60 мм и запрещал использование эластичных шторок под днищем. "Ligier" и "Renault" разработали новые модели и наполовину изменили свой состав, причем "Ligier" была куплена концерном PCA и вернулась поэтому к использованию двигателей "Matra". Также к вышеперечисленной группе вполне могли примкнуть еще две команды: "Ferrari", пожертвовавшая прошедшим сезоном для разработки нового турбодвигателя и шасси для него, и "McLaren", слившаяся с командой "Project 4" (а фактически - купленная ею), что означало для команды начало новой эры, так как новый ее глава Рон Деннис изменил почти все. Для сезона 1981 года была разработана суперсовременная модель "-MP4/1" - первый автомобиль Формулы 1 с углепластиковым монококом.

     Чемпионат 1981 года должен был начаться в ЮАР, однако, поскольку гонка являлась также этапом WPC - "альтернативного" чемпионата, о создании которого в пылу борьбы с FISA объявили команды FOCA, - и в ней участвовали автомобили с мягкими "юбками", то гонка, победу в которой одержал Карлос Ройтеманн на "Williams", официально этапом чемпионата мира не считалась. Экклстоун не пытался протестовать - к тому времени уже было достигнуто соглашение с Балестром, и начинать новую "гражданскую войну" Берни не хотелось.

     Новые правила предусматривали ограничение клиренса только для автомобилей, подготовленных к старту. Поэтому, если на старте автомобиль будет иметь 60 мм дорожного просвета, а в ходе гонки - меньше, то он будет вполне соответствовать букве правил. Таков был ход рассуждений Колина Чэпмена, создавшего "Lotus-88" - автомобиль, признанный его бесспорным шедевром. "Lotus-88" имел два шасси: одно, включавшее в себя боковые секции, создававшие граунд-эффект, опускалось под действием аэродинамических нагрузок и имело чрезвычайно жесткую подвеску, что обеспечивало параллельность боковин поверхности трассы и преграждало доступ воздуха извне, а второе - мягкую подвеску, так как не играло никакой роли в создании прижимающей силы. Когда "Lotus-Ford-88" появился перед первым этапом в Лонг-Бич, почти все команды подали против него протест. Хотя техническая комиссия и признала автомобиль соответствующим требованиям, судейская коллегия не допустила его к старту. Поул-позицию, единственную для команды "Arrows", занял Рикардо Патрезе, показав время 1 мин 19,399 с. Итальянец лидировал до двадцать пятого круга, но затем уступил первое место Карлосу Ройтеманну на "Williams" и немного позже сошел из-за неполадок в топливной системе. Ройтеманн тоже недолго продержался впереди - его быстро обогнал товарищ по команде и действующий чемпион мира Алан Джонс. На финише между двумя "Williams" было 9,19 с, а ставший третьим Нельсон Пике на "Brabham" отстал на 34,92. Четвертое место занял экс-чемпион мира Марио Андретти на "Alfa-Romeo", за ним финишировали Эдди Чивер ("Tyrrell") и Патрик Тамбе ("Theodore").

     В Бразилии, на втором этапе, по стопам Чэпмена (чья модель "-88" так ни разу и не вышла на старт, а пилотам пришлось выступать на спешно сконструированной "-87") решил пойти Гордон Марри, главный конструктор команды "Brabham", применив гидропневматическую систему опускания автомобиля: на старте дорожный просвет был в пределах разрешенного, но когда автомобиль двигался, система опускала шасси до тех пор, пока боковины создающих граунд-эффект секций почти не касались поверхности трассы. Стоило только пересечь финишную черту или просто остановиться, как автомобиль поднимался и опять соответствовал правилам. Пике выиграл квалификацию, но в гонке все эти ухищрения не помогли, так как он начинал гонку под дождем на сликах, и он стал только двенадцатым с отставанием в два круга. Лидировал Ройтеманн, вслед за которым ехал Джонс. Из боксов Ройтеманну поступил приказ пропустить Джонса вперед, но аргентинец игнорировал его и выиграл, опередив Джонса на 4,44 с. Это послужило поводом для начала конфликта двух пилотов "Williams". Третье место занял Патрезе, а четвертое - Марк Зурер на "Ensign", совершенно неожиданно ставший автором лучшего круга в гонке. После двух этапов чемпионат возглавляли гонщики "Williams", имевшие по 15 очков. Пике и Патрезе, занимавшие третье-четвертое места, имели всего по 4 очка, а Андретти и Зурер - по 3. Еще более впечатляющим выглядело преимущество команды "Williams" в Кубке Конструкторов, где у нее было 30 очков, в то время как у "Brabham" и "Arrows" - только по 4. Но соперники не были этим деморализованы, и Пике легко выиграл третий этап - Гран При Аргентины. Его партнер по команде Гектор Ребак шел вторым, но сошел из-за проблем с электрикой, и вторым стал Ройтеманн. Третье место занял Ален Прост на "Renault", а Джонс стал четвертым.

     После проведенного в прошлом сезоне Гран При Италии в 1981 году трасса в Имоле 3 мая приняла новый Гран При Сан-Марино. Здесь Пике одержал еще одну победу, опередив Патрезе и Ройтеманна. "Ferrari-126CK", продемонстрировавшие свои достоинства в квалификации (Жиль Вильнев занял поул-позицию с преимуществом над Ройтеманном в 0,706 с, а Дидье Пирони стартовал шестым), в гонке выглядели гораздо слабее - Пирони финишировал пятым, а Вильнев - седьмым, проиграв Пике почти круг. Примерно то же случилось и в Бельгии, где Пирони, бывший на стартовом поле третьим, закончил гонку только восьмым и тоже почти с кругом отставания. Фавориты - Джонс и Пике - прекратили борьбу еще в начале гонки, в то время как Ройтеманн, уверенно победив, резко увеличил свой отрыв от них. Жак Лаффит на новой "Ligier-Matra-JS17" стал вторым. Третье место занял Найджел Мэнселл, а четвертым стал Вильнев. Оба последних отличились в Монако, где заняли второе и третье места на старте; впрочем, подвеска на "Lotus" Мэнселла сломалась уже на шестнадцатом круге. Гонку возглавил обладатель поул-позиции Пике, но, когда сзади к нему прорвался Джонс и начал оказывать активное давление, не выдержал и, совершив ошибку на пятьдесят четвертом круге, прекратил гонку. Джонс оказался лидером, но перебои в подаче топлива заставили его совершить визит в боксы. В итоге Вильневу, до этого следовавшего за лидерами, открылась прямая дорога к победе - совершенно неожиданной и вошедшей в историю Формулы 1. Джонс все же смог удержаться на втором месте с отставанием почти в сорок секунд. Три недели спустя на Гран При Испании Вильнев одержал вторую в сезоне победу, удерживая за собой четверых гораздо более быстрых преследователей (Лаффит, Джон Уотсон, Ройтеманн и Элио де Анжелис), причем на финише Лаффит (второй) отстал от Вильнева всего на 0,22 с, а де Анжелис (пятый) - на 1,24. Восьмой этап чемпионата прошел во Франции. Стоявший на поул-позиции автомобиль Рене Арну заглох, и лидером гонки стал стартовавший из второго ряда Пике. За ним следовал Уотсон на "McLaren-Ford-MP4/1", бывший в квалификации вторым, а третьим шел Прост, который вскоре обогнал Уотсона. Затем оба они обошли Пике; на момент остановки гонки из-за дождя Прост был впереди и одержал свою первую в Формуле 1 победу. Уотсон стал вторым, проиграв Просту 2,29 с, а Пике - третьим, с отставанием в 24,22 с.

     Следующая гонка состоялась в Великобритании. На тренировке здесь дебютировал автомобиль "Brabham-BT50" с турбодвигателем BMW, но уже после первых кругов старт новой модели в гонке решили отложить... на год. Квалификация прошла при абсолютном господстве команды "Renault" - Арну и Прост заняли первый ряд, - зато гонка доказала ненадежность французских машин - оба пилота сошли, причем по одной и той же причине - поломке распределителя зажигания. Уотсон воспользовался этим и выиграл (для него это была вторая победа в Формуле 1 - первую он одержал еще на Гран При Австрии 1976 года!). Ройтеманн стал вторым и еще дальше оторвался от Пике и Джонса, которые сошли в этой гонке: теперь у него было 43 очка, а у Пике и Джонса - 26 и 24 соответственно. Четвертое и пятое места делили Вильнев и Лаффит с 21 очком каждый, а замыкал шестерку Уотсон, имевший 19 очков. Ситуация в Кубке Конструкторов была следующей: у "Williams" было 67 очков, у "Brabham" - 31, у "Ferrari" - 28, у "Ligier" - 21. 20 очков имела команда "McLaren" (одно очко ей принес Андреа де Чезарис на Гран При Сан-Марино за рулем прошлогодней модели), а 18 - "Renault". Такой расклад убедительно доказывал, что к прошлогодней "большой четверке" действительно присоединились и "Ferrari", и "McLaren".

     Десятый этап чемпионата в Германии выиграл Пике, а второе место досталось Просту. Лаффит стал третьим, а в Австрии впервые в сезоне выиграл. Второе место занял стартовавший с поул-позиции Арну, третье - Пике (оба они отстали очень ненамного). Джонс после четырех гонок без очков смог стать четвертым, впереди Ройтеманна и Уотсона. Действующий чемпион мира был в первых рядах и в Зандвоорте, где он сражался с Простом, но его шины не выдержали, и после их замены Джонсу пришлось удовлетвориться третьим местом. Прост выиграл, а вторым стал Пике, который теперь сравнялся по очкам с сошедшим здесь Ройтеманном: у них было по 45. Третье место занимал Лаффит с 34 очками. Джонс был только четвертым (31). 28 очков имел Прост, а по 21 - Вильнев и Уотсон. В Кубке Конструкторов отрыв "Williams" от преследователей, хоть и сократился за последние четыре этапа, оставался все же довольно большим - 76 очков против 56 у "Brabham". 39 очков было на счету "Renault", 34 - "Ligier", 28 - "Ferrari" и 22 - "McLaren".

     В Италии на протяжении всей гонки лидировал Прост, так что Джонсу в лучшем случае суждено было финишировать вторым, что он, собственно, и сделал. Третьим шел Пике, опережавший Ройтеманна, и при таком финише он стал бы единоличным лидером чемпионата. Но все получилось наоборот: на последнем круге двигатель Пике отказал, Ройтеманн вышел на третье место и теперь опережал Пике на три очка (бразилец был все же квалифицирован шестым с кругом отставания). Гран При Канады проходил под дождем. Лидировавший Джонс сошел уже на седьмом круге, что стоило ему надежды выиграть свой второй чемпионат; Ройтеманн добрался до финиша только десятым (-3 круга). После схода Джонса впереди оказался Прост, но и он сошел, и в итоге выиграл Лаффит. Третьим после шести неудачных гонок стал Вильнев, а четвертым - Бруно Джакомелли на "Alfa-Romeo". Пике же занял пятое место, благодаря чему его отставание от Ройтеманна сократилось до одного очка (49 очков против 48). Третье место занимал Лаффит с 43 очками, который тоже мог рассчитывать на титул. Прост и Джонс, имевшие по 37 очков, на победу претендовать уже не могли, а тем более Уотсон (27) и Вильнев (25). Гран При Канады определил победителя Кубка Конструкторов - у "Williams" теперь было 86 очков, и эта команда была уже недосягаема для "Brabham" (59 очков) и "Renault" (48). 43 очка имела "Ligier", 34 - "Ferrari", 28 - "McLaren".

     Судьба чемпионата решилась на Гран При в Лас-Вегасе. Поул-позицию занял Ройтеманн, но по ходу гонки он отставал все дальше и дальше, и гонка прошла под знаком господства Джонса, лидировавшего все 75 кругов. Два главных претендента на победу в чемпионате сражались между собой за границей первой шестерки: Ройтеманн шел седьмым, Пике - восьмым. На семнадцатом круге они поменялись местами; затем Пике обогнал Уотсона, шедшего шестым, а после схода Вильнева, занимавшего третье место, стал пятым и на этой позиции и финишировал. Гонка настолько измотала его, что, остановившись после финиша, он четверть часа сидел в машине, не в силах вылезти или хотя бы снять шлем. Но чемпионом мира стал именно он, поскольку Ройтеманн так и остался восьмым и проиграл Пике одно очко.

 

Личный зачет:
Система начисления очков: 9-6-4-3-2-1
В зачет идут одиннадцать лучших результатов
Место Гонщик Автомобиль Очки
1 Н. Пике "Brabham-Ford-BT49C" 50
2 К. Ройтеманн "Williams-Ford-FW07C" 49
3 А. Джонс "Williams-Ford-FW07C" 46
4 Ж. Лаффит "Ligier-Matra-JS17" 44
5 А. Прост "Renault-RE30" 43
6 Д. Уотсон "McLaren-Ford-MP4/1" 27
7 Ж. Вильнев "Ferrari-126CK" 25
8 Э. де Анжелис "Lotus-Ford-87" 14
9 Р. Арну "Renault-RE30" 11
10 Г. Ребак "Brabham-Ford-BT49C" 11
Кубок конструкторов:
Система начисления очков: 9-6-4-3-2-1
В зачет идут все результаты гонок
Место Команда/Автомобиль Очки
1 "Williams-Ford-FW07C" 95
2 "Brabham-Ford-BT49C" 61
3 "Renault-RE30" 54
4 "Ligier-Matra-JS17" 44
5 "Ferrari-126CK" 34
6 "McLaren-Ford-MP4" 28
7 "Lotus-Ford-87" 22
8 "Arrows-Ford-A3" 10
9 "Alfa-Romeo-179C" 10
10 "Tyrrell-Ford-011" 10


 

 

   © Copyright 2010 F1Archive.ru    
Сайт управляется системой uCoz