Сезон 1981
Составы команд:
Команда |
Автомобиль |
Пилоты |
Alfa-Romeo |
"Alfa-Romeo-179B",
"-179C",
"-179D" |
Б.
Джакомелли
(IT), М.
Андретти
(USA) |
Arrows |
"Arrows-Ford-A3" |
Р.
Патрезе
(IT), З.
Штор (IT),
Ж.
Вильнев
(CAN) |
ATS |
ATS-Ford-HGS1,
-HGS2,
-D4 |
С.
Боргудд
(SW), Я.
Ламмерс
(NL) |
Brabham
|
"Brabham-Ford-BT49C" |
Н.
Пике (BR),
Г. Ребак
(MEX) |
Ensign |
"Ensign-Ford-N180B" |
М.
Зурер
(SWI),
Э.
Салазар
(CHI),
Р.
Лондоно
(COL) |
Ferrari |
"Ferrari-126CK" |
Ж.
Вильнев
(CAN),
Д.
Пирони
(FR) |
Fittipaldi |
"Fittipaldi-Ford-F8C" |
К.
Росберг
(FIN),
Ч. Серра
(BR) |
Lotus |
"Lotus-Ford-81B",
"-87" |
Э.
де
Анжелис
(IT), Н.
Мэнселл
(GB) |
March |
"March-Ford-811" |
Д.
Дали
(IRL),
Э.
Салазар
(CHI) |
McLaren
|
"McLaren-Ford-M29C",
"-M29F",
"-MP4/1" |
Д.
Уотсон
(GB), А.
де
Чезарис
(IT) |
Osella |
"Osella-Ford-FA1B",
"-FA1C" |
Ж.-П.
Жарье
(FR), П.
Гинзани
(IT), Д.
Франчиа
(IT), Б.
Габбьяни
(IT),
М.-А.
Герра
(ARG) |
Renault |
"Renault-RE20B",
"-RE30" |
Р.
Арну
(FR), А.
Прост
(FR) |
Talbot
Ligier |
"Ligier-Matra-JS17" |
Ж.
Лаффит
(FR),
Ж.-П.
Жабуй
(FR), П.
Тамбе
(FR),
Ж.-П.
Жарье
(FR) |
Theodore |
"Theodore-Ford-TY01" |
П.
Тамбе
(FR), М.
Зурер
(SWI) |
Toleman |
"Toleman-Hart-TG181" |
Д.
Уорвик
(GB), Б.
Хентон
(GB) |
Tyrrell |
"Tyrrell-Ford-010",
"-011" |
Э.
Чивер
(USA),
К. Коган
(USA),
Р.
Зунино
(ARG),
М.
Альборето
(IT) |
Williams |
"Williams-Ford-FW07C",
"-FW07D" |
А.
Джонс
(AUS),
К.
Ройтеманн
(ARG) |
Четверка
команд-лидеров,
сформировавшаяся
в 1979-1980, не
собиралась
сдавать позиции
и в сезоне 1981
года. "Williams"
и "Brabham" в
очередной раз
модернизировали
автомобили
"-FW07" и
"-BT49" в
соответствии с
новым
техническим
регламентом,
который
ограничивал
минимальный
дорожный просвет
у
подготовленного
к старту
автомобиля 60 мм
и запрещал
использование
эластичных
шторок под
днищем. "Ligier"
и "Renault"
разработали
новые модели и
наполовину
изменили свой
состав, причем
"Ligier" была
куплена
концерном PCA и
вернулась
поэтому к
использованию
двигателей
"Matra". Также к
вышеперечисленной
группе вполне
могли примкнуть
еще две команды:
"Ferrari",
пожертвовавшая
прошедшим
сезоном для
разработки
нового
турбодвигателя и
шасси для него,
и "McLaren",
слившаяся с
командой
"Project 4" (а
фактически -
купленная ею),
что означало для
команды начало
новой эры, так
как новый ее
глава Рон Деннис
изменил почти
все. Для сезона
1981 года была
разработана
суперсовременная
модель "-MP4/1"
- первый
автомобиль
Формулы 1 с
углепластиковым
монококом.
Чемпионат
1981 года должен
был начаться в
ЮАР, однако,
поскольку гонка
являлась также
этапом WPC -
"альтернативного"
чемпионата, о
создании
которого в пылу
борьбы с FISA
объявили команды
FOCA, - и в ней
участвовали
автомобили с
мягкими
"юбками", то
гонка, победу в
которой одержал
Карлос Ройтеманн
на "Williams",
официально
этапом
чемпионата мира
не считалась.
Экклстоун не
пытался
протестовать - к
тому времени уже
было достигнуто
соглашение с
Балестром, и
начинать новую
"гражданскую
войну" Берни не
хотелось.
Новые
правила
предусматривали
ограничение
клиренса только
для автомобилей,
подготовленных к
старту. Поэтому,
если на старте
автомобиль будет
иметь 60 мм
дорожного
просвета, а в
ходе гонки -
меньше, то он
будет вполне
соответствовать
букве правил.
Таков был ход
рассуждений
Колина Чэпмена,
создавшего
"Lotus-88" -
автомобиль,
признанный его
бесспорным
шедевром.
"Lotus-88" имел
два шасси: одно,
включавшее в
себя боковые
секции,
создававшие
граунд-эффект,
опускалось под
действием
аэродинамических
нагрузок и имело
чрезвычайно
жесткую
подвеску, что
обеспечивало
параллельность
боковин
поверхности
трассы и
преграждало
доступ воздуха
извне, а второе
- мягкую
подвеску, так
как не играло
никакой роли в
создании
прижимающей
силы. Когда
"Lotus-Ford-88"
появился перед
первым этапом в
Лонг-Бич, почти
все команды
подали против
него протест.
Хотя техническая
комиссия и
признала
автомобиль
соответствующим
требованиям,
судейская
коллегия не
допустила его к
старту.
Поул-позицию,
единственную для
команды
"Arrows", занял
Рикардо Патрезе,
показав время 1
мин 19,399 с.
Итальянец
лидировал до
двадцать пятого
круга, но затем
уступил первое
место Карлосу
Ройтеманну на
"Williams" и
немного позже
сошел из-за
неполадок в
топливной
системе.
Ройтеманн тоже
недолго
продержался
впереди - его
быстро обогнал
товарищ по
команде и
действующий
чемпион мира
Алан Джонс. На
финише между
двумя "Williams"
было 9,19 с, а
ставший третьим
Нельсон Пике на
"Brabham" отстал
на 34,92.
Четвертое место
занял
экс-чемпион мира
Марио Андретти
на "Alfa-Romeo",
за ним
финишировали
Эдди Чивер
("Tyrrell") и
Патрик Тамбе
("Theodore").
В Бразилии,
на втором этапе,
по стопам
Чэпмена (чья
модель "-88" так
ни разу и не
вышла на старт,
а пилотам
пришлось
выступать на
спешно
сконструированной
"-87") решил
пойти Гордон
Марри, главный
конструктор
команды
"Brabham",
применив
гидропневматическую
систему
опускания
автомобиля: на
старте дорожный
просвет был в
пределах
разрешенного, но
когда автомобиль
двигался,
система опускала
шасси до тех
пор, пока
боковины
создающих
граунд-эффект
секций почти не
касались
поверхности
трассы. Стоило
только пересечь
финишную черту
или просто
остановиться,
как автомобиль
поднимался и
опять
соответствовал
правилам. Пике
выиграл
квалификацию, но
в гонке все эти
ухищрения не
помогли, так как
он начинал гонку
под дождем на
сликах, и он
стал только
двенадцатым с
отставанием в
два круга.
Лидировал
Ройтеманн, вслед
за которым ехал
Джонс. Из боксов
Ройтеманну
поступил приказ
пропустить
Джонса вперед,
но аргентинец
игнорировал его
и выиграл,
опередив Джонса
на 4,44 с. Это
послужило
поводом для
начала конфликта
двух пилотов
"Williams".
Третье место
занял Патрезе, а
четвертое - Марк
Зурер на
"Ensign",
совершенно
неожиданно
ставший автором
лучшего круга в
гонке. После
двух этапов
чемпионат
возглавляли
гонщики
"Williams",
имевшие по 15
очков. Пике и
Патрезе,
занимавшие
третье-четвертое
места, имели
всего по 4 очка,
а Андретти и
Зурер - по 3.
Еще более
впечатляющим
выглядело
преимущество
команды
"Williams" в
Кубке
Конструкторов,
где у нее было
30 очков, в то
время как у
"Brabham" и
"Arrows" -
только по 4. Но
соперники не
были этим
деморализованы,
и Пике легко
выиграл третий
этап - Гран При
Аргентины. Его
партнер по
команде Гектор
Ребак шел
вторым, но сошел
из-за проблем с
электрикой, и
вторым стал
Ройтеманн.
Третье место
занял Ален Прост
на "Renault", а
Джонс стал
четвертым.
После
проведенного в
прошлом сезоне
Гран При Италии
в 1981 году
трасса в Имоле 3
мая приняла
новый Гран При
Сан-Марино.
Здесь Пике
одержал еще одну
победу, опередив
Патрезе и
Ройтеманна.
"Ferrari-126CK",
продемонстрировавшие
свои достоинства
в квалификации
(Жиль Вильнев
занял
поул-позицию с
преимуществом
над Ройтеманном
в 0,706 с, а
Дидье Пирони
стартовал
шестым), в гонке
выглядели
гораздо слабее -
Пирони
финишировал
пятым, а Вильнев
- седьмым,
проиграв Пике
почти круг.
Примерно то же
случилось и в
Бельгии, где
Пирони, бывший
на стартовом
поле третьим,
закончил гонку
только восьмым и
тоже почти с
кругом
отставания.
Фавориты - Джонс
и Пике -
прекратили
борьбу еще в
начале гонки, в
то время как
Ройтеманн,
уверенно
победив, резко
увеличил свой
отрыв от них.
Жак Лаффит на
новой
"Ligier-Matra-JS17"
стал вторым.
Третье место
занял Найджел
Мэнселл, а
четвертым стал
Вильнев. Оба
последних
отличились в
Монако, где
заняли второе и
третье места на
старте; впрочем,
подвеска на
"Lotus" Мэнселла
сломалась уже на
шестнадцатом
круге. Гонку
возглавил
обладатель
поул-позиции
Пике, но, когда
сзади к нему
прорвался Джонс
и начал
оказывать
активное
давление, не
выдержал и,
совершив ошибку
на пятьдесят
четвертом круге,
прекратил гонку.
Джонс оказался
лидером, но
перебои в подаче
топлива
заставили его
совершить визит
в боксы. В итоге
Вильневу, до
этого
следовавшего за
лидерами,
открылась прямая
дорога к победе
- совершенно
неожиданной и
вошедшей в
историю Формулы
1. Джонс все же
смог удержаться
на втором месте
с отставанием
почти в сорок
секунд. Три
недели спустя на
Гран При Испании
Вильнев одержал
вторую в сезоне
победу,
удерживая за
собой четверых
гораздо более
быстрых
преследователей
(Лаффит, Джон
Уотсон,
Ройтеманн и Элио
де Анжелис),
причем на финише
Лаффит (второй)
отстал от
Вильнева всего
на 0,22 с, а де
Анжелис (пятый)
- на 1,24.
Восьмой этап
чемпионата
прошел во
Франции.
Стоявший на
поул-позиции
автомобиль Рене
Арну заглох, и
лидером гонки
стал
стартовавший из
второго ряда
Пике. За ним
следовал Уотсон
на
"McLaren-Ford-MP4/1",
бывший в
квалификации
вторым, а
третьим шел
Прост, который
вскоре обогнал
Уотсона. Затем
оба они обошли
Пике; на момент
остановки гонки
из-за дождя
Прост был
впереди и
одержал свою
первую в Формуле
1 победу. Уотсон
стал вторым,
проиграв Просту
2,29 с, а Пике -
третьим, с
отставанием в
24,22 с.
Следующая
гонка состоялась
в
Великобритании.
На тренировке
здесь
дебютировал
автомобиль
"Brabham-BT50" с
турбодвигателем
BMW, но уже
после первых
кругов старт
новой модели в
гонке решили
отложить... на
год.
Квалификация
прошла при
абсолютном
господстве
команды
"Renault" - Арну
и Прост заняли
первый ряд, -
зато гонка
доказала
ненадежность
французских
машин - оба
пилота сошли,
причем по одной
и той же причине
- поломке
распределителя
зажигания.
Уотсон
воспользовался
этим и выиграл
(для него это
была вторая
победа в Формуле
1 - первую он
одержал еще на
Гран При Австрии
1976 года!).
Ройтеманн стал
вторым и еще
дальше оторвался
от Пике и
Джонса, которые
сошли в этой
гонке: теперь у
него было 43
очка, а у Пике и
Джонса - 26 и 24
соответственно.
Четвертое и
пятое места
делили Вильнев и
Лаффит с 21
очком каждый, а
замыкал шестерку
Уотсон, имевший
19 очков.
Ситуация в Кубке
Конструкторов
была следующей:
у "Williams"
было 67 очков, у
"Brabham" - 31,
у "Ferrari" -
28, у "Ligier" -
21. 20 очков
имела команда
"McLaren" (одно
очко ей принес
Андреа де
Чезарис на Гран
При Сан-Марино
за рулем
прошлогодней
модели), а 18 -
"Renault". Такой
расклад
убедительно
доказывал, что к
прошлогодней
"большой
четверке"
действительно
присоединились и
"Ferrari", и
"McLaren".
Десятый
этап чемпионата
в Германии
выиграл Пике, а
второе место
досталось
Просту. Лаффит
стал третьим, а
в Австрии
впервые в сезоне
выиграл. Второе
место занял
стартовавший с
поул-позиции
Арну, третье -
Пике (оба они
отстали очень
ненамного).
Джонс после
четырех гонок
без очков смог
стать четвертым,
впереди
Ройтеманна и
Уотсона.
Действующий
чемпион мира был
в первых рядах и
в Зандвоорте,
где он сражался
с Простом, но
его шины не
выдержали, и
после их замены
Джонсу пришлось
удовлетвориться
третьим местом.
Прост выиграл, а
вторым стал
Пике, который
теперь сравнялся
по очкам с
сошедшим здесь
Ройтеманном: у
них было по 45.
Третье место
занимал Лаффит с
34 очками. Джонс
был только
четвертым (31).
28 очков имел
Прост, а по 21 -
Вильнев и
Уотсон. В Кубке
Конструкторов
отрыв "Williams"
от
преследователей,
хоть и
сократился за
последние четыре
этапа, оставался
все же довольно
большим - 76
очков против 56
у "Brabham". 39
очков было на
счету "Renault",
34 - "Ligier",
28 - "Ferrari" и
22 - "McLaren".
В Италии на
протяжении всей
гонки лидировал
Прост, так что
Джонсу в лучшем
случае суждено
было
финишировать
вторым, что он,
собственно, и
сделал. Третьим
шел Пике,
опережавший
Ройтеманна, и
при таком финише
он стал бы
единоличным
лидером
чемпионата. Но
все получилось
наоборот: на
последнем круге
двигатель Пике
отказал,
Ройтеманн вышел
на третье место
и теперь
опережал Пике на
три очка
(бразилец был
все же
квалифицирован
шестым с кругом
отставания).
Гран При Канады
проходил под
дождем.
Лидировавший
Джонс сошел уже
на седьмом
круге, что
стоило ему
надежды выиграть
свой второй
чемпионат;
Ройтеманн
добрался до
финиша только
десятым (-3
круга). После
схода Джонса
впереди оказался
Прост, но и он
сошел, и в итоге
выиграл Лаффит.
Третьим после
шести неудачных
гонок стал
Вильнев, а
четвертым -
Бруно Джакомелли
на "Alfa-Romeo".
Пике же занял
пятое место,
благодаря чему
его отставание
от Ройтеманна
сократилось до
одного очка (49
очков против
48). Третье
место занимал
Лаффит с 43
очками, который
тоже мог
рассчитывать на
титул. Прост и
Джонс, имевшие
по 37 очков, на
победу
претендовать уже
не могли, а тем
более Уотсон
(27) и Вильнев
(25). Гран При
Канады определил
победителя Кубка
Конструкторов -
у "Williams"
теперь было 86
очков, и эта
команда была уже
недосягаема для
"Brabham" (59
очков) и
"Renault" (48).
43 очка имела
"Ligier", 34 -
"Ferrari", 28 -
"McLaren".
Судьба
чемпионата
решилась на Гран
При в
Лас-Вегасе.
Поул-позицию
занял Ройтеманн,
но по ходу гонки
он отставал все
дальше и дальше,
и гонка прошла
под знаком
господства
Джонса,
лидировавшего
все 75 кругов.
Два главных
претендента на
победу в
чемпионате
сражались между
собой за
границей первой
шестерки:
Ройтеманн шел
седьмым, Пике -
восьмым. На
семнадцатом
круге они
поменялись
местами; затем
Пике обогнал
Уотсона, шедшего
шестым, а после
схода Вильнева,
занимавшего
третье место,
стал пятым и на
этой позиции и
финишировал.
Гонка настолько
измотала его,
что,
остановившись
после финиша, он
четверть часа
сидел в машине,
не в силах
вылезти или хотя
бы снять шлем.
Но чемпионом
мира стал именно
он, поскольку
Ройтеманн так и
остался восьмым
и проиграл Пике
одно очко.
Личный
зачет:
Система
начисления
очков:
9-6-4-3-2-1
В
зачет
идут
одиннадцать
лучших
результатов
Место |
Гонщик |
Автомобиль |
Очки |
1 |
Н. Пике |
"Brabham-Ford-BT49C" |
50 |
2 |
К. Ройтеманн |
"Williams-Ford-FW07C" |
49 |
3 |
А. Джонс |
"Williams-Ford-FW07C" |
46 |
4 |
Ж. Лаффит |
"Ligier-Matra-JS17" |
44 |
5 |
А. Прост |
"Renault-RE30" |
43 |
6 |
Д. Уотсон |
"McLaren-Ford-MP4/1" |
27 |
7 |
Ж. Вильнев |
"Ferrari-126CK" |
25 |
8 |
Э. де Анжелис |
"Lotus-Ford-87" |
14 |
9 |
Р. Арну |
"Renault-RE30" |
11 |
10 |
Г. Ребак |
"Brabham-Ford-BT49C" |
11 |
|
Кубок
конструкторов:
Система
начисления
очков:
9-6-4-3-2-1
В
зачет
идут
все
результаты
гонок
Место |
Команда/Автомобиль |
Очки |
1 |
"Williams-Ford-FW07C" |
95 |
2 |
"Brabham-Ford-BT49C" |
61 |
3 |
"Renault-RE30" |
54 |
4 |
"Ligier-Matra-JS17" |
44 |
5 |
"Ferrari-126CK" |
34 |
6 |
"McLaren-Ford-MP4" |
28 |
7 |
"Lotus-Ford-87" |
22 |
8 |
"Arrows-Ford-A3" |
10 |
9 |
"Alfa-Romeo-179C" |
10 |
10 |
"Tyrrell-Ford-011" |
10 |
|
|