Сезон 1982
Составы команд:
Команда |
Автомобиль |
Пилоты |
Alfa-Romeo |
"Alfa-Romeo-179D",
"-182",
"-182B" |
Б.
Джакомелли
(IT), А.
де
Чезарис
(IT) |
Arrows |
"Arrows-Ford-A3",
"-A4",
"-A5" |
М.
Зурер (SWI),
М.
Бальди (IT),
Б.
Хентон (GB) |
ATS
|
ATS-Ford-D5 |
М.
Винкльхок
(D), Э.
Салазар
(CHI) |
Brabham
|
"Brabham-Ford-BT49D",
"Brabham-BMW-BT50" |
Н.
Пике
(BR), Р.
Патрезе
(IT) |
Ensign |
"Ensign-Ford-N180B",
"-N181" |
Р.
Герреро
(COL) |
Ferrari |
"Ferrari-126C2" |
Ж.
Вильнев
(CAN),
П. Тамбе
(FR), Д.
Пирони
(FR), М.
Андретти
(USA) |
Fittipaldi |
"Fittipaldi-Ford-F8D",
"-F9" |
Ч.
Серра
(BR) |
Lotus |
"Lotus-Ford-87B",
"-91" |
Э.
де
Анжелис
(IT), Н.
Мэнселл
(GB), Р.
Морено
(BR), Д.
Лиз (GB) |
March |
"March-Ford-821" |
Й.
Масс
(D), Р.
Кигэн
(GB), Э.
де
Виллота
(ESP),
Р.
Боезель
(BR) |
McLaren
|
"McLaren-Ford-MP4/1B" |
Д.
Уотсон
(GB), Н.
Лауда
(AUT) |
Osella |
"Osella-Ford-FA1C",
"-FA1D" |
Ж.-П.
Жарье
(FR), Р.
Палетти
(IT) |
Renault |
"Renault-RE30B" |
А.
Прост
(FR), Р.
Арну
(FR) |
Talbot
Ligier |
"Ligier-Matra-JS17",
"-JS19" |
Ж.
Лаффит
(FR), Э.
Чивер
(USA) |
Theodore |
"Theodore-Ford-TY01",
"-TY02" |
Д.
Дали
(IRL),
Т. Берн
(IRL),
Я.
Ламмерс
(NL), Д.
Лиз (GB) |
Toleman |
"Toleman-Hart-TG181C",
"-TG183" |
Д.
Уорвик
(GB), Т.
Фаби
(IT) |
Tyrrell |
"Tyrrell-Ford-011" |
М.
Альборето
(IT), С.
Боргудд
(SW), Б.
Хентон
(GB) |
Williams |
"Williams-Ford-FW07D",
"-FW08" |
К.
Росберг
(FIN),
К.
Ройтеманн
(ARG),
М.
Андретти
(USA),
Д. Дали
(IRL) |
В 1982 году
распространение
турбонаддува в
Формуле 1
продолжилось.
Три команды -
"Renault",
"Ferrari" и
"Toleman" - уже
имели на
вооружении
турбодвигатели.
Команда
"Brabham" начала
сотрудничать с
BMW и уже на
тренировках Гран
При
Великобритании
1981 года
выставила новый
"Brabham-BMW-BT50",
дебют которого в
гонках был,
однако, отложен
до следующего
сезона. Однако
новостью,
затмевающей все
остальные, было
возвращение в
Формулу 1
знаменитого
австрийца Ники
Лауды.
Двукратный
чемпион мира в
предстоящем
сезоне должен
был выступать в
составе команды
"McLaren",
которая
переживала
период
возрождения
после крайне
неудачных
сезонов
1978-1980.
Лауда тут
же привлек к
себе внимание,
устроив накануне
первой гонки
сезона в ЮАР
забастовку
гонщиков.
Причиной этому
послужил новый
пункт в договоре
о выдаче
суперлицензии,
согласно
которому гонщик
не мог покинуть
команду до
истечения срока
действия
контракта, в то
время как за
руководителями
команд
оставалось право
увольнять
пилотов по
собственному
усмотрению.
Объединившись с
Дидье Пирони,
Лауда быстро
склонил на свою
сторону всех
гонщиков (кроме
Йохена Масса),
которые в
пятницу уехали с
автодрома в
Йоханнесбург.
Берни Экклстоун
и Жан-Мари
Балестр
попытались
воздействовать
на бунтовщиков,
лишив их
суперлицензий.
Но это не
помогло - за
исключением
одумавшегося и
вернувшегося в
Кьялами Тео
Фаби, все
остались в
Йоханнесбурге.
"Хитрому Берни"
пришлось сделать
Лауде чисто
номинальные
уступки,
которые, однако,
австрийца вполне
удовлетворили, и
днем в субботу
все вошло в
норму.
Квалификацию
выиграл Рене
Арну, а
действующий
чемпион мира
Нельсон Пике
стартовал
вторым. До
своего схода на
четвертому круге
Пике лидировал,
а затем вперед
вышел Ален Прост
на "Renault". Но
и он долго не
пробыл впереди
всех: прокол
шины и ее замена
в боксах
отбросили Проста
на восьмое
место. Впрочем,
Прост не сдался,
к концу гонки
вернул себе
лидерство и
победил. Карлос
Ройтеманн,
который объявил
о своем уходе
еще в конце
прошлого сезона
и сейчас
"доезжавший" в
поисках
подходящей
замены, стал
вторым. Арну
стал только
третьим, а
бунтовщик Лауда
финишировал
четвертым в
своей первой
гонке после
двухлетнего
перерыва.
21 марта в
Бразилии
состоялся второй
этап.
Поул-позицию
выиграл Прост (1
мин 28,808 с), а
второе место на
старте занял
Жиль Вильнев.
Пике стартовал
лишь с седьмой
позиции,
проиграв Просту
1,473 с, но
методично
поднимался все
выше и выше,
пока после схода
Вильнева на
тридцатом круге
не стал лидером.
Росберг держался
вплотную за ним,
но обогнать так
и не смог.
Победа в гонке,
проходившей в
сильную жару,
потребовала от
Пике напряжения
всех сил, и на
подиуме он
потерял
сознание. Однако
вскоре и Пике, и
Росберг были
дисквалифицированы
FISA, а
победителем был
объявлен
пришедший к
финишу третьим
Прост. Причиной
этому послужил
тот факт, что
автомобили обоих
были оборудованы
так называемой
"системой
охлаждения
тормозов",
которая, по
сути, не
являлась ничем
иным, как
попыткой обойти
правила. В
техническом
регламенте
указывалась
минимальная
масса для
автомобиля без
гонщика и
топлива. Это
означало, что
можно построить
очень легкий
автомобиль, а
недостающую
массу дополнить
водой. Перед
стартом бак
"системы
охлаждения"
заполняли водой,
а в ходе гонки
выливали ее
прямо на трассу
через трубки,
идущие от бака к
тормозным
дискам. Таким
образом,
автомобиль
большую часть
гонки был легче,
чем было
разрешено
правилами, а
после финиша
было достаточно
снова залить
бак, и машина
вполне
соответствовала
правилам. Кроме
"Brabham" и
"Williams",
такую же
"систему"
применяли еще в
"Arrows", но
после Гран При
Бразилии
подобные штучки
были запрещены.
Разозленный
Экклстоун,
который, помимо
руководства
FOCA, возглавлял
тогда "Brabham",
призвал все
одиннадцать
команд,
придерживавшихся
его стороны,
бойкотировать
Гран При
Сан-Марино.
Лауда
выиграл третий
этап - Гран При
"США-Запад" в
Лонг-Бич,
доказав, что
после двух
сезонов без
гонок он все еще
может побеждать.
Росберг стал
вторым, Вильнев
- третьим.
Однако протест,
поданный Кеном
Тирреллом,
заставил
комиссаров
повнимательнее
присмотреться к
заднему
антикрылу его
"Ferrari". Оно
оказалось шире,
чем было
разрешено, и
канадец был
дисквалифицирован.
В итоге третье
место досталось
Рикардо Патрезе
на
"Brabham-Ford-BT49D",
а на четвертое
поднялся пилот
"Tyrrell" Микеле
Альборето -
скорее всего,
ради одного
добавочного очка
Тиррелл и затеял
историю с
антикрылом
Вильнева. Затем
настала очередь
гонки в Имоле,
той самой,
которую
бойкотировали
команды FOCA. За
Балестра и FISA
тогда выступали
только шесть
команд, и,
соответственно,
двенадцать
пилотов, а по
правилам гонка
считалась
зачетной, если в
ней участвовало
не менее
тринадцати.
Экклстоун уже
торжествовал,
когда Кен
Тиррелл под
давлением своих
новых спонсоров
- "Candy" и
"Ceramica Imola"
- был вынужден
принять участие
в Гран При,
который
благодаря этому
вновь вошел в
число зачетных.
Первый ряд на
старте заняли
пилоты
"Renault", но
оба они сошли, и
за лидерство
сражались
Вильнев и
Пирони. По
негласной
традиции
команды, если
перед финишем
гонку
возглавляют
гонщики
"Ferrari", то
они должны
сохранять свои
позиции -
побеждает тот,
кто впереди.
Однако на
последнем круге
Пирони обогнал
лидировавшего
Вильнева и
выиграл. Жиль
так и не смог
простить это
Дидье и на
подиуме,
разгневанный,
молча смотрел,
как радостный
Пирони поливает
окружающих
шампанским.
Третьим в гонке
стал Альборето,
четвертым -
Жан-Пьер Жарье
на "Osella", а
пятым - Элисео
Салазар на ATS.
Его товарищ по
команде Манфред
Винкльхок
финишировал
шестым и
последним, но
был
дисквалифицирован
- его машина
оказалась легче
нормы.
Экклстоун,
потерпевший
поражение в
Имоле,
намеревался
продолжать свою
войну с
Балестром и
дальше, на Гран
При Бельгии. Но
тут на Берни
скопом напали
спонсоры и боссы
телекомпаний,
требуя
проведения
полноценных и
интересных
гонок, и
Экклстоуну
пришлось
уступить.
8 мая, во
время
квалификации в
Цольдере, погиб
Вильнев. Пытаясь
превысить время,
показанное
Пирони - ставшим
отныне его
злейшим врагом,
- Вильнев догнал
возвращавшийся в
боксы "March"
Масса. В этой
обыкновенной
ситуации гонщики
не поняли друг
друга и не
смогли
разъехаться.
Вильнев наехал
на колесо Масса,
его автомобиль
взлетел в воздух
и, врезавшись в
отбойник, рухнул
на землю.
Крепления ремней
безопасности не
выдержали удара,
Вильнев был
выброшен из
кокпита и через
некоторое время
скончался. Гонка
прошла без
участия
"Ferrari", и ее
спокойно выиграл
Уотсон. Росберг
занял второе
место, третьим
стал Эдди Чивер
на "Ligier",
четвертым - Элио
де Анжелис.
Пике, впервые
опробовав в
гонках
"Brabham-BMW-BT50"
с
турбодвигателем,
финишировал
пятым, стартовав
с восьмого
места. Замкнул
шестерку лучших
Чико Серра на
"Fittipaldi" -
последнее очко
амбициозного
проекта
"бразильской
национальной
команды".
После пяти
этапов в
чемпионате все
еще лидировал
Прост, несмотря
на то, что он не
смог получить ни
одного очка с
Гран При
Бразилии. Уотсон
вплотную
приблизился к
нему, имея 17
очков. 14 было у
Росберга, 12 - у
Лауды, а по 10 -
у Пирони и
Альборето. Но
если в личном
зачете гонщик
"Renault" все
еще держал
первенство, то в
Кубке
Конструкторов
французская
команда уступила
лидерство
"McLaren", на
счету которого
было теперь 29
очков, в то
время как у
"Renault" -
только 22.
"Williams" с 20
очками занимал
третье место,
опережая
"Ferrari" (16),
"Tyrrell" (10) и
"Lotus" (9).
Проходившая
под дождем гонка
в Монако
обернулась
совершенным
хаосом.
Выигравший
квалификацию
Арну лидировал,
но на
пятнадцатом
круге потерял
контроль над
автомобилем и
сошел. В лидеры
вышел Прост на
втором "Renault"
и за два круга
до финиша попал
в аварию; затем
первое место
захватил
Патрезе, но
ошибка отбросила
его далеко
назад. На первых
двух местах
после этого шли
Пирони и Андреа
де Чезарис,
когда у обоих на
последнем круге
подошло к концу
топливо. В конце
концов первым на
финише был все
же Патрезе.
Пирони и де
Чезарис были
квалифицированы
вторым и
третьим,
четвертое и
пятое места
заняли два
гонщика "Lotus"
- Найджел
Мэнселл и де
Анжелис.
Сошедшие на
семьдесят пятом
и семьдесят
четвертом кругах
Дерек Дали и
Прост
расположились на
шестом и седьмом
местах.
Седьмой
этап прошел в
США и официально
назывался Гран
При Детройта.
Уотсон выиграл
гонку, стартовав
с семнадцатого
места. Чивер и
Пирони заняли
второе и третье
места, четвертым
стал Росберг, а
пятым - Дали.
Жак Лаффит, еще
в прошлом году
боровшийся за
титул чемпиона
мира,
финишировал
шестым, получив
одно из пяти
очков, которые
ему с трудом
удалось набрать
в этом
провальном для
"Ligier" сезоне.
Победа
Уотсона вывела
его в лидеры
чемпионата мира
с 26 очками.
Пирони благодаря
своему третьему
месту также
обогнал Проста и
имел теперь 20
очков. Прост
остался третьим,
все еще с 18
очками, а сзади
его уже нагонял
Росберг (17).
Пятое место
занимал Патрезе
с 13 очками, а
шестое - Лауда с
12. В Кубке
Конструкторов у
"McLaren" было
38 очков, у
"Ferrari" и
"Williams" - по
26, у "Renault"
- 22. "McLaren"
и "Ferrari" были
теперь
полноправными
представителями
"большой
четверки", в то
время как
"Brabham" и
"Ligier",
блиставшие в
1981 году,
сейчас имели
только 13+2
("Ford"+BMW) и
11 очков
соответственно.
Гран При
Канады,
прошедший в
Монреале на
трассе,
незамедлительно
названной именем
Жиля Вильнева,
был также
трагическим.
Пирони занял
поул-позицию, но
заглох на
старте, и в него
на скорости
около 150 км/ч
врезался Рикардо
Палетти на
"Osella". Кокпит
его автомобиля
деформировался
от удара, и
гонщика долго не
могли оттуда
извлечь. Время
было потеряно, и
Палетти
скончался в
больнице. Гонка
окончилась
победным дублем
команды
"Brabham"
Пике-Патрезе,
причем Пике
выступал на
"Brabham-BMW-BT50",
а Патрезе - на
"Brabham-Ford-BT49D".
Третьим стал
Уотсон.
В
Зандвоорте
Пирони победил,
Пике стал
вторым. Третье
место занял
Росберг, а
четвертое -
Лауда. Этот
последний и
выиграл десятый
этап в
Великобритании.
Всех поразило
выступление
Дерека Уорвика
на "Toleman",
который
удерживал за
собой второе
место до своего
схода из-за
поломки полуоси,
а до этого, в
Нидерландах,
показал лучший
круг. В
Великобритании
же лучший круг в
гонке совершенно
неожиданно
оказался у
Брайана Хентона
на "Tyrrell".
Пирони стал
вторым, а так
как Уотсон,
вылетев с трассы
на третьем
круге, очков не
получил, то
Пирони стал
лидером
чемпионата, имея
35 очков. На
пять очков
теперь отставал
Уотсон, 24 очка
имел Лауда, 21 -
Росберг, а по 19
- Прост и
Патрезе. В Кубке
Конструкторов
команда
"McLaren" все же
сохраняла первое
место, имея 54
очка, а у
"Ferrari" было
45 (Патрик
Тамбе, сменивший
Вильнева, стал в
Брандс Хэтч
третьим).
В
Ле-Кастелле
первые четыре
места были
заняты
французами:
лидер чемпионата
стал третьим,
опередив Тамбе;
Арну же,
стартовав с
поул-позиции,
выиграл гонку,
опередив Проста,
бывшего на
стартовом поле
вторым. Перед
этой гонкой у
Проста было 19
очков, а у Арну
- всего 4. Было
ясно, что шансов
выиграть
чемпионат больше
у Проста, но
Арну
принципиально
никогда не
соблюдал
командную
субординацию,
из-за чего у
него возникли
серьезные трения
с руководством
команды. Пятым
во Франции стал
Росберг, а
шестым -
Альборето.
7 августа в
Хоккенхайме
Пирони,
столкнувшись с
Простом, попал в
аварию, в
которой он
сломал обе ноги,
что означало
конец его
карьеры в
Формуле 1. Но
зато другой
гонщик "Ferrari"
- Тамбе -
одержал победу.
Арну стал
вторым, Росберг
- третьим.
Главный соперник
Пирони - Уотсон
- очков не
получил, вылетев
на тридцать
седьмом круге, и
по итогам
двенадцати гонок
Пирони все еще
оставался
лидером
чемпионата с 39
очками, а Уотсон
отставал на
девять. Росберг,
у которого
теперь было 27
очков, вышел на
третье место,
опередив Проста
(25) и Лауду
(24). Шестое и
седьмое места
делили Патрезе и
Арну с 19 очками
каждый.
"Ferrari"
благодаря победе
Тамбе опередила
"McLaren" в
Кубке
Конструкторов
(61 очко против
54). Гран При
Австрии,
тринадцатый этап
чемпионата, был
отмечен впервые
примененным в
"Brabham"
плановым
пит-стопом.
Патрезе
стартовал на
автомобиле с
мягкими шинами и
наполовину
пустым топливным
баком, что,
естественно,
снижало массу
машины и
позволило ему к
середине гонки
добиться
солидного
преимущества. На
двадцать
четвертом круге
он заехал в
боксы, и после
дозаправки и
смены шин,
продолжавшейся
15,6 с, смог
сохранить свое
первое место. К
несчастью,
четырьмя кругами
позже отказал
двигатель, и
гонку совершенно
неожиданно
выиграл де
Анжелис. Росберг
занял второе
место, отстав на
0,050 с, и вышел
на вторую
позицию в
чемпионате с 33
очками, на шесть
очков отставая
от Пирони и на
три опережая
Уотсона. А после
четырнадцатого
этапа - Гран При
Швейцарии,
проведенного во
Франции на
трассе в Дижоне
(на территории
Швейцарии
кольцевые
автогонки
запрещены с 1955
года) - финн
стал лидером
чемпионата,
выиграв гонку.
Прост стал
вторым, Лауда -
третьим.
Пятнадцатый
этап состоялся в
Италии. Здесь
поул-позиция
досталась
ветерану Марио
Андретти,
занявшему место
Пирони, но
финишировал он
только третьим,
пропустив вперед
Арну и Тамбе.
Уотсон, ставший
четвертым, имел
теперь 33 очка и
еще сохранял
шансы на победу
в чемпионате в
случае, если
Росберг (42
очка) очков на
последнем этапе
в Лас-Вегасе не
получит, а сам
Уотсон выиграет
гонку. Джон
пытался сделать
все возможное
для этого, но
упустил победу и
стал вторым,
позади
Альборето, для
которого это
была первая
победа в Формуле
1. Росберг
финишировал
пятым и стал
чемпионом мира,
выиграв в
победном сезоне
всего одну
гонку. Кубок
Конструкторов
достался
"Ferrari".
Личный
зачет:
Система
начисления
очков:
9-6-4-3-2-1
В
зачет
идут
одиннадцать
лучших
результатов
Место |
Гонщик |
Автомобиль |
Очки |
1 |
К. Росберг |
"Williams-Ford-FW08" |
44 |
2 |
Д. Пирони |
"Ferrari-126C2" |
39 |
3 |
Д. Уотсон |
"McLaren-Ford-MP4/1B" |
39 |
4 |
А. Прост |
"Renault-RE30B" |
34 |
5 |
Н. Лауда |
"McLaren-Ford-MP4/1B" |
30 |
6 |
Р. Арну |
"Renault-RE30B" |
28 |
7 |
П. Тамбе |
"Ferrari-126C2" |
25 |
8 |
М. Альборето |
"Tyrrell-Ford-011" |
25 |
9 |
Э. де Анжелис |
"Lotus-Ford-91" |
23 |
10 |
Р. Патрезе |
"Brabham-Ford-BT49D","Brabham-BMW-BT50" |
21 |
|
Кубок
конструкторов:
Система
начисления
очков:
9-6-4-3-2-1
В
зачет
идут
все
результаты
гонок
Место |
Команда/Автомобиль |
Очки |
1 |
"Ferrari-126C2" |
74 |
2 |
"McLaren-Ford-MP4/1B" |
69 |
3 |
"Renault-RE30B" |
62 |
4 |
"Williams-Ford-FW08" |
58 |
5 |
"Lotus-Ford-91" |
30 |
6 |
"Tyrrell-Ford-011" |
25 |
7 |
"Brabham-BMW-BT50" |
22 |
8 |
"Ligier-Matra-JS19" |
20 |
9 |
"Brabham-Ford-BT49D" |
19 |
10 |
"Alfa-Romeo-182" |
7 |
|
|