F1Archive.Ru
Архив материалов о Формуле 1

Энциклопедия - История

Главная страница
Энциклопедия
История
Пилоты
Трассы
Команды
Поставщики шин
Статистика
Статьи о Формуле 1
Мир Больших Призов
Технологии
Автомобили
Личности
Отдельные статьи
Дополнительные материалы
Другие виды автоспорта
Видео архив
Печатные издания
 



История проведения чемпионатов Формулы 1

Сезон 1983

Составы команд:

Команда Автомобиль Пилоты
Alfa-Romeo "Alfa-Romeo-183T" А. де Чезарис (IT), М. Бальди (IT)
Arrows "Arrows-Ford-A6" М. Зурер (SWI), Ч. Серра (BR), А. Джонс (AUS), Т. Бутсен (BELG)
ATS ATS-BMW-D6 М. Винкльхок (D)
Brabham "Brabham-BMW-BT52", "-BT52B" Н. Пике (BR), Р. Патрезе (IT)
Ferrari "Ferrari-126C2B", "-126C3" Р. Арну (FR), П. Тамбе (FR)
Ligier "Ligier-Ford-JS21" Ж.-П. Жарье (FR), Р. Боезель (BR)
Lotus "Lotus-Ford-92", "Lotus-Renault-93T", "-94T" Э. де Анжелис (IT), Н. Мэнселл (GB)
McLaren "McLaren-Ford-MP4/1C", "McLaren-Porsche-MP4/1E" Д. Уотсон (GB), Н. Лауда (AUT)
Osella "Osella-Ford-FA1D", "Osella-Alfa-FA1E" П. Гинзани (IT), К. Фаби (IT)
RAM RAM-Ford-01 Э. Салазар (CHI), К. Ачесон (GB), Ж. Вильнев (CAN), Ж.-Л. Шлессер (FR)
Renault "Renault-RE30C", "-RE40" А. Прост (FR), Э. Чивер (USA)
Spirit "Spirit-Honda-201C" С. Йоханссон (SW)
Theodore "Theodore-Ford-N183" Д. Чекотто (VNZ), Р. Герреро (COL)
Toleman "Toleman-Hart-TG183B" Д. Уорвик (GB), Б. Джакомелли (IT)
Tyrrell "Tyrrell-Ford-011", "-012" М. Альборето (IT), Д. Салливэн (USA)
Williams "Williams-Ford-FW08C", "Williams-Honda-FW09" К. Росберг (FIN), Ж. Лаффит (FR), Д. Пальмер (GB)

     В 1983 году граунд-эффект в Формуле 1 был окончательно объявлен "вне закона". Чтобы компенсировать потерю большей части прижимающей силы, на автомобили начали ставить задние антикрылья устрашающих размеров. Параллельно шел рост мощности турбодвигателей, которые брали на вооружение все новые и новые команды. Перед началом сезона ATS перешла на использование моторов BMW, "Alfa-Romeo" начала изготавливать собственные турбодвигатели. Затем, уже в ходе сезона, появились новые сочетания: "McLaren-Porsche", "Williams-Honda", "Lotus-Renault". Пять команд, оставшиеся верными двигателям "Ford", а также "Osella", перешедшая на прошлогодние безнаддувные "Alfa-Romeo", вряд ли могли рассчитывать на серьезные успехи. Также в сезоне 1983 года получили широкое распространение плановые пит-стопы с дозаправкой и сменой шин, введенные на Гран При Австрии 1982 года командой "Brabham".

     Сезон открылся гонкой в Бразилии. Действующий чемпион мира Кейо Росберг на "Williams-Ford" занял поул-позицию (1 мин 34,526 с) и лидировал в начале гонки, но во время дозаправки на пит-стопе его автомобиль внезапно загорелся. Пожар был быстро потушен, не успев причинить вреда ни гонщику, ни автомобилю. Росберг вернулся на трассу и финишировал вторым, отдав победу Нельсону Пике, однако был лишен заработанных шести очков за постороннюю помощь при возвращении в гонку: чтобы завести автомобиль, механикам пришлось расталкивать его. Третье место занял Ники Лауда, четвертое - Жак Лаффит, пятое - Патрик Тамбе, а замкнул шестерку Марк Зурер. На положении первой шестерки дисквалификация Росберга никак не отразилась: обычного в таких случаях сдвига вверх на одну позицию не произошло.

     Гран При Бразилии показал, что автомобили с атмосферными двигателями "Ford" все еще вполне конкурентоспособны, но даже в этом свете исход следующего этапа - Гран При "США-Запад" в Лонг-Бич - выглядел совершенно невероятным. Джон Уотсон и Лауда в квалификации заняли 22 и 23 места, проиграв обладателю поул-позиции Тамбе 3,983 и 4,071 с соответственно, но смогли пробиться на лидирующие позиции и завершили гонку дублем. Еще три места в первой шестерке заняли гонщики на автомобилях с двигателями "Ford" - Лаффит на "Williams" стал четвертым, Зурер на "Arrows" - пятым, Джонни Чекотто на "Theodore" - шестым, и лишь Рене Арну на третьем месте выступал на автомобиле с турбодвигателем. В результате из 44 очков, разыгранных в двух первых этапах (за вычетом шести очков Росберга в Бразилии), лишь 15 были взяты командами, имевшими турбодвигатели. Лидерство же захватил гонщик на автомобиле с двигателем "Ford" - Лауда, у которого было 10 очков. По 9 имели Пике и Уотсон, 6 - Лаффит, 4 - Арну, 3 - Зурер. В Кубке Конструкторов у "McLaren" было 19 очков, в то время как у "Brabham" - 9, а у "Ferrari" и "Williams" - по 6.

     Европейские гонки сезона начались во Франции, и здесь "безнаддувные" резко сдали свои позиции: в первых рядах были "Renault" (Ален Прост стартовал с поул-позиции и выиграл гонку, а Эдди Чивер, бывший на старте вторым, финишировал третьим), "Brabham" (Пике стал вторым, что позволило ему вернуть себе лидерство в чемпионате) и "Ferrari" (Тамбе занял четвертое место). Команда "Williams" замкнула зачетную шестерку: Росберг стал пятым, а Лаффит - шестым. На следующем этапе - Гран При Сан-Марино - турбодвигатели вновь не оставили "Ford" никаких шансов на победу: поул-позицию занял Арну, а после его схода лидировал Рикардо Патрезе на "Brabham". После задержки на пит-стопе он потерял лидерство, а когда, наконец, за шесть кругов до финиша он вновь вышел на первое место, опередив Тамбе, то буквально через несколько секунд потерял контроль над автомобилем, вылетел с трассы, и Тамбе выиграл. Прост стал вторым, проиграв 48,781 с, а Арну - третьим, отстав на круг. Росберг занял лишь четвертое место. Команда "McLaren", которая до Гран При Сан-Марино лидировала в Кубке Конструкторов, получила всего два очка за пятое место Уотсона. "McLaren" была нанесена еще одна пощечина по самолюбию в Монако, где Уотсон и Лауда не прошли квалификацию: в четверг автомобили не удавалось как следует настроить, а в субботу пошел дождь (пятница по традиции в Монако - свободный день). Трасса была мокрой и в воскресенье, и большинство стартовало на дождевых шинах. Поул-позицию занял Прост (1 мин 24,840 с), вторым был Арну (1 мин 25,182 с). Росберг стартовал только пятым, и к тому же на сликах. Однако, как показали дальнейшие события, он был абсолютно прав, "обув" автомобиль в слики: дождь больше не пошел, трасса высохла, и, пока грозные соперники один за другим заезжали в боксы для замены шин, Росберг был уже далеко впереди: ставший вторым Пике проиграл ему 18,475 с. Следом финишировали Прост, Тамбе, Дэнни Салливэн и Мауро Бальди.

     После гибели в прошлом году Жиля Вильнева на трассе Цольдер Гран При Бельгии после тринадцатилетнего перерыва вернулся в Спа-Франкоршамп. Трасса была значительно реконструирована и пришлась по вкусу всем гонщикам. Андреа де Чезарис на "Alfa-Romeo", который был в квалификации третьим, довольно долго лидировал, но сошел на двадцать шестом круге из-за отказа двигателя (лучший круг в гонке все же остался за ним). Прост унаследовал лидерство и выиграл, опередив Тамбе, Чивера и Пике и став лидером чемпионата, а также, совместно с Чивером, выведя "Renault" на первое место в Кубке Конструкторов. Команда "Williams" уже привычно расположилась за спинами лидеров с турбодвигателями: Росберг - пятый, Лаффит - шестой. Единственным утешением могло служить то, что среди тех команд, что использовали атмосферные двигатели, "Williams" была сейчас бесспорно лучшей: "McLaren", взявший за первые два этапа 19 очков, за четыре следующих получил только два. Правда, в Детройте Уотсон смог финишировать третьим, но первые два места также были заняты гонщиками на автомобилях с двигателями "Ford": выиграл Микеле Альборето на "Tyrrell", а вторым стал Росберг. Пятое место занял Лаффит, а шестое - Найджел Мэнселл на "Lotus-Ford-92". Единственным, кто смог в Детройте нарушить гегемонию "Ford", был Пике на четвертом месте.

     По итогам семи этапов первое место в чемпионате занимал Прост с 28 очками, и всего лишь одно очко проигрывал ему Пике. Третье место занимал Тамбе с 23 очками, а четвертое - Росберг с 22. На пятом месте располагался Уотсон (15 очков), а по 10 имели Лауда и Лаффит. Лидером Кубка Конструкторов была команда "Renault" (36 очков). 32 очка было у "Williams", 31 имела "Ferrari", 27 - "Brabham", 25 - "McLaren" и 11 - "Tyrrell". Своими относительно неплохими позициями команды с двигателями "Ford" и их гонщики были обязаны результатам Гран При Детройта, но этот этап был уже лебединой песней "Ford-Cosworth-DFV": победа Альборето стала сто пятьдесят пятой и последней для этих двигателей.

     Арну после семи гонок по-прежнему имел всего 8 очков, но с Гран При Канады начал великолепный взлет. В Монреале он занял поул-позицию и победил, опередив Чивера и Тамбе. Оба лидера - Прост и Пике - испытывали проблемы: Пике сошел на пятнадцатом круге, находясь на третьей позиции, а Прост, у которого были проблемы с двигателем, стал пятым. Из "безнаддувных" лишь Росберг на четвертом месте и Уотсон на шестом получили очки.

     В квалификации перед девятым этапом в Великобритании первый ряд на старте заняли гонщики "Ferrari" на новых "-126C3" (Арну впереди Тамбе), но гонка обернулась для них полным провалом: на автомобили были установлены слишком маленькие антикрылья, и прижимающей силы явно не хватало. Более того, стали изнашиваться шины, а после их замены в боксах Тамбе стал только третьим, а Арну - пятым. Выиграл же в Сильверстоуне Прост, а Пике занял второе место. Четвертым стал Мэнселл, впервые стартовавший с двигателем "Renault" с восемнадцатой позиции и своим прорывом вперед немало порадовавший британскую публику. В этой же гонке дебютировала команда "Spirit", с которой фирма "Honda" вернулась в Формулу 1 после пятнадцатилетнего перерыва. Увы, успех не пришел к ней сразу же: двигатель на автомобиле Стефана Йоханссона отказал уже на шестом круге.

     В Хоккенхайме первый ряд стартового поля снова оказался занятым представителями "Ferrari". Несмотря на то, что первое место принадлежало Тамбе, Арну выиграл старт и не пропускал вперед своего товарища по команде, как и раньше в "Renault", не обращая внимания на приказы соответствующего содержания, поступавшие из боксов. Впрочем, для Тамбе гонка окончилась на двенадцатом круге из-за поломки двигателя, и Арну спокойно одержал вторую в сезоне победу. На второе место после схода Тамбе вышел Пике, тоже долго на нем не продержавшийся - загорелся двигатель. В итоге вторым стал де Чезарис, отставший на 1 мин 10,652 с, а третьим - Патрезе (+ 1 мин 44,093 с). Для обоих это были первые очки в сезоне. Прост финишировал четвертым, испытывая проблемы с коробкой передач. Гонщики на автомобилях с атмосферными двигателями на скоростной трассе не могли претендовать на многое: Уотсон стал пятым, Лаффит - шестым.

     После десяти этапов Прост сохранял лидерство, имея 42 очка. Пике занимал второе место с 33 очками, Тамбе - третье с 31. Арну благодаря двум победам и пятому месту вышел на четвертую позицию (28), а Росберг (25) и Уотсон (18) замыкали шестерку. В Кубке Конструкторов "Ferrari" смогла сломить сопротивление "Renault" и выйти вперед, имея 59 очков (отставание "Renault" составляло три очка). 37 очков было на счету "Brabham", 36 - "Williams", 29 - "McLaren". На шестом месте по-прежнему находилась команда "Tyrrell" с 11 очками.

     Арну был снова в превосходной форме в Австрии, и лишь с большим трудом Просту удалось его обогнать за шесть кругов до финиша. Поскольку Чивер стал четвертым, а Тамбе не получил очков, то "Renault" вернула себе лидерство в Кубке Конструкторов. Пике занял третье место, и теперь Прост опережал Пике на четырнадцать очков, а вышедшего на третье место Арну - на семнадцать. В Нидерландах Прост и Пике столкнулись и оба выбыли из гонки, что, конечно, было на руку Арну, который после схода фаворитов без особых проблем выиграл, стартовав только с десятого места и опередив в чемпионате Пике. Тамбе стал вторым ("Ferrari" в Кубке Конструкторов опять вышла в лидеры!), Уотсон - третьим, а Дерек Уорвик - четвертым (для команды "Toleman" это были первые очки). В этой же гонке Лауда впервые вывел на старт "McLaren-MP4/1E" с двигателем "Porsche". Исход тринадцатого этапа - Гран При Италии - значительно повысил напряженность борьбы за чемпионский титул: Прост сошел из-за проблем с турбонаддувом, Пике победил и теперь отставал от Проста на пять очков, а ставший вторым Арну - всего на два! На Гран При Европы, прошедшем в Брандс Хэтч, Пике, выиграв гонку, еще более приблизился к Просту, ставшему вторым. Арну финишировал только девятым, проиграв Пике круг, и его шансы на победу в чемпионате стали весьма призрачными. Третье место в гонке занял Мэнселл (уже на "Lotus-Renault"), четвертое - де Чезарис, а два "Toleman" - Уорвика и Бруно Джакомелли - замкнули шестерку. Тамбе сошел и тем самым потерял все шансы стать чемпионом, так что перед последним этапом в ЮАР только трое могли бороться за титул: Прост с 57 очками, Пике с 55 и Арну с 49. Тамбе все же мог не опасаться за свое четвертое место, так как у него было 40 очков, а у Росберга на пятом месте - только 25. Шестое место занимал Уотсон (22 очка). В Кубке Конструкторов у "Ferrari" было 89 очков, но "Renault" с 78 очками все еще имела шансы на победу, в отличие от "Brabham", где фатальное невезение Патрезе на протяжении всего сезона привело к тому, что сейчас на счету команды было только 59 очков. Затем довольно плотно шли "Williams-Ford" (36 очков) и "McLaren-Ford" (34). 15 октября на Гран При ЮАР Арну сошел уже на десятом круге из-за отказа двигателя, и борьба развернулась между Простом и Пике, которые шли соответственно третьим и вторым. При таком положении на финише у них было бы по 61 очку, но Прост имел бы на одну победу больше, чем Пике, и титул доставался ему. Однако на тридцать шестом круге на машине Проста отказал турбокомпрессор, и француз сошел. Пике же под конец гонки сбавил темп и финишировал третьим, чего, однако, вполне хватило для того, чтобы стать первым чемпионом эры турбонаддува. Лауда лидировал практически до самого финиша, но был вынужден прекратить борьбу из-за проблем с электросистемой (в итоговом протоколе он значился одиннадцатым), и гонку выиграл Патрезе, выйдя на девятое место в чемпионате, а вторым стал де Чезарис. Команда "Williams" впервые использовала турбодвигатели "Honda", и Росберг стал пятым. Чивер занял шестое место и догнал Уотсона в личном зачете. Кубок Конструкторов второй год подряд достался команде "Ferrari".

     Уже после окончания чемпионата были опубликованы результаты проб топлива из автомобилей участников. Октановое число топлива из автомобиля Пике составило 102,72 вместо максимально разрешенных 102,00. Пике грозила дисквалификация, однако хозяин команды "Brabham" Берни Экклстоун приобрел к тому времени такую власть, будучи одновременно главой FOCA, что смог замять скандал без особого труда, и результаты чемпионата остались без изменений.

 

Личный зачет:
Система начисления очков: 9-6-4-3-2-1
В зачет идут одиннадцать лучших результатов
Место Гонщик Автомобиль Очки
1 Н. Пике "Brabham-BMW-BT52" 59
2 А. Прост "Renault-RE40" 57
3 Р. Арну "Ferrari-126C3" 49
4 П. Тамбе "Ferrari-126C3" 40
5 К. Росберг "Williams-Ford-FW08C" 27
6 Д. Уотсон "McLaren-Ford-MP4/1C" 22
7 Э. Чивер "Renault-RE40" 22
8 А. де Чезарис "Alfa-Romeo-183T" 15
9 Р. Патрезе "Brabham-BMW-BT52" 13
10 Н. Лауда "McLaren-Ford-MP4/1C" 12
Кубок конструкторов:
Система начисления очков: 9-6-4-3-2-1
В зачет идут все результаты гонок
Место Команда/Автомобиль Очки
1 "Ferrari-126C3" 89
2 "Renault-RE40" 79
3 "Brabham-BMW-BT52" 72
4 "Williams-Ford-FW08C" 36
5 "McLaren-Ford-MP4/1C" 34
6 "Alfa-Romeo-183T" 18
7 "Tyrrell-Ford-011" 12
8 "Lotus-Renault-94T" 11
9 "Toleman-Hart-TG183B" 10
10 "Arrows-Ford-A6" 5


 

 

   © Copyright 2010 F1Archive.ru    
Сайт управляется системой uCoz