Сезон 1989
Составы команд:
Команда |
Автомобиль |
Пилоты |
AGS |
AGS-Ford-JH23B,
-JH24 |
Я.
Дальма (FR),
Г.
Тарквини
(IT), И.
Винкльхок
(D) |
Arrows |
"Arrows-Ford-A11" |
Д.
Уорвик (GB),
Э. Чивер
(USA),
М.
Доннелли
(GB) |
Benetton |
"Benetton-Ford-B188B",
"-B189" |
А.
Наннини
(IT), Д.
Херберт
(GB), Э.
Пирро (IT) |
BMS |
"Dallara-Ford-189" |
А.
де
Чезарис
(IT), А.
Каффи (IT) |
Brabham |
"Brabham-Judd-BT58" |
М.
Брандл (GB),
С.
Модена (IT) |
Coloni |
"Coloni-Ford-FC188C",
"-FC189" |
Р.
Морено (BR),
П.-А.
Рафанель
(FR), Э.
Бертаджиа
(IT) |
Eurobrun |
"Eurobrun-Judd-ER188B",
"-ER189" |
Г.
Фойтек
(SWI),
О.
Ларраури
(ARG) |
Ferrari |
"Ferrari-640" |
Н.
Мэнселл
(GB), Г.
Бергер
(AUT) |
Larrousse |
"Lola-Lamborghini-LC88B",
"-LC89" |
Ф.
Алльо
(FR), Я.
Дальма
(FR), Э.
Бернар
(FR), М.
Альборето
(IT) |
Ligier |
"Ligier-Ford-JS33" |
Р.
Арну
(FR), О.
Груйяр
(FR) |
Lotus |
"Lotus-Judd-101" |
Н.
Пике
(BR), С.
Накаджима
(JAP) |
March |
"March-Judd-881",
"-CG891" |
И.
Капелли
(IT), М.
Гужельмин
(BR) |
McLaren |
"McLaren-Honda-MP4/5" |
А.
Сенна
(BR), А.
Прост
(FR) |
Minardi |
"Minardi-Ford-M188B",
"-M189" |
П.
Мартини
(IT), Л.
Перес-Сала
(ESP),
П.
Барилла
(IT)
|
Onyx |
"Onyx-Ford-ORE1" |
С.
Йоханссон
(SW), Ю.
Ярвилехто
(FIN),
Б. Гашо
(BELG)
|
Osella |
"Osella-Ford-FA1M89" |
П.
Гинзани
(IT), Н.
Ларини
(IT) |
Rial |
"Rial-Ford-ARC02" |
К.
Даннер
(D), Ф.
Вайдлер
(D),
П.-А.
Рафанель
(FR), Б.
Гашо
(BELG) |
Tyrrell |
"Tyrrell-Ford-017B",
"-018" |
М.
Альборето
(IT), Д.
Пальмер
(GB), Д.
Херберт
(GB), Ж.
Алези
(FR) |
Williams |
"Williams-Renault-FW12C",
"-FW13" |
Р.
Патрезе
(IT), Т.
Бутсен
(BELG) |
Zakspeed |
"Zakspeed-Yamaha-891" |
А.
Сузуки
(JAP),
Б.
Шнайдер
(D) |
Запрет на использование двигателей с турбонаддувом
и увеличение
максимального
рабочего объема
до 3500 куб. см
были первыми
серьезными
изменениями в
техническом
регламенте
Формулы 1 с 1966
года, и так же,
как и тогда, это
вызвало
появление на
сцене новых
производителей
двигателей:
"Lamborghini" и
"Yamaha"
заключили
контракты с
командами
"Larrousse" и
"Zakspeed". Но
самой главной
новостью стало
возвращение
"Renault".
Французская
фирма, некогда
открывшая эру
турбонаддува в
Формуле 1,
вернулась после
двухлетнего
перерыва с
новыми
двигателями,
которые стояли
на автомобилях
"Williams".
Абсолютный
фаворит прошлого
сезона, команда
"McLaren",
продолжала
сотрудничество с
фирмой "Honda",
надеясь
повторить
феноменальный
результат 1988
года. Впрочем,
первый этап
чемпионата мира,
состоявшийся в
Бразилии, так и
не смог дать
полное
представление о
возможностях
"McLaren":
Айртон Сенна
занял
поул-позицию, но
уже в первом
повороте, не
поделив трассу с
Герхардом
Бергером,
вылетел на
обочину (Сенна
все же смог
продолжить
гонку, но стал
лишь
одиннадцатым,
отстав на два
круга). Другой
гонщик "McLaren"
- Ален Прост -
на старте был
только пятым,
после
столкновения
Сенны и Бергера
стал третьим, но
неисправная
коробка передач
лишила его
шансов на
дальнейшее
продвижение к
первому месту,
которое
практически со
старта занял
Рикардо Патрезе
на "Williams",
поделивший
вместе с Сенной
первый ряд
стартового поля.
Итальянец,
однако, довольно
скоро сошел, и
лидером гонки
стал Найджел
Мэнселл на
"Ferrari". Прост
из-за схода
Патрезе поднялся
на вторую
позицию, но
догнать Мэнселла
так и не смог и
отстал на 7,809
с. Третье место
занял Маурицио
Гужельмин на
"March" (+9,370
с). Четвертым
смог закончить
свою первую
гонку Джонни
Херберт, еще не
полностью
оправившийся от
тяжелейшей
травмы,
полученной им в
гонке формулы
3000, пятое
место занял
Дерек Уорвик
("Arrows"), а
шестым стал
Алессандро
Наннини.
Второй этап
чемпионата -
Гран При
Сан-Марино -
прошел 23 апреля
в Имоле. Сенна
вновь стоял на
поул-позиции (1
мин 26,010 с) и
лидировал до тех
пор, пока на
четвертом круге
гонка не была
остановлена
из-за тяжелой
аварии Бергера,
на скорости
около 280 км/ч
врезавшегося в
стену в повороте
Тамбурелло.
Автомобиль
Бергера
загорелся, и
австриец провел
в огне около
двадцати секунд,
пока пожар не
был потушен. К
счастью, Герхард
отделался
довольно легко -
сломанным ребром
и поверхностными
ожогами, - но
тем не менее он
должен был
пропустить Гран
При Монако и
вернулся в гонки
только в
Мексике.
Впрочем,
Гран При
Сан-Марино в том
году запомнился
не только этим -
после повторного
старта между
Сенной и Простом
произошло
примерно то же,
что между Жилем
Вильневом и
Дидье Пирони
здесь же семью
годами раньше.
Сенна и Прост
договорились
перед гонкой,
что тот, кто
после старта
первым войдет в
Тамбурелло -
первый поворот
круга - тот и
останется
лидером на всю
гонку. На втором
старте Прост
обошел Сенну и
был первым на
входе в
Тамбурелло, но
после выхода из
поворота Сенна
ушел влево и к
следующему
повороту - Тоза
- оказался на
внутренней
стороне и
обогнал Проста.
Далее его отрыв
все увеличивался
и увеличивался и
составил на
финише 40,225 с.
Рон Деннис после
гонки вынудил
Сенну принести
свои извинения
не ожидавшему
такого
предательства
Просту, но это
не помогло -
через несколько
дней отношения
между гонщиками
испортились
окончательно.
Как и в
прошлом году, в
Монако команда
"McLaren" была
вне конкуренции,
и то же можно
было сказать
лично о Сенне.
Бразилец
опередил Проста
в квалификации
на 1,148 с, а
затем блестяще
выиграл гонку,
имея отрыв от
Проста 52,529 с.
Третьим в гонке
долгое время шел
Мартин Брандл на
"Brabham", но
вскоре у него
начались
механические
проблемы, и на
финише он был
лишь шестым. Но
для "Brabham"
это не означало
потерю всех
надежд, так как
потерянную
Брандлом позицию
занял его
товарищ по
команде Стефано
Модена,
отставший от
пары
"красно-белых"
на круг. Алекс
Каффи стал
четвертым,
Микеле Альборето
- пятым.
По итогам
трех гонок Сенна
и Прост имели по
18 очков, а
Мэнселл - только
9. Лидерство
"McLaren" в
Кубке
Конструкторов
было неоспоримым
- 36 очков
против 9 у
"Ferrari" и 8 у
"Benetton".
Казалось,
повторяется
прошлогодняя
картина, и
победу Сенны в
Мексике все
восприняли как
должное. Айртон
опять более чем
уверенно выиграл
квалификацию, а
в гонке
лидировал от
старта до
финиша, тем
более что Прост
был вынужден
проводить гонку
на
некондиционном
комплекте шин и
стал только
пятым, а у
Мэнселла были
неполадки с
коробкой
передач. Поэтому
второе место
досталось
Патрезе, а
Альборето стал
третьим. Второе
и последнее очко
в своей короткой
истории взяла
команда AGS, чей
гонщик Габриэле
Тарквини
финишировал
шестым.
Пятым
этапом
чемпионата был
Гран При США,
впервые
прошедший по
улицам Финикса.
Здесь Сенна и
Прост в
четвертый раз в
сезоне заняли
весь первый ряд
на старте,
причем отрыв
между ними
составил 1,409
с. Сенна легко
лидировал, но
здесь его ждал
сход, и Прост
смог одержать
первую победу.
Вторым стал
Патрезе, а
третьим - Эдди
Чивер. Команда
"Rial" повторила
свой
прошлогодний
результат в этом
Гран При:
Кристиан Даннер
занял четвертое
место.
Победив в
Финиксе, Прост
вернул себе
лидерство в
чемпионате - у
него было 29
очков, а у Сенны
- на два меньше.
На третье место
вышел Патрезе с
12 очками,
Мэнселл был
четвертым (9),
еще очко
проигрывал ему
Наннини, а
замыкал шестерку
Альборето с 6
очками. В Кубке
Конструкторов у
"McLaren" было
56 очков, у
"Williams" - 16,
у "Benetton" -
13. Далее
следовали:
"Ferrari" с 9
очками, "Arrows"
с 8 и "Tyrrell"
с 7.
Преимущество
"McLaren" не
вызывало
сомнений, и,
хотя победная
серия команды и
была прервана в
Канаде, то лишь
из-за того, что
и Прост, и Сенна
сошли, причем
последний -
лидируя за три
круга до финиша.
Победа досталась
Бутсену,
переместившемуся
на четвертое
место в
чемпионате.
Патрезе стал
вторым, и
благодаря этому
"Williams" очень
серьезно
подтянулся к
"McLaren".
Андреа де
Чезарис стал
третьим, а
трехкратный
чемпион мира
Нельсон Пике
получил первые
очки в сезоне,
заняв четвертое
место на
"Lotus-Judd-101"
- сочетании
хорошего шасси и
никуда не
годного
двигателя.
Лучший круг в
этой гонке
показал Джонатан
Пальмер, и мало
кто мог тогда
предполагать,
что в истории
"Tyrrell" это
было последнее
подобное
достижение. На
старте седьмого
этапа во Франции
произошел завал,
спровоцированный
Гужельмином, чей
автомобиль
перевернулся,
пролетел над
остальными
участниками и
рухнул вниз. С
гонщиком ничего
не случилось, но
гонку пришлось
остановить и
давать повторный
старт. Сенна
сошел уже на
первом круге, и
Прост, во второй
раз в сезоне
стартовавший с
поул-позиции,
без особых
проблем победил.
Вторым
финишировал
Мэнселл, который
стартовал
последним из
боксов на
запасном
автомобиле
(основной был
поврежден
акробатическими
трюками
Гужельмина) и
героически
прорвался
вперед; третьим
стал Патрезе, а
четвертым - Жан
Алези на
"Tyrrell",
проводивший
здесь свою
первую гонку.
Гужельмин, кроме
своей вошедшей в
историю Формулы
1 аварии,
отметился во
Франции и лучшим
кругом в гонке.
Восьмая
гонка сезона в
Великобритании
также принесла
победу Просту, а
Сенна сошел,
находясь на
первом месте в
гонке. Мэнселл
стал вторым
после задержки в
боксах для смены
проколотой шины,
Наннини -
третьим, Пике -
четвертым.
Большого успеха
(конечно, по
своим масштабам)
добилась в
Сильверстоуне
команда
"Minardi" -
Пьерлуиджи
Мартини занял
пятое место, а
Луис Перес-Сала
- шестое. Эта
гонка до сих пор
остается
единственной в
истории команды,
когда оба ее
гонщика получили
очки.
Гран При
Германии,
состоявшийся 30
июля в
Хоккенхайме,
после четырех
сходов подряд
наконец выиграл
Сенна. Он,
стартовав с
поул-позиции
(его время - 1
мин 42,300 с -
было лучше
результата
Проста на 1,006
с), возглавлял
гонку, но
надолго
задержался в
боксах для смены
шин. Прост уже
предвкушал
четвертую победу
в сезоне, но за
три круга до
финиша произошла
поломка коробки
передач, и Сенна
вышел вперед.
Прост отстал на
18,151 с,
Мэнселл - на 1
мин 23,254 с, а
Патрезе - уже на
круг. Победа
Сенны позволила
ему немного
приблизиться к
Просту, но отрыв
был еще очень
велик - 53 очка
у Проста и 36 у
Сенны. Мэнселл и
Патрезе имели по
25 очков, Бутсен
- 13, а Наннини
- 12. В Кубке
Конструкторов у
"McLaren" было
89 очков, а у
"Williams" на
втором месте -
38. На счету
"Ferrari" было
25 очков, 17 - у
"Benetton".
Далее шла группа
команд-середняков,
имевших 10 очков
("Tyrrell") и
менее.
Героем Гран
При Венгрии стал
Мэнселл.
Стартовав с
двенадцатого
места, он уже на
первом круге
обогнал
четверых, при
том, что
обогнать
кого-либо на
трассе
Хунгароринг
весьма
проблематично. К
пятьдесят
восьмому кругу
он вышел на
первое место и
завершил гонку с
приличным
отрывом от Сенны
- 25,967 с.
Бутсен стал
третьим, Прост -
четвертым.
Патрезе мог
выиграть здесь,
но сошел из-за
утечки воды из
системы
охлаждения.
Гран При
Бельгии проходил
под дождем, и
здесь Сенне не
было равных.
Прост и был бы
рад хоть немного
помешать ему на
пути к победе,
но практически
всю гонку ему
приходилось
отбивать атаки
Мэнселла,
которые, правда,
не окончились
обгоном, и Прост
сохранил за
собой второе
место (тройка
лидеров
финишировала в
интервале 1,824
с). В команде же
"Lotus" назревал
скандал: после
трех подряд
гонок в первой
шестерке Пике не
смог пройти
квалификацию,
так же, как и
Сатору
Накаджима.
В Италии
Сенна уверенно
лидировал, но в
третий раз за
три года победа
ускользнула от
него - за девять
кругов до финиша
вышел из строя
двигатель. Прост
выиграл и
отметил свою
победу жестом,
вошедшим в
историю Формулы
1: к тому
времени
отношения с
Сенной и
руководством
команды, которое
симпатизировало
бразильцу,
накалились
настолько, что
Прост, уже
решивший перейти
в "Ferrari" в
следующем году,
после вручения
ему кубка за
победу бросил
награду с
подиума вниз, в
толпу фанатов,
чтобы она не
попала в музей
"McLaren", где
по традиции
хранятся все
кубки за победы
команды. Второе
место в Монце
занял Бергер,
для которого эти
очки были
первыми в
сезоне. Он же
победил и на
тринадцатом
этапе в
Португалии 24
сентября,
стартовав со
второго места и
лидируя 54 из 71
круга гонки.
Прост стал
вторым, но
получил четыре
очка, а не шесть
(начинало
действовать
ограничение
одиннадцати
зачетных гонок),
а третье место
совершенно
неожиданно занял
Стефан Йоханссон
на "Onyx",
который уже имел
два очка за
пятое место во
Франции. Сенна в
Эшториле до
финиша не
добрался: не
пожелав уступить
Мэнселлу, он
оказался на
обочине. Сам
Мэнселл к этому
моменту уже имел
черный флаг за
применение
заднего хода на
пит-лейн, но
игнорировал его,
и после гонки
судьи
оштрафовали
Мэнселла на 50
тысяч долларов и
дисквалифицировали
на Гран При
Испании.
Впрочем, Сенне
было от этого не
легче: после
тринадцати гонок
он отставал от
Проста уже на 24
очка (75 очков у
Проста против 51
у Сенны).
Мэнселл вышел на
третье место с
38 очками.
Патрезе имел 28,
Бутсен - 24, а
шестым был
Наннини с 17
очками.
Победитель
зачета Кубка
Конструкторов
определился еще
в Италии, а
после Гран При
Португалии у
"McLaren" было
уже 128 очков.
Второе место
занимала
"Ferrari" с 53
очками, третье -
"Williams" с 52.
У "Benetton"
было 22 очка.
Четырнадцатый
этап прошел в
Испании. Сенна
выиграл гонку и
приблизился к
Просту сразу на
восемь очков:
француз, став
третьим, получил
лишь одно, так
как одновременно
из его
одиннадцати
лучших
результатов были
вычтены три очка
за четвертое
место в Венгрии.
Бергер стал
вторым, а Алези
повторил свой
лучший
результат,
финишировав
четвертым. Перед
пятнадцатым
этапом - Гран
При Японии -
Сенна еще
сохранял шансы
на победу в
чемпионате, но
для этого ему
необходимо было
выиграть обе
оставшиеся
гонки. Прост это
также понимал, и
поэтому, когда
на сорок седьмом
круге Сенна
попытался
обогнать его,
он, не
раздумывая,
пошел на
столкновение. Но
если после этого
Прост сошел с
трассы, то Сенна
с помощью
маршалов смог
выбраться с
обочины, доехать
до боксов,
сменить
поврежденный
передний
обтекатель,
вернуться в
гонку, и,
обогнав перед
самым финишем
Наннини,
выиграть ее.
Однако старания
Сенны ни к чему
не привели -
сразу же после
финиша он узнал
о своей
дисквалификации
за постороннюю
помощь при
возвращении на
трассу. Таким
образом,
победителем Гран
При Японии был
объявлен
Наннини, а Прост
стал чемпионом.
Сенна во
всеуслышание
обвинил
президента FIA
Жана-Мари
Балестра в
манипуляциях в
пользу Проста,
за что ему
немедленно было
отказано в праве
участия в
чемпионате 1990
года.
Гран При
Австралии уже
ничего не решал
в вопросе о
чемпионе, и все
же Сенна был
намерен выиграть
и здесь. После
повторного
старта (на
который, кстати,
Прост так и не
вышел) он
лидировал в
гонке,
проходившей под
дождем, пока,
обгоняя на круг
Брандла, не
потерял
видимость в
поднятом им
облаке брызг и
не врезался в
"Brabham" сзади.
В итоге выиграл
Бутсен, на
28,658 с
опередив Наннини
и на 37,683 -
Патрезе (это
третье место
позволило ему
выйти на третье
же место в
чемпионате, так
и не выиграв ни
одной гонки).
Четвертое место
занял Накаджима,
который к тому
же показал
лучший круг в
гонке, пятым
стал Эммануэле
Пирро, а шестым
- Мартини.
Итак,
второй год
подряд за титул
чемпиона мира
боролись только
гонщики
"McLaren". Но
было заметно,
что их
преимущество по
сравнению с
предыдущим
сезоном
уменьшилось, а в
следующем,
поскольку Прост
переходил в
"Ferrari", можно
было ожидать
борьбы уже не
двух гонщиков
одной команды, а
двух практически
равных по силам
команд-соперников.
Личный
зачет:
Система
начисления
очков:
9-6-4-3-2-1
В
зачет
идут
одиннадцать
лучших
результатов
Место |
Гонщик |
Автомобиль |
Очки |
1 |
А. Прост |
"McLaren-Honda-MP4/5" |
76 |
2 |
А. Сенна |
"McLaren-Honda-MP4/5" |
60 |
3 |
Р. Патрезе |
"Williams-Renault-FW12C" |
40 |
4 |
Н. Мэнселл |
"Ferrari-640" |
38 |
5 |
Т. Бутсен |
"Williams-Renault-FW12C" |
37 |
6 |
А. Наннини |
"Benetton-Ford-B189" |
32 |
7 |
Г. Бергер |
"Ferrari-640" |
21 |
8 |
Н. Пике |
"Lotus-Judd-101" |
12 |
9 |
Ж. Алези |
"Tyrrell-Ford-018" |
8 |
10 |
Д. Уорвик |
"Arrows-Ford-A11" |
7 |
|
Кубок
конструкторов:
Система
начисления
очков:
9-6-4-3-2-1
В
зачет
идут
все
результаты
гонок
Место |
Команда/Автомобиль |
Очки |
1 |
"McLaren-Honda-MP4/5" |
141 |
2 |
"Williams-Renault-FW12C" |
77 |
3 |
"Ferrari-640" |
71 |
4 |
"Williams-Renault-FW13B" |
59 |
5 |
"Benetton-Ford-B189" |
39 |
6 |
"Tyrrell-Ford-018" |
16 |
7 |
"Lotus-Judd-101" |
15 |
8 |
"Arrows-Ford-A11" |
13 |
9 |
"Dallara-Ford-189" |
8 |
10 |
"Brabham-Judd-BT58" |
8 |
11 |
"Onyx-Ford-ORE1" |
6 |
12 |
"Minardi-Ford-M189" |
6 |
|
|