F1Archive.Ru
Архив материалов о Формуле 1

Энциклопедия - История

Главная страница
Энциклопедия
История
Пилоты
Трассы
Команды
Поставщики шин
Статистика
Статьи о Формуле 1
Мир Больших Призов
Технологии
Автомобили
Личности
Отдельные статьи
Дополнительные материалы
Другие виды автоспорта
Видео архив
Печатные издания
 



История проведения чемпионатов Формулы 1

Сезон 1990

Составы команд:

Команда Автомобиль Пилоты
AGS AGS-Ford-JH24, -JH25 Я. Дальма (FR), Г. Тарквини (IT)
Arrows "Arrows-Ford-A11", "-A11B" М. Альборето (IT), А. Каффи (IT), Б. Шнайдер (D)
Benetton "Benetton-Ford-B189B", "-B190" Н. Пике (BR), А. Наннини (IT), Р. Морено (BR)
BMS "Dallara-Ford-190" А. де Чезарис (IT), Э. Пирро (IT), Д. Морбиделли (IT)
Brabham "Brabham-Judd-BT58", "-BT59" С. Модена (IT), Г. Фойтек (SWI), Д. Брэбхэм (AUS)
Coloni "Coloni-Subaru-C3B", "Coloni-Ford-C3B" Б. Гашо (BELG)
Eurobrun "Eurobrun-Judd-ER189B" Р. Морено (BR), К. Ланжес (IT)
Ferrari "Ferrari-641", "-641/2" А. Прост (FR), Н. Мэнселл (GB)
Larrousse "Lola-Lamborghini-LC89B", "-LC90" А. Сузуки (JAP), Э. Бернар (FR)
Leyton House "March-Judd-CG901" И. Капелли (IT), М. Гужельмин (BR)
Life "Life-F190" Б. Джакомелли (IT), Г. Брэбхэм (AUS)
Ligier "Ligier-Ford-JS33B", "-JS33C" Ф. Алльо (FR), Н. Ларини (IT)
Lotus "Lotus-Lamborghini-102" Д. Уорвик (GB), Д. Херберт (GB), М. Доннелли (GB)
McLaren "McLaren-Honda-MP4/5B" А. Сенна (BR), Г. Бергер (AUT)
Minardi "Minardi-Ford-M189", "-M190" П. Мартини (IT), П. Барилла (IT), Д. Морбиделли (IT)
Onyx "Onyx-Ford-ORE1", "-ORE2" С. Йоханссон (SW), Ю. Ярвилехто (FIN), Г. Фойтек (SWI)
Osella "Osella-Ford-FA1M89", "-FA1ME" О. Груйяр (FR)
Tyrrell "Tyrrell-Ford-018", "-019" Ж. Алези (FR), С. Накаджима (JAP)
Williams "Williams-Renault-FW13B" Р. Патрезе (IT), Т. Бутсен (BELG)

 

     Сезон 1990 года обещал быть куда более интересным, чем два предыдущих. Речь, конечно, не шла о том, что кто-то всерьез бросит вызов великой паре Ален Прост-Айртон Сенна. Но если раньше оба они ездили за "McLaren", и господство этой команды не мог поколебать никто, то в 1990 году Прост перешел в "Ferrari", и поэтому все ожидали напряженного соперничества двух команд, чего в Формуле 1 не было уже довольно давно. Правда, соперничество это могло и не состояться - ведь в конце 1989 года Сенна был лишен права участия в следующем чемпионате мира. Всю зиму продолжались споры, и только незадолго до начала сезона Сенна был реабилитирован и вышел на старт первого этапа чемпионата в США.

     Казалось, что стартовая решетка в Финиксе смешала все "табели о рангах" тогдашней Формулы 1. И если поул-позиция Герхарда Бергера на "McLaren", показавшего 1 мин 28,664 с, еще как-то укладывалась в рамки разумного, то второе место Пьерлуиджи Мартини на "Minardi", проигравшего всего 0,067 с, третье - Андреа де Чезариса на "Dallara" и четвертое - Жана Алези на "Tyrrell" были совершенно фантастическими. Сенна, король квалификаций, был на старте только пятым, опередив Нельсона Пике на "Benetton" и своего главного противника - Проста. Старт выиграл Бергер, но уже в первом повороте вперед вырвался Алези. Через несколько кругов неожиданного лидера догнал Сенна, и после красивой и напряженной борьбы, рискованных атак и оборонительных маневров победа все же досталась бразильцу. Третьим, далеко позади, финишировал Тьерри Бутсен на "Williams", затем - Пике, Стефано Модена ("Brabham") и Сатору Накаджима на втором "Tyrrell". Мартини был на финише только седьмым.

     На втором этапе чемпионата в Бразилии Сенна также уверенно возглавлял гонку, но, обгоняя на круг своего бывшего партнера по "Lotus" - Накаджиму, столкнулся с ним и поехал в боксы менять носовой обтекатель. Эта задержка стоила ему победы: Сенна пропустил вперед Бергера, и, что гораздо хуже, выигравшего гонку Проста.

     Третьим этапом был Гран При Сан-Марино. Обладатель поул-позиции Сенна лидировал в начале гонки, но затем, когда его подвеска была повреждена камнем, он сошел, и вперед вышел Бутсен. Однако и Бутсену не было суждено увидеть клетчатый флаг: не успев насладиться сознанием лидерства в гонке, он также покинул трассу. Лидером стал Бергер, которого по пятам преследовал Рикардо Патрезе. На пятьдесят первом круге Патрезе обогнал Бергера и выиграл - впервые с Гран При ЮАР 1983 года! Бергер занял второе место, Алессандро Наннини - третье. Прост стал лишь четвертым, опередив Пике. Шестым финишировал Алези на новом "Tyrrell-Ford-019", наделавшем много шуму своим приподнятым носом - такое решение в Формуле 1 было применено впервые.

     Сенна легко взял свой реванш в Монако, одержав уверенную победу. Алези, стартовавший из второго ряда, преследовал Сенну всю гонку, но об обгоне в Монако не могло быть и речи, тем более что вплотную за Алези держался Бергер. Эта тройка финишировала в интервале 2,073 с. Четвертым стал Бутсен, уже отставший на круг, пятым - Алекс Каффи на "Arrows", а шестым - Эрик Бернар на "Lola".

     После четырех этапов картина складывалась довольно неутешительно для тех, кто предсказывал острую борьбу между "McLaren" и "Ferrari": Сенна и Бергер возглавляли турнирную таблицу, имея 22 и 16 очков соответственно. Зато на третьем месте оказался Алези с 13 очками, опережавший и Проста (12). Два пилота "Williams" - Патрезе и Бутсен - имели по 9 очков. В Кубке Конструкторов ситуация была еще более безотрадной - 38 очков у "McLaren" и только 18 у "Williams", 15 у "Ferrari" и 14 у "Tyrrell". В группу лидеров входил и "Benetton" с 10 очками, а из остальных команд ни одна не взяла больше двух.

     Два "McLaren" возглавляли гонку в Канаде. Вскоре после старта пошел дождь, и, как это ни странно, на мокрой трассе Сенна ничего не мог противопоставить Бергеру и пропустил его вперед. Бергер финишировал в сорока пяти секундах впереди Сенны, но был наказан минутным штрафом за фальстарт, что отбросило его на четвертое место, позади не только Сенны, но и Пике с Мэнселлом. Прост стал только пятым. Его дела складывались все хуже и хуже, а в квалификации следующего этапа - Гран При Мексики - он вообще был только тринадцатым. Тем не менее на трассе, которая буквально "съедала" шины, Проста выручил свойственный ему осторожный академический стиль вождения. Сенна лидировал шестьдесят кругов, до тех пор, пока не взорвалась одна из покрышек. Проблемы с шинами испытывали все, кроме Проста, который спокойно перемещался с тринадцатого места на первое и в итоге победил. За второе место шла борьба, закончившаяся, когда Мэнселл обогнал Бергера по внешней стороне скоростного поворота Перальтада, и "Ferrari" сразу сократила отставание от "McLaren" в Кубке Конструкторов на 11 очков.

     Седьмой этап чемпионата состоялся во Франции. Сенсацией гонки стало выступление команды "Leyton House", которая после удачного сезона 1988 года несколько снизила свой уровень. Но здесь, на трассе Поль Рикар, Иван Капелли возглавлял гонку на протяжении сорока пяти кругов, а Маурицио Гужельмин следовал за ним до поломки двигателя. Однако одержать победу Капелли так и не смог: за три круга до финиша его обогнал Прост, и итальянцу пришлось удовлетвориться вторым местом. Сенна финишировал третьим.

     В Сильверстоуне, на Гран При Великобритании, лидировал Мэнселл, но поломка коробки передач лишила его шансов на победу. После гонки раздосадованный Найджел объявил о том, что в команде с ним совершенно не считаются и ставят только на Проста, что француз получает лучшую технику и обслуживание и что в связи с этим он, Мэнселл, уходит из Формулы 1 по окончании сезона. Его слова вроде бы подтвердились, так как победу вновь одержал Прост, опередив Бутсена и Сенну. Два гонщика команды "Larrousse" - Бернар и Агури Сузуки - заняли четвертое и шестое места, а между ними финишировал Пике.

     Три подряд победы Проста вывели его на первое место в чемпионате с 41 очком. 39 очков было у Сенны, 25 - у Бергера. Далее следовали: Пике (18 очков), Бутсен (17), Алези и Мэнселл (по 13). В Кубке Конструкторов команда "McLaren" сохраняла лидерство с 64 очками против 54 у "Ferrari". На счету "Williams" было 27 очков, 25 - у "Benetton". На пятом месте все еще держалась команда "Tyrrell", не получавшая очков еще с Гран При Монако и имевшая по-прежнему 14 очков. Шестерку замыкал "Leyton House" с 6 очками.

     Не успев выйти на первое место, Прост потерял его уже после следующего, девятого этапа в Германии. Сенна выиграл гонку, опередив Наннини. Бергер занял третье место, а Прост был лишь четвертым. Патрезе и Бутсен заняли пятое и шестое места. Однако после не впечатляющих результатов на границе первой шестерки Бутсен провел великолепную гонку в Венгрии. Стартовав с единственной в своей карьере поул-позиции (1 мин 17,919 с), он удерживал за собой плотную группу преследователей, которая под конец гонки была представлена Наннини и Сенной. Бразильцу вскоре удалось расправиться с Наннини, который затем вообще сошел. Затем Сенна стал предпринимать отчаянные попытки обойти Бутсена, но сделать этого так и не смог: бельгиец пересек линию финиша, опередив Сенну на 0,288 с. За третье место шла борьба между Бергером и Мэнселлом, закончившаяся столкновением, а неподеленное третье место занял Пике. Патрезе стал четвертым, Дерек Уорвик и Бернар завершили гонку пятым и шестым. Прост до финиша этой гонки не добрался, что увеличило отрыв Сенны в чемпионате. Еще три очка к нему прибавилось после Гран При Бельгии, где Сенна выиграл, а Прост стал вторым. Так же закончился для них и Гран При Италии (Сенна наконец-то смог победить в Монце), а второй пилот "McLaren" Бергер также одержал победу над вторым пилотом "Ferrari" Мэнселлом. Патрезе стал пятым, Накаджима - шестым.

     После двенадцати гонок отрыв Сенны от Проста составлял довольно солидную величину - 16 очков (72 у Сенны и 56 у Проста). Прост, в свою очередь, намного опережал Бергера, у которого было 37 очков. Еще на десять очков от Бергера отставал Бутсен, 24 очка имел Пике, а шестым был Патрезе с 17 очками. Для Мэнселла этот сезон складывался катастрофически неудачно: сейчас он был лишь седьмым, имея 16 очков, и даже победа на тринадцатом этапе в Португалии подняла его всего на одно место выше. Вначале гонку возглавлял Прост, которого затем обошли Сенна и Бергер. После серии пит-стопов неподалеку от лидировавшего Сенны обнаружился Мэнселл, который вышел вперед на пятьдесят втором круге. Гонка была остановлена после семидесяти двух кругов из-за аварии Каффи, и в итоговом протоколе Мэнселла и Сенну разделило 2,808 с. Прост все же смог разделаться с Бергером и стал третьим, проиграв Сенне 4,189 с и опередив Бергера на 1,707. Два оставшихся "очковых" места далеко позади заняли Пике и Наннини, отставшие уже почти на минуту.

     После аварии Уорвика в боксах Монцы на Гран При Италии последовала еще одна для команды "Lotus" в Испании. На этот раз в квалификации в аварию попал Мартин Доннелли, и она окончилась не так благополучно, как предыдущая: сам гонщик тяжело пострадал, а от автомобиля после страшного удара об отбойник остались отдельные части. Эта авария положила конец короткой карьере Доннелли в Формуле 1. Сама же гонка значительно повысила интригу чемпионата, так как ее выиграл Прост, а Сенна сошел. Теперь их разделяло всего девять очков за два этапа до конца чемпионата (78 против 69). Но для Проста начинало действовать ограничение одиннадцати зачетных гонок, а так как его худшим результатом было пятое место, то это значило, что за одну из гипотетических побед на двух оставшихся этапах он получит всего семь очков и сможет выиграть чемпионат, только набрав очки и во второй гонке. Из этого следовал непреложный вывод, что в случае схода Проста в Японии чемпионом становится Сенна. Сам Сенна это прекрасно понимал, и уже на старте Гран При Японии 21 октября откровенно вытолкнул Проста с трассы. Поступок Сенны оценивали по-разному. "Он запятнал чемпионский титул грязью" - считали многие, но факт остается фактом: Сенна выиграл свой второй чемпионат. Вторые пилоты "McLaren" и "Ferrari" также не получили очков, и за один этап до конца чемпионата команды разделяло в Кубке Конструкторов 18 очков, что, естественно, означало третью подряд командную победу "McLaren".

     После схода фаворитов гонка продолжалась, и ее героем стал Сузуки. Стартовав с девятого места, что само по себе было очень неплохо, к тридцать седьмому кругу он смог переместиться на третью позицию, на которой и финишировал. Это третье место и по сей день остается лучшим результатом японских гонщиков на этапах чемпионатов мира. Другой японец - Накаджима - занял шестое место. А победа в гонке досталась Пике после того, как на двадцать шестом круге сошел лидер - Мэнселл. Соотечественник Пике Роберто Морено, сменивший попавшего в аварию на вертолете Наннини, стал вторым. Полученные "Benetton" в этой гонке пятнадцать очков позволили команде опередить в Кубке Конструкторов "Williams", чьи пилоты стали на Сузуке четвертым (Патрезе) и пятым (Бутсен).

     Чемпионат завершался гонкой в Австралии, бывшей пятисотым этапом чемпионатов мира. Здесь конкуренцию Сенне в борьбе за победу составил Мэнселл, который, однако, остался вторым, впереди Проста. Ближе к финишу Сенна сошел, а пару "Ferrari" опередил Пике, которому и досталась вторая подряд победа. Бергер стал четвертым, и у них было по 43 очка. Но так как Бергер не выиграл ни одной гонки, а Пике - целых две, то третье место досталось бразильцу. Мэнселл благодаря финишному рывку в виде второго места стал пятым в общем зачете чемпионата, опередив Бутсена.

     Сезон 1990 года ясно доказал все преимущество команд "большой четверки", сформировавшейся в прошлом году: "McLaren", "Ferrari", "Benetton" и "Williams" взяли почти 90% всех очков, разыгранных в чемпионате. Внутри самой четверки также существовало разделение на "классы": если "Benetton" и "Williams" были почти равны по силам, то угнаться за "McLaren" и "Ferrari" им было явно трудно. Не стоило, впрочем, забывать, что команда "McLaren" раньше вообще находилась на вершине в гордом одиночестве, и только в этом сезоне оба титула Формулы 1 пришлось отстаивать в борьбе с "Ferrari", порой весьма ожесточенной. Взлет "Ferrari" произошел, конечно же, только благодаря Просту. Больше не нашлось никого, кто мог бы оказывать этим двоим постоянную конкуренцию, и поэтому от сезона 1991 года ждали продолжения "великого противостояния": Сенна против Проста и "McLaren" против "Ferrari".

 

Личный зачет:
Система начисления очков: 9-6-4-3-2-1
В зачет идут одиннадцать лучших результатов
Место Гонщик Автомобиль Очки
1 А. Сенна "McLaren-Honda-MP4/5B" 78
2 А. Прост "Ferrari-641" 71
3 Н. Пике "Benetton-Ford-B190" 43
4 Г. Бергер "McLaren-Honda-MP4/5B" 43
5 Н. Мэнселл "Ferrari-641" 37
6 Т. Бутсен "Williams-Renault-FW13B" 34
7 Р. Патрезе "Williams-Renault-FW13B" 23
8 А. Наннини "Benetton-Ford-B190" 21
9 Ж. Алези "Tyrrell-Ford-019" 13
10 И. Капелли "March-Judd-CG901" 6
11 Р. Морено "Eurobrun-Judd-ER189B",
"Benetton-Ford-B190"
6
12 А. Сузуки "Lola-Lamborghini-LC90" 6
Кубок конструкторов:
Система начисления очков: 9-6-4-3-2-1
В зачет идут все результаты гонок
Место Команда/Автомобиль Очки
1 "McLaren-Honda-MP4/5B" 121
2 "Ferrari-641" 110
3 "Benetton-Ford-B190" 71
4 "Williams-Renault-FW13B" 57
5 "Tyrrell-Ford-019" 16
6 "Lola-Lamborghini-LC90" 11
7 "March-Judd-CG901" 7
8 "Lotus-Lamborghini-102" 3
9 "Brabham-Judd-BT59" 2
10 "Arrows-Ford-A11B" 2


 

 

   © Copyright 2010 F1Archive.ru    
Сайт управляется системой uCoz