F1Archive.Ru
Архив материалов о Формуле 1

Энциклопедия - История

Главная страница
Энциклопедия
История
Пилоты
Трассы
Команды
Поставщики шин
Статистика
Статьи о Формуле 1
Мир Больших Призов
Технологии
Автомобили
Личности
Отдельные статьи
Дополнительные материалы
Другие виды автоспорта
Видео архив
Печатные издания
 



История проведения чемпионатов Формулы 1

Сезон 1991

Составы команд:

Команда Автомобиль Пилоты
AGS AGS-Ford-JH25B, -JH27 Г. Тарквини (IT), С. Йоханссон (SW), Ф. Барбацца (IT)
Benetton "Benetton-Ford-B190B", "-B191" Н. Пике (BR), Р. Морено (BR), М. Шумахер (D)
BMS "Dallara-Judd-191" Ю. Ярвилехто (FIN), Э. Пирро (IT)
Brabham "Brabham-Yamaha-BT59Y", "-BT60Y" М. Брандл (GB), М. Бланделл (GB)
Coloni "Coloni-Ford-C4" П. М. Чавеш (POR), Н. Хаттори (JAP)
Ferrari "Ferrari-642", "-643" А. Прост (FR), Ж. Алези (FR), Д. Морбиделли (IT)
Fondmetal "Osella-Ford-FA1ME",
"Fondmetal-Ford-Fomet1"
О. Груйяр (FR), Г. Тарквини (IT)
Footwork "Footwork-Porsche-FA11C", "-FA12",
"Footwork-Ford-FA12"
М. Альборето (IT), С. Йоханссон (SW), А. Каффи (IT)
Jordan "Jordan-Ford-191" А. де Чезарис (IT), Б. Гашо (BELG), М. Шумахер (D),
Р. Морено (BR), А. Занарди (IT)
Larrousse "Lola-Ford-LC91" А. Сузуки (JAP), Э. Бернар (FR), Б. Гашо (BELG)
Leyton House "Leyton House-Ilmor-CG911" И. Капелли (IT), М. Гужельмин (BR), К. Вендлингер (AUT)
Ligier "Ligier-Lamborghini-JS35B" Т. Бутсен (BELG), Э. Кома (FR)
Lotus "Lotus-Judd-102B" М. Хаккинен (FIN), Д. Бэйли (GB), М. Бартельс (D), Д. Херберт (GB)
McLaren "McLaren-Honda-MP4/6" А. Сенна (BR), Г. Бергер (AUT)
Minardi "Minardi-Ferrari-M191" П. Мартини (IT), Д. Морбиделли (IT), Р. Морено (BR)
Modena "Lambo-291" Н. Ларини (IT), Э. ван де Пул (BELG)
Tyrrell "Tyrrell-Honda-020" С. Модена (IT), С. Накаджима (JAP)
Williams "Williams-Renault-FW14" Н. Мэнселл (GB), Р. Патрезе (IT)

 

    Сорок второй чемпионат мира по автогонкам в классе Формула 1, обещавший стать четвертым раундом соперничества Сенны и Проста и вторым - "McLaren" и "Ferrari", начался 10 марта в США (эта гонка стала последним Гран При Соединенных Штатов перед девятилетним перерывом). Преимущество Айртона Сенны на "McLaren" было подавляющим: стартовав с поул-позиции (1 мин 21,434 с), он лидировал всю гонку, и даже небольшая ошибка не помешала ему выиграть у ставшего вторым Алена Проста (+16,322 с.). Третье место занял Нельсон Пике, отстав на 17,376 с. Оба "Tyrrell" - Стефано Модены и Сатору Накаджимы - завершили гонку на четвертом и пятом местах, а шестым стал "Larrousse" Агури Сузуки.

    Второй этап прошел в Бразилии. И здесь успех сопутствовал Сенне, уже почти потерявшему надежду когда-нибудь победить на родине. Победа досталась ему нелегко: в самом начале гонки пришлось сражаться с Найджелом Мэнселлом, который в итоге сошел за одиннадцать кругов до финиша из-за поломки коробки передач. К концу гонки та же неприятность случилась и с самим Сенной, и последний круг он прошел на одной шестой передаче. Это позволило Рикардо Патрезе почти догнать бразильца - на финише он отстал всего на 2,991 с. Герхард Бергер проиграл Сенне 5,416 с. Еще через двадцать секунд финишировала группа из двух "Ferrari" (Прост - четвертый, Алези - шестой) и "Benetton" Пике примерно с теми же интервалами, что и в первой тройке.

    В Имоле, на Гран При Сан-Марино, у "McLaren" вновь не было конкурентов. Дождевую гонку Сенна выиграл без особых проблем, и только Бергер остался в одном круге с победителем. Впрочем, столь легкая победа во многом объясняется сходом по разным причинам основных соперников "McLaren". Так, Прост потерял контроль над своей “Ferrari” и вылетел в повороте Ривацца еще на прогревочном круге (он, правда, сумел затем вернулся в гонку, но ненадолго); у Мэнселла на старте вовремя не включилась передача, из-за этого он получил пару пинков сзади от Алези и Бертрана Гашо и тоже прекратил борьбу; кстати, Алези сошел на третьем круге. Патрезе, захвативший лидерство со старта, тоже долго в гонке не задержался - на десятом круге неисправность системы зажигания заставила его вернуться в боксы. Остальные места в шестерке после разразившейся эпидемии сходов заняли представители команд-середняков и аутсайдеров: Юрки Ярвилехто (BMS), Пьерлуиджи Мартини ("Minardi") и два гонщика "Lotus" - Мика Хаккинен и Джулиан Бэйли.

    Четвертую (!) подряд победу Сенна одержал в Монако. Неожиданную конкуренцию ему составил Модена, который, однако, сошел, когда на его "Tyrrell" заполыхал двигатель "Honda". В итоге второе место досталось Мэнселлу, Алези стал третьим. Четвертое место занял Роберто Морено на "Benetton", а Прост - лишь пятое (впрочем на стартовой решетке «профессор» был вообще седьмым). После четырех гонок сезона было уже ясно, что "Ferrari" в этом сезоне "не едут", а на почетную роль главного соперника "McLaren" претендует "Williams". Впрочем, последним до этого момента явно не хватало надежности и "Ferrari" все еще были впереди них, значительно отставая в то же время от "McLaren".

    В личном зачете Сенна имел 40 очков, Прост - 11, Бергер - 10. Патрезе, Мэнселл и Пике довольствовались 6 очкам каждый. В Кубке Конструкторов "Ferrari" с 16 очками и "Williams" с 12 также ничего не могли противопоставить "McLaren", у которого было уже 50 очков.

    Казалось, дальше отрыв будет только увеличиваться. Но, вопреки ожиданиям, он стал понемногу таять. На Гран При Канады 2 июня Патрезе и Мэнселл оккупировали первую линию стартового поля (правда, в первом же повороте они меняются местами), а оба "McLaren" и присоединившаяся к ним “Ferrari” Проста, сходят в самом в начале гонки. Впрочем, все это еще не гарантировало легкую жизнь пилотам "Williams". Когда гонщики прошли две трети дистанции, Патрезе был вынужден заехать в боксы для замены проколотого колеса и вернулся на трассу только пятым. Он быстро поднялся на третье место, но затем у него появились проблемы с коробкой передач, и итальянца опередил Модена. Мэнселл в это время уже более чем на пятьдесят секунд опережал шедшего вторым Пике. Найджел был настолько уверен в победе, что, приближаясь к шпильке Казино на последнем круге, начал приветствовать зрителей, когда при переключении передач двигатель внезапно заглох. Пике совершенно неожиданно для себя оказался на финише первым (это была его последняя победа в Формуле 1). Модена и Патрезе заняли второе и третье места, а следом за ними финишировали два гонщика дебютировавшей в том году команды "Jordan": Андреа де Чезарис и Гашо. Мэнселл был в итоговом протоколе на шестом месте, отстав на круг.

    Шестым этапом чемпионата был Гран При Мексики, и здесь уже никто и ничто не помешало "Williams" взять «дубль». Выиграл стартовавший с поул-позиции Патрезе, опередивший Мэнселла, приехавшего вторым, на 1,336 с. Сенна, отставший на 57,356 с. явно не мог конкурировать с гонщиками "Williams" и после гонки обрушился на "Honda", обвиняя японскую фирму в неспособности создать двигатель, который может побороться с французскими "Renault", стоящими на "Williams".

    Гран При Франции в 1991 году впервые проводился на новой трассе в Маньи-Кур. Поул-позицию (1 мин 14,559 с) здесь занял Патрезе, который, однако, после старта оказался лишь девятым. Гонку возглавил Прост на новой модели "Ferrari-643", за которым вплотную пристроился Мэнселл. Обгон в Маньи-Кур - большая проблема, и Прост успешно оборонялся большую часть гонки, пока на пятьдесят пятом круге не пропустил очередную атаку Мэнселла и не был вынужден удовлетвориться вторым местом. Сенна опять стал третьим, выдержав сильное давление со стороны Алези.

    Неделей позже в Сильверстоуне Мэнселл в великолепном стиле одержал вторую в сезоне победу: он занял поул-позицию (1 мин 20,939 с), лидировал всю гонку и показал в ней лучший круг. Бергер и Прост соответственно поделили оставшиеся вакантные места на подиуме, имея солидное отставание (42,293 с. и 1 мин 00,150 с. соответственно), а Сенна стал всего лишь четвертым: за полкруга до финиша кончилось топливо, и в итоговом протоколе он проиграл Мэнселлу круг.

    Неудачи для двукратного чемпиона мира продолжились и в Хоккенхайме. Он шел на четвертом месте, но, как и двумя неделями раньше, на последнем круге сошел из-за нехватки топлива (очков ему на этот раз не досталось - он был квалифицирован седьмым). Мэнселл же, выиграв гонку, разом отыграл у Сенны еще десять очков. Вторым стал Патрезе, третьим - Алези. Четвертое место занял Бергер, а де Чезарис и Гашо на пятом и шестом местах закончили с очками для "Jordan" пятую гонку подряд - более чем хорошо для команды-дебютанта!

    Огромное преимущество Сенны (очковое и психологическое), которое он имел в начале чемпионата, после девяти гонок совершенно исчезло. Теперь психологическое преимущество было на стороне Мэнселла с его победной серией, а Сенна, казалось, был измучен пятью неудачами подряд. В чемпионате мира он, правда, лидировал (51 очко), но у Мэнселла было уже 43. 28 очков имел Патрезе, 21 - Прост, 19 - Бергер, 18 - Пике. Что касается Кубка Конструкторов, то здесь "Williams" на одно очко уже опередил "McLaren". На счету "Ferrari" было только 33 очка, а у "Benetton" - 23. На пятое место совершенно неожиданно вышла команда "Jordan" с 13 очками, на два опережая "Tyrrell".

    Итак, чемпионат приобрел интригу, ведь отрыв Сенны от Мэнселла сократился до восьми очков. Однако интриги хватило ненадолго - Сенна оправился от неудач и стал громить соперников, как и в начале сезона. Он победил в Венгрии, и Мэнселл, как ни старался, не смог обогнать его, так как трасса Хунгароринг не позволяла этого сделать. Следующая гонка проходила в Бельгии, и скоростная трасса Спа-Франкоршамп как нельзя лучше подходила для мощных двигателей "Renault". Поэтому никого не удивило, что Мэнселл сначала возглавил гонку. Но на этот раз его ждал сход, так же, как и шедшего вторым Алези, а Сенна, несмотря на некоторые проблемы с коробкой передач, победил. На второе место вышел было де Чезарис, но за три круга до финиша его подвел двигатель, и вторым стал Бергер.

    Две победы существенно укрепили лидерство Сенны в чемпионате: теперь у него было 71 очко, а у Мэнселла - только 49. Бергер подтянулся к Патрезе, и счет этой пары был 28-34 в пользу итальянца. Пике и Прост, бывшие в прошлом сезоне одними из лидеров, сейчас находились лишь на пятом (22 очка) и шестом (21) местах. "McLaren" вернул себе лидерство в Кубке Конструкторов, опережая "Williams" на 16 очков (99 против 83). У "Ferrari" было только 35 очков, а у "Benetton" - и того меньше (30). "Jordan" и "Tyrrell", хотя больше очков и не набирали, удерживали за собой пятое и шестое места.

    В Монце Сенна также лидировал вначале, но характер трассы давал больше шансов мощным "Williams-Renault", которые шли на втором (Патрезе) и третьем (Мэнселл) местах. Сенна старался удерживать свой отрыв как мог и под конец совершенно стер покрышки. Но ему все же пришлось довольствоваться вторым местом позади Мэнселла (Патрезе сошел). Третьим финишировал Прост, четвертым - Бергер. Пятое место занял Михаэль Шумахер, ради которого Морено в "Benetton" указали на дверь, несмотря на его неплохие результаты (впрочем, как выяснилось впоследствии, не напрасно). Сенна попробовал было выступить в защиту Морено, но его мнение мало кого интересовало.

    Квалификацию к Гран При Португалии, тринадцатому этапу чемпионата, выиграл Патрезе. На первом круге он, подчиняясь командной тактике, пропустил Мэнселла вперед, а сам сдерживал соперников. Это помогло Мэнселлу к моменту пит-стопа набрать двадцатисекундное преимущество, однако на выезде из боксов, он потерял колесо и вернулся на трассу только семнадцатым. Найджел успел было выкарабкаться на шестое место, но был снят с гонки за постороннюю помощь вне боксов (механики поставили колесо обратно в том месте, где оно отвалилось) и теперь Мэнселла отделяло от ставшего в Эшториле вторым (после Патрезе) Сенны целых 24 очка. Третьим стал Алези, далее по порядку - Мартини, Пике, Шумахер.

    Четырнадцатой гонкой сезона был Гран При Испании, впервые проходящий на трассе Каталунья под Барселоной. Мэнселл победил, опередив Проста, Патрезе и Алези. Сенна стал лишь пятым из-за вылета с трассы, а шестое место опять занял Шумахер.

    По итогам четырнадцати этапов Сенна был уже без пяти минут трехкратным чемпионом мира - за две гонки до конца чемпионата он опережал Мэнселла на 16 очков (85 против 69). Третье место довольно прочно занимал Патрезе с 48 очками, так как у Проста и Бергера было только по 31 очку. Шестым был Пике с 25 очками. Ситуация же в Кубке Конструкторов, была для "McLaren" куда более тревожной: "Williams" лидировал, имея 117 очков. И хотя разница составляла только одно очко, кто мог поручиться, что его удастся отыграть. "Williams" объективно был куда сильнее, и только Сенна мог своим мастерством компенсировать отставание "McLaren" в технике. "Ferrari" проводила провальный сезон, имея в своем активе только 52 очка. То же можно было сказать и о "Benetton" (36 очков).

    Последние надежды Мэнселла улетучились на десятом круге Гран При Японии 20 октября, когда он покинул трассу. Сенна, уже чемпион, мог позволить себе перед финишем притормозить и пропустить вперед Бергера, на протяжении двух лет строго соблюдавшего командные интересы и так ни разу и не выигравшего (на финише между ними было 0,344 с). Третье место занял Патрезе (+56,731 с), четвертым стал Прост (+1 мин 20,761 с). Француз так и не выиграл ни одной гонки, и его лучшими результатами в сезоне так и остались три вторых места. Разозленный до крайности Ален осмелился во всеуслышание сделать несколько резких заявлений, например: "Эта машина не просто ведет себя на трассе как грузовик - она и есть грузовик" - после чего был немедленно уволен из команды стараниями менеджера Чезаре Фьорио (что принесло последнему сомнительную славу Герострата от Формулы 1).

    Гонка в Австралии была, очевидно, самой дождливой и короткой в истории Формулы 1: из-за проливного дождя она была остановлена после четырнадцати кругов вместо запланированных восьмидесяти восьми (дистанция составила 52,920 км, а время гонки - 24 мин 34,899 с). Естественно, что в таких условиях Сенна - "человек дождя" - был впереди всех и получил еще пять очков (так как гонка не была доведена до половины дистанции, первая шестерка получила половину положенных очков). Мэнселл стал вторым, Бергер - третьим, Пике завершил свою последнюю гонку в Формуле 1 четвертым, Патрезе занял пятое место, а шестое досталось Джанни Морбиделли, занявшему в "Ferrari" место Проста. Эта гонка решила вопрос о победителе Кубка Конструкторов: им с преимуществом в 14 очков стала команда "McLaren".

    Итак, "красно-белые" выиграли четвертый чемпионат подряд, но ожидавшейся борьбы не получилось, или, вернее, получилась, но не та: "Ferrari", в прошлом году успешно соперничавшая с "McLaren" за обе короны Формулы 1, попала в кризис, выбраться из которого оказалось очень и очень непросто. Зато стремительно восходила звезда "Williams". Два "подготовительных" сезона с двигателями "Renault", посвященные набору опыта, приход в команду Эдриана Ньюи и возвращение Мэнселла стали основными причинами нового взлета конюшни "железного Фрэнка". Поэтому следующий сезон должен был окончательно расставить все точки над «i» - кто есть кто в Формуле 1.

Личный зачет:
Система начисления очков: 10-6-4-3-2-1
В зачет идут все результаты гонок
Место Гонщик Автомобиль Очки
1 А. Сенна "McLaren-Honda-MP4/6" 96
2 Н. Мэнселл "Williams-Renault-FW14" 72
3 Р. Патрезе "Williams-Renault-FW14" 53
4 Г. Бергер "McLaren-Honda-MP4/6" 43
5 А. Прост "Ferrari-642", "-643" 34
6 Н. Пике "Benetton-Ford-B191" 26,5
7 Ж. Алези "Ferrari-642", "-643" 21
8 С. Модена "Tyrrell-Honda-020" 10
9 А. де Чезарис "Jordan-Ford-191" 9
10 Р. Морено "Benetton-Ford-B191" 8
Кубок конструкторов:
Система начисления очков: 10-6-4-3-2-1
В зачет идут все результаты гонок
Место Команда/Автомобиль Очки
1 "McLaren-Honda-MP4/6" 139
2 "Williams-Renault-FW14" 125
3 "Ferrari-642", "-643" 55,5
4 "Benetton-Ford-B191" 38,5
5 "Jordan-Ford-191" 13
6 "Tyrrell-Honda-020" 12
7 "Minardi-Ferrari-M191" 6
8 "Dallara-Judd-191" 5
9 "Lotus-Judd-102B" 3
10 "Brabham-Yamaha-BT60Y" 3


 

 

   © Copyright 2010 F1Archive.ru    
Сайт управляется системой uCoz