Сезон 1991
Составы команд:
Команда |
Автомобиль |
Пилоты |
AGS |
AGS-Ford-JH25B,
-JH27 |
Г.
Тарквини
(IT), С.
Йоханссон
(SW), Ф.
Барбацца
(IT) |
Benetton |
"Benetton-Ford-B190B",
"-B191" |
Н.
Пике (BR),
Р.
Морено (BR),
М.
Шумахер
(D) |
BMS |
"Dallara-Judd-191" |
Ю.
Ярвилехто
(FIN),
Э. Пирро
(IT) |
Brabham |
"Brabham-Yamaha-BT59Y",
"-BT60Y" |
М.
Брандл
(GB), М.
Бланделл
(GB) |
Coloni |
"Coloni-Ford-C4" |
П.
М. Чавеш
(POR),
Н.
Хаттори
(JAP) |
Ferrari |
"Ferrari-642",
"-643" |
А.
Прост
(FR), Ж.
Алези
(FR), Д.
Морбиделли
(IT) |
Fondmetal |
"Osella-Ford-FA1ME",
"Fondmetal-Ford-Fomet1" |
О.
Груйяр
(FR), Г.
Тарквини
(IT) |
Footwork |
"Footwork-Porsche-FA11C",
"-FA12",
"Footwork-Ford-FA12" |
М.
Альборето
(IT), С.
Йоханссон
(SW), А.
Каффи
(IT)
|
Jordan |
"Jordan-Ford-191" |
А.
де
Чезарис
(IT), Б.
Гашо
(BELG),
М.
Шумахер
(D),
Р.
Морено
(BR), А.
Занарди
(IT) |
Larrousse |
"Lola-Ford-LC91" |
А.
Сузуки
(JAP),
Э.
Бернар
(FR), Б.
Гашо
(BELG) |
Leyton
House |
"Leyton
House-Ilmor-CG911" |
И.
Капелли
(IT), М.
Гужельмин
(BR), К.
Вендлингер
(AUT) |
Ligier |
"Ligier-Lamborghini-JS35B" |
Т.
Бутсен
(BELG),
Э. Кома
(FR) |
Lotus |
"Lotus-Judd-102B" |
М.
Хаккинен
(FIN),
Д. Бэйли
(GB), М.
Бартельс
(D), Д.
Херберт
(GB) |
McLaren |
"McLaren-Honda-MP4/6" |
А.
Сенна
(BR), Г.
Бергер
(AUT) |
Minardi |
"Minardi-Ferrari-M191" |
П.
Мартини
(IT), Д.
Морбиделли
(IT), Р.
Морено
(BR)
|
Modena |
"Lambo-291" |
Н.
Ларини
(IT), Э.
ван де
Пул
(BELG) |
Tyrrell |
"Tyrrell-Honda-020" |
С.
Модена
(IT), С.
Накаджима
(JAP) |
Williams |
"Williams-Renault-FW14" |
Н.
Мэнселл
(GB), Р.
Патрезе
(IT) |
Сорок второй чемпионат мира по автогонкам в классе
Формула 1,
обещавший стать
четвертым
раундом
соперничества
Сенны и Проста и
вторым -
"McLaren" и
"Ferrari",
начался 10 марта
в США (эта гонка
стала последним
Гран При
Соединенных
Штатов перед
девятилетним
перерывом).
Преимущество
Айртона Сенны на
"McLaren" было
подавляющим:
стартовав с
поул-позиции (1
мин 21,434 с),
он лидировал всю
гонку, и даже
небольшая ошибка
не помешала ему
выиграть у
ставшего вторым
Алена Проста
(+16,322 с.).
Третье место
занял Нельсон
Пике, отстав на
17,376 с. Оба
"Tyrrell" -
Стефано Модены и
Сатору Накаджимы
- завершили
гонку на
четвертом и
пятом местах, а
шестым стал
"Larrousse"
Агури Сузуки.
Второй этап
прошел в
Бразилии. И
здесь успех
сопутствовал
Сенне, уже почти
потерявшему
надежду
когда-нибудь
победить на
родине. Победа
досталась ему
нелегко: в самом
начале гонки
пришлось
сражаться с
Найджелом
Мэнселлом,
который в итоге
сошел за
одиннадцать
кругов до финиша
из-за поломки
коробки передач.
К концу гонки та
же неприятность
случилась и с
самим Сенной, и
последний круг
он прошел на
одной шестой
передаче. Это
позволило
Рикардо Патрезе
почти догнать
бразильца - на
финише он отстал
всего на 2,991
с. Герхард
Бергер проиграл
Сенне 5,416 с.
Еще через
двадцать секунд
финишировала
группа из двух
"Ferrari" (Прост
- четвертый,
Алези - шестой)
и "Benetton"
Пике примерно с
теми же
интервалами, что
и в первой
тройке.
В Имоле, на
Гран При
Сан-Марино, у
"McLaren" вновь
не было
конкурентов.
Дождевую гонку
Сенна выиграл
без особых
проблем, и
только Бергер
остался в одном
круге с
победителем.
Впрочем, столь
легкая победа во
многом
объясняется
сходом по разным
причинам
основных
соперников
"McLaren". Так,
Прост потерял
контроль над
своей “Ferrari”
и вылетел в
повороте Ривацца
еще на
прогревочном
круге (он,
правда, сумел
затем вернулся в
гонку, но
ненадолго); у
Мэнселла на
старте вовремя
не включилась
передача, из-за
этого он получил
пару пинков
сзади от Алези и
Бертрана Гашо и
тоже прекратил
борьбу; кстати,
Алези сошел на
третьем круге.
Патрезе,
захвативший
лидерство со
старта, тоже
долго в гонке не
задержался - на
десятом круге
неисправность
системы
зажигания
заставила его
вернуться в
боксы. Остальные
места в шестерке
после
разразившейся
эпидемии сходов
заняли
представители
команд-середняков
и аутсайдеров:
Юрки Ярвилехто
(BMS),
Пьерлуиджи
Мартини
("Minardi") и
два гонщика
"Lotus" - Мика
Хаккинен и
Джулиан Бэйли.
Четвертую
(!) подряд
победу Сенна
одержал в
Монако.
Неожиданную
конкуренцию ему
составил Модена,
который, однако,
сошел, когда на
его "Tyrrell"
заполыхал
двигатель
"Honda". В итоге
второе место
досталось
Мэнселлу, Алези
стал третьим.
Четвертое место
занял Роберто
Морено на
"Benetton", а
Прост - лишь
пятое (впрочем
на стартовой
решетке
«профессор» был
вообще седьмым).
После четырех
гонок сезона
было уже ясно,
что "Ferrari" в
этом сезоне "не
едут", а на
почетную роль
главного
соперника
"McLaren"
претендует
"Williams".
Впрочем,
последним до
этого момента
явно не хватало
надежности и
"Ferrari" все
еще были впереди
них, значительно
отставая в то же
время от
"McLaren".
В личном
зачете Сенна
имел 40 очков,
Прост - 11,
Бергер - 10.
Патрезе, Мэнселл
и Пике
довольствовались
6 очкам каждый.
В Кубке
Конструкторов
"Ferrari" с 16
очками и
"Williams" с 12
также ничего не
могли
противопоставить
"McLaren", у
которого было
уже 50 очков.
Казалось,
дальше отрыв
будет только
увеличиваться.
Но, вопреки
ожиданиям, он
стал понемногу
таять. На Гран
При Канады 2
июня Патрезе и
Мэнселл
оккупировали
первую линию
стартового поля
(правда, в
первом же
повороте они
меняются
местами), а оба
"McLaren" и
присоединившаяся
к ним “Ferrari”
Проста, сходят в
самом в начале
гонки. Впрочем,
все это еще не
гарантировало
легкую жизнь
пилотам
"Williams".
Когда гонщики
прошли две трети
дистанции,
Патрезе был
вынужден заехать
в боксы для
замены
проколотого
колеса и
вернулся на
трассу только
пятым. Он быстро
поднялся на
третье место, но
затем у него
появились
проблемы с
коробкой
передач, и
итальянца
опередил Модена.
Мэнселл в это
время уже более
чем на пятьдесят
секунд опережал
шедшего вторым
Пике. Найджел
был настолько
уверен в победе,
что, приближаясь
к шпильке Казино
на последнем
круге, начал
приветствовать
зрителей, когда
при переключении
передач
двигатель
внезапно заглох.
Пике совершенно
неожиданно для
себя оказался на
финише первым
(это была его
последняя победа
в Формуле 1).
Модена и Патрезе
заняли второе и
третье места, а
следом за ними
финишировали два
гонщика
дебютировавшей в
том году команды
"Jordan": Андреа
де Чезарис и
Гашо. Мэнселл
был в итоговом
протоколе на
шестом месте,
отстав на круг.
Шестым
этапом
чемпионата был
Гран При
Мексики, и здесь
уже никто и
ничто не
помешало
"Williams" взять
«дубль». Выиграл
стартовавший с
поул-позиции
Патрезе,
опередивший
Мэнселла,
приехавшего
вторым, на 1,336
с. Сенна,
отставший на
57,356 с. явно
не мог
конкурировать с
гонщиками
"Williams" и
после гонки
обрушился на
"Honda", обвиняя
японскую фирму в
неспособности
создать
двигатель,
который может
побороться с
французскими
"Renault",
стоящими на
"Williams".
Гран При
Франции в 1991
году впервые
проводился на
новой трассе в
Маньи-Кур.
Поул-позицию (1
мин 14,559 с)
здесь занял
Патрезе,
который, однако,
после старта
оказался лишь
девятым. Гонку
возглавил Прост
на новой модели
"Ferrari-643",
за которым
вплотную
пристроился
Мэнселл. Обгон в
Маньи-Кур -
большая
проблема, и
Прост успешно
оборонялся
большую часть
гонки, пока на
пятьдесят пятом
круге не
пропустил
очередную атаку
Мэнселла и не
был вынужден
удовлетвориться
вторым местом.
Сенна опять стал
третьим,
выдержав сильное
давление со
стороны Алези.
Неделей
позже в
Сильверстоуне
Мэнселл в
великолепном
стиле одержал
вторую в сезоне
победу: он занял
поул-позицию (1
мин 20,939 с),
лидировал всю
гонку и показал
в ней лучший
круг. Бергер и
Прост
соответственно
поделили
оставшиеся
вакантные места
на подиуме, имея
солидное
отставание
(42,293 с. и 1
мин 00,150 с.
соответственно),
а Сенна стал
всего лишь
четвертым: за
полкруга до
финиша кончилось
топливо, и в
итоговом
протоколе он
проиграл
Мэнселлу круг.
Неудачи для
двукратного
чемпиона мира
продолжились и в
Хоккенхайме. Он
шел на четвертом
месте, но, как и
двумя неделями
раньше, на
последнем круге
сошел из-за
нехватки топлива
(очков ему на
этот раз не
досталось - он
был
квалифицирован
седьмым).
Мэнселл же,
выиграв гонку,
разом отыграл у
Сенны еще десять
очков. Вторым
стал Патрезе,
третьим - Алези.
Четвертое место
занял Бергер, а
де Чезарис и
Гашо на пятом и
шестом местах
закончили с
очками для
"Jordan" пятую
гонку подряд -
более чем хорошо
для
команды-дебютанта!
Огромное
преимущество
Сенны (очковое и
психологическое),
которое он имел
в начале
чемпионата,
после девяти
гонок совершенно
исчезло. Теперь
психологическое
преимущество
было на стороне
Мэнселла с его
победной серией,
а Сенна,
казалось, был
измучен пятью
неудачами
подряд. В
чемпионате мира
он, правда,
лидировал (51
очко), но у
Мэнселла было
уже 43. 28 очков
имел Патрезе, 21
- Прост, 19 -
Бергер, 18 -
Пике. Что
касается Кубка
Конструкторов,
то здесь
"Williams" на
одно очко уже
опередил
"McLaren". На
счету "Ferrari"
было только 33
очка, а у
"Benetton" - 23.
На пятое место
совершенно
неожиданно вышла
команда "Jordan"
с 13 очками, на
два опережая
"Tyrrell".
Итак,
чемпионат
приобрел
интригу, ведь
отрыв Сенны от
Мэнселла
сократился до
восьми очков.
Однако интриги
хватило
ненадолго -
Сенна оправился
от неудач и стал
громить
соперников, как
и в начале
сезона. Он
победил в
Венгрии, и
Мэнселл, как ни
старался, не
смог обогнать
его, так как
трасса
Хунгароринг не
позволяла этого
сделать.
Следующая гонка
проходила в
Бельгии, и
скоростная
трасса
Спа-Франкоршамп
как нельзя лучше
подходила для
мощных
двигателей
"Renault".
Поэтому никого
не удивило, что
Мэнселл сначала
возглавил гонку.
Но на этот раз
его ждал сход,
так же, как и
шедшего вторым
Алези, а Сенна,
несмотря на
некоторые
проблемы с
коробкой
передач,
победил. На
второе место
вышел было де
Чезарис, но за
три круга до
финиша его
подвел
двигатель, и
вторым стал
Бергер.
Две победы
существенно
укрепили
лидерство Сенны
в чемпионате:
теперь у него
было 71 очко, а
у Мэнселла -
только 49.
Бергер
подтянулся к
Патрезе, и счет
этой пары был
28-34 в пользу
итальянца. Пике
и Прост, бывшие
в прошлом сезоне
одними из
лидеров, сейчас
находились лишь
на пятом (22
очка) и шестом
(21) местах.
"McLaren" вернул
себе лидерство в
Кубке
Конструкторов,
опережая
"Williams" на 16
очков (99 против
83). У "Ferrari"
было только 35
очков, а у
"Benetton" - и
того меньше
(30). "Jordan" и
"Tyrrell", хотя
больше очков и
не набирали,
удерживали за
собой пятое и
шестое места.
В Монце
Сенна также
лидировал
вначале, но
характер трассы
давал больше
шансов мощным
"Williams-Renault",
которые шли на
втором (Патрезе)
и третьем
(Мэнселл)
местах. Сенна
старался
удерживать свой
отрыв как мог и
под конец
совершенно стер
покрышки. Но ему
все же пришлось
довольствоваться
вторым местом
позади Мэнселла
(Патрезе сошел).
Третьим
финишировал
Прост, четвертым
- Бергер. Пятое
место занял
Михаэль Шумахер,
ради которого
Морено в
"Benetton"
указали на
дверь, несмотря
на его неплохие
результаты
(впрочем, как
выяснилось
впоследствии, не
напрасно). Сенна
попробовал было
выступить в
защиту Морено,
но его мнение
мало кого
интересовало.
Квалификацию
к Гран При
Португалии,
тринадцатому
этапу
чемпионата,
выиграл Патрезе.
На первом круге
он, подчиняясь
командной
тактике,
пропустил
Мэнселла вперед,
а сам сдерживал
соперников. Это
помогло Мэнселлу
к моменту
пит-стопа
набрать
двадцатисекундное
преимущество,
однако на выезде
из боксов, он
потерял колесо и
вернулся на
трассу только
семнадцатым.
Найджел успел
было
выкарабкаться на
шестое место, но
был снят с гонки
за постороннюю
помощь вне
боксов (механики
поставили колесо
обратно в том
месте, где оно
отвалилось) и
теперь Мэнселла
отделяло от
ставшего в
Эшториле вторым
(после Патрезе)
Сенны целых 24
очка. Третьим
стал Алези,
далее по порядку
- Мартини, Пике,
Шумахер.
Четырнадцатой
гонкой сезона
был Гран При
Испании, впервые
проходящий на
трассе Каталунья
под Барселоной.
Мэнселл победил,
опередив Проста,
Патрезе и Алези.
Сенна стал лишь
пятым из-за
вылета с трассы,
а шестое место
опять занял
Шумахер.
По итогам
четырнадцати
этапов Сенна был
уже без пяти
минут
трехкратным
чемпионом мира -
за две гонки до
конца чемпионата
он опережал
Мэнселла на 16
очков (85 против
69). Третье
место довольно
прочно занимал
Патрезе с 48
очками, так как
у Проста и
Бергера было
только по 31
очку. Шестым был
Пике с 25
очками. Ситуация
же в Кубке
Конструкторов,
была для
"McLaren" куда
более тревожной:
"Williams"
лидировал, имея
117 очков. И
хотя разница
составляла
только одно
очко, кто мог
поручиться, что
его удастся
отыграть.
"Williams"
объективно был
куда сильнее, и
только Сенна мог
своим
мастерством
компенсировать
отставание
"McLaren" в
технике.
"Ferrari"
проводила
провальный
сезон, имея в
своем активе
только 52 очка.
То же можно было
сказать и о
"Benetton" (36
очков).
Последние
надежды Мэнселла
улетучились на
десятом круге
Гран При Японии
20 октября,
когда он покинул
трассу. Сенна,
уже чемпион, мог
позволить себе
перед финишем
притормозить и
пропустить
вперед Бергера,
на протяжении
двух лет строго
соблюдавшего
командные
интересы и так
ни разу и не
выигравшего (на
финише между
ними было 0,344
с). Третье место
занял Патрезе
(+56,731 с),
четвертым стал
Прост (+1 мин
20,761 с).
Француз так и не
выиграл ни одной
гонки, и его
лучшими
результатами в
сезоне так и
остались три
вторых места.
Разозленный до
крайности Ален
осмелился во
всеуслышание
сделать
несколько резких
заявлений,
например: "Эта
машина не просто
ведет себя на
трассе как
грузовик - она и
есть грузовик" -
после чего был
немедленно
уволен из
команды
стараниями
менеджера Чезаре
Фьорио (что
принесло
последнему
сомнительную
славу Герострата
от Формулы 1).
Гонка в
Австралии была,
очевидно, самой
дождливой и
короткой в
истории Формулы
1: из-за
проливного дождя
она была
остановлена
после
четырнадцати
кругов вместо
запланированных
восьмидесяти
восьми
(дистанция
составила 52,920
км, а время
гонки - 24 мин
34,899 с).
Естественно, что
в таких условиях
Сенна - "человек
дождя" - был
впереди всех и
получил еще пять
очков (так как
гонка не была
доведена до
половины
дистанции,
первая шестерка
получила
половину
положенных
очков). Мэнселл
стал вторым,
Бергер -
третьим, Пике
завершил свою
последнюю гонку
в Формуле 1
четвертым,
Патрезе занял
пятое место, а
шестое досталось
Джанни
Морбиделли,
занявшему в
"Ferrari" место
Проста. Эта
гонка решила
вопрос о
победителе Кубка
Конструкторов:
им с
преимуществом в
14 очков стала
команда
"McLaren".
Итак,
"красно-белые"
выиграли
четвертый
чемпионат
подряд, но
ожидавшейся
борьбы не
получилось, или,
вернее,
получилась, но
не та:
"Ferrari", в
прошлом году
успешно
соперничавшая с
"McLaren" за обе
короны Формулы
1, попала в
кризис,
выбраться из
которого
оказалось очень
и очень
непросто. Зато
стремительно
восходила звезда
"Williams". Два
"подготовительных"
сезона с
двигателями
"Renault",
посвященные
набору опыта,
приход в команду
Эдриана Ньюи и
возвращение
Мэнселла стали
основными
причинами нового
взлета конюшни
"железного
Фрэнка". Поэтому
следующий сезон
должен был
окончательно
расставить все
точки над «i» -
кто есть кто в
Формуле 1.
Личный
зачет:
Система
начисления
очков:
10-6-4-3-2-1
В
зачет
идут
все
результаты
гонок
Место |
Гонщик |
Автомобиль |
Очки |
1 |
А. Сенна |
"McLaren-Honda-MP4/6" |
96 |
2 |
Н. Мэнселл |
"Williams-Renault-FW14" |
72 |
3 |
Р. Патрезе |
"Williams-Renault-FW14" |
53 |
4 |
Г. Бергер |
"McLaren-Honda-MP4/6" |
43 |
5 |
А. Прост |
"Ferrari-642", "-643" |
34 |
6 |
Н. Пике |
"Benetton-Ford-B191" |
26,5 |
7 |
Ж. Алези |
"Ferrari-642", "-643" |
21 |
8 |
С. Модена |
"Tyrrell-Honda-020" |
10 |
9 |
А. де Чезарис |
"Jordan-Ford-191" |
9 |
10 |
Р. Морено |
"Benetton-Ford-B191" |
8 |
|
Кубок
конструкторов:
Система
начисления
очков:
10-6-4-3-2-1
В
зачет
идут
все
результаты
гонок
Место |
Команда/Автомобиль |
Очки |
1 |
"McLaren-Honda-MP4/6" |
139 |
2 |
"Williams-Renault-FW14" |
125 |
3 |
"Ferrari-642", "-643" |
55,5 |
4 |
"Benetton-Ford-B191" |
38,5 |
5 |
"Jordan-Ford-191" |
13 |
6 |
"Tyrrell-Honda-020" |
12 |
7 |
"Minardi-Ferrari-M191" |
6 |
8 |
"Dallara-Judd-191" |
5 |
9 |
"Lotus-Judd-102B" |
3 |
10 |
"Brabham-Yamaha-BT60Y" |
3 |
|
|