Сезон 1994
Составы команд:
Команда |
Автомобиль |
Пилоты |
Benetton |
"Benetton-Ford-B194" |
М.
Шумахер (D),
Й.
Верстаппен (NL),
Ю. Ярвилехто
(FIN), Д.
Херберт (GB) |
Ferrari |
"Ferrari-412T1",
"-412T1B" |
Г.
Бергер (AUT),
Ж. Алези (FR),
Н. Ларини (IT) |
Footwork |
"Footwork-Ford-FA15" |
К.
Фиттипальди
(BR), Д.
Морбиделли (IT) |
Jordan |
"Jordan-Hart-194" |
Р.
Баррикелло (BR),
Э. Ирвайн (GB),
А. Сузуки (JAP),
А. де
Чезарис (IT) |
Larrousse |
"Larrousse-Ford-LH94" |
Э. Кома
(FR), О.
Беретта
(MON), Ж.-Д.
Делетраз
(SWI), Ф.
Алльо (FR),
Я. Дальма
(FR), Х.
Нода (JAP) |
Ligier |
"Ligier-Renault-JS39B" |
О. Панис
(FR), Э.
Бернар (FR),
Д. Херберт
(GB), Ф.
Лагорс (FR) |
Lotus |
"Lotus-Mugen
Honda-107C",
"-109" |
Д.
Херберт
(GB), П.
Лами (POR),
Э. Бернар
(FR), А.
Занарди
(IT), М. Сало
(FIN), Ф.
Адамс (BELG) |
McLaren |
"McLaren-Peugeot-MP4/9" |
М.
Хаккинен
(FIN), М.
Брандл (GB),
Ф. Алльо
(FR) |
Minardi |
"Minardi-Ford-M193B",
"-M194" |
М.
Альборето
(IT), П.
Мартини (IT) |
Pacific |
"Pacific-Ilmor-PR01" |
Б. Гашо
(BELG), П.
Бельмондо
(FR) |
Sauber |
"Sauber-Mercedes-C13" |
К.
Вендлингер
(AUT), Х.-Х.
Френтцен
(D), А. де
Чезарис
(IT), Ю.
Ярвилехто
(FIN) |
Simtek |
"Simtek-Ford-S941" |
Р.
Ратценбергер
(AUT), Д.
Брэбхэм
(AUS), А.
Монтермини
(IT), Ж.-М.
Гунон (FR), Д.
Шиатарелла
(IT), Т.
Инуе (JAP) |
Tyrrell |
"Tyrrell-Yamaha-022" |
М.
Бланделл
(GB), Ю.
Катаяма
(JAP) |
Williams |
"Williams-Renault-FW16",
"-FW16B" |
А. Сенна
(BR), Д.
Хилл (GB),
Д. Култхард
(GB),
Н.Мэнселл(GB) |
С 1994 года в истории Формулы 1 практически
началась новая
эпоха. Первой
причиной этого стал
закончившийся к
новому сезону
постепенный уход
старых фаворитов
(Нельсона Пике,
Найджела Мэнселла,
Алена Проста,
Рикардо Патрезе) и
последующее
выдвижение на первые
роли тех, кто ранее
был в их тени:
Дэмона Хилла,
Михаэля Шумахера,
Мики Хаккинена, Жана
Алези. Вторым
фактором было
кардинальное
изменение
технического
регламента. Еще на
Гран При Канады 1993
года FIA издала
бюллетень, в котором
указывала, что
автомобили всех
команд, кроме BMS
(беспросветного
аутсайдера) не
отвечают техническим
требованиям, так как
оснащены различными
электронными
системами,
помогающими гонщику
при управлении
автомобилем:
traction control,
ABS, электронной
коробкой передач,
активной подвеской.
Начиная с сезона
1994 года,
использование этих
систем запрещалось.
Одновременно была
разрешена дозаправка
топливом в ходе
гонки.
При изменении
правил FIA объявила,
что преследует этим
благородную цель:
уравнять шансы малых
команд, у которых не
хватало денег для
разработки
электроники, и
признанных лидеров.
Но к тому времени,
как уже отмечалось
выше, почти все
команды обзавелись
электроникой, и
после изменения
правил им опять
пришлось тратить
большие средства для
разработки шасси,
отвечающих новым
правилам. Шасси эти
по сравнению с
предыдущими моделями
были практически
неуправляемы. Это и
привело к
трагическим авариям
в ходе сезона. FIA,
и так основательно
скомпрометировавшая
себя опрометчивым
изменением правил,
продолжала вызывать
град критики в свой
адрес, вводя во
время сезона все
новые и новые
запреты и
ограничения,
призванные снизить
скорость, и, таким
образом, повысить
безопасность
соревнований, хотя
достаточно было
вновь
реабилитировать
электронные системы.
Но кому хочется
признавать
собственные ошибки?
Чемпионат
открылся гонкой в
Бразилии 27 марта.
Айртон Сенна,
перешедший в этом
сезоне в "Williams",
стартовал с
поул-позиции (1 мин
15,962 с) и
некоторое время
лидировал, но после
пит-стопа оказался
сзади Шумахера.
Преследуя его, на
пятьдесят пятом
круге Сенна совершил
ошибку и сошел.
Шумахер в гордом
одиночестве пересек
линию финиша,
опередив ставшего
вторым Хилла на
круг. Алези также
отстал на круг, а
Рубенс Баррикелло,
Юкио Катаяма и Карл
Вендлингер, занявшие
места с четвертое по
шестое - на два.
Второй этап
чемпионата прошел 17
апреля на новой для
Формулы 1 трассе
Танака в Японии.
Официально гонка
называлась Гран При
Пасифик и была
введена в календарь
из-за огромной
популярности Формулы
1 в Японии.
Поул-позицию вновь
занял Сенна, но уже
на старте, получив
ощутимый толчок от
Хаккинена, оказался
на обочине и
окончательно выбыл
из борьбы, когда в
его "Williams"
въехала "Ferrari"
Николы Ларини. Хилл,
снова оставшийся в
одиночку защищать
честь чемпионской
команды, также сошел
после инцидента с
Хаккиненом, когда
попытался обогнать
финна в борьбе за
второе место.
Помешать Шумахеру,
одержать победу, не
смог больше никто:
Герхард Бергер,
единственный, кто
остался в том же
круге, отстал на 1
мин 15,300 с.
Баррикелло
финишировал третьим
и после двух этапов
занимал сенсационное
второе место в
чемпионате. Кристиан
Фиттипальди стал
четвертым,
Хайнц-Харальд
Френтцен - пятым,
Эрик Кома - шестым.
Во время
квалификации перед
третьим этапом -
Гран При Сан-Марино
- в пятницу в
тяжелую аварию попал
Баррикелло. В
субботу последовала
еще одна авария
Роланда
Ратценбергера.
Гонщик скончался,
причем, по
официальной версии,
смерть наступила в
больнице. Но пошли
слухи, что австриец
погиб сразу же, на
месте аварии, а это
означало отмену
воскресной гонки и
начало расследования
обстоятельств
аварии, хотя и так
было ясно, что
причиной аварий
Баррикелло,
Ратценбергера, а
также Юрки Ярвилехто
на предсезонных
тестах и Алези после
Гран При Бразилии
было отсутствие
электронных систем.
Дорожный просвет
теперь не
контролировался, от
неровностей трассы
прижимавшее
автомобиль
разрежение под
днищем легко могло
исчезнуть, и гонщик
терял контроль над
машиной. Но
чиновники FIA
постарались замять
назревавший скандал,
и гонка состоялась.
На седьмом ее круге
вылетел с трассы и
на скорости 220 км/ч
врезался в отбойник
Сенна. Вскоре он
скончался в
госпитале. После его
аварии гонка была
продолжена, и
Шумахер вновь
победил, так как
мысли всех гонщиков
были заняты отнюдь
не борьбой на
трассе. Вторым стал
Ларини, третьим -
Хаккинен.
После гибели
Сенны проведение
Гран При Монако было
под угрозой. Этап
все же состоялся, и
в свободных заездах
в четверг в тяжелую
аварию попал
Вендлингер, после
этого находившийся в
коме девятнадцать
дней. Команда
"Sauber" была снята
с этого Гран При,
"Williams" и
"Simtek" выставили
по одному участнику.
Шумахер вновь
одержал победу,
вторым стал Мартин
Брандл, третьим -
Бергер.
После жестокого
урока, каким явились
шесть тяжелейших
аварий и две
человеческие жизни,
FIA приняла меры по
увеличению
безопасности гонок.
Но какие! К Гран При
Испании были
уменьшены размеры
передних
антикрыльев, изменен
профиль днища, что
резко уменьшило
прижимающую силу.
Результат - еще две
аварии: на тестах -
Педро Лами, в
квалификации -
Андреа Монтермини. В
гонке же Шумахер
вновь на победу, но
сломавшаяся
незадолго до финиша
коробка передач
помешала этому.
Победил Хилл,
опередив немца на
24,166 с, а третьим
стал Марк Бланделл.
После пяти
этапов Шумахер имел
46 очков, Хилл - 17.
Затем шли два
гонщика "Ferrari":
Бергер с 10 очками и
Алези с 9. Прекрасно
начавший сезон
Баррикелло не
получил ни одного
очка с Гран При
Пасифик и сейчас был
оттеснен уже на
пятое место (7
очков). Ларини и
Брандл делили шестое
и седьмое места с 6
очками каждый.
Команда "Benetton"
имела в зачете Кубка
Конструкторов 46
очков, "Ferrari" -
25, "Williams" - 17.
На четвертое место
выбралась команда
"Jordan" с 11
очками, на одно
опережая "McLaren".
8 очков было на
счету "Tyrrell".
К Гран При
Канады были
предприняты
очередные меры по
снижению скорости: в
верхних
воздухозаборниках
были сделаны
прорези, что резко
снижало количество
поступающего к
двигателям воздуха,
и, соответственно,
их мощность. Шумахер
приписал к своему
счету еще один score
parfait
(Поул-позиция,
лучший круг в гонке
и победа). Хилл стал
вторым, отстав на
39,660 с. Пара
"Ferrari" - Алези и
Бергер -
финишировала в 1 мин
13,338 с и 1 мин
15,609 с позади
Шумахера, а
сменивший с прошлого
этапа Сенну Дэвид
Култхард стал пятым.
Ярвилехто на шестом
месте получил
единственное очко в
сезоне.
Главным
событием седьмого
этапа во Франции
стало возвращение в
Формулу 1 Мэнселла.
Экс-чемпион мира,
вернувшийся в
составе команды
"Williams",
доминировал в
квалификации, и лишь
выезд Хилла "под
занавес" лишил его
поул-позиции.
Шумахер стартовал
третьим, но тут же
проскочил между
Хиллом и Мэнселлом и
лидировал всю гонку.
Хилл опять стал
вторым, отстав на
12,642 с. Третьим
стал Бергер,
четвертым -
Френтцен, пятым -
Мартини, а шестым -
Андреа де Чезарис,
сначала выступавший
за "Jordan", а потом
перешедший в
"Sauber". Мэнселл
же, выйдя под конец
гонки на третье
место, почему-то
спокойно съехал с
трассы и прекратил
гонку.
10 июля прошел
восьмой этап
чемпионата - Гран
При Великобритании.
Хилл вновь был
лучшим в
квалификации (1 мин
24,960 с). Шумахер,
оставшийся на втором
месте, был этим
весьма недоволен и
всячески показывал
это на прогревочном
круге, то обгоняя
Хилла, то тормозя
едущие сзади
"Ferrari". Терпение
судей лопнуло, и
Шумахеру был показан
черный флаг, но
благодаря
лихорадочной
деятельности,
развитой Флавио
Бриаторе, он
продолжил гонку,
отбыв в боксах
пятисекундный (?!)
stop-and-go. Победа
досталась Хиллу, а
Шумахер стал вторым,
но лишь затем, чтобы
быть
дисквалифицированным
за свои выходки на
прогревочном круге.
Таким образом, шесть
очков были
присуждены Алези,
четыре - Хаккинену.
Героем гонки был
единогласно признан
Култхард, чей
автомобиль заглох на
старте и который с
последнего места
смог пробиться на
седьмое, ставшее
шестым после
дисквалификации
Шумахера.
После восьми
гонок Шумахер
оставался лидером,
имея 66 очков. Хилл
занимал второе место
(39 очков). Затем
следовали Алези (19)
и Бергер (17). Пятым
был Баррикелло,
получивший три очка
в Сильверстоуне и
имевший теперь 10
очков, а замыкал
шестерку Хаккинен с
8 очками. В Кубке
Конструкторов
"Williams" вышла
вперед "Ferrari" (43
очка против 42).
Лидер - команда
"Benetton" - имела
67 очков.
Исход Гран При
Германии был
совершенно
неожиданным: на
скоростной трассе
Хоккенхайм с первого
ряда стартовали
Бергер и Алези. На
старте пять
участников из числа
аутсайдеров тут же
сошли с трассы,
впереди же, Хаккинен
вывел из борьбы
Култхарда,
Бланделла,
Френтцена,
Баррикелло и Эдди
Ирвайна, но и сам
сошел. Хилл,
столкнувшись с
Катаямой, долго
оставался в боксах и
в итоге стал восьмым
и последним. Вскоре
сошел Алези; у
Шумахера, который
некоторое время
безрезультатно
пытался опередить
Бергера, сгорел
двигатель, а на
пит-стопе загорелся
автомобиль Йоса
Верстаппена, облитый
топливом из шланга,
из которого
бенеттоновские
умельцы удалили
фильтр, что
существенно ускоряло
заправку. Победил в
гонке Бергер, Оливье
Панис и Эрик Бернар
из "Ligier" заняли
остальные места на
подиуме, четвертым и
пятым стали
Фиттипальди и Джанни
Морбиделли
("Arrows"), затем
финишировали два
"Larrousse" (Кома и
Оливье Беретта) и
одинокий "Williams"
Хилла.
Логика вновь
вернулась в Формулу
1 в Венгрии: Шумахер
победил, опередив
Хилла на 20,827 с.
Третьим стал
Верстаппен, к
счастью, не
пострадавший от
семисекундного
пребывания в огне в
Германии. Панис
занял шестое место,
доказав, что
способен получать
очки, и не пользуясь
неприятностями
соперников.
Поул-позицию на
Гран При Бельгии
занял Баррикелло, но
он был явно не в
состоянии
сопротивляться
лидерам и в итоге
сошел. Первым
пересек линию финиша
Шумахер, но
снижающая
прижимающую силу
планка под днищем
(еще одно
нововведение FIA)
оказалась тоньше,
чем было
предусмотрено
правилами, и немца
дисквалифицировали.
Победителем был
объявлен Хилл.
Жульнические
выходки команды
"Benetton" привели к
дисквалификации
Шумахера на этапы в
Италии и Португалии.
Обе эти гонки
выиграл Хилл, и
после Гран При
Португалии он имел
75 очков, отставая
от Шумахера всего на
одно очко! Третьим
был Бергер (33
очка), четвертым -
Хаккинен (22), пятым
- Алези (19), шестым
- Баррикелло (16). В
Кубке Конструкторов
"Williams" с 89
очками опередил
"Benetton" с 87.
"Ferrari" и
"McLaren" уже были
очень далеко: на
счету этих команд
было всего 58 и 34
очка соответственно.
Хилл мог
выиграть и Гран При
Европы (Испания,
Херес, 16 октября),
но неторопливые
механики лишили его
всех шансов на
победу, в то время
как автомобиль
Шумахера опять
заправляли с
подозрительной
быстротой. Хаккинен,
Ирвайн, Бергер и
Френтцен заняли
остальные места в
шестерке.
Недоброжелатели
Хилла весь сезон
обвиняли его в том,
что он побеждал лишь
из-за неприятностей
у Шумахера. Но в
Японии Хилл показал,
на что он способен.
Под проливным дождем
он после повторного
старта (гонка была
остановлена после
аварии Брандла)
лидировал, не давая
Шумахеру никаких
шансов, и в итоге
опередил его на
3,365 с. За третье
место почти всю
гонку сражались
Алези и Мэнселл. Под
конец гонки Мэнселл
опередил-таки Алези,
но с учетом отрыва
между ними в первой
половине гонки Алези
сохранил за собой
третье место.
Перед Гран При
Австралии Шумахер
опережал Хилла на
одно очко. В
Аделаиде Хилл был
явно сильнее, и,
слегка отстав после
пит-стопа,
стремительно
настигал Шумахера.
Тот не выдержал
прессинга и,
совершив ошибку на
тридцать шестом
круге, вылетел на
обочину. Когда из-за
поворота показался
Хилл, Шумахер выехал
на трассу и перекрыл
Хиллу траекторию
движения. Хилл сошел
со сломанной
подвеской, а Шумахер
таким способом стал
чемпионом. Победил
же в гонке Мэнселл
(это была его
тридцать первая и
последняя победа),
вторым стал Бергер,
третьим - Брандл.
Победа Мэнселла
помогла команде
"Williams" выиграть
Кубок Конструкторов
с отрывом от
"Benetton" в 15
очков.
Личный
зачет:
Система
начисления
очков:
10-6-4-3-2-1
В зачет
идут все
результаты
гонок
Место |
Гонщик |
Автомобиль |
Очки |
1 |
М.
Шумахер |
"Benetton-Ford-B194" |
92 |
2 |
Д.
Хилл |
"Williams-Renault-FW16" |
91 |
3 |
Г.
Бергер |
"Ferrari-412T1" |
41 |
4 |
М.
Хаккинен |
"McLaren-Peugeot-MP4/9" |
26 |
5 |
Ж.
Алези |
"Ferrari-412T1" |
24 |
6 |
Р.
Баррикелло |
"Jordan-Hart-194" |
19 |
7 |
М.
Брандл |
"McLaren-Peugeot-MP4/9" |
16 |
8 |
Д.
Култхард |
"Williams-Renault-FW16" |
14 |
9 |
Н.
Мэнселл |
"Williams-Renault-FW16" |
13 |
10 |
Й.
Верстаппен |
"Benetton-Ford-B194" |
10 |
|
Кубок
конструкторов:
Система
начисления
очков:
10-6-4-3-2-1
В зачет
идут все
результаты
гонок
Место |
Команда/Автомобиль |
Очки |
1 |
"Williams-Renault-FW16" |
118 |
2 |
"Benetton-Ford-B194" |
103 |
3 |
"Ferrari-412T1" |
71 |
4 |
"McLaren-Peugeot-MP4/9" |
42 |
5 |
"Jordan-Hart-194" |
28 |
6 |
"Ligier-Renault-JS39B" |
13 |
7 |
"Tyrrell-Yamaha-022" |
13 |
8 |
"Sauber-Mercedes-C13" |
12 |
9 |
"Footwork-Ford-FA15" |
9 |
10 |
"Minardi-Ford-M194" |
5 |
|
|