|
Пилоты Формулы 1
Энтони Колин Брюс Чепмен
Anthony Colin Bruce Chapman (Великобритания)
19.05.1928, Ричмонд, Суррей - 16.12.1982, Ист-Кэрлтон,
Норвич, Норфолк
После окончания университета в 1948 году начал заниматься
конструированием автомобилей. Первой созданной им машиной
(модель Mk1) стал переделанный Austin 7. Тогда и появилось
название «Лотус» (Lotus). Официально Чемпен никогда не
называл причины выбора этого названия; существует версия,
что оно появилось из прозвища его подруги Хэзел, позже
ставшей его женой, — «lotus blossom» (цветок лотоса). Эта
машина, как следующая модель, предназначались для
автотриалов.
Собственную фирму Чепмен организовал четырьмя годами позже.
К этому времени он начал строить автомобили для
шоссейно-кольцевых гонок. С 1954 года он бросил работу и
занялся исключительно руководством фирмой, производившей как
гоночные, так и дорожные автомобили (первым был Lotus Mk6).
Первой «формулой» Чепмена стала модель Mk12 (Формула-2,
1957). Наконец, первым автомобилем, разработанным для
Формулы-1, в 1958 году стал Lotus Mk16. Однако ещё до этого,
в 1956 году, Чепмен разрабатывал машину «Формулы-1» для
Vanwall. На Гран-при Франции 1956 года Чепмен был заявлен за
рулём «Вэнуолла» как пилот, в квалификации он занял 5-е
место из 20 машин, однако потерпел аварию и выйти на старт
не смог. Это было единственным его участием в «Формуле-1» в
качестве пилота (интересно, что участие всего лишь в одном
Гран-при, где он не вышел на старт, объединяет его с Берни
Экклстоуном).
С 1960 года в команде появился Джим Кларк, с которым связаны
первые успехи команды в «Формуле-1». Чепмен позже называл
его своим лучшим другом. Кларк впервые выиграл для «Лотуса»
чемпионат в 1963 году, в том же сезоне был выигран и первый
Кубок конструкторов. В общей сложности Чепмен как
конструктор и владелец команды выиграл 7 Кубков
конструкторов (1963, 1965, 1968, 1970, 1972, 1973, 1978).
Его важнейшими техническими инновациями, изменившими облик
«Формулы-1», были следующие:
* использование монокока как структурного элемента в
гоночных болидах (первым таким болидом был Lotus Mk25);
* широкое использование антикрыльев;
* перемещение радиаторов с носа болида на борта;
* использование граунд-эффекта — разрежения под днищем
автомобиля, создаваемого при помощи «юбок», закрывавших
пространство под днищем (позже было запрещено);
* гидравлическая активная подвеска.
Кроме того, Чепмен впервые в «Формуле-1» разместил на своих
автомобилях рекламу, что позже переняли все остальные
команды.
Колин Чепмен скончался 16 декабря 1982 года.
ГП: 1;
гонок: -;
очки: 0;
победы: 0 (л. р. - не стартовал);
ПП: 0 (л. р. - 5 место);
БК: 0;
пройдено в гонках: -;
лидерство в гонках: -.
| |