|
Пилоты Формулы 1
|
Джим Кларк
Jim Clark
Дата рождения:
4 Марта, 1936 (Килмани, Шотландия)
Дата смерти: 7 Апреля, 1968
Гражданство: Великобритания
Годы в F1: 1960-1968
Был пилотом в команде(ах): Лотус
|
ЧМ |
Гран-при (старты) |
Победы |
Подиумы |
Поулы |
Первый
ряд |
Лучшие круги |
Очки |
1963, 1965 |
73 (72) |
25 |
32 |
33 |
48 |
28 |
274 |
|
Кларк родился в Килмани, в семье шотландского фермера.
Он был единственным мальчиком в семье, где было четыре
дочери. Семья Кларка отнеслась к его стремлению стать
гонщиком с неодобрением. Под руководством своего друга Яна
Скотта-Уотсона Кларк участвовал в некоторых местных ралли и
гонках. Позднее он подписал контракт с командой Джока
МакБейна the Border Reivers. В одной из гонок Кларк
соревновался против самого Колина Чепмена, на которого он
произвел большое впечатление. В 1959 году the Border Reivers
планировали купить одноместный Lotus Формулы 2 для Кларка,
но после того как Грехам Хилл потерял колесо в подобной
машине, Кларк решил, что машины Lotus не безопасны. Кларк
подписал контракт с Aston Martin в Формуле 1. К этому
времени он также подписал контракт с командой Lotus Колина
Чепмена в Формуле 2. Машина Aston Martin была неудачная, и
компания решила отказаться от своих попыток.
В Формуле 2 Кларк выступал удачно, и когда попытки Aston
Martin провалились, Кларк подписал контракт с Lotus в
Формуле 1.
Его первая гонка за Lotus состоялась в 1960 году на
Гран-при Голландии, где он принимал участие вместо Джона
Сертиза, который в то время еще участвовал в мотогонках.
Гонка была не очень удачная, так как Кларк занял пятое место
из-за проблем с коробкой передач. Следующая гонка состоялась
в Spa в Бельгии. Это была самая опасная трасса, которая
унесла в 1960 году жизни двух гонщиков, в том числе и Алана
Стейси, товарища Кларка по команде. Но, несмотря на это,
Кларку удалось занять пятое место. Следующий год не был для
него удачным.
На Гран-при Италии Кларк вошел в контакт с Ferrari
Вольфганга фон Трипса. Ferrari врезалась в толпу и убила
несколько зрителей. Немецкий пилот, который был главной
надеждой Германии, погиб. 1962 год оказался удачнее. В этом
сезоне Кларк выиграл две гонки вне Формулы 1. Но его
надеждам выиграть чемпионат в Голландии не суждено было
сбыться, так как у него опять сломалась коробка передач.
Неделю спустя в Монако ему опять не удалось выиграть гонку,
теперь уже из-за сломавшегося мотора. Кларк мог бы выиграть
и гонку в Бельгии, но после долгой борьбы проиграл Грехаму
Хиллу. Когда Кларк лидировал в гонке, его машина опять
сломалась.
Во время перерыва в гонках Формулы 1, Lotus выиграл
Гран-при в Индианаполисе. В 1963 году Кларк был лидером
чемпионата мира, выиграв семь гонок из десяти. В своей
первой гонке в Индианаполисе он финишировал вторым вслед за
Парнелли Джонсом. Следующий год был годом подъемов и
падений, когда за чемпионский титул боролись Грехам Хилл,
Surtees и Кларк. Кларк лидировал на гонках в Мехико до
последнего круга, когда его мотор сломался. Победа досталась
Сертизу и Ferrari. Борьба на чемпионате 1965 года вновь
разыгралась между Грехамом Хиллом, Сертизом и Кларком. Но
неожиданно никому не известный гонщик вклинился в это трио.
Его имя было Джеки Стюарт. В этом году Кларк вернулся на
высокую позицию и выиграл Гран-при в Индианаполисе лидируя
190 кругов из 200. В 1966 году появилась новая формула, в
которой Lotus не мог бороться. Но в 1967 году появился новый
Ford Coswoth DFV, что позволило Lotus вернуться на прежние
позиции. Кларк выиграл в Zandvoort, но занял в чемпионате
мира лишь третье место. В 1968 году он выиграл гонку в Южной
Африке. Кларк превзошел Хуана-Мануэля Фанхио по количеству
побед в различных Гран-при. Однако это была его последняя
победа. Кларк трагически погиб в гонке Формулы 2 в
Хокенхайме.
| |