|
Пилоты Формулы 1
|
Эмилио Джузеппе «Нино»
Фарина
Emilio Giuseppe «Nino» Farina
Дата рождения:
30 Октября, 1906
Дата смерти: 30 Июня, 1966
Гражданство: Италия
Годы в F1: 1950-1955
Был пилотом в команде(ах): Альфа-Ромео,
Феррари
|
ЧМ |
Гран-при (старты) |
Победы |
Подиумы |
Поулы |
Первый
ряд |
Лучшие круги |
Очки в ЧМ |
1950 |
35 (33) |
5 |
20 |
5 |
27 |
5 |
127.33 |
|
Джузеппе «Нино» Фарина стал первым чемпионом мира в
Формуле-1 в возрасте 44 лет, но принадлежал он скорее к
предыдущей эпохе.
В далеких «двадцатых» началось его восхождение к вершине
автоспорта. Родился Guiseppe Farina 30 октября 1906 года в
Турине. Необидные прозвища в итальянских семьях были не
редкость, и детское имя Nino, ставшее взрослому гонщику
почти официальным, появилось еще в раннем возрасте из
ласкательного Джузеппино. В год рождения сына отец
многодетной семьи основал кузовную мастерскую, и здесь же
14-летним подростком «Нино» впервые сел за руль гоночного
2-цилиндрового автомобиля. Вероятно, этот специфический
«автомобильный» воздух, окружавший мальчика с детства, и
повлиял на выбор будущего чемпиона. Семейное «кузовное дело»
позже возглавил родной брат отца и дядя маленького «Нино» –
Джованни Батиста Фарина, за невысокий рост получивший
прозвище «Пинин» (коротышка), который и превратил
полукустарную мастерскую в знаменитую фирму Pininfarina.
Джузеппе окончил Туринский университет и получил степень
доктора в области экономики и права.
Еще 19-летним студентом Фарина увлекся автоспортом, а его
первым серьезным испытанием стала горная гонка Aosta-Grand
St. Bernard. Армейская служба в кавалерии способствовала
дальнейшей спортивной и духовной закалке Фарины и помогла
ему в начале 30-х годов научиться укрощать настоящих
«железных скакунов» – Maserati и Alfa Romeo. Его
покровителем и наставником стал сам легендарный Тацио
Нуволари.
Победа Фарины в младшем классе «вуатюрет» на GP
Чехословакии'34 стала не только самым крупным его успехом,
но и привела Джузеппе в профессиональную команду Alfa Romeo,
которой руководил Энцо Феррари. В 30-е годы на гоночных
трассах доминировали немецкие заводские команды
Mercedes-Benz и Auto Union. Тем не менее гонщики Alfa Romeo
достойно сражались и недостаток «лошадиных сил»
компенсировали своим мастерством. Джузеппе Фарина одержал
несколько весомых побед в классе «1,5 литра с компрессором»,
в том числе на Alfa Romeo 158 «Альфетте» выиграл последнюю
«довоенную» гонку – GP Триполи 1940 г.
Период войны был самым сложным для спортсменов, вовремя
не покинувших Германию и Италию, но ни один автогонщик не
запятнал свою совесть преступлениями, хотя и не боролся
против фашизма.
В 1946 году «Нино» Фарина возвратился в автомобильный
спорт.
В гонке под Парижем Джузеппе не повезло, зато на GP Народов
в Швейцарии его Alfa Romeo была первой, опередив машины
Тросси и Вимилля. Концовка сезона проходила в Монце, но
из-за того, что победу заранее спланировали для Тросси,
Фарина ушел, хлопнув дверью. Поговаривали даже, что он
больше не будет гоняться, но в начале 1948 г. Д. Фарина
появился опять – уже как владелец команды и гонщик. На
Maserati 4 CLT «Нино» сумел одержать несколько побед. В этот
же период он опробовал новую Ferrari «125 с компрессором»
своего старого знакомца, теперь уже независимого Энцо
Феррари. Неудача в Монце была с лихвой компенсирована первой
победой Д. Фарины на Ferrari в Lago di Garde. Он совершил
успешное турне по Южной Америке, выступая в гонках
«свободной Формулы».
По возвращении Фарины в Европу вакансий в команде Э.
Феррари уже не оказалось. В отсутствие Alfa Romeo, которая в
преддверии первого чемпионата мира взяла тайм-аут для
капитальной форсировки своей «пожилой» «Альфетты», Джузеппе
Фарина на Maserati стал серьезным соперником Ferrari. Он
поставил рекорд круга в Спа и Берне, победил в Лозанне, где
впервые встретился со своим будущим соперником Х.М. Фанхио.
Maserati 4 CLT конструктивно уступала Ferrari, и это
предопределило возвращение Фарины в команду Alfa Romeo.
Период «пятидесятых» в Формуле-1 часто называют «эпохой
джентльменов», когда решающим заслуженно считалось
спортивное мастерство водителя. Порядочность и Честность
были сами собой разумеющимися качествами. Спортивное
поведение Джузеппе Фарины как нельзя более соответствовало
образу гонщика-джентльмена. На трассе Фарина демонстрировал
безоглядную волю к победе, но иногда был непредсказуем.
Фарина никогда не смешивал спорт и личную жизнь, поэтому о
его семейных делах в прессе сообщалось мало. Знаем только,
что Джузеппе женился в 1947 году и что его супруга Элси
владела магазином модной одежды и на гонки приезжала редко.
Первый чемпионат мира проходил в острейшей борьбе
43-летнего Д. Фарины с его неуступчивыми
друзьями-соперниками по команде: «юным» 39-летним
аргентинским асом Х.М. Фанхио и 51-летним ветераном Л.
Фаджиоли (всем вместе было 133 года!!!). Чемпионская корона
досталась Джузеппе нелегко. На первом этапе, в Англии,
Фарина пришел первым, а Фанхио сошел за семь кругов до
финиша; на второй гонке, в Монако, Фарина на первом круге
стал инициатором массового завала, и Фанхио спокойно доехал
до финиша. В Швейцарии они опять поменялись местами. В
каждом выигрыше соперники брали максимум 8 очков за победу и
одно – за лучший круг. Только в Бельгии на знаменитой
14-километровой трассе Спа они оба закончили на зачетных
местах: 8 очков у Фанхио за победу и 4 очка (за 4-е место и
лучший круг) у Фарины, который сохранил свое лидерство в
чемпионате. На GP Франции Фарину подвел бензонасос, и
победитель Фанхио наконец-то вырвался вперед.
Какая напряженная ситуация сложилась перед последней
гонкой и кто в ней победил, мы уже знаем. Добавим только,
что в острой схватке с Фариной аргентинец Фанхио сделал для
победы все возможное, но, даже пересев в машину своего
товарища П. Таруффи (тогда это разрешалось), смог завоевать
только одно очко за лучший круг. В этом же году Д. Фарина
выиграл International Trophy в Сильверстоуне.
На следующий год (1951) Alfa Romeo предельно форсировала
свою машину, ее 400-сильная модификация позже получила
индекс «159».
|
Кроме Фанхио, серьезным соперником стала команда Ferrari,
гонщики которой Ф. Гонзалец и будущий чемпион Альберто
Аскари победили на трех этапах. «Альфетта», созданная еще в
1938 году, была уже на пределе своих возможностей, тем не
менее Хуан Мануэль Фанхио выиграл три этапа и стал
чемпионом. Джузеппе Фарина 1951 год провалил, заняв итоговое
4-е место. Его успехом стали рекорды круга во Франции и
Италии и победы на бельгийской трассе Спа и еще в трех
гонках, не входивших в зачет.
Международная автофедерация изменила технические
требования к автомобилям Ф-1, и временно чемпионат 1952-53-х
годов проходил на машинах Формулы-2. Alfa Romeo сошла со
сцены, и следующие два года Д. Фарина провел в тени
энергичного Альберто Аскари. В команде Scuderia Ferrari в
первый год Фарина завоевал титул вице-чемпиона, а в
следующем закончил на третьем месте. У Джузеппе был шанс
стать чемпионом во второй раз, если бы в 1953 году он смог
выиграть этап в Берне. Но Аскари, сильно отставший из-за
проблем с карбюратором, не подчинился приказу из боксов.
Закусив удила, Альберто в безумном стиле обошел и Хоторна, и
Фарину, что принесло ему досрочно второй титул. Семь вторых
мест и победа на трассе «тысячи поворотов» Нюрбургринга в
чемпионате мира, три победы в многочасовых гонках спортивных
автомобилей, победы в других соревнованиях – таковы
достижения Фарины в годы чемпионства Аскари. Было еще одно
«достижение», о котором так не любят вспоминать в Scuderia.
На открытии сезона’53 в Аргентине Фарина, обгоняя Аскари, не
справился с управлением и вылетел прямо в толпу зрителей. В
тот день его Ferrari погубила 9 человек и 40 ранила.
Когда в 1954 г. в силу вошла 2,5-литровая «формула-1»,
Фарина продлил контракт с Ferrari, но смог выступить только
на двух этапах. Получив тяжелейшие ожоги во время подготовки
к гонке «1000 км Монцы», Фарина весь год провел с докторами.
В январе 1955 г. Фарина повторил прошлогодний результат
Буэнос-Айреса и пришел к финишу вторым. Травмы, полученные
во время пожара в Монце, мешали дальнейшим выступлениям, и
Джузеппе стал подумывать об уходе из автоспорта. Последней
его гонкой стал GP Бельгии на Ferrari 555 Supersqualo, где
Фарина занял третье место непосредственно за Mercedes-Benz
W196, которыми управляли Фанхио и Мосс. Серьезная авария при
тренировке к GP Италии’55, когда у его Lancia D50 на полной
скорости лопнула покрышка, ускорила принятие окончательного
решения. Хотя физически Джузеппе и не пострадал, но огромное
потрясение, которое испытал сорокавосьмилетний гонщик, стало
решающим для ухода из большого спорта.
Уйдя из Ф-1, «Нино» не повесил свой гоночный шлем на
стену и еще два года продолжал гоняться на спортивных
«Ягуарах» и «Альфах». Были даже попытки выйти на трек
Индианаполиса, но удача отвернулась от него. Жизнь первого
чемпиона трагически оборвалась 30 июня 1966 г., когда за
рулем своего Lotus Cortina он спешил в Реймс на Гран-при
Франции.
| |