F1Archive.Ru
Архив материалов о Формуле 1

Энциклопедия - Пилоты

Главная страница
Энциклопедия
История
Пилоты
Трассы
Команды
Поставщики шин
Статистика
Статьи о Формуле 1
Мир Больших Призов
Технологии
Автомобили
Личности
Отдельные статьи
Дополнительные материалы
Другие виды автоспорта
Видео архив
Печатные издания
 



Пилоты Формулы 1

 

Nino Farina

Эмилио Джузеппе «Нино» Фарина
Emilio Giuseppe «Nino» Farina

Дата рождения: 30 Октября, 1906
Дата смерти: 30 Июня, 1966
Гражданство: Италия
Годы в F1: 1950-1955
Был пилотом в команде(ах): Альфа-Ромео, Феррари
 

 


 
ЧМ Гран-при (старты) Победы Подиумы Поулы Первый
ряд
Лучшие круги Очки в ЧМ
1950 35 (33) 5 20 5 27 5 127.33
 

Джузеппе «Нино» Фарина стал первым чемпионом мира в Формуле-1 в возрасте 44 лет, но принадлежал он скорее к предыдущей эпохе.

В далеких «двадцатых» началось его восхождение к вершине автоспорта. Родился Guiseppe Farina 30 октября 1906 года в Турине. Необидные прозвища в итальянских семьях были не редкость, и детское имя Nino, ставшее взрослому гонщику почти официальным, появилось еще в раннем возрасте из ласкательного Джузеппино. В год рождения сына отец многодетной семьи основал кузовную мастерскую, и здесь же 14-летним подростком «Нино» впервые сел за руль гоночного 2-цилиндрового автомобиля. Вероятно, этот специфический «автомобильный» воздух, окружавший мальчика с детства, и повлиял на выбор будущего чемпиона. Семейное «кузовное дело» позже возглавил родной брат отца и дядя маленького «Нино» – Джованни Батиста Фарина, за невысокий рост получивший прозвище «Пинин» (коротышка), который и превратил полукустарную мастерскую в знаменитую фирму Pininfarina.

Джузеппе окончил Туринский университет и получил степень доктора в области экономики и права.

Еще 19-летним студентом Фарина увлекся автоспортом, а его первым серьезным испытанием стала горная гонка Aosta-Grand St. Bernard. Армейская служба в кавалерии способствовала дальнейшей спортивной и духовной закалке Фарины и помогла ему в начале 30-х годов научиться укрощать настоящих «железных скакунов» – Maserati и Alfa Romeo. Его покровителем и наставником стал сам легендарный Тацио Нуволари.

Победа Фарины в младшем классе «вуатюрет» на GP Чехословакии'34 стала не только самым крупным его успехом, но и привела Джузеппе в профессиональную команду Alfa Romeo, которой руководил Энцо Феррари. В 30-е годы на гоночных трассах доминировали немецкие заводские команды Mercedes-Benz и Auto Union. Тем не менее гонщики Alfa Romeo достойно сражались и недостаток «лошадиных сил» компенсировали своим мастерством. Джузеппе Фарина одержал несколько весомых побед в классе «1,5 литра с компрессором», в том числе на Alfa Romeo 158 «Альфетте» выиграл последнюю «довоенную» гонку – GP Триполи 1940 г.

Период войны был самым сложным для спортсменов, вовремя не покинувших Германию и Италию, но ни один автогонщик не запятнал свою совесть преступлениями, хотя и не боролся против фашизма.

В 1946 году «Нино» Фарина возвратился в автомобильный спорт.

В гонке под Парижем Джузеппе не повезло, зато на GP Народов в Швейцарии его Alfa Romeo была первой, опередив машины Тросси и Вимилля. Концовка сезона проходила в Монце, но из-за того, что победу заранее спланировали для Тросси, Фарина ушел, хлопнув дверью. Поговаривали даже, что он больше не будет гоняться, но в начале 1948 г. Д. Фарина появился опять – уже как владелец команды и гонщик. На Maserati 4 CLT «Нино» сумел одержать несколько побед. В этот же период он опробовал новую Ferrari «125 с компрессором» своего старого знакомца, теперь уже независимого Энцо Феррари. Неудача в Монце была с лихвой компенсирована первой победой Д. Фарины на Ferrari в Lago di Garde. Он совершил успешное турне по Южной Америке, выступая в гонках «свободной Формулы».

По возвращении Фарины в Европу вакансий в команде Э. Феррари уже не оказалось. В отсутствие Alfa Romeo, которая в преддверии первого чемпионата мира взяла тайм-аут для капитальной форсировки своей «пожилой» «Альфетты», Джузеппе Фарина на Maserati стал серьезным соперником Ferrari. Он поставил рекорд круга в Спа и Берне, победил в Лозанне, где впервые встретился со своим будущим соперником Х.М. Фанхио. Maserati 4 CLT конструктивно уступала Ferrari, и это предопределило возвращение Фарины в команду Alfa Romeo.

Период «пятидесятых» в Формуле-1 часто называют «эпохой джентльменов», когда решающим заслуженно считалось спортивное мастерство водителя. Порядочность и Честность были сами собой разумеющимися качествами. Спортивное поведение Джузеппе Фарины как нельзя более соответствовало образу гонщика-джентльмена. На трассе Фарина демонстрировал безоглядную волю к победе, но иногда был непредсказуем. Фарина никогда не смешивал спорт и личную жизнь, поэтому о его семейных делах в прессе сообщалось мало. Знаем только, что Джузеппе женился в 1947 году и что его супруга Элси владела магазином модной одежды и на гонки приезжала редко.

Первый чемпионат мира проходил в острейшей борьбе 43-летнего Д. Фарины с его неуступчивыми друзьями-соперниками по команде: «юным» 39-летним аргентинским асом Х.М. Фанхио и 51-летним ветераном Л. Фаджиоли (всем вместе было 133 года!!!). Чемпионская корона досталась Джузеппе нелегко. На первом этапе, в Англии, Фарина пришел первым, а Фанхио сошел за семь кругов до финиша; на второй гонке, в Монако, Фарина на первом круге стал инициатором массового завала, и Фанхио спокойно доехал до финиша. В Швейцарии они опять поменялись местами. В каждом выигрыше соперники брали максимум 8 очков за победу и одно – за лучший круг. Только в Бельгии на знаменитой 14-километровой трассе Спа они оба закончили на зачетных местах: 8 очков у Фанхио за победу и 4 очка (за 4-е место и лучший круг) у Фарины, который сохранил свое лидерство в чемпионате. На GP Франции Фарину подвел бензонасос, и победитель Фанхио наконец-то вырвался вперед.

Какая напряженная ситуация сложилась перед последней гонкой и кто в ней победил, мы уже знаем. Добавим только, что в острой схватке с Фариной аргентинец Фанхио сделал для победы все возможное, но, даже пересев в машину своего товарища П. Таруффи (тогда это разрешалось), смог завоевать только одно очко за лучший круг. В этом же году Д. Фарина выиграл International Trophy в Сильверстоуне.

На следующий год (1951) Alfa Romeo предельно форсировала свою машину, ее 400-сильная модификация позже получила индекс «159».

Кроме Фанхио, серьезным соперником стала команда Ferrari, гонщики которой Ф. Гонзалец и будущий чемпион Альберто Аскари победили на трех этапах. «Альфетта», созданная еще в 1938 году, была уже на пределе своих возможностей, тем не менее Хуан Мануэль Фанхио выиграл три этапа и стал чемпионом. Джузеппе Фарина 1951 год провалил, заняв итоговое 4-е место. Его успехом стали рекорды круга во Франции и Италии и победы на бельгийской трассе Спа и еще в трех гонках, не входивших в зачет.

Международная автофедерация изменила технические требования к автомобилям Ф-1, и временно чемпионат 1952-53-х годов проходил на машинах Формулы-2. Alfa Romeo сошла со сцены, и следующие два года Д. Фарина провел в тени энергичного Альберто Аскари. В команде Scuderia Ferrari в первый год Фарина завоевал титул вице-чемпиона, а в следующем закончил на третьем месте. У Джузеппе был шанс стать чемпионом во второй раз, если бы в 1953 году он смог выиграть этап в Берне. Но Аскари, сильно отставший из-за проблем с карбюратором, не подчинился приказу из боксов. Закусив удила, Альберто в безумном стиле обошел и Хоторна, и Фарину, что принесло ему досрочно второй титул. Семь вторых мест и победа на трассе «тысячи поворотов» Нюрбургринга в чемпионате мира, три победы в многочасовых гонках спортивных автомобилей, победы в других соревнованиях – таковы достижения Фарины в годы чемпионства Аскари. Было еще одно «достижение», о котором так не любят вспоминать в Scuderia. На открытии сезона’53 в Аргентине Фарина, обгоняя Аскари, не справился с управлением и вылетел прямо в толпу зрителей. В тот день его Ferrari погубила 9 человек и 40 ранила.

Когда в 1954 г. в силу вошла 2,5-литровая «формула-1», Фарина продлил контракт с Ferrari, но смог выступить только на двух этапах. Получив тяжелейшие ожоги во время подготовки к гонке «1000 км Монцы», Фарина весь год провел с докторами. В январе 1955 г. Фарина повторил прошлогодний результат Буэнос-Айреса и пришел к финишу вторым. Травмы, полученные во время пожара в Монце, мешали дальнейшим выступлениям, и Джузеппе стал подумывать об уходе из автоспорта. Последней его гонкой стал GP Бельгии на Ferrari 555 Supersqualo, где Фарина занял третье место непосредственно за Mercedes-Benz W196, которыми управляли Фанхио и Мосс. Серьезная авария при тренировке к GP Италии’55, когда у его Lancia D50 на полной скорости лопнула покрышка, ускорила принятие окончательного решения. Хотя физически Джузеппе и не пострадал, но огромное потрясение, которое испытал сорокавосьмилетний гонщик, стало решающим для ухода из большого спорта.

Уйдя из Ф-1, «Нино» не повесил свой гоночный шлем на стену и еще два года продолжал гоняться на спортивных «Ягуарах» и «Альфах». Были даже попытки выйти на трек Индианаполиса, но удача отвернулась от него. Жизнь первого чемпиона трагически оборвалась 30 июня 1966 г., когда за рулем своего Lotus Cortina он спешил в Реймс на Гран-при Франции.


 

 

   © Copyright 2010 F1Archive.ru    
Сайт управляется системой uCoz