|
Пилоты Формулы 1
|
Найджел Эрнест Мэнселл
Nigel Ernest Mansell
Дата рождения: 8 Августа, 1953
Гражданство: Великобритания
Годы в F1: 1980 - 1992, 1994 - 1995
Был пилотом в команде(ах): Лотус, Вильямс,
Феррари, МакЛарен
|
ЧМ |
Гран-при (старты) |
Победы |
Подиумы |
Поулы |
Первый
ряд |
Лучшие круги |
Очки |
1992 |
191 (187) |
31 |
59 |
32 |
56 |
30 |
482 |
|
Слишком долго все смеялись над усатым лордом-полисменом.
Над его сомнительным чувством юмора, над полным безразличием
англичанина к настройке и доводке автомобиля. Над
чудовищными ошибками на трассе, наконец. Но и любили за то
же самое: за подчеркнутую «некартинность» и неудачливость.
Найджел Мэнселл родился 8 августа 1953 года в Англии, в
местечке Upton-on-Severn. После окончания инженерного
колледжа он поступил на работу в компанию “Lucas Aerospace”.
Надо сказать, что навыки, приобретенные им в колледже и на
работе, здорово пригодились ему в карьере гонщика. Вся его
биография состоит из борьбы с неудачами. Но он верил, что с
помощью упорства и преданности можно свернуть горы.
В 15 лет Мэнселл успешно дебютировал в британских
соревнованиях по картингу. Невероятное количество
чемпионских званий необходимо перечислить. С 1969 по 1976 –
чемпион «Middle England championship», чемпион Уэльса 1970 и
1971 года, чемпион северной Англии в 1972 году, чемпион
Англии в 1973 году.
В 1976 году он впервые сел за руль одноместного болида.
Его пригласила команда Lucas «Формулы-Форд 1600». И в первой
– же гонке, в Mallory Park - победил. Из семи гонок того
сезона он выиграл пять. А уже на следующий год выиграл 20
заездов из 27. Серьезная авария в Brands Hatch закончилась
почти трагически. Травма позвоночника и больничная койка.
Врачи объявили, что он никогда больше не сядет за руль
гоночного автомобиля, а если поднимется с кровати без их
разрешения, то останется на всю жизнь парализованным. Через
пять дней он встал, написал расписку и поехал домой. Через
месяц с небольшим он снова сел за руль.
В 1978 году он должен был принять участие в соревнованиях
«Формулы-3». Ввиду отсутствия спонсоров Найджелу и его жене
Розанне пришлось продать квартиру. Но сезон не ладился.
Болид «March» явно не мог конкурировать с соперниками, но
его усилия на трассе и стиль вождения привлекли внимание
Колина Чепмена, менеджера «Лотус». А в июне он был признан
«гоночной надеждой года» в Великобритании.
В сентябре 1979, прямо перед участием в тестах «Лотуса»
он попал в тяжелую аварию, в результате «тарана» его машины
Де Чезарисом в чемпионате «Формулы-3». Машина Мэнселла
перевернулась, и он сломал позвонок. Вторая травма
позвоночника за два года не остановила его. На следующий
день, находясь в больнице, он заявил Чепмену «Это не
проблема. Я буду на тестах в Пол-Ришаре!» И сдержал свое
слово. К тому времени его упорство уже становилось
легендарным.
В 1980 году Найджел впервые принял участие в трех гонках
чемпионата «Формулы-1». Это были три последние гонки сезона,
в Австрии, Голландии и Сан-Марино. В первом же этапе он
вынужден был терпеть боль химических ожогов спины из-за
пролившегося топлива. Просто заправщик не увидел краев бака,
и топливо хлынуло на водительское сиденье. Но его страдания
закончились на 40-м круге, когда сгорел мотор его «Lotus
Cosworth DFV 81B». Две другие гонки тоже не принесли ему
успеха. Но в команду Мэнселл попал и следующие четыре сезона
отработал полностью. Несколько неудачный опыт старта в «Ф-1»
укрепил его дружбу с Чепменом. Но машина была не очень
надежна и из 12 гонок 1981 года, только в 6-ти он не сошел
по техническим причинам. В Канаде была авария, а оставшиеся
пять принесли ему восемь очков, что для «Лотуса» было очень
не плохо.
Следующий, 1982 год, Найджел снова провел в борьбе с
болидом. Снова лишь в семи гонках из 11-ти он смог добраться
до финиша. Семь очков. А борьбу за чемпионство вели Кеке
Росберг, Дидье Пирони, Джон Ватсон и Алан Прост. Знаменитые
пилоты знаменитых команд. Кто тогда мог угадать в молодом
англичанине будущего чемпиона. Но тогда, в 1982-м, его
ожидал еще большой удар. 16 декабря Чепмен умер от
сердечного приступа. Сезон 1983 года он, оставшись без друга
и наставника, он закончил с 10 очками.
В 1984 году на трассе в Далласе Найджел заработал свою
первую поул-позишн. И надо же такому случится, что в
нескольких метрах от финишной черты (за три круга до финиша)
у его «Лотуса» закончился бензин. Менселлу пришлось вылезти
из машины и толкать ее руками. Жара, в конечном счете, так
подействовала на него, что он потерял сознание. Редкое, для
«Ф-1» зрелище. Это переполнило чашу терпения гонщика, и
когда Френк Вильямс пригласил его в свою команду, он с
радостью согласился. Так что сезон 1985 года Найджел начинал
в новой команде. Его партнером стал финский гонщик, чемпион
мира Кеке Росберг. И Мэнселл на «Williams Honda FW10»
одержал свои первые победы в «Формуле-1». На «Гран-при
Европы» в Brands Hatch и в Южной Африке на трассе Kyalami.
Было еще второе место в Спа. Наконец-то и на его улице
наступил праздник. Он занял шестое место в чемпионате, а его
более опытный партнер – третье. Надо сказать, что тогдашние
машины были гораздо мощнее нынешних. ФИА еще не начало своей
идиотской борьбы со скоростью. Турбомоторы изрыгали языки
пламени и запросто превышали мощность в 1000 лошадиных сил.
Но мы отвлеклись.
Мэнселл становился пилотом, от которого ждали побед. И
хотя официально первым пилотом на следующий, 1986 года,
сезон был приглашен Нельсон Пике, по количеству побед
Найджел превосходил своего напарника. В 1986 году он победил
в пяти гонках, а в 1987 году – в шести. Но титул чемпиона
ускользал от него в последнее мгновение. В 1986, в последней
гонке на «Гран-при Австралии» ему нужно было набрать всего
одно очко. Но ошибка в выборе командой «Вильямс» резины
сделала чемпионом Проста. В 1987-м он опять лишь второй,
пропустив Нельсона Пике на первую строчку чемпионата. Но не
пропустив Сенну и Проста, хотя в пяти гонках он был вынужден
прекратить борьбу из-за механических проблем. Но по
окончании сезона «Хонда» решила разорвать контакт с
«Вильямсом» и на болид поставили двигатель «Judd». И это не
замедлило сказаться на результатах. Сейчас трудно себе это
представить, но лишь в двух гонках (в Сильверстоуне и
Хересе) Найджел смог добраться до финиша. Оба раза на втором
месте. Девятое место в чемпионате и 12 очков. (Партнером его
тогда был Рикардо Патрезе, так он занял 10-е место и набрал
8 очков). Но это был сумасшедший сезон. Ведь Сенна и Прост
выступали в одной команде, и на неудачу Мэнселла никто не
обратил внимания. Найджел твердо решил уйти из «Вильямс».
Его с удовольствием приняли в «Феррари».
Он победил в первом «Гран-при Бразилии» 1989 года, на
новом «Ferrari 640». Машина вела себя не очень надежно, но
если уж Мэнселл добирался до финиша, то никак не ниже
третьего места. В Венгрии, стартовав с двенадцатой позиции,
он смог одержать замечательную победу, обогнав на финише
Сенну. «Я только что победил в самом красивом заезде» –
заявил англичанин после финиша.
Казалось бы, руководству Феррари можно только завидовать
- в ее составе 1990 года были два опытных бойца, истинные
корифеи гонок - трехкратный чемпион мира Ален Прост и
Найджел Мэнселл, имевший к своим 36 годам 16 побед в 149
стартах. Поэтому для многих словно гром среди ясного неба
прозвучало заявление Льва-Найджа (так звали британские
"тиффози" своего кумира) об его уходе их команды и из гонок
вообще. Сделано это было 15 июля на традиционной встрече с
журналистами и болельщиками сразу же после восьмого этапа,
проходившего на английской трассе Сильверстоун. Не особенно
вдаваясь в подробности, Мэнселл объяснил свое решение, тем
что на его уходе якобы настаивает жена Розанна, часто
упрекавшая его в долгих отсутствиях и вынужденных разлуках.
Заявление Найджелла прозвучало настолько твердо и убежденно,
что на следующий день сенсационная новость попала на первые
полосы всех крупнейших британских газет. Однако правдой
оказалась лишь первая часть угрожающего высказывания -
Мэнселл и в самом деле вынужден был уйти из Феррари и, как
вскоре выяснилось, вновь вернулся в команду "Вильямс", за
которую не без успеха выступал в 1985-1988 годах. Так что
упреки Розанны были тут ни при чем. Истинные причины,
думается, крылись именно в том, что двум медведям всегда
непросто ужиться в одной берлоге, и рано или поздно кто-то
из них, не выдерживая конкуренции, вынужденно покидает
удобное логово. Дружеским отношениям, поначалу сложившимся
между Аленом Простом и Найджелом Мэнселлом, не суждено было
продлится долго. Черная кошка впервые перебежала между ними,
когда на любезное приглашение простодушного англичанина
провести вместе уик-энд за игрой в гольф в его загородной
резиденции легендарный француз не слишком вежливо съязвил,
что, мол, пока один (то есть он) в поте лица вкалывает от
рассвета до заката на тренировочной трассе, другой едва
закончив квалификационный заезд, тотчас же мчится к
ближайшему гольф-клубу. Словом дружба не сложилась. И вскоре
уязвленный Мэнселл публично охарактеризовал своего напарника
по команде как человека "безжалостного" и "жестокого", а
Прост в ответ обвинил умудренного опытом партнера в
"элементарном непрофессионализме". Сор был вынесен из избы и
мгновенно разнесен по всему белу свету неутомимой
журналистской братией. Всем стало ясно, что оргвыводы
последуют неизбежно и следующий сезон команда Феррари должна
будет начать в новом составе. В конце сезона Френк Вильямс
предложил Найджелу вернуться в свою команду. Тем более, что
контракт о поставке моторов с фирмой «Рено» позволял
надеяться на успех в чемпионате. Но на деле машина оказалась
недостаточно надежна. Но свои пять побед он заработал
честно. Это позволило ему единолично бороться с Сенной за
победу. Но знаменитый бразилец оказался сильнее и Найджелл
стал в третий раз вице-чемпионом мира и был награжден
знаменитым Орденом Британской Империи. Все чувствовали – в
следующем году Мэнселл выиграет. Так и случилось. За зимние
каникулы Вильямсу удалось создать надежный и мощный болид и
книга рекордов Гиннесса дрогнула!
Первые пять гонок 1992 года принесли Найджеллу пять
поул-позишн и 50 очков. В 14 из 16 гонок он стоял на
поул-позишн и в девяти пришел первым. За пять этапов до
конца чемпионата победитель был уже ясен. Итог был просто
невероятным. Он набрал 108 очков, почти в два раза обогнав
своего товарища по команде и второго в чемпионате Рикардо
Патрезе (у того было 56 очков). А 13 сентября, в Монце, он
объявил, что уходит из «Формулы-1» из-за невозможности
договориться с Френком Вильямсом. Дело в том, что Френк,
несмотря на невероятный успех Мэнселла решил, в середине
сезона, снизить его зарплату. И хотя потом все было улажено
Найджел своего решения не изменил. После такого сезона он
мог себе позволить уйти. Там же он заявил, что подписал
контракт на выступление в мировой серии «Индикар» за команду
Newman-Haas.
Сезон 1993 в Индикаре начался просто прекрасно.
Поул-позишн в первой гонке на Австралийской трассе «Surfers-Paradise».
Знаменитые пилоты «Инди» Эмерсон Фитипальди и партнер
Мэнселла Марио Андретти на пресс-конференции после
квалификации были очень удивлены. А уж когда Мэнселл
победил. Он стал первым и пока единственным, кто выиграл
дебютную гонку в «Индикаре». Но непривычность машины и
трассы все-таки сказались. Вторая гонка была на овальной
трассе в Фениксе и Найджел врезался в стену. Авария была
очень тяжелой. Все подумали, что он испугается овальных
трасс, но он выиграл их все, кроме Феникса и Индианаполиса –
в Милуоке, Мичиган, Новом Гемпшире и Назарете. Знаменитые
«500 миль Индианаполиса» тоже почти поддались ему. Он долго
был первым, но из-за незначительного контакта со стеной
немного повредил передний спойлер и пришел третьим. Уже
после победы в Назарете стало ясно, что он выиграл. Новичок
Мэнселл «пришел, увидел, победил» в чемпионате «Индикар».
|
Но следующий сезон сложился не блестяще. Несколько
изменился регламент соревнований и, может быть, дала себя
знать усталость, ведь победы в двух самых престижных
гоночных чемпионатах подряд требуют очень большой и
серьезной работы. А потом ему шел 41 год и пора было
подумывать об окончании гоночной карьеры. В сезоне 1994 года
он занял восьмое место в «Инди». Френк Вильямс, потерявший
всякую надежду на успех после гибели Айртона Сенны,
пригласил его в качестве гостя, выступить в четырех гонках.
В двух он сошел из-за поломки машины, в одной пришел
четвертым, а в последней гонке сезона «Гран-при Австралии»
победил. В 1995-м его пригласил на две гонки «Макларен», но
он к тому времени почти закончил гоночную карьеру, и
выступил неудачно. Да и столкновение с Ирвайном в Имоле
(Эдди буквально вышиб его с трассы) сказалось на его
здоровье. Казалось, на этом гоночная биография Мэнселла
закончилась. Но 20 марта 1998 года агенством Reuters было
распространено сенсационное сообщение. "Найджел
возвращается!!!" В нем говорилось, что английский чемпион
"Формулы-1" и "Инди" будет участвовать в чемпионате British
touring car за команду Ford Mondeo.
| |