|
Пилоты Формулы 1
|
Джон Янг Стюарт
John Young Stewart
Дата рождения:
11 Июня, 1939 (Дунбартон, Шотладия)
Гражданство: Великобритания
Годы в F1: 1965-1973
Был пилотом в команде(ах): БРМ, Матра, Тирелл
|
ЧМ |
Гран-при (старты) |
Победы |
Подиумы |
Поулы |
Первый
ряд |
Лучшие круги |
Очки |
1969,
1971, 1973 |
100 (99) |
27 |
43 |
17 |
42 |
15 |
360 |
|
Половина любителей автогонок считают Стюарта одним из
величайших пилотов в истории автоспорта. Умный, быстрый,
осторожный, с великолепной реакцией и чувством машины.
Открытый и приятный в общении человек, преданный супруг,
заботливый отец - вот каков трехкратный чемпион мира,
победитель 27 "Гран-при" Формулы 1. Изворотливый плут,
который может уговорить кого угодно на что угодно. Холодный
и скупой делец, для кого не существует ничего превыше фунта
стерлингов - считала другая половина гоночных фанатов 60 -
70-х годов. "Если Джеки по-настоящему берется за дело, -
заметил как-то его земляк Иннес Айрленд, - он может
уговорить голодного терьера отказаться от куска мяса" Стюарт
первым стал думать глобально, когда это еще не было модно,
он был первым настоящим бизнесменом в формуле 1 - говорили
одни. С него началось превращение романтического вида спорта
в состязание на толщину кошелька - парировали другие. Стюарт
был зачинателем борьбы за безопасность, ему обязаны жизнью
многие пилоты и зрители - защищали своего кумира его
поклонники. Невелика заслуга, если свой крестовый поход за
безопасность он объявил из обыкновенной трусости - не
унимались их оппоненты. Кто же он на самом деле, этот
загадочный шотландец?
Дед Джеки был егерем. А сам он родился в деревушке Дамбек
- несколько каменных домов в графстве Дамбертоншир - 11 июня
1939 года. И в полном соответствии с бернсовской
литературной шотландской традицией, ходил на охоту с дедом,
отцом и старшим братом, еще в детстве став отличным
стрелком. Отцовское дело - у Стюарта-старшего были
автомастерская и заправочная станция в Дамбертоне не слишком
привлекало Джеки. Джимми, старше его на восемь лет, с
детства любил возиться с железками и вскоре стал подающим
надежды автогонщиком. В 1953 году он даже вышел на старт
британского Гран-при. Джеки же больше нравилось выслеживать
лис и охотиться на серн. Благодаря своему охотничьему
искусству Джеки даже удалось прославиться. В 17 лет он
занялся стендовой стрельбой, через год стал чемпионом
Шотландии, через два выиграл Кубок наций, а в 1960 году
попал на отборочные соревнования к римской Олимпиаде. И
проиграл. Из-за одной-единственной неразбитой мишени Стюарт
остался дома, а в Италию поехал Джон Брайтуэйт, которому
через восемь лет предстояло стать олимпийским чемпионом
Мехико. Разумеется, это был чувствительный удар по
самолюбию, но Джеки очень быстро убедил себя и других, что
стендовой стрельбой много не заработаешь. Теперь он трудился
в гараже отца - заправлял, мыл, чинил автомобили земляков и
заезжих туристов. Дело ему быстро понравилось, и Джеки решил
пойти на вечерние курсы (в свое время вольный житель
шотландских гор со школой не дружил), чтобы потом выучиться
на инженера.
Однажды в мастерской Стюартов появился спортивный "Эй-Си-Бристоль"
известного гонщика из Глазго Барри Филлера. "Мотор будто
умирает, - пожаловался он молодому механику. - Справишься?"
"Постараюсь", - ответил Джеки. Стюарт справился, и Филлер -
а он был богатым владельцем гоночной "конюшни" - смышленого
паренька не забыл. Вскоре для одной из клубных гонок ему
понадобился пилот. Барри отправился в Дамбертон. Три сезона,
с 1961 по 1963 годы, Джеки работал в гараже отца, занимался
на досуге стендовой стрельбой, а иногда, по выходным (не
слишком часто, потому как не видел в этом ни большой пользы,
ни особого удовольствия) выступал в различных любительских
соревнованиях, но неожиданно для самого себя обнаружил, что
автогонки - довольно выгодный бизнес. За выходной он получал
иногда 25 фунтов - намного больше, чем за неделю работы в
мастерской. И к началу 1964 года на банковском счету Джеки
Стюарта лежала вполне приличная по тогдашним деревенским
понятиям сумма -150 фунтов стерлингов. Как вы понимаете,
теперь самое время появиться на сцене и героине баллады -
неприступной шотландской красавице. Хелен Мак-Грегор было
17, и работала она кассиршей местного банка. Но Джеки -
небольшого росточка, немножко косноязычный деревенский
механик - показался ей скучным и глуповатым. И уж точно не
походил на сказочного принца, которого обязана ждать
17-летняя красавица. Они расстались, но через несколько
месяцев Джеки напомнил о себе. А еще через год сыграли
свадьбу -с волынками и элем. "Ха-ха, вот сватовство!" -
наверняка похвалил бы своего земляка Берне и добавил бы:
"Оно, конечно, высоко летит иная птица. Но в дальней птице
так легко порою ошибиться". Вряд ли даже в самых радужных
мечтах Хелен представлялось, что сказочный принц введет ее в
настоящие королевские дворцы и чертоги миллиардеров, что ее
будут принимать президенты и поздравлять принцессы. Впрочем,
до этого еще было довольно далеко.
В самом начале 1964 года на автодроме в Гудвуде проходили
тесты нескольких команд формулы 3. Среди молодых, никому не
известных пилотов был и Брюс Мак-Ларен, победитель трех
гран-при формулы 1, вице-чемпион мира 1960 года.
Представляете, как удивил всех Стюарт, на таком же "Купере"
побив время новозеландца! И Кен Тиррел немедленно предложил
Джеки годичный контракт на выступления в его команде в
британском первенстве ФЗ.
Однако новоиспеченный профи не переоценивал собственных
сил. Он подошел к Иону Янгу, который был тогда секретарем
Мак-Ларена, и попросил стать своим менеджером, пообещав
десятую часть всех будущих доходов. "Сегодня те, кто не
знают этой истории, очень удивляются, - писал через тридцать
лет Янг, - что я отказал Джеки Стюарту. Но кем он был тогда?
Мальчишка из формулы "Юниор"! А я - менеджер пилота
чемпионата мира". Прошло всего полтора года, и, поздравляя
Стюарта с победой в Гран-при Италии, Янг написал Джеки
шутливое письмо: "Твое мастерство и моя вера в твою
счастливую звезду помогли мне выиграть пять фунтов на
тотализаторе. Я вижу, что мы можем поработать над этим
вместе. И оба станем миллионерами, вместо того, чтобы им
стал только ты". Но было поздно - даже для шуток. Джеки
стремительно вырос из коротких штанишек. Он выиграл
британское первенство ФЗ и традиционную гонку этой формулы в
Монако. Он уже успел расстаться с Тиррелом и даже отказаться
от места в "Лотосе".
Джеки всегда все рассчитывал очень точно, продумывая
каждый свой шаг до мелочей, и если наступал на грабли, то
один лишь раз - не больше. Так, отправляясь однажды на гонки
на континент, он забыл бумажник с паспортом и билетами на
крыше своего "Эм-Джи". Только в Дувре пропажа обнаружилась,
пришлось звонить в полицию... К счастью, все обошлось. Но с
тех пор Стюарт не позволял себе подобной рассеянности,
проявляя исключительную пунктуальность в мельчайших деталях,
касавшихся его профессии. Что уж говорить о вопросах более
серьезных. Поговаривали, что ради нескольких десятых секунды
на круге Колин Чепмен делает "лотосы" чересчур хрупкими,
играя жизнями своих пилотов. И осторожный Стюарт предпочел
команду, которая хоть и не обещала столь стремительной
карьеры, но в которой, по его словам, не было такого
внутреннего напряжения", - BRM.
Редко кому в формуле 1 удавался такой дебют. Первый же
сезон принес Стюарту победу в Гран-при и "бронзу" первенства
мира. Лучше были только чемпионы - Джим Кларк и Грэм Хилл. А
в первой же гонке сезона-66, Гран-при Монако, Джеки обставил
обоих, впервые в жизни выйдя в лидеры "Формулы-1". Многим
показалось, что наступает новая эра. Время Брэбхэма, Хилла и
даже Кларка проходит. И вместе с "трехлитровой" формулой 1
наступает эпоха Джеки Стюарта. Уж больно быстро покорился
этому шотландскому вундеркинду автогоночный Олимп -
вспомните, ведь Джеки вступал всего лишь в третий свой
профессиональный сезон! Но через три недели после триумфа в
Монте-Карло был Большой приз Бельгии.
Трасса в предгорьях Арденн всегда славилась капризной
погодой. Длиннющее 14-километровое кольцо, проходившее по
дорогам общего пользования, отличалось еще и тем, что порой
на отдельных его участках лило как из ведра, а на других
было совершенно сухо. Вот и 12 июня 1966 года на старте в
Спа-Франкоршам небо обложили тяжелые тучи. Но асфальт
оставался сухим. В повороте "Маета Кинк", который гонщики
проходили где-то на 240 км/ч, уже шел дождь. BRM Стюарта не
удержался на мокрой дороге и, пробив хлипкий деревянный
заборчик, вылетел с трассы. "В моей жизни было достаточно
много неприятных моментов, - вспоминал много позже Джеки. -
Но тот кошмар и теперь стоит перед глазами. Прижатый
сломанной рулевой колонкой, я не мог вылезти из этого
проклятого железного гроба и, воя от боли, с ужасом
наблюдал, как кабина наполнялась бензином из пробитого бака.
Достаточно было малейшей искры..." К счастью - именно, к
счастью! -в том же самом месте через несколько секунд
вылетели и два других пилота BRM. Грэм Хилл и Боб Бондюрант
бросились спасать своего товарища, но руль не снимался,
Джеки никак не удавалось освободить из обломков машины. Хилл
кинулся к судьям, зрителям, раздобыл где-то отвертку.
Томительные секунды, минуты длиною в вечность Джеки ждал,
когда его вызволят из страшной бензиновой купели. Потом
долго-долго ждали "скорую", потом шофер заблудился...
С этого злосчастного дня будто заколдовал кто-то Джеки.
За два года лишь четырежды добирался он до финиша. Правда, в
аварии больше не попадал, зато в автомобиле ломалось все,
что только возможно. И в чемпионате он опускался все ниже:
1966 год - седьмой, 1967 - девятый. "Кончился вундеркинд!" -
поспешили объявить его недруги. А их к тому времени у Джеки
набралось изрядно.
|
"Это была первая моя большая авария, - вспоминал Стюарт. - И
я вдруг понял: в моих силах сделать так, чтобы она стала и
последней. Нужно было немедленно повышать безопасность -
трасс, автомобилей, автогонок вообще". Так начался
знаменитый "крестовый поход" Джеки. Маленький шотландец
развил неожиданно бурную деятельность. В 1966 и 1967 годах
он стартовал в "Инди-500" (дебют едва не закончился победой:
за двенадцать кругов до финиша упало давление масла - удача
улыбнулась Хиллу) и видел, как ревностно относятся к
безопасности американцы. И Стюарт стал требовать расширения
трасс, строительства отбойников, улучшения покрытия,
усиленно рекламировал новые шлемы и комбинезоны, искал
огнестойкие материалы для подшлемников и специального
нижнего белья. Такой Стюарт не нравился никому. Владельцам
трасс приходилось тратить большие деньги. Приверженцы
традиций восхищались отчаянными ребятами, садившимися за
руль гоночного автомобиля в футболках с коротким рукавом, и
откровенно издевались над шотландцем - поклонником
противопожарных кальсон. Даже приверженцы Джеки
призадумались: а может, парень-то просто трусоват? Другие же
откровенно смеялись: видать, сотрясение мозга в Спа не
прошло для шотландца бесследно! Согласитесь, сознательно
оставаться мишенью для насмешек стоит иногда не меньшего
мужества, чем сидеть в бензиновой ванне, каждое мгновение
ожидая взрыва. Но Стюарту все, казалось, было нипочем, его
тонкий голосок становился все слышнее: "Для вас же, упрямцы,
стараюсь!" Перелом наступил в 1968 году. Устав от
бесконечных поломок BRM, Джеки вернулся к Кену Тиррелу.
"Чему научили вас три года в "Бритиш Рэйсинг Моторс"?" -
спросили его тогда. "Во всяком случае, я узнал достаточно,
чтобы не подписывать с ними контракт на четвертый сезон", -
ответил Стюарт.
За команду Кена Джеки уже выступал - и успешно - в
формуле 2. А к сезону 1968 года Тиррелу удалось получить
двигатель "Косворт" и шасси французской авиакосмической
фирмы "Матра". Правда, сезон начался с неприятности. На
гонке формулы 2 в Хараме Стюарт здорово повредил запястье,
два гран-при пропустил и много недель ходил в гипсе. И на
старт в Спа вышел с забинтованной правой рукой. "Мне многие
говорили тогда - ты, парень, с ума сошел! - признался Джеки.
- Мало тебе той аварии? Одной рукой, да под дождем, машину
точно не удержишь!" Но Джеки справился. До последнего круга
он даже лидировал! И только неверная тактика лишила
шотландца победы - на последнем круге ему пришлось заехать в
боксы дозаправиться.
Зато потом все пошло как по маслу - победы в Зандфоорте,
Уоткинс-Глене и самая знаменитая - на "Нюрбургринге". Шел
дождь, трассу укутало плотное одеяло тумана, но Джеки
лидировал со старта до финиша и "привез" ближайшим
преследователям четыре минуты!
Именно тогда стало ясно, что этот маленький шотландец -
пилот чемпионского калибра. И обвинять его в трусости уже
никто не решался - во всяком случае, никто из тех, кто видел
Гран-при Германии на "Нюрбургринге" в августе 1968-го. Так
что особенной сенсации не произошло, когда через год,
одержав шесть побед в первых восьми этапах, Джеки стал
чемпионом мира. И вновь надевал чемпионскую корону в 1971 и
1973 годах, опередив по числу побед в гран-при своих великих
предшественников - Кларка и Фанхио. Неожиданностью стало
скорее его пятое место в семидесятом и вице-чемпионское
звание в 72-м. Сначала им с Кеном Тиррелом ничего не
оставалось, как купить весьма посредственный "Марч" ("Кусок
дерьма, а не машина!" - говорил товарищ Стюарта "по
несчастью" Крис Амон). А потом Джеки подвело здоровье -
открылась язва желудка. Да, то была эра Стюарта. Причем он
не был баловнем судьбы или только прирожденным талантом, или
чутким технарем с золотыми руками и музыкальным слухом.
"Кларк - талантливее" - говорили вокруг, - "Риндт быстрее.
Но Стюарт - лучший." Он принес в автогонки что-то свое, став
навсегда образцом для подражания. "Природные способности -
это просто, - писал Джеки в вышедшей в 1972 году книге
"Быстрее - Дневник гонщика". - Они или есть, или их нет.
Талант не нужно совершенствовать. Главное, чему я научился в
1968 году - самоконтроль. Перед стартом водитель испытывает
невероятное напряжение, огромная ответственность перед
командой, людьми, которые сделали твой автомобиль,
двигатель, шины, бензин, которые просто купили билет и хотят
видеть красивое зрелище, заставляет пилотов ошибаться именно
на первых метрах, первых поворотах, первых кругах. Я понял,
что готовиться к гонке нужно задолго до старта, чтобы выйти
на трассу предельно сконцентрированным".
Джеки довел свою систему до совершенства. Обычно
общительный, энергичный, улыбчивый, весь собранный и
пружинистый, будто мяч, за сутки до выхода на старт он
внезапно становился спокойным, даже вяловатым. Уходил в
себя, избегал шумных компаний и вообще общения с людьми за
исключением самых близких друзей и, разумеется, Хелен. Утром
в день гонки Джеки старался занять себя чем-нибудь - хорошей
книгой, к примеру. "Главное, - писал он, - не валяться утром
в постели, думая о погоде, о тех, кто был быстрее тебя в
квалификации и, возможно, обгонит тебя в гонке. Нет,
конечно, я не забывал о том, что мне предстоит Большой приз.
Но мысль об этом была как будто на втором плане".
"Жизнь слишком коротка, чтобы делать что-то задаром", - и
эту фразу тоже приписывают Стюарту, "первому бизнесмену
среди автогонщиков", как иногда его называют. "Я никогда не
был любителем, - любил говорить Джеки. - Денег на свою
машину у меня не было, а потому мне приходилось быть
профессионалом. Я понял, что можно делать деньги на гонках,
но очень долго я не понимал, какие деньги!" Еще двукратный
чемпион мира, Стюарт заработал в 1973 году восемь-девять
тысяч фунтов стерлингов - очень большие по тем временам
деньги, такая зарплата была у администраторов крупных
компаний. Разумеется, призовыми деньгами и гонорарами,
которые платил никогда не слывший богачом Тиррел, Джеки не
довольствовался. Он заставил работать на себя "Форд" и ЭЛФ,
"Ролекс" и "Гудьир", "Бритиш Эйруэйз" и "Рэнглер",
расхваливая на все лады автомобили, бензин, часы и джинсы
этих компаний. Причем очень заботился о том, чтобы
представлять только самые известные фирмы с самыми громкими
именами, как, например, шампанское "Моэт и Шандон". О
преумножении богатств шустрого паренька из горной Шотландии
следила теперь специальная корпорация под управлением
американца Марка Мак Кормака. А сам Джеки жил в швейцарском
местечке Беньин, среди виноградников между Женевой и
Лозанной.
Это теперь принято у спортсменов во всем мире - служить
рекламными щитами разных фирм. А в начале семидесятых столь
откровенная погоня за деньгами была в диковинку. И не
помогала, разумеется, Джеки привлекать новых поклонников из
числа "простых" любителей автогонок. Зато "непростых" друзей
и союзников у Стюарта становилось все больше. Среди его
знакомых и даже приятелей - особы королевской крови и
владельцы крупнейших финансовых и промышленных империй,
кинозвезды и модные художники. Словно огромной невидимой
сетью оплел шотландец мир богатства и власти, зорко следя за
своим имиджем умного интеллигента, проницательного знатока
спорта и бизнеса, да еще и своего в доску парня. Невиданное
до сих пор в Европе число интервью, тысячи и тысячи
автографов, десятки баек, смешных и поучительных
историй-полулегенд разошлись по миру из-под пера благодарных
за прекрасный материал журнапистов. Так к примеру говорили,
что длинные волосы Джеки - тоже неспроста. А в память о
"придворном парикмахере" Стюарта Джее Себринге, убитом
вместе с кинозвездой Шарон Тейт на вилле близкого друга
Джеки, кинорежиссера Романа Поланского. Всегда
рассчитывавший каждый свой шаг, Джеки точно спланировал
место и время своего ухода из формулы 1. "Прощальным
поклоном" великого маэстро должен был стать его сотый
Гран-при - "Гран-При США" 1973 года. Тогда судьба вмешалась
в планы шотландца: в тренировке погиб товарищ Джеки по
команде, Франсуа Север. И Стюарт решил не стартовать.
Но такой человек, разумеется, не мог долго оставаться вне
формулы 1. Команда "Пол Стюарт Рэйсинг", основанная для
младшего Стюарта (разумеется, шотландца, хотя родился он в
Швейцарии), прошла все ступени "золотой лестницы", ведущей в
формулу 1. Через нее в разное время прошли Рубене Баррикелло,
Ян Магнуссен, Жиль де Ферран и многие другие звезды. Свое
возвращение непобежденный чемпион тоже рассчитал
превосходно. Исключительное право на новый двигатель "Форд-Косворт",
30-миллионный бюджет, талантливые сотрудники - конструктор
Алан Дженкинз, Баррикелло и Магнуссен (которого сам Стюарт
называл самым быстрым, кого он видел в Ф1, включая Сенну!) -
для шотландца все вновь сложилось удивительно удачно. В
сезоне 1997 команда Stewart Grand Prix дебютирует в гонках
Гран-при Формулы 1. На Гран-при Европы '99 команда
одерживает первую и единственную победу и занимает по итогам
сезона 1999 4 место с 36 очками. В конце 1999 года Джеки
Стюарт продает свою команду концерну Форд, который в сезоне
2000 намеревается выступать в Формуле 1 с собственной
командой Ягуар.
| |