|
Пилоты Формулы 1
Алессандро Дзанарди
Alessandro Zanardi
(Италия)
23 октября 1966, Болонья, Италия.
Занимался картингом с 13 лет, позднее выступал в итальянской
Формуле-3. В 1991 году дебютировал в чемпионате
Формула-3000. В дебютном сезоне Алессандро выиграл две гонки
и стал вице-чемпионом по итогам чемпионата-1991.
В конце 1991 года Дзанарди провел две гонки за команду «Jordan»
в Формуле-1, став одним из многочисленных (Михаэль Шумахер,
Роберто Морено) сменщиков арестованного за драку Бертрана
Гашо. Итальянец не набрал ни одного очка, оба раза
финишировав девятым. На следующий год Дзанарди был
тест-пилотом «Минарди», и принял участие в трех Гран-при за
эту команду (вместо травмированного Кристиана Фиттипальди),
но даже не прошел квалификацию в двух из них, и сошел в
единственной гонке в Германии.
На сезон-1993 Дзанарди подписал контракт с титулованной
командой «Лотус», находившейся в глубоком кризисе. Во второй
гонке за «Лотус», Алессандро завоевал свое первое очко,
придя шестым в Гран-при Бразилии 1993 года. Но на Гран-при
Бельгии гонщик попал в тяжелую аварию на тренировке, и
пропустил окончание сезона. В 1994 году Дзанарди заменил в
составе «Лотуса» получившего тяжёлые травмы Педро Лами
(который в прошлом году дебютировал в Формуле-1 после аварии
самого Дзанарди), но с еще меньшим успехом, закончив сезон
без единого очка. «Лотус» окончательно обанкротился зимой
1995, вынудив Дзанарди покинуть Формулу-1 и перейти в
чемпионат спорт-прототипов.
В 1996 году Дзанарди, благодаря посредничесву конструктора
Мориса Нанна, получил место в успешной команде Chip Ganassi
Racing в серии CART, где проходил первый чемпионат после
раскола серии «Индикар» на две серии. Дебют итальянца
оказался успешным: он стартовал с поула уже во второй гонке
и выиграл три гран-при в дебютном сезоне. Алекс закончил
1996 год с бронзой чемпионата, поделив по количеству очков
второе место с Майклом Андретти и уступив только чемпиону,
своему напарнику Джимми Вассеру. Алекс получил ежегодно
вручаемое звание «Новичок Года».
Следующие два года Дзанарди доминировал на трассе, уверенно
выиграв чемпионаты 1997 и 1998 годов и одержав двенадцать
побед. Оба этих сезона он по-прежнему провел в составе
конюшни Чипа Ганасси.
На следующий год чемпиону поступило предложение от Williams.
Чип Ганасси и Фрэнк Уильямс совершили своеобразный обмен:
Уильямс отпустил в Америку своего тест-пилота Хуана Пабло
Монтойю, и получил взамен трехлетний контракт с Дзанарди.
Однако итальянец не оправдал надежд: на трассах Формулы-1 он
явно уступал своему партнеру, Ральфу Шумахеру, и опять не
набрал ни единого очка. Вдобавок, «Уильямс» 1999 года,
оснащенный двигателями Supertec, был недостаточно быстр и
очень ненадежен. Разочарованный сэр Фрэнк разорвал контракт
с Дзанарди на следующие два года и выплатил ему неустойку.
Поскольку Монтойя, ставший к тому времени чемпионом CART, по
условиям контракта с Ганасси не мог сразу вернуться в
«Формулу», место партнера Ральфа Шумахера в сезоне-2000
занял англичанин Дженсон Баттон.
Дзанарди вернулся на другую сторону Атлантики и подписал
контракт с Мо Нанном, к тому времени оставившим пост
технического директора «Ганасси» и основавшим собственную
команду. Болиды Mo Nunn Racing, произведенные компанией
Reynard, не отличались большой скоростью: в тот год Мо
потерял поставщика двигателей в лице Mercedes и вынужден был
использовать более слабые Honda.
15 сентября 2001 года в гонке на трассе Лаузитцринг в
Германии, одном из первых европейских этапов в истории «Чампкара»,
Дзанарди попал в тяжелейшую аварию. Выехав на трассу после
пит-стопа, Алекс потерял управление и его машину развернуло
поперек трассы. В следующую секунду в него врезался болид
канадца Алекса Тальяни. Reynard итальянца разрубило пополам,
и он потерял обе ноги до колена. Врачи изготовили Дзанарди
протезы ног, на которых он уже смог ходить к концу года.
Пройдя программу реабилитации, Дзанарди вернулся к гонкам,
используя специально оснащенные ручным управлением
автомобили. Он дебютировал в Европейской серии Гран-туризмо
в 2003 году, а с 2004 начал там постоянные выступления как
боевой пилот. В 2005 Алессандро перешел в WTCC и выиграл в
том году одну гонку.
В 2006 году Дзанарди провел показательные тесты за рулем
болида «БМВ» Формулы-1.
ГП: 44;
гонок: 41;
очки: 1;
победы: 0 (л. р. - 6 место);
ПП: 0 (л. р. - 4 место);
БК: 0;
пройдено в гонках: 1568 кругов (7275.19 км);
лидерство в гонках: -.
| |