F1Archive.Ru
Архив материалов о Формуле 1

Энциклопедия - Пилоты

Главная страница
Энциклопедия
История
Пилоты
Трассы
Команды
Поставщики шин
Статистика
Статьи о Формуле 1
Мир Больших Призов
Технологии
Автомобили
Личности
Отдельные статьи
Дополнительные материалы
Другие виды автоспорта
Видео архив
Печатные издания
 



Пилоты Формулы 1

Дэвид Маршалл Култхард
David Marshall Coulthard (Великобритания)


27 марта 1971, Твайнолм, Кёркедбрайт, Шотландия

Дэвид Култхард родился в маленьком шотландском городке Твинхольме (Twynholm). Его отец владел транспортной компанией, которую основал ещё дед Култхарда, благодаря чему семья была достаточно обеспеченной. Это впоследствии помогло Култхарду сделать карьеру гонщика. Отец Култхарда был энтузиастом картинга, и у Дэвида уже в раннем возрасте возник интерес к гонкам. В 10 лет он начал участвовать в картинговых соревнованиях, а в 1983 году, когда ему было 12 лет, стал чемпионом Великобритании по картингу среди юниоров, и удерживал этот титул до 1986 года, когда потерял возможность участвовать в чемпионате юниоров по возрасту.

В 1989 году Култхард стал выступать в Формуле Форд и выиграл этот чемпионат, показав столь высокие результаты, что по результатам сезона был удостоен престижной премии "Лучшему молодому гонщику года", которая вручается командой Макларен, журналом Autosport и клубом британских автогонщиков (McLaren Autosport BRDC Award). В 1991 году он перешёл в Формулу 3000 и стал гонщиком команды Paul Stewart Racing, за которую выступал до 1994 года. Сначала результаты были не очень высокими, но затем шотландец продемонстрировал серьёзный прогресс и в 1993 году финишировал в чемпионате Формулы 3000 на третьем месте.

Куртхард впервые сел за руль болида Формулы-1 в 1992 году, когда тестировал машину команды Бенеттон Форд. Дальше нескольких тестов тогда дело не пошло, но в следующем году Култхарда пригласили тестировать машину команды Уильямс. Его работой в команде остались довольны, и Култхард стал официальным тест-пилотом Уильямса на 1994 год. Параллельно с этим он собирался продолжать выступления в Формуле 3000.
Култхард на Гран-при Великобритании 1994 года

Однако в сезоне 1994 года Култхард успел провести в Формуле 3000 лишь одну гонку. После трагической гибели Айртона Сенны 1 мая 1994 года Култхард занял место боевого пилота команды Уильямс, дебютировав в этом качестве 29 мая 1994 года на Гран-при Испании. После двух проведённых гонок, в одной из которых Култхарду удалось финишировать пятым, ему пришлось уступить место бывшему чемпиону мира Найджелу Мэнселлу. Мэнселл не показал в этой гонке высоких результатов, и команда вернула в гонки Култхарда. Он провёл в сезоне 1994 года ещё шесть Гран-при, в одном из которых поднимался на подиум и ещё в трёх финишировал в очках. Последние три гонки сезона за Уильямс также провёл Мэнселл, но и в них он не оправдал ожиданий команды. В результате на сезон 1995 года команда Уильямс заключила с Култхардом полноценный контракт.

В сезоне 1995 года Култхард показывал высокую скорость, завоевав пять поулов (четыре из них подряд) и одержав свою первую победу в Формуле-1 на Гран-при Португалии. Однако эта победа стала в сезоне единственной. Култхард мог победить ещё в трёх гонках, но ему мешал недостаток опыта и неудачные стечения обстоятельств. За сезон с ним произошли несколько инцидентов, виновником которых был только он сам: например, в Италии он вылетел с трассы на прогревочном круге, а в Австралии врезался в стену, когда заезжал в боксы. Поэтому, хотя Култхард был быстр и занял по итогам чемпионата третье место, руководство команды Уильямс решило не продлевать с ним контракт, и пригласило на 1996 год Жака Вильнёва, выигравшего в 1995 году чемпионат Индикара. Култхарда же пригласили в команду Макларен, и он принял это предложение. Во многом решение покинуть "Уильямс" стало роковым.

В сезоне 1996 года команда Макларен только начинала выходить из затяжного кризиса. В частности, моторы Мерседес, на которые перешла команда, были ещё недостаточно надёжны и быстры. Первый сезон в Маклерене поэтому не получился для Култхарда результативным — семь гонок он не смог закончить, и лишь один раз был на подиуме (в Гран-при Монако, где до финиша смогли добраться лишь три машины, он финишировал на втором месте). По итогам сезона Култхард оказался в чемпионате пилотов только седьмым с 18 очками.

Сезон 1997 года начался лучше для Култхарда — первую гонку сезона, Гран-при Австралии, он сразу выиграл, на 20 секунд опередив пришедшего вторым Михаэля Шумахера. Но затем началась череда сходов — в некоторых гонках выходил из строя мотор, в некоторых трансмиссия и электроника, а иногда и сам Култхард не мог справиться с управлением и вылетал с трассы или попадал в аварии. Вследствие этого и в 1997 году семь гонок не были завершены шотландцем. Однако общие результаты всё же оказались лучше, чем годом раньше — ближе к концу сезона Култхард смог одержать ещё одну победу (в Гран-при Италии) и два раза занимал вторые места. В чемпионате он вёл плотную борьбу с Жаном Алези за четвёртое место, и по завершении чемпионата имел одинаковое с ним количество очков — 36, оказавшись впереди лишь за счёт большего числа побед. После дисквалификации Михаэля Шумахера за неспортивное поведение четвёртое место Култхарда превратилось в третье.

В 1998 году команда Макларен наконец добилась того, что её машины стали быстрее, чем у конкурентов. В Гран-при Австралии Мика Хаккинен и Дэвид Култхард заняли первые два места в квалификации, и в гонке также сразу захватили лидерство — Хаккинен был впереди, а Култхард на втором месте. Однако на 36 круге Хаккинен, неправильно поняв слова инженера по радио, по ошибке заехал в боксы, где его не ждали. Лидерство Макларенов было к тому времени столь прочным, что обойти его успел только Култхард. Поскольку Хаккинен считался в команде лидером, то на последнем круге из боксов поступило указание пропустить Хаккинена вперёд, и Култхард подчинился. Этот эпизод вызвал множество гневных откликов со стороны болельщиков, прессы, а также FIA, которая пригрозила Макларену санкциями в случае, если подобное будет повторяться.

В ходе сезона 1998 года машины команды Макларен продолжали показывать высокие результаты, но теперь команда старалась выстроить тактику так, чтобы Хаккинен заранее оказывался впереди. Култхард провёл сезон на вторых ролях, помогая Хаккинену побеждать. Он шесть раз был вторым и дважды третьим, и лишь четыре раза сходил с трассы. По результатам сезона он с 73 очками был на третьем месте, вслед за победившим Микой Хаккиненом и Михаэлем Шумахером.
Борьба Култхарда и Михаэля Шумахера на Гран-при Великобритании 1998 года

Сезон 1999 года Култхард начал довольно слабо. К домашнему Гран-при Великобритании, восьмому этапу чемпионата, они имел в своём активе лишь два вторых места В Сан-Марино и Испании, причём в Барселоне он вчистую проиграл Хаккинену, а в Имоле его в блестящем стиле опередил Шумахер. Но на трассе в Сильверстоуне всё изменилось. Дэвид Култхард одержал первую в сезоне победу, а главный конкурент "МакЛарена" Михаэль Шумахер сломал ногу и выбыл из чемпионата на неопределенный срок. Теперь Култхард мог и сам сразиться с Хаккиненом за чемпионат. Однако первое же из сражение на следующем после Великобритании Гран-при Австрии обернулось для Култхарда провалом. Сперва он на старте выбил Хаккинена с трассы (тому удалось вернуться и даже занять третье место, показав в гонке лучший круг), а потом умудрился растерять весь свой огромный запас от идущего вторым Эрвайна и упустить лидерство после пит-стопа. Тем не менее, на Гран-при Бельгии Култхард одержал вторую в сезоне победу, опередив своего партнера по команде, и стал рассматриваться одним из четырех кандидатов на титул чемпиона мира. Но концовку сезона он провел откровенно слабо и, набрав 48 очков, уступил не только Хаккинену и Эрвайну, но и Хайнцу-Харальду Френтцену на "Джордане". Кроме того, именно слабое выступление Култхарда не позволило "Макларену" повторить прошлогодний успех в Кубке Конструкторов.

В 2000 году после неудачного начала сезона в Макларене отказались от командной тактики и стали планировать гонки так, чтобы каждый из пилотов мог показать всё, на что он способен. В этих условиях Култхард показывал примерно такие же результаты, как и Хаккинен. Он выиграл три гонки, включая Гран-при Монако, и ещё восемь раз поднимался на подиум. Однако Михаэль Шумахер опередил их обоих и стал чемпионом, Хаккинен занял второе место, а Култхард — третье, с небольшим отставанием от Хаккинена.

В сезоне 2001 года результаты Хаккинена неожиданно снизились. Некоторые списывали это на череду неудачных случайностей, другие говорили, что Хаккинен потерял мотивацию. Култхард начал сезон хорошо — в первых 6 гонках он одержал две победы и ещё трижды был на подиуме — и стал фактическим лидером команды. Но в дальнейшем бороться с доминировавшим в ходе всего сезона Михаэлем Шумахером Култхард не смог. Он занял второе место по итогам чемпионата, но набрал почти вдвое меньше очков, чем Шумахер. Хаккинена же продолжали преследовать неудачи, и хотя временами ещё можно было наблюдать прежнего Хаккинена — например, в Гран-при Великобритании он победил с большим преимуществом, — чемпионат он закончил лишь пятым, отстав от Култхарда, в свою очередь, почти в два раза. После этого сезона Хаккинен объявил об уходе из Формулы-1, и напарником Култхарда стал молодой Кими Райкконен.

В сезоне 2002 года Култхард последовал неудачному примеру Хаккинена — его результаты снизились, что также было достаточно неожиданным. Пилоты команды Феррари доминировали и в этом сезоне — так же, как и в предыдушем, однако на этот раз Култхард уступил в чемпионате не только им, но также и обоим пилотам Уильямса — Монтойе и Ральфу Шумахеру. Он одержал красивую победу в Монако после того, как на старте захватил лидерство и в течение всей гонки вёл плотную борьбу с Михаэлем Шумахером, финишировав в итоге с преимуществом всего в секунду; но эта победа стала единственной в сезоне, а результаты остальных гонок были не очень высокими — Култхард часто финишировал в очках, но в основном ближе к концу очковой зоны. По итогам чемпионата он был пятым с 41 очком.

2003 год Култхард начал с победы в Гран-при Австралии, дав своим почитателям надежду на то, что его результаты выровняются. Но в дальнейшем сезон 2003 года оказался для Култхарда ещё хуже предыдущего, причём он стал регулярно проигрывать своему гораздо менее опытному напарнику Кими Райкконену. Больше шотландец не одержал ни одной победы и лишь дважды был на подиуме. В чемпионате Култхард откатился на седьмое место (притом, что Райкконен стал вице-чемпионом), и ходили слухи, что уже со следующего года команда Макларен не станет продлевать с ним контракт. Но тогда этого не случилось, и Култхард остался в Макларене ещё на один сезон.

Однако в 2004 году Култхард даже ни разу не смог подняться на подиум. В начале сезона, когда машины Макларена страдали от механических проблем, Култхард старался ездить осторожно, и его опыт помогал ему завершать гонки тогда, когда Райкконен сходил; однако если ему и удавалось финишировать в очковой зоне, то это приносило лишь одно или два очка. Во второй половине сезона, когда появился новый, более скоростной и надёжный болид, Култхард не смог улучшить свои результаты и продолжал ездить так же, как и ранее. К концу чемпионата он почти в два раза отстал от Райкконена и оказался только десятым. После этого сезона команда Макларен более не стала продлевать контракт Култхарда, и ему пришлось искать себе место в другой команде.

Руководство молодой команды Ред Булл Рейсинг, впечатлённое большим опытом Култхарда, пригласило его к себе в надежде, что он поможет становлению команды, даже если и не будет показывать высоких результатов. Партнёрами Дэвида в сезоне 2005 года были Кристиан Клин и Витантонио Льюцци, которые должны были ездить по очереди. Сезон получится для Култхарда удачным: он набирал очки во многих гонках, и по итогам чемпионата набрал 24 очка — столько же, сколько и в предыдущем сезоне. Но если для команды Макларен такой результат был провальным, то для Ред Булл Рейсинг это было несомненным успехом. Ещё в середине сезона команда продлила контракт с Култхардом ещё на год.

В 2006 году результаты Култхарда были ниже — он чаще сходил или финишировал вне очковой зоны, и набрал в чемпионате лишь 14 очков. Но вместе с тем в Гран-при Монако Култхард смог подняться на подиум — после трудной гонки он завоевал третье место. Этот результат явился лучшим достижением команды за всю пока недолгую историю её существования. В ходе сезона 2006 года в команду перешёл один из ведущих инженеров Макларена Адриан Ньюи, который будет строить машину для сезона 2007 года; также был подписан контракт с Рено на поставку двигателей в 2007 году, вместо использовавшихся в 2006 году моторов Феррари. Летом 2006 года Култхард объявил, что хотел бы остаться в команде Ред Булл и дальше, и добавить к своей коллекции победу в Гран-при за эту команду. В августе 2006 года Култхард и Ред Булл Рейсинг подписали контракт на 2007 год.

3 июля 2008 года Култхард через пресс-службу Red Bull объявил, что в конце сезона 2008 года покинет Формулу-1, Гран-при Бразилии станет последним в карьере шотландца.

По окончании своей карьеры в Формуле-1 Дэвид Кулдхард занимал первое место по количеству очков среди тех гонщиков, которые никогда не становились чемпионами мира, и среди всех британских гонщиков Формулы-1, превзойдя в 2005 году долго державшийся рекорд Найджела Мэнселла, составлявший 482 очка. Всего же со своими 535 очками Дэвид занимает почетное 5-ое место - уступая Михаэлю Шумахеру, Алану Просту, Айртону Сенне и Фернандо Алонсо. Впрочем, его скоро должны догнать Кими Райконнен (531 очко на конец сезона 2008) и Рубенс Барикелло (530 очков). А вот по количеству Гран-при, в которых участвовал шотландец, после сезона 2008 года он вышел на 4-ую строчку в общен рейтинге всех пилотов Формулы-1 - уступая только абсолютному "долгожителю" серии Рубенсу Барикелло, а так же Рикардо Патрезе и Михаэлю Шумахеру.

Со своими 13-ю победами Дэвид занимает 19-ое место среди всех пилотов Формулы-1. Но и по этому показателю его скоро грозится обогнать Фелипе Масса c 11 победами на конец 2008 года и новый чемпион Формулы - Льюис Хэмильтон (9 побед). С поулами (которых у Дэвида только 12) статистика тоже не в его пользу - только лишь 25-ое место. Лишь два раза Дэвид побеждал, стартовав с поула. Зато по количеству подиумов (62) Дэвид делит 4-ое место с Барикелло - уступая все тому же Шумахеру, Просту и Сенне. Почти ровно в половине своих Гран-При Дэвид финишировал в очках, и по этому показателю (121 финиш) уступает только Шумахеру и Просту. А вот быстрейших кругов Дэвид поставил немного - только 18 за всю карьеру (14-ое место).

ГП: 247;
гонок: 246;
очки: 535;
победы: 13;
ПП: 12;
БК: 18;
пройдено в гонках: 12394 кругов (59745.32 км);
лидерство в гонках: 897 кругов (4211.04 км).

 

 

   © Copyright 2010 F1Archive.ru    
Сайт управляется системой uCoz