|
Пилоты Формулы 1
Джанкарло Физикелла
Giancarlo Fisichella (Италия)
14 января 1973, Рим, Италия
Джанкарло родился в Риме 14 января 1973 года. Физикелла
был связан с машинами с раннего детства, когда играл среди
машин в гараже своего отца. В возрасте 10 лет он участвовал
в соревнованиях по мини-картингу, вскоре перешёл в
профессиональный картинг, участвовал в Мировом и в
Инерконтинентальном чемпионатах.
Перейдя в 1992 в серию «Формула-3», Физикелла вступил в
состав команды «RC Motorsport», и в 1993 стал вице-чемпионом
серии. В 1994 Джанкарло стал чемпионом, выиграв десять из
двенадцати этапов серии, в том числе престижные гонки в
Монако и Макао. На следующий год Физико принимал участие в
кузовных гонках ДТМ/ITC за команду Alfa Romeo. Проведя 46
гонок он не одержал ни одной победы, но 7 раз поднимался на
подиум.
В том же 1995 году Физикелла стал тест-пилотом итальянской
команды Формулы-1 Minardi. Результаты тестов убедили
Джанкарло Минарди заключить с Физикеллой контракт на
следующий сезон. Тем не менее, команда вскоре была вынуждена
отказаться от продолжения сотрудничества с Джанни из-за
финансовых проблем, и посреди чемпионата его место было
передано рента-драйверу Джованни Лаваджи. Хотя Физикелла
провёл только половину чемпионата, и не набрал ни одного
очка, однако выглядел явно быстрее своих партнёров Педро
Лами и Джованни Лаваджи.
На следующий год Физикелла подписал уже полноценный контракт
с командой «Джордан», полностью обновлявшей состав и имидж.
Его партнёром стал дебютант Ральф Шумахер, брат Михаэля
Шумахера. Сезон стал весьма удачным для обоих, Физико дважды
финишировал на подиуме, лидировал на Гран-при Германии и в
чемпионате стал сразу восьмым. Это сделало Физикеллу одним
из наиболее многообещающих гонщиков по мнению обозревателей.
Результаты Физикеллы были замечены руководством итальянской
команды «Бенеттон», в то время одного из лидеров чемпионата.
Состав и руководство команды были полностью заменены после
1997 года, «Бенеттон» покинули Жан Алези, Герхард Бергер и
Флавио Бриаторе. Партнёром Физико стал тест-пилот команды,
австриец Александр Вурц.
Переход в «Бенеттон» рассматривался как «повышение», однако
оказался не столь удачным. Концерн «Рено» свернул программу
двигателей Формулы-1, оставив без поддержки «Уильямс» и «Бенеттон»,
выступавшие на его агрегатах. В результате, обе команды были
вынуждены пользоваться старой моделью Renault V10,
поставляемой компанией Supertec. Тем не менее, Физикелла
вновь дважды финишировал вторым, завоевал поул-позишн в
Австрии и регулярно боролся с лидерами из «Феррари» и «МакЛарен».
Сезон он закончил девятым — на одну позицию хуже как
прошлого года, так и своего партнёра Вурца. Главной
проблемой «Бенеттон» была ненадёжность машины.
Следующие два года Физикелла по-прежнему провёл в «Бенеттоне»,
испытывавшем всё большие проблемы. В 1999 и 2000 Джанкарло
опять несколько раз финишировал вторым, продолжая
поддерживать команду на 4-6 местах в кубке конструкторов.
Успехи Физикеллы были практически единственными успехами
команды — скорость Вурца с каждым годом становилась всё
хуже, и по окончании сезона 2000 года австриец был уволен за
нерезультативность.
Новым партнёром Джанни стал англичанин Дженсон Баттон. К
этому моменту «Бенеттон» оказался на грани скатывания в
аутсайдеры, и семья Бенеттон приняла решение продать команду
концерну «Рено», искавшему возможность создания заводской
команды в Формуле-1. Флавио Бриаторе вернулся к руководству
командой и назначил своего протеже, другого итальянца Ярно
Трулли, на место Физикеллы.
Физикелла произвёл «обмен» с Трулли, заняв его место в «Джордан-Хонда».
Партнёром италянца стал протеже японских мотористов Такума
Сато, заметно уступавший Физико в скорости. Возвращение
состоялось в неподходящий момент: Джанкарло вновь досталась
команда, вскоре лишившаяся поддержки автопроизводителя, на
сей раз «Хонды». В японском концерне предпочли
сотрудничество с командой «БАР», и с 2003 года «Джордан»
вынужден был искать нового поставщика агрегатов. Машина
Jordan EJ13 Ford, выступавшая на клиентских двигателях
завода Cosworth, покупаемых у «Ягуара», была совершенно
неконкурентоспособна. Физикелла и его новый партнёр,
ирландский рента-драйвер Ральф Фирман, с трудом набирали
очки.
По парадоксальному стечению обстоятельств, именно в этот год
Физикелла одержал свою первую, и самую неоднозначную победу.
Это произошло на Гран-при Бразилии 2003 года в Сан-Паулу. Во
второй половине гонки Кими Райкконен лидировал, только что
дозаправившись в боксах. Физикелла, которому ещё только
предстоял пит-стоп, шёл вторым на лёгкой машине и был явно
быстрее финна. Джанкарло совершил обгон и вышел в лидеры. В
этот момент в тяжелейшую аварию попал Фернандо Алонсо на «Рено»,
шедший третьим. Гонка была остановлена комиссарами, и
победителем обьявлен лидировавший на момент аварии Райкконен.
Физикелла, машина которого, вдобавок, загорелась после
финиша, был классифицирован вторым, а Алонсо — третьим, хотя
даже не смог подняться на подиум за наградой.
Однако на следующий день Эдди Джордан подал апелляцию,
заявив, что Физикелла после обгона успел закончить круг
лидером, прежде чем остановка вступила в силу. Перед судьями
FIA встала противоречивая задача. За полгода до этого, в
аналогичной ситуации в серии «Индикар» Пол Трейси был лишён
победы в «Инди-500», и пресса обвиняла руководство
американской серии в предвзятости. Власти «Формулы-1»
приняли прямо противоположное решение: они пересмотрели
результаты гонки и поменяли Райкконена и Физикеллу местами,
отдав победу итальянцу. Однако и это решение подвергалось
критике, так как потерянных в результате него двух очков
Кими Райкконену не хватило в конце сезона, чтобы опередить
Михаэля Шумахера и стать чемпионом.
Десять очков Физикеллы за победу в Бразилии составили
большую часть очков «Джордана» в сезоне-2003, и скорость
машины продолжала желать лучшего. Поэтому в следующем сезоне
Джанкарло подписал контракт с командой «Заубер», заняв место
Ника Хайдфельда (который, в свою очередь, вынужден был
занять место Физикеллы в составе «Джордан»). Сезон-2004 за
швейцарскую конюшню оказался более стабилен, машина
позволяла Физико набрать очки более чем в половине
проводившихся гран-при, хотя итальянец так и не поднялся на
сей раз в гонке выше четвёртого места. В то же время, он
уверенно опередил своего партнёра, протеже «Феррари» Фелипе
Массу.
К этому моменту Флавио Бриаторе разочаровался в выступлениях
Трулли, личным менеджером которого он был ранее, и в
интересах команды пригласил обратно на его место Физикеллу.
Джанкарло начал сезон-2005 с победы в Австралии и возглавил
поначалу чемпионат мира, однако череда сходов, как по
техническим причинам так и из-за аварий, не позволила ему
удержать лидерство. Он всё чаще уступал своему партнёру
Фернандо Алонсо, который в итоге стал чемпионом, в то время
как Джанкарло занял лишь пятое место. Тем не менее, его очки
позволили команде завоевать Кубок Конструкторов.
Следующий сезон стал аналогичным. Физикелла выиграл с
поул-позишн в Малайзии, однако по ходу сезона несколько
отстал, и чемпионом вновь стал Алонсо. Всё же, этот сезон
стал более удачным для Физикеллы. Он занял четвёртое место с
72 очками и показал высокую стабильность, завоевав очки во
всех гонках, кроме двух.
Ещё до начала сезона-2006 было известно о подписании
контракта между Алонсо и командой «МакЛарен-Мерседес», и
будущем переходе чемпиона в неё. Таким образом, в
сезоне-2007 Физико стал лидером команды, на фоне своего
партнёра-дебютанта Хейкки Ковалайнена. Однако недостаточный
технический прогресс «Рено» в межсезонье не позволил команде
на сей раз бороться на равных с «Феррари» и «МакЛарен».
В 2008 году перешел в команду «Force India». Сезон 2009,
однако, завершал за Феррари, сменив за рулем алого болида
Луку Бадоера, который в свою очередь был призван заменить
травмированного Фелипе Массу. По окончании сезона 2009
завершил карьеру в Формуле 1.
ГП: 231;
гонок: 229;
очки: 275;
победы: 3;
ПП: 4;
БК: 2;
пройдено в гонках: 11509 кругов (55697.54 км);
лидерство в гонках: 214 кругов (1120.94 км).
| |