|
Пилоты Формулы 1
Жак Бернар «Жаки» Икс
Jacques Bernard "Jacky" Ickx (Бельгия)
1 января 1945, Брюссель, Бельгия
В автоспорт Жаки Икс попал стараниями своего отца,
спортивного журналиста, который, стремясь заинтересовать
сына гонками, купил ему 50-кубовый мотоцикл «Цюндапп».
Вскоре после начала гоночной карьеры Жаки выиграл чемпионат
Европы по триалу, а в 1965 году стал чемпионом Бельгии по
автогонкам в классе кузовных автомобилей.
В 1967 году Икс был приглашён в команду «Тиррелл»,
использовавшую французские машины «Матра» для участия в
только что организованном чемпионате Европы по автогонкам в
классе «Формула-2». В чемпионате также участвовала и
заводская команда «Матра», пилотами которой были француз Жан
Пьер Бельтуаз и Джонни Серво-Гавен, а главным претендентом
на победу считался опытный 37-летний австралиец Фрэнк
Гарднер, имевший опыт выступлений в Формуле-1 и поддержку
заводской команды «Брэбэм». Несмотря на это, Икс в 1967 году
одержал две победы в гонках в Зандфоорте и Валлелунге,
завоевав титул чемпиона Европы. В том же году он принял
участие в гонках чемпионата мира Формулы-1 в команде «Купер»
(до этого Икс дважды стартовал в Гран-при Германии
Формулы-1, но на старт он выходил на автомобиле «Формулы-2»
и из-за разницы в методиках подсчёта результативности
пилотов эти две гонки иногда не включаются в статистику
выступлений Жаки Икса в Формуле-1) и выиграл гонку «1000
километров Спа».
На следующий год Икс подписал контракт основного пилота
команды «Скудерия Феррари». Дебют в знаменитой команде
оказался удачным: Икс выиграл Гран-при Франции, трижды
приезжал на подиум и ещё два раза финишировал четвёртым. На
тренировке перед Гран-при Канады 1968 года, проходившем на
трассе Мон-Тремблан, славившейся своей небезопасностью , Икс
попал в аварию и сломал ногу. Из-за травмы ему пришлось ещё
и пропустить следующий этап в США. Кроме того, Икс принял
участие в нескольких гонках Формулы-2 и продолжил
выступления в классе спортивных автомобилей, выиграв на
«Форд GT40» гонки в Брэндс-Хетче, Спа и Уоткинс-Глене.
В 1969 году перешёл в «Брэбэм», команду Формулы-1, в
которой по-прежнему выходил на старт её основатель Джек
Брэбэм. Поначалу Иксу отводилась роль второго пилота, так
как работа команды была сконцентрирована на Брэбэме, но
после того, как последний травмировал ногу в аварии и
пропустил несколько этапов, бельгийцу выпала возможность
показать все свои гоночные способности. Он выиграл гонки в
Германии и Канаде, несколько раз приехал на подиум и в итоге
стал в 1969 году вице-чемпионом мира. В том же году
дебютировал в гонке «24 часа Ле-Мана» на автомобиле «Форд
GT40» в паре с Джеки Оливером и с первого же раза сумел
выиграть знаменитый марафон.
В 1970 году Жаки Икс вернулся в команду Формулы-1 «Скудерия
Феррари», в которой продолжал выступления до 1973 года. В
сезоне 1970 года вновь завоевал вице-чемпионский титул,
одержав три победы. На старте Гран-при Испании 1970 года
столкнулся со своим напарником по лемановской команде Джеки
Оливером, вылетел с трассы и его автомобиль загорелся. Жаки
Икс отделался лёгкими ожогами и через две недели уже
принимал участие в следующем Гран-при.
В 1971-72 годах Икс выиграл две гонки чемпионата Формулы-1 и
два раза занимал четвёртое место в чемпионате. В гонках
спортивных автомобилей его результаты были более успешными:
в 1972 году он выиграл шесть гонок на автомобиле «Феррари»,
в том числе «24 часа Дайтоны» и «12 часов Себринга». В 1973
году выиграл гонки чемпионата спортивных автомобилей в Монце
и на Нюрбургринге. В 1974 году перешёл из «Феррари» в
переживавшую не лучшие времена команду «Лотус», в которой
сумел добиться лишь двух третьих мест в сезоне. Это было
время перехода «Лотоса» от модели 72Е, являвшейся
модификацией автомобиля, разработанного к сезону 1970 года,
к более совершенной модели «Лотос-76», на которой
конструкторы начали разработку концепции «автомобиль-крыло»,
и если старая машина ещё позволяла бороться за очки, то на
новом «Лотос-76» Жаки Икс ни разу не смог даже доехать до
финиша в пяти гонках. После ещё более неудачного начала
сезона 1975 года Икс ушёл из команды.
В чемпионате спортивных автомобилей выступления Жаки Икса
были более успешными. Он выиграл 24 часа Ле-Мана 1975 года
на автомобиле «Мираж GR8» c Дереком Беллом, а со следующего
года стал заводским гонщиком «Порше», что позволило ему в
последующие два года одержать ещё две победы в Ле-Мане и
принести своей команде победу в чемпионате мира. В Формуле-1
Икс практически перестал выступать, лишь эпизодически
появляясь на гонках в составе команды «Энсайн». На Гран-при
США 1976 года он вновь получил травмы ног, вылетев с трассы
и врезавшись в заградительный барьер. Его последним участием
в Формуле-1 стало выступление во второй половине сезона 1979
года за команду «Лижье», когда он заменял в команде
травмированного Патрика Дэпайе, дважды набрал очки за пятое
и шестое место, шесть раз не добравшись до финиша.
Также в 1979 году Жаки Икс принял участие в проходившем в
Северной Америке Канадо-Американском кубке. Этот чемпионат,
ранее разыгрывавшийся в классе спортивных автомобилей, во
второй половине семидесятых годов перешёл на
модернизированные автомобили бывшей Формулы-5000. Икс,
выступавший, как и остальные фавориты чемпионата, на
«Лоле-T333CS», в первой гонке в Атланте уступил победителю
Кейо Росбергу всего семь секунд, однако затем смог выиграть
пять этапов и стал победителем серии.
По окончании карьеры в Формуле-1 Жаки Икс два года
практически не участвовал в гонках, в 1980 году он вышел
только на старт «24 часов Ле-Мана» на «Порше-908/80», где
финишировал вторым, а в 1981 году дебютировал в ралли
«Париж-Дакар» за рулём автомобиля «Ситроен-2400CX», его
штурманом в том выступлении был известный актёр Клод Брассер.
Дебют оказался неудачным: до финиша ралли Икс не добрался.
Неудача была компенсирована успехом в Ле-Мане, где он вышел
на старт за рулём «Порше» и одержал уже пятую победу в
карьере в этой гонке. В 1982 году Икс принял участие в
тестах автомобиля Формулы-1 команды «Брэбэм», но вместо
возвращения в Формулу-1 продолжил участие в чемпионате мира
спортпрототипов. В 1981 году руководство чемпионата мира по
автогонкам спортивных автомобилей ввело личный зачёт
гонщиков (до этого титул чемпиона разыгрывался лишь в
командном зачете), а в 1982 году «Порше» вывел на трассы
свою новую модель 956, позволившую Иксу дважды выиграть
чемпионский титул в личном зачёте в 1982-83 годах. Кроме
того, в 1983 году он выиграл ралли «Париж-Дакар» на
автомобиле «Мерседес-Бенц 280G». В 1984 году он уступил
титул чемпиона мира в гонках спортивных автомобилей своему
напарнику по команде «Порше», молодому немцу Штефану Беллофу.
Также в 1984 году Икс был директором Гран-при Монако
Формулы-1, которое по его решению было прервано на 32-м
круге из-за дождя.
Сезон 1985 года был омрачён трагедией в Спа-Франкоршам: во
время гонки «1000 километров Спа» в повороте О Руж
автомобиль Икса столкнулся с автомобилем Штефана Беллофа, в
результате чего бывший напарник Икса по команде вылетел с
трассы, врезался в ограждение и погиб. По окончании сезона
1985 года Икс ушел из гонок спортивных автомобилей.
В конце 80-х — начале 90-х годов он участвовал в
ралли-рейдах сначала на автомобиле «Лада-Самара Т3» (лучший
результат - третье место на «Ралли Фараонов» 1988 года),
затем на «Пежо-405» и «Ситроене-ZX». В октябре 1991 года на
«Ралли Фараонов» Икс попал в тяжелую аварию, когда на
спецучастке близ Асуана его автомобиль на скорости около 150
км/ч наскочил на дорожную неровность, перевернулся несколько
раз и вспыхнул. Жаки Икс не получил травм и сумел выбраться
из автомобиля, а его штурман Кристиан Тарэн получил
серьёзные ожоги и три дня спустя скончался.
В 1995 году Жаки Икс вновь стартовал в ралли «Париж-Дакар»,
при этом в память о погибшем напарнике он проехал дистанцию
ралли без штурмана. С 1997 года периодически участвует в
гонках исторических автомобилей, в 1998 году стартовал в
гонке «24 часа Спа».
В 2000 году стал почётным гражданином города Ле-Ман, в 2002
году введён в Международный зал славы моторного спорта.
Является двенадцатикратным абсолютным чемпионом Бельгии по
автогонкам (это звание присваивается по итогам года
спортсмену Бельгии, добившемуся наибольших успехов в
автогонках независимо от чемпионата, в котором он выступал).
Именем Жаки Икса названы десятый поворот бельгийской
гоночной трассы Зольдер и поворот на итальянском автодроме
Варано.
Жаки Икс никогда не переживал, что ему так и не довелось
стать чемпионом Формулы-1. Своим лучшим достижением он
считает тот факт, что ему удалось остаться в живых после ста
тысяч кругов гонок.
Дочь Жаки, Ванина Икс, также участвует в автогонках.
ГП: 122;
гонок: 116;
очки: 181;
победы: 8;
ПП: 13;
БК: 14;
пройдено в гонках: 5664 кругов (27659.75 км);
лидерство в гонках: 529 кругов (3122.26 км)
.
| |