F1Archive.Ru
Архив материалов о Формуле 1

Энциклопедия - Пилоты

Главная страница
Энциклопедия
История
Пилоты
Трассы
Команды
Поставщики шин
Статистика
Статьи о Формуле 1
Мир Больших Призов
Технологии
Автомобили
Личности
Отдельные статьи
Дополнительные материалы
Другие виды автоспорта
Видео архив
Печатные издания
 



Пилоты Формулы 1

Хуан-Пабло Монтойя
Juan Pablo Montoya (Колумбия)


20 сентября 1975, Богота, Колумбия

Монтойя увлёкся картингом ещё в 1981 году, а уже в 9 лет одержал победу в гонках национального детского чемпионата по картингу. В 1986 году он выиграл в юношеском классе национального чемпионата. В последующие три года он активно участвовал и завоёвывал победы во многих гонках в серии Kart Komet. Молодой Монтойя одерживал победы на юношеских чемпионатах по картингу во Франции и Италии в 1990 и 1991 годах.

В 1992 году Хуан участвовал в гонках серии Formula Renault и в серии автогонок Skip Barber в США. В 1993 году Монтойя стал участником чемпионата Swift GTI, где он одержал победу в семи из восьми гонок. В 19 лет колумбиец участвовал в трёх сериях одновременно: Sudam 125 Karting, USA Barber Saab, и Formula N в Мексике. Так шаг за шагом Хуан-Пабло завоевал репутацию сверхбыстрого гонщика и мастера квалификации (он собирал до 80 % поулов за сезон). Карьерный рост Монтойи продолжался: в течение следующих трёх лет он участвовал в британской серии Formula Vauxhall, а в 1996 году оказался чемпионом Formula 3 в Британии.

В годы своей юности гонщик жил в Австрии, не имея достаточно средств даже для уплаты за жильё и общественный транспорт. Он уже подумывал об уходе из автоспорта, как ему предложили участвовать в гонках серии Формула-3000 в сезоне 1997 года. Выступая крайне успешно на протяжении двух сезонов, Монтойя заинтересовал менеджеров команды Williams F1, в особенности Френка Уильямса. Хуан стал тест-пилотом в этой команде. Вскоре, однако, в связи с трудностями в команде колумбийца отправили гоняться в США в серии CART. И там Монтойя показал себя с прекрасной стороны, став самым молодым чемпионом в серии.

В 2000 году после гонки в Индианаполисе был заключён контракт, по которому Хуан становился боевым пилотом команды Williams на два года. В межсезонье Монтойя активно участвовал в тестах.

Дебют Монтойи в качестве боевого пилота состоялся 4 марта 2001 года в команде Williams, и уже спустя месяц о нём заговорили все, когда он обогнал Михаэля Шумахера во время рестарта гонки на Гран-при Бразилии. Хуан-Пабло мог победить уже в своей третьей гонке в Формуле-1, но отстающий на круг Йос Ферстаппен врезался в него на входе в поворот. В том сезоне Монтойя показал себя отличным гонщиком и стал любимцем многих болельщиков и комментаторов.

Несмотря на то, что у команды в том сезоне были проблемы с надёжностью, Монтойя завоевал три поула, четыре подиума и свой первый золотой кубок на Гран-при Италии в Монце.

На протяжении всего сезона на трассе доминировали Феррари Михаэля Шумахера и Рубенса Баррикелло, практически не оставляя шансов другим гонщикам на место выше третьего. Хуан Пабло не принёс команде Williams ни одной победы, однако неоднократно бросал вызов лидерам и 7 раз становился обладателем поула. В квалификации к Гран-при Италии Хуан Пабло установил абсолютный рекорд времени на круге.

К 2003 году команда смогла создать болид, более подходящий Монтойе по стилю вождения. Однако, несмотря на положительные тенденции, команда Williams была далека от идеального состояния. Не очень надёжные моторы и избыточная поворачиваемость часто мешали гонщику полностью использовать свой талант.

Начиная с Гран-При Монако, в котором победу одержал Монтойя, результаты выступлений команды резко улучшились. Но всё же команде не всегда удавалось найти походящие для Монтойи настройки. Кроме того, партнёр Монтойи Ральф Шумахер пользовался бо́льшим расположением администрации команды, и тактические решения часто принимались не в пользу колумбийца. В результате одного из таких решений во время Гран-при Франции Монтойя обменялся с руководством команды несколькими резкими фразами. После этого инцидента Монтойя получил от команды письменный выговор, а двумя неделями позже команда McLaren объявила, что собирается подписать контракт с Монтойей на выступления с 2005 года.

Неудачи соперников и блестящие выступления самого Хуана-Пабло позволили ему бороться за титул, особенно после победы на Гран-при Германии. Однако, это была его последняя победа в том сезоне. Наказание в виде проезда по пит-лейн на Гран-При США после столкновения с Барикелло положило конец надеждам на чемпионский титул. В заключительной гонке сезона — Гран-При Японии — Монтойя, лидируя, сошёл с дистанции из-за технических проблем, упустив, таким образом, и возможность завоевать для команды Кубок конструкторов.

Нелёгким для Монтойи стал 2004 год из-за трудностей с настройками и неидеальных отношений с руководством команды. Первая и единственная победа в этом сезоне была одержана на последней гонке сезона — ГП Бразилии-2004 на автодроме Интерлагос — она стала блестящим последним аккордом в его отношениях с Williams.

Очень ярким для Монтойи стал 2005 год: время надежд и разочарований, эффектных манёвров и грубых ошибок. В начале сезона Хуан провёл только две гонки. Вскоре после Гран-при Малайзии он серьёзно травмировал плечо. Согласно официальной версии, травма произошла во время игры в теннис, а слухи приписывали травму падению с мотоцикла. Из-за этого происшествия Хуану пришлось пропустить две гонки.

На Гран-при Канады, будучи в двух шагах от заветной победы, Монтойя был дисквалифицирован за выезд с пит-лейна под красный свет. После фактически несостоявшегося Гран-при США-2005 были большие надежды на победу в Маньи-Куре, но подвела подвеска. Не смог он финишировать и в Венгрии.

Проблемы с избыточной поворачиваемостью преследовали Монтойю даже более, чем в годы его работы в Williams. Особо запомнились его развороты в Испании и на квалификации в Германии (тогда он не смог закончить квалификационный круг и стартовал с последнего места, однако блестяще провёл гонку и финишировал вторым).

По ходу сезона произошёл и ряд конфликтов с круговыми (болельщики говорят, что Хуану всегда не везло с круговыми и вспоминают, например, ситуацию с Йосом Ферстаппеном на Гран-при Бразилии в 2001 году). На Гран-При Турции Тьяго Монтейро, отстававший на круг, развернул машину Монтойи, а на гонке за Гран-При Бельгии в Спа-Франкоршаме Антонио Пиццония не справился с управлением после смены резины и выбил болид Хуана с трассы. Учитывая, что Кими Райкконен соперничал с Фернандо Алонсо за звание чемпиона мира, командная тактика в McLaren благоволила финну, но не колумбийцу. Гонки в Канаде и Бельгии могут служить подтверждением этому.

Однако несмотря на все неприятности не прошёл сезон и без ряда выдающихся побед. Свою первую победу за рулём McLaren Хуан-Пабло одержал на домашнем для команды ГП Великобритании, где в первом же повороте захватил лидерство в гонке красивым манёвром обогнав лидера чемпионата Фернандо Алонсо. Болельщикам запомнилась и победа на ГП Италии, где во время тренировок колумбиец впервые в формульной истории автодрома Монца вышел за 80 секунд, установив неофициальный рекорд скорости Ф1 в гоночной конфигурации в 372 км/ч.

В конце сезона Монтойя поблагодарил команду за титанические усилия по настройке машины, благодаря которым он стал чувствовать себя за рулём McLaren MP4-20 более удобно, чем в начале сезона. На Гран-При Бразилии команда McLaren наконец смогла реализовать свой потенциал в полной мере и заработать заветные 18 очков: Монтойя пришёл к финишу первым, а его партнёр Кими Райкконен — вторым. К сожалению, успехи Монтойи в 2005 году на этом закончились: на двух оставшихся гонках он не смог добраться до финиша.

Сезон 2006 года начался для Хуана Пабло тем, что он узнал о подписании контракта действующего чемпиона мира Фернандо Алонсо на выступления в составе McLaren в 2007 году. Из этого следовало, что команда сможет продлить контракт только с одним из её действующих гонщиков: Кими Райкконеном или Монтойей. Шансы Райкконена предпочтительнее ввиду лучших результатов, показанных финном за время его выступления вместе с Монтойей. Поэтому во многом дальнейшая карьера Монтойи зависела от решения Райкконена: останется он в McLaren или перейдёт в другую команду.

В ходе первых трёх гонок Монтойя показывал слабые результаты. Ему не удавалось улучшить свою позицию со старта гонки на ГП Бахрейна и ГП Малайзии. Проблемы с двигателем не улучшали положения, не давая возможности развить высокую скорость на прямых.

В Австралии Монтойя провёл превосходную гонку, но допустил несколько критических ошибок. Его автомобиль развернулся на стартовой прямой после завершения формировочного круга, и если бы не Физикелла, двигатель которого заглох, Хуану Пабло пришлось бы стартовать с последней линии стартового поля. В результате он все же стартовал со своей позиции, но случившийся инцидент не порадовал руководство команды. Гонка закончилась для Монтойи из-за отказа электроники в результате вылета.

На квалификации Гран-при Сан-Марино Монтойе пришлось использовать запасной автомобиль, потому что на его автомобиле возникли проблемы с давлением топлива. Двигатель с его автомобиля был переставлен на запасной и, таким образом, удалось избежать наказания в виде перемещения на 10 мест на стартовой решетке. Хуан Пабло показал в квалификации 7-й результат, опередив партнера по команде Кими Райкконена. В гонке не произошло ничего экстраординарного и Монтойя финишировал на третьем месте, впервые в сезоне поднявшись на подиум.

Гран-при Европы и Испании были разочаровывающими для Монтойи. На Нюрбургринге он квалифицировался девятым, но застрял позади трафика практически на всю гонку, пока за несколько кругов до финиша у него не сгорел двигатель. В Испании Хуан Пабло впервые в сезоне не смог попасть в квалификации в первую десятку — он показал лишь 12-й результат. С полными баками топлива и стратегией на одну гонку он надеялся на хороший результат, но его развернуло и он вылетел с трассы.

В Монако Хуан Пабло во второй раз в сезоне поднялся на подиум — он финишировал вторым позади чемпиона мира Фернандо Алонсо. Он стартовал с четвёртого места, но улучшил свою позицию из-за сходов едущих впереди него Марка Уэббера и Кими Райкконена.

В июле 2006 года Монтойя и директор команды Рон Деннис официально заявили, что Монтойя уходит из команды Макларен. С сезона 2007 года он выступает в гонках серии NASCAR за команду Чипа Ганасси.

Перебравшись за океан Хуан Пабло выиграл в январе знаменитую гонку 24 часа Дайтоны на спортпрототипах. Сезон в NASCAR складывался неровно, но одержав одну победу в Nascar Nextel Cup он занял в чемпионате 20-ое место и победил в зачете новичков. Также в тот же год была одержана победа в рамках чемпионата Nascar Bush Series в Мексике. Та гонка была омрачена неприятным инцидентом: незадолго до финиша в борьбе за лидерство Монтойя выбил с трассы своего напарника Скотта Пруетта. 27 января 2008 года Хуан Пабло вновь одержал победу в марафоне 24 часа Дайтоны.

ГП: 95;
гонок: 94;
очки: 307;
победы: 7;
ПП: 13;
БК: 12;
пройдено в гонках: 4916 кругов (23652.71 км);
лидерство в гонках: 605 кругов (2966.42 км).


 

 

   © Copyright 2010 F1Archive.ru    
Сайт управляется системой uCoz