|
Пилоты Формулы 1
Стирлинг Мосс Stirling Moss (Великобритания)
17 сентября 1929, Лондон, Великобритания.
Вне всякого сомнения Стирлинга Крауфорда Мосса можно
назвать самым выдающимся из гонщиков, никогда не
становившихся чемпионами мира. В то время как его друг,
учитель и главный соперник Хуан-Мануэль Фанджио блистал
только на гонках серии Гран При, Мосс был "мастером на
все руки", он мог выступать и на изнуряющем 24х-часовом
соревновании по картингу в Ле-Мане или Тарга Флорио, и
на кубке Турист Трофи Формула-1. Его эффектная победа с
Мерседес-Бенц в гонке на выживание Миль Миглиа 1995
через всю Италию, помогла не только заполнить белые
пятна на карте страны, но и продемонстрировать миру
характер и талант молодого гонщика. Отец Мосса, зубной
врач, был гонщиком-любителем, именно он впервые в 1947
посадил за руль сына. Первый раз Стирлинг заявил о себе,
когда принял участие в тяжелой гонке Формула-500
(предшественник Формулы-3), а затем в 1950 выиграл кубок
Турист Трофи на собственном Ягуаре ХК120. После этого он
получил множество предложений от разных команд, но,
будучи патриотом, отдавал предпочтение британским.
Только в 1954 он наконец поддался уговорам и приобрел
Мацерати 250Ф, понимая что машина такого класса позволит
добиться большего на трассах Формулы-1. Расчет
оправдался и, приняв приглашение Мерседес-Бенц, он
оказался бок о бок с Фанджио в команде испытателей, а
затем стал лидером команды Уонволл, принадлежащей Тони
Вандервеллю. Выступая за эту команду, Моссу удалось
впервые переломить господство итальянцев и немцев в
Формуле-1. Потом были триумфальные гонки с Купер и
Лотус, принадлежащими Робу Уолкеру. Но победа любой
ценой была ему не нужна, и за это он поплатился званием
чемпиона мира 1958, когда заступился за своего соперника
Майка Ховерна. Ховерн должен был быть оштрафован после
выступления в Португалии, и тем самым терял преимущество
в несколько очков перед Моссом. Но Стирлингу и в голову
не пришло воспользоваться сложностями конкурента для
того, чтобы упрочить собственные позиции, тем более что
наказание он считал несправедливым. Поэтому он поступил
так, как считал правильным. В результате Ховерн опередил
Мосса всего лишь на одно очко, хотя выиграл за год всего
одну гонку, в то время как Мосс - четыре. И первым
чемпионом Великобритании стал именно Майк Ховерн. Мосс
завершил свою карьеру пилота после аварии на гонке Истер
1962 в Гудвуде, когда его Лотус выбросило с трассы и он
получил тяжелые травмы головы. Он ушел достойно. Мог ли
он добиться большего, если бы не придерживался столь
консервативных взглядов, не отдавал бы предпочтение
британским машинам, явно уступавших в скоростных
качествах немецким и итальянским, не считал бы
невозможным, будучи членом одной команды, выступать
время от времени за ее соперников, не провел бы столько
времени с Уолкером? История не знает сослагательного
наклонения. И кто знает, чем могло бы все закончится,
если бы он не поторопился после тяжелой травмы вернуться
на трассу и не осознал бы, что былое мастерство потеряно
безвозвратно.
ГП: 67;
гонок: 66;
очки: 186.64;
победы: 16;
ПП: 16;
БК: 19;
пройдено в гонках: 3379 кругов (20258.91 км);
лидерство в гонках: 1177 кругов (6359.54 км).
| |