АФУС (нем.
AVUS,
сокращение от нем.
Automobil-Verkehrs
und Übungs-Straße — «дорога для
автомобильного движения и испытаний») — гоночная
трасса, проложенная между районами Берлина
Шарлоттенбург и Николасзее. В настоящее время
АФУС переоборудован в автодорогу и является
частью автострады А 115. Использовалась для
гонки Формулы-1 Гран-при Германии в сезоне 1959
года.
Идея создать в лесу Груневальд трассу для
гонок, которая в обычное время могла стать
платным шоссе, родилась в немецком автомобильном
клубе «Automobilclub von Deutschland» (AvD) в
1907 году. Из-за нехватки средств строительство
началось только в 1913 году, прерывалось из-за
проблем с финансированием, и было завершено
только к сентябрю 1921 года.
В момент открытия трасса была длиной 19,5 км
(12 миль) — две прямые одинаковой длины,
соединённые двумя плоскими кривыми большого
радиуса, которые проходились против часовой
стрелки. 11 июля 1926 году на трассе прошёл
первый Гран-при Германии, который под сильным
дождём выиграл Рудольф Караччиола на
Mercedes-Benz SS.
В 1927 году из-за конкуренции с новой трассой
Нюрбургринг было решено сделать АФУС самой
скоростной трассой в мире. Для этого северный
поворот сделали в виде бэнкинга
(профилированного поворота) с углом наклона 43°
(южный бэнкинг планировался, но был недостроен).
На этой версии трассы Херманн Ланг установил
рекорд средней скорости 260 км/ч (результат был
побит в Индианаполисе только через 30 лет).
В 1938 году на прямом участке шоссе (не на
АФУСе) во время попытки поставить рекорд
скорости погиб немецкий гонщик Бернд Роземайер.
В связи с этим планировалось окончательно
закрыть АФУС для автогонок.
После Второй мировой войны немало
пострадавший АФУС был восстановлен. На месте
дополнительного разворота, применявшегося в
мотогонках, построили новый южный поворот, и
АФУС укоротился до 8300 м. АФУС находился близко
к Берлинской стене, и существует необоснованное
мнение, что он был разделён границей (в
действительности вал от недостроенного южного
бэнкинга использовался как огневая точка
американских оккупационных сил).
В 1954 году трасса принимает не входившую в
зачёт чемпионата гонку «Формулы-1». В 1959 году
на АФУСе провели гран-при Германии — скорее
всего, по политическим мотивам. Победителем на
нём стал Тони Брукс. Этот гран-при оказался
первым и последним для АФУСа: в северном
повороте разбился Жан Бера́ на «Порше».
В 1967 году северный бэнкинг был разобран, и
вплоть до 1998 года на АФУСе проводились гонки
ДТМ и Формула-3. За это время трасса повидала
большое количество аварий и даже один
смертельный случай (Кит д’Ор погиб в 1995 г. во
время гонки STW). Трассу трижды укорачивали,
перед поворотами добавили шиканы — гонки по
прямой все меньше привлекали болельщиков. Длина
последней версии АФУСа составляла 2639 м. С
падением Берлинской стены началось интенсивное
автомобильное движение по АФУСу. К тому же,
местные жители жаловались на шум, и количество
гонок сократили до двух в год.
В 1998 году на трассе была проведена
последняя гонка. После прощального вечера в 1999
году АФУС окончательно закрыли. Заменой АФУСу
считается Лаузицринг, открывшийся в 2000 году (Лаузицринг
включает скоростной овал). Судейская вышка в
северном повороте ныне является мотелем и
рестораном, старая деревянная трибуна охраняется
как памятник истории.
Победитель Гран-при Германии на трассе АФУС
Год |
Пилот |
Команда |
1959 |
Тони Брукс |
Ferrari |