Автодром Энцо и Дино Феррари (итал.
Autodromo Enzo e
Dino Ferrari) — гоночная трасса возле
города Имола в Италии. Она расположена в 40
километрах восточнее Болоньи и в 80 километрах к
востоку от завода Феррари в Маранелло.
До смерти Энцо Феррари в 1988 году, трасса
называлась «Автодром Дино Феррари» в честь сына
основателя, Дино, умершего в 1956 году.
Автодром Энцо и Дино Феррари является местом
проведения Гран-при Сан-Марино Формулы-1 (с 1981
по 2006 годы в Италии проводились два Гран-при в
год, поэтому гонка в Имоле называется так по
имени близлежащей страны). Также в 1980 году
здесь проводился Гран-при Италии, который обычно
происходит на автодроме Монца. Когда Формула-1
посещает Имолу, она, как и Гран-при Италии,
рассматривается как «домашняя трасса» Ferrari, и
толпы «тифози» (приверженцев команды) приходят
чтобы поддержать местную команду.
Трасса Имола, как она часто упоминается в
разговорной речи неофициально, — одна из
немногочисленных трасс, движение на которой идёт
против часовой стрелки. Помимо неё этой
особенностью обладают только трасса в Стамбуле и
автодром Хосе Карлоса Пасе (Интерлагос).
Построенная в 1950 году, Имола популярна
среди пилотов из-за своей быстрой, плавной
конфигурации. В 1973 и 1974 гг. были добавлены
две шиканы для того, чтобы замедлить машины.
Третья шикана была добавлена в 1981 году. Однако
трасса оставалась постоянным предметом заботы о
безопасности, в основном касательно проходимого
на предельной скорости поворота «Tamburello»,
который был очень ухабистым и имел опасно
маленькое пространство между трассой и бетонной
стеной, защищающей ручей, протекающий позади
неё. В 1987 г. во время практики произошёл
несчастный случай с Нельсоном Пике, который
из-за травмы пропустил гонку. В Гран-при
Сан-Марино 1989 г. Герхард Бергер разбил свою
Феррари в «Тамбурелло» из-за отказа переднего
антикрыла. Машина загорелась после тяжёлого
столкновения, которое фактически раскололо
монокок, но, благодаря быстрой работе пожарных и
медиков, Бергер выжил без серьёзных травм.
В 1994 году во время Гран-при на автодроме
произошла череда трагических событий, из-за
которых тот этап получил название «Чёрный
уик-енд»: Во время пятничной практики Рубенс
Баррикелло врезался в бордюр, машина ударилась
об верх заграждения из покрышек и перевернулась,
бразилец от удара потерял сознание. Он не был
серьёзно травмирован. Во время субботней
квалификации австриец Роланд Ратценбергер
столкнулся в лобовую со стеной в повороте
«Вильнёв» из-за отказа переднего антикрыла и
погиб на месте. Кошмар продолжился на следующий
день, когда легендарный трёхкратный чемпион мира
Айртон Сенна по загадочным причинам проехал в
повороте «Тамбурелло» не сворачивая на 7-м
круге. Он мог бы быть не так сильно травмирован
от удара об стену, но оторвавшаяся в результате
происшествия часть подвески пробила шлем Сенны и
убила его. В этих двух несвязанных происшествиях
несколько зрителей и механиков также были
травмированы во время этого этапа соревнований.
В ответ на смерти Роланда Ратценбергера и
Сенны были предприняты попытки по обеспечению
безопасности трассы. Распрямлённый поворот «Тамбурелло»
был сокращён до затяжного поворота «слева-направо»
на 4-й скорости, и была добавлена гравийная
ловушка к ограниченному пространству снаружи
поворота. «Вильнёв», прежде безобидный правый
поворот на шестой передаче, переходящий в «Тоза»,
был переделан в добавочный затяжной поворот на
четвёртой передаче, также с гравийной ловушкой
снаружи поворота. В попытках сохранить некоторую
быстроту и характер прежней трассы трудная
шикана в «Аква Минерали» была устранена, как и
поворот, в котором разбился Баррикелло. Многие
говорят, что новая конфигурация не так хороша,
как могла бы быть из-за новых шикан в «Тамбурелло»
и «Вильнёв». Некоторые также критикуют ухудшение
строений и идут разговоры о вычёркивании
Гран-при Сан-Марино из календаря Формулы-1, что
и случилось в сезоне 2007 - гонка 2006 стала на
данный момент последним Гран-при Формулы-1 на
трассе в Имоле.
Победители Гран-при Италии и
Гран-при Сан-Марино на
трассе в Имоле
Гран-при
Италии выделен
светло-синим фоном.
Сезон |
Пилот |
Конструктор |
2006 |
Михаэль Шумахер |
Ferrari |
Фернандо Алонсо |
Renault |
20044 |
Михаэль Шумахер |
Ferrari |
2003 |
Михаэль Шумахер |
Ferrari |
2002 |
Михаэль Шумахер |
Ferrari |
2001 |
Ральф Шумахер |
Williams-BMW |
2000 |
Михаэль Шумахер |
Ferrari |
1999 |
Михаэль Шумахер |
Ferrari |
1998 |
Дэвид Култхард |
McLaren-Mercedes |
1997 |
Хайнц-Харальд Френтцен |
Williams-Renault |
1996 |
Дэймон Хилл |
Williams-Renault |
1995 |
Дэймон Хилл |
Williams-Renault |
1994 |
Михаэль Шумахер |
Benetton-Ford |
1993 |
Ален Прост |
Williams-Renault |
1992 |
Найджел Менселл |
Williams-Renault |
1991 |
Айртон Сенна |
McLaren-Honda |
1990 |
Рикардо Патрезе |
Williams-Renault |
1989 |
Айртон Сенна |
McLaren-Honda |
1988 |
Айртон Сенна |
McLaren-Honda |
1987 |
Найджел Менселл |
Williams-Honda |
1986 |
Ален Прост |
McLaren-TAG |
1985 |
Элио де Анжелис |
Lotus-Renault |
1984 |
Ален Прост |
McLaren-TAG |
1983 |
Патрик Тамбе |
Ferrari |
1982 |
Дидье Пирони |
Ferrari |
1981 |
Нельсон Пике |
Brabham-Ford |
1980 |
Нельсон Пике |
Brabham-Ford |