Автодром Монца
(итал.
Autodromo Nazionale di Monza) —
гоночная трасса возле города Монца в Италии, к
северу от Милана. История этой гоночной трассы —
одна из самых богатых в мире.
Автодром состоит из трёх
трасс: главная (Гран-при) длиной 5,793 км,
«младшая» (Junior) трасса длиной 2,405 км и
заброшенный высокоскоростной овал длиной 4,25
км. Наиболее интересные повороты главной
трассы — это Curva di Lesmo, Curva
Parabolica, и Variante Ascari
(названный в память о погибшем именно здесь в
1955 году во время тестов для Ferrari Альберто
Аскари). Первый большой поворот Curva Grande
расположен позади шиканы и в нынешней
конфигурации сложности для гонщиков не
представляет.
Трасса наиболее известна
проведением Гран-при Италии Формулы-1 и
примечательна тем, что пилоты проходят её на
полном газу на большей части круга из-за его
длинных прямых участков. Считается, что эта
достаточно прямая трасса с маленькими перепадами
высоты испытывает в большей степени мощность
двигателей, нежели мастерство водителей.
Первая трасса была построена с
мая по июль 1922 года при участии 3500 рабочих
на средства Автомобильного клуба Милана
(задумавшего приурочить постройку трассы к
своему 25-летию), который создал организацию
Società Incremento Automobilismo e Sport
(SISA) для эксплуатации автодрома. Площадь
первоначального варианта составляла 3.4 км² с 10
км щебёночного покрытия. Автодром состоял из
двух частей: кольца (4,5 км) и прямой (5,5 км).
Трасса была официально открыта 3 сентября 1922
года. На тот момент это был третий постоянный
автодром в мире, после Бруклэндса и
Индианаполиса. 10 сентября 1922 года на нём
прошёл второй в истории Гран-при Италии, который
посетило более 150 тысяч зрителей.
На Гран-при Италии в 1928 году
произошёл наиболее серьёзный несчастный случай
гонок в Италии, закончившийся смертью гонщика
Эмилио Матерасси и 27 зрителей. До 1932 года
последующие гонки Гран-при были ограничены
высокоскоростным овалом. В 1933 году гонка была
отмечена смертью трёх пилотов, что привело к
изменению планировки посредством добавления двух
шикан и удаления длинной прямой.
В 1938—39 гг. произошла
крупная перестройка, были возведены новые
трибуны и входы, заново положено покрытие. Также
были перемещены отдельные части трассы и
добавлено два новых поворота. В результате
трасса Гран-при получила длину 6,3 км, которая
сохранялась до 1954 года. Из-за войны гонки были
приостановлены до 1948 года. В результате
большая часть трассы пришла в негодность. Однако
после войны за 2 месяца автодром был обновлен, а
17 октября 1948 года был проведён очередной
Гран-при.
В 1955 году начались работы по
полной перестройке трассы, результатом которых
стала трасса длиной 5,75 км и высокоскоростной
овал длиной 4,25 км с профилированными
поворотами (итал.
sopraelevataa).
Эти две трассы могли быть скомбинированы для
создания одной длинной 10-километровой трассы,
где машины на главной прямой едут параллельно.
Также была усовершенствована и инфраструктура
автодрома.
Гран-при возвращалось на этот
высокоскоростной овал в 1955, 1956, 1960 и 1961
годах. Во время последней гонки произошёл
серьёзный несчастный случай, когда Вольфганг фон
Трипс и 11 зрителей погибли возле поворота
«Параболика». Несмотря на тот факт, что не
профилированные повороты послужили причиной этой
катастрофы, гонки Формулы-1 больше на овале
никогда не проводились (за исключением съёмок
фильма «Большой приз» в 1966 году). После аварии
быстро были добавлены новые рельсы безопасности
и ограждения, боксы были отодвинуты дальше от
непосредственно дорожного полотна. В 1965 году к
поворотам были добавлены полосы безопасности
после смертельного случая в гонке
спортпрототипов «1000 километров Монцы». До
возвращения гонок Гран-при в 1966 году
конфигурация трассы не менялась, а в 1966 году к
поворотам были добавлены несколько шикан.
Последняя гонка «1000 километров Монцы»
проводилась на трассе в 1969 году.
С 1966 года постоянными
аттракционами в Монце были как автогонки, так и
мотогонки Гран-при, но с ростом скоростей трасса
была «замедлена» в 1972 году двумя шиканами.
Мотоциклы Гран-при продолжали пользоваться
исходной трассой до тех пор, пока две гонки не
стали результатом пяти смертей в 1973 году
(среди погибших были Ренцо Пазолини и Ярно
Сааринен). Мотогонки не возвращались в Монцу до
1981 года. В 1972 году шиканы были признаны
недостаточно эффективными для замедления машин и
одна из них была переделана в 1974 году, другая
— в 1976 году, а также в том же году была
добавлена третья, с расширенной полосой
безопасности. Круг гонки Гран-при тогда стал
составлять 5,8 км.
Поскольку развитие технологий
позволяло автомобилям развивать все большую
скорость, трасса в очередной раз была изменёна в
1979 году добавлением бордюров, расширенных
полос безопасности и улучшенных барьеров из
отработанных покрышек; инфраструктура также была
усовершенствована. Эти изменения поощрили
возвращение чемпионата мира по мотоспорту в 1981
году, но дальнейшие работы по безопасности
продолжались в течение всех 80-х годов. Также в
80-х были либо перестроены, либо улучшены
подиум, паддок, комплекс боксов и трибуны.
После гибели Айртона Сенны на
Гран-при Сан-Марино в 1994 году, в течение
1994—95 годов три главных поворота были «ужаты»
c тем, чтобы разместить широкие гравийные
ловушки, что привело к укорачиванию трассы до
5,77 км. В 1997 году трибуны были перестроены,
что позволило им расширить свою вместимость до
51 000 зрителей.
В 2000 году шиканы в конце
главной прямой были изменены: вместо двух шикан
«поворот влево — поворот вправо» появилась
одиночная «поворот вправо — поворот влево» для
того, чтобы уменьшить частые происшествия после
старта на торможении. Также была модифицирована
и вторая шикана. В Гран-при Формулы-1 того же
года, в котором впервые использовались эти
шиканы, после большого столкновения во второй
шикане отлетевшими обломками был убит маршал.
Длина трассы в текущей
конфигурации составляет 5,793 км.