Трасса Спа-Франкоршам - гоночная
трасса в Бельгии. Является одной из самых
известных кольцевых трасс, многие пилоты и
болельщики называют Спа-Франкоршам самой
интересной трассой в мире. Особой известностью
пользуется комплекс поворотов Eau Rouge
(О Руж). В настоящее время на трассе проводятся
гонки Формулы-1 Гран-при Бельгии, DTM, GP2 и
других кольцевых серий автоспорта.
Первоначальная конфигурация трассы, использовала
общественные дороги между бельгийскими городами
Франкоршам, Малмеди и Ставелот. Длина этой
конфигурации, напоминающей своими очертаниями
треугольник, составляла около 15 километров. С
1921 года на трассе проводились мотоциклетные
гонки, а в 1925 году был проведен первый
Гран-при Бельгии.
Трасса получилась очень быстрая, тем не
менее, для достижения более высокой средней
скорости медленный поворот Ancienne Douane
был заменен на прямой подъем, названный
Raidillon.
В таком виде трасса принимала все Гран-при
Бельгии Формулы-1 до 1970 года. Однако, очень
быстрая и протяженная трасса перестала отвечать
требованиям безопасности. На Гран-при Бельгии
1966 года Джеки Стюарт на своем BRM попал в
очень серьезную аварию, врезавшись в сельский
дом и получил переломы рук и ребер. Но наиболее
страшная авария произошла в 1973 году на 24
часовых гонках, когда погибли 3 пилота.
В 1972 году трасса в Спа была признана
несоответствующей требованиям безопасности и
Гран-при было перенесено сперва на автодром
Невелль-Баулерс недалеко от Брюсселя, а затем на
автодром Зольдер. За это время Спа-Франкоршам
подвергся значительной реконструкции — кольцо
было сокращено до 7 километров. Однако, в
отличие, например, от Нюрбургринга, Спа сохранил
свой характер — это, по прежнему, скоростная
трасса с быстрыми поворотами и большими
перепадами высот, на которой скучные гонки
являются исключением. Кроме того, на этом
автодроме не редки дождевые гонки из-за
непредсказуемого климата Арденн.
После перерыва на трассе в Спа прошел
Гран-при Бельгии 1983 года, и, затем, с
перерывами в 1984 (этап прошел на трассе Зольдер),
2003 и 2006 (проблемы, связанные с запрещением
табачной рекламы) Гран-при Бельгии неизменно
проводится на этой трассе.
Победители Гран-при Бельгии на трассе
Спа-Франкоршам
Розовым цветом отмечены гонки, не
являющиеся этапами чемпионата мира в классе
Формула-1.
Год |
Пилот |
Конструктор |
2008 |
Фелипе Масса |
Ferrari |
2007 |
Кими Райкконен |
Ferrari |
2005 |
Кими Райкконен |
McLaren-Mercedes |
2004 |
Кими Райкконен |
McLaren-Mercedes |
2002 |
Михаэль Шумахер |
Ferrari |
2001 |
Михаэль Шумахер |
Ferrari |
2000 |
Мика Хаккинен |
McLaren-Mercedes |
1999 |
Дэвид Култхард |
McLaren-Mercedes |
1998 |
Деймон Хилл |
Jordan-Mugen Honda |
1997 |
Михаэль Шумахер |
Ferrari |
1996 |
Михаэль Шумахер |
Ferrari |
1995 |
Михаэль Шумахер |
Benetton-Renault |
1994 |
Деймон Хилл |
Williams-Renault |
1993 |
Деймон Хилл |
Williams-Renault |
1992 |
Михаэль Шумахер |
Benetton-Ford |
1991 |
Айртон Сенна |
McLaren-Honda |
1990 |
Айртон Сенна |
McLaren-Honda |
1989 |
Айртон Сенна |
McLaren-Honda |
1988 |
Айртон Сенна |
McLaren-Honda |
1987 |
Ален Прост |
McLaren-TAG |
1986 |
Найджел Мэнселл |
Williams-Honda |
1985 |
Айртон Сенна |
Lotus-Renault |
1983 |
Ален Прост |
Renault |
1970 |
Педро Родригес |
BRM |
1968 |
Брюс МакЛарен |
McLaren-Ford |
1967 |
Дэн Герни |
Eagle-Weslake |
1966 |
Джон Сертис |
Ferrari |
1965 |
Джим Кларк |
Lotus-Climax |
1964 |
Джим Кларк |
Lotus-Climax |
1963 |
Джим Кларк |
Lotus-Climax |
1962 |
Джим Кларк |
Lotus-Climax |
1961 |
Фил Хилл |
Ferrari |
1960 |
Джек Брэбэм |
Купер-Climax |
1958 |
Тони Брукс |
Vanwall |
1956 |
Питер Коллинз |
Lancia-Ferrari |
1955 |
Хуан-Мануэль Фанхио |
Mercedes |
1954 |
Хуан-Мануэль Фанхио |
Maserati |
1953 |
Альберто Аскари |
Ferrari |
1952 |
Альберто Аскари |
Ferrari |
1951 |
Нино Фарина |
Alfa Romeo |
1950 |
Хуан-Мануэль Фанхио |
Alfa Romeo |
1949 |
Луи Розье |
Talbot |
1947 |
Жан-Пьер Вимилль |
Alfa Romeo |
1946 |
Эжен Шабу |
Delage |
1939 |
Херманн Ланг |
Mercedes-Benz |
1937 |
Рудольф Xacce |
Auto Union |
1935 |
Рудольф Караччиола |
Mercedes-Benz |
1934 |
Рене Дрейфус |
Bugatti |
1933 |
Тацио Нуволари |
Maserati |
1931 |
Уильям Гровер-Вильямс
Карло Конелли |
Bugatti |
1930 |
Луи Широн |
Bugatti |
1925 |
Антонио Аскари |
Alfa Romeo |