Сезон 1963
Составы команд:
Команда |
Автомобиль |
Пилоты |
ATS
|
ATS-100 |
Ф.
Хилл (USA),
Д.
Багетти
(IT) |
"Brabham"
|
"Brabham-Climax-BT3",
"-BT7",
"Lotus-Climax-25" |
Д.
Брэбхэм
(AUS),
Д. Герни
(USA) |
BRP
|
"Lotus-BRM-24",
BRP-BRM-1 |
И.
Айрленд
(GB), Д.
Холл
(USA) |
"Centro
Sud"
|
BRM-P57,
"Cooper-Maserati-T53",
"Cooper-Climax-T60" |
Л.
Бандини
(IT), М.
А.
Кабрал
(POR),
Э.
Брамбилла
(IT),
М.
Солана
(MEX),
М.
Тринтиньян
(FR) |
"Cooper" |
"Cooper-Climax-T66" |
Б.
Мак-Ларен
(NZ), Т.
Маггс
(RSA)
|
DW
|
"Lola-Climax-4" |
Б.
Андерсон
(GB) |
"Ferrari"
|
"Ferrari-156B",
"-156
Aero" |
Д.
Сертиз
(GB), В.
Майресс
(BELG),
Л.
Бандини
(IT), Л.
Скарфиотти
(IT) |
"Filipinetti"
|
"Lotus-BRM-24"
|
Ф.
Хилл
(USA) |
"Ted
Lanfear" |
"Lotus-Ford-22" |
Б.
Ниманн
(RSA) |
"Lawson" |
"Lotus-Climax-21"
|
Э.
Питерс
(RSA)
|
"Lotus" |
"Lotus-Climax-25" |
Д.
Кларк
(GB), Т.
Тэйлор
(GB), П.
Арунделл
(GB), М.
Спенс
(GB),
П.
Родригес
(MEX) |
"Lupini" |
"Cooper-Maserati-T51" |
Т.
Блокдайк
(RSA) |
"Maarsbergen" |
"Porsche-718" |
К.
Г. де
Бофор
(NL), Г.
Миттер
(D) |
"Otelle
Nucci" |
LDS-Alfa,
"Alfa-Romeo
Special" |
Д.
Серруриер
(RSA),
П. де
Клерк
(RSA) |
"Owen"
|
BRM-P57,
-P61 |
Г.
Хилл
(GB), Р.
Джинтер
(USA) |
"Reg
Parnell" |
"Lola-Climax-4",
"-4A",
"Lotus-BRM-24",
"Lotus-Climax-24" |
К.
Амон
(NZ), М.
Тринтиньян
(FR), Л.
Бьянки
(BELG),М.
Грегори
(USA),
М.
Хэйлвуд
(GB), Х.
Шарп
(USA),Р.
Уорд
(USA) |
"Tim
Parnell" |
"Lotus-Climax-18/21",
"Lotus-BRM-24" |
М.
Грегори
(USA),
Д.
Кэмпбелл-Джонс
(GB), А.
Пилетт
(BELG),
Т.
Парнелл
(GB) |
"Scirocco-Powell" |
"Scirocco-BRM-02" |
И.
Берджесс
(GB), Т.
Сеттембер
(USA) |
"Ian
Raby" |
"Gilby-BRM" |
И.
Рэби
(GB) |
"Selby" |
"Lotus-BRM-24" |
П.
Драйвер
(RSA) |
"Settecolli" |
"de
Tomaso-Ferrari" |
Р.
Липпи
(IT) |
"Siffert" |
"Lotus-BRM-24" |
Й.
Зифферт
(SWI) |
"Stebro" |
"Stebro-Ford-4" |
П.
Брокер
(CAN) |
"Rob
Walker" |
"Cooper-Climax-T60",
"-T66" |
И.
Бонньер
(SW) |
Частные
автомобили: |
|
|
"Brabham-Ford-BT6" |
Д.
Профит
(GB) |
|
"Cooper-Climax-T51" |
Ф.
Докнал
(USA) |
|
"Cooper-Climax-T55" |
Д.
Лав
(RHO) |
|
LDS-Alfa
|
С.
Тингл
(RHO) |
|
"Lotus-Borgward-18" |
К.
Кюнк (D) |
|
"Lotus-Climax-18/21" |
А.
Пилетт
(BELG) |
|
"Lotus-Climax-24" |
Б.
Колломб
(FR) |
После
окончания сезона
1962 года
участие в
формуле 1
прекратили две
команды, бывшие
до этого в рядах
лидеров:
"Porsche" и
"Bowmaker".
Правда,
автомобили обеих
продолжали
появляться на
этапах
чемпионата мира,
но уже в цветах
частных команд.
На высокие
результаты они,
естественно,
рассчитывать не
могли, и
главными
фаворитами
чемпионата
остались "Lotus"
и BRM. Джим
Кларк
продемонстрировал
в 1962 году
огромный
потенциал новой
модели "-25", но
ему весь сезон
мешали
технические
неполадки. В то
же время
действующий
чемпион Грэхем
Хилл был полон
решимости
отстоять свой
титул. Неплохо
проведшая сезон
1962 года
команда "Cooper"
также вполне
могла составить
конкуренцию
"Lotus" и BRM.
Первая
гонка сезона
1963 года прошла
26 мая в Монако.
Первый ряд на
старте заняли
вице-чемпион и
чемпион мира:
Кларк (1 мин
34,3 с) и Хилл
(1 мин 35,0 с).
В начале гонки
лидировал Хилл,
затем Кларк
обогнал его и
ушел в приличный
отрыв. Но
коробка передач
на его "Lotus"
не выдержала
гоночных
нагрузок, и на
семьдесят
девятом круге
Кларк прекратил
борьбу (в конце
концов он был
квалифицирован
лишь восьмым с
отставанием в 22
круга). "Owen
Racing
Organisation"
спокойно
завершила гонку
победным дублем:
Хилл выиграл
гонку, одержав
первую из своих
пяти побед в
Монако, а Ричи
Джинтер стал
вторым. За
третье место
боролись Брюс
Мак-Ларен на
"Cooper" и Джон
Сертиз на
"Ferrari";
Мак-Ларен
финишировал
третьим, а
Сертиз -
четвертым.
Поул-позицию
на втором этапе
чемпионата мира
в Бельгии занял
Хилл, но в
начале гонки его
опередил Кларк.
Гонка проходила
под сильным
дождем, что
повлекло за
собой множество
аварий. Колин
Чэпмен просил
организаторов
остановить
гонку, но
получил отказ.
Как показало
время, в случае
удовлетворения
просьбы Чэпмен
сам лишил был
свою команду
победы - Кларк
чувствовал себя
на мокрой трассе
куда увереннее
конкурентов и
выиграл. Для
троих гонщиков,
стартовавших с
первого ряда, -
Хилла, Дэна
Герни и Вилли
Майресса -
бельгийский этап
закончился
достаточно
бесславно: Хилл
из-за поломки
коробки передач
сошел на
восемнадцатом
круге, десятью
кругами покинул
гонку Майресс, а
Герни
финишировал
только третьим с
кругом
отставания,
позади
Мак-Ларена,
ставшего теперь
лидером
чемпионата.
Внимание также
привлекла и
новая
итальянская
команда ATS,
основанная
группой
уволенных из
"Ferrari"
конструкторов.
Правда,
кровожадным
планам отомстить
Коммендаторе не
суждено было
сбыться - на
старте Фил Хилл
и Джанкарло
Багетти заняли
лишь семнадцатое
и двадцатое
места и оба
сошли из-за
неисправностей
еще в первой
половине гонки.
ATS участвовала
еще в четырех
гонках сезона,
где выглядела
столь же жалко,
после чего
прекратила свое
существование.
Гран При
Нидерландов,
третий этап
чемпионата,
вновь прошел при
подавляющем
господстве
Кларка, который
имел в этой
гонке score
parfait и
опередил всех
соперников на
круг или более.
Герни стал
вторым, Сертиз -
третьим, а Иннес
Айрленд на BRP -
четвертым. Хиллу
вновь не
повезло:
двигатель
постоянно
перегревался,
все попытки
долить радиатор
не возымели
желаемого
действия, и за
одиннадцать
кругов до финиша
BRM остановилась
окончательно. Во
Франции Кларк
опять был вне
конкуренции: тот
же
"джентльменский
набор", то есть
score parfait.
Единственное, в
чем он уступил
своему
достижению в
Зандвоорте, -
второй призер
гонки (а им стал
Тони Маггс на
"Cooper") отстал
от Джима менее
чем на круг (+1
мин 04,9 с). Еще
ровно через
девять секунд
после Маггса
финишную черту
пересек Хилл:
его автомобиль
заглох на
старте, и в
гонку Хилл ушел
с посторонней
помощью, за что
его лишили
полученных
четырех очков.
Второй пилот BRM
Джинтер был в
первых рядах, но
пробитый камнем
радиатор вынудил
его сойти уже на
пятом круге.
Четвертым в
Реймсе стал
двукратный
чемпион мира
Джек Брэбхэм на
автомобиле
"имени себя".
Его команда
очень
существенно
прибавила по
сравнению с
прошлым годом, и
в Великобритании
"Черный Джек"
занял на старте
четвертое место
(последнее в
первом ряду), а
затем на первые
три круга
возглавил гонку.
Неплохо показал
себя и Герни, но
до финиша оба
они не
добрались:
поломки
двигателей.
Кларк тем
временем
нисколько не был
деморализован
столь
неожиданным
соперничеством
и, обогнав
Брэбхэма на
четвертом круге,
одержал свою
четвертую победу
подряд. За
второе место
вели борьбу Хилл
и Сертиз, и
когда у Хилла в
последнем
повороте
кончилось
топливо, Сертиз
финишировал
вторым. Хилл все
же смог накатом
доехать до
финиша и
обеспечить себе
четыре очка -
первые для него
после Монако.
После пяти
гонок Кларк имел
36 очков, в то
время как
занимавший
второе место
Джинтер - только
14, а делившие
третье и
четвертое Хилл и
Сертиз - лишь по
13. 12 очков
было у Герни, а
10 имел
Мак-Ларен. В
Кубке
Конструкторов у
"Lotus" было 37
очков (в зачет
пошло также
шестое место
Тревора Тэйлора
в Монако), в то
время как ни
одна из
остальных команд
не взяла и
двадцати.
Победная
серия Кларка
была наконец
прервана в
Германии 4
августа, где
выиграл Сертиз.
Кларк, несмотря
на то, что к
концу гонки из
восьми цилиндров
в его двигателе
работал всего
один, сумел
удержать за
собой второе
место с
отставанием от
победителя в 1
мин 17,5 с.
Третьим стал
Джинтер, который
даже лидировал в
течение первого
круга, а
четвертым -
Герхард Миттер
на "Porsche"
команды
"Maarsbergen".
Хилл опять
сошел, на этот
раз из-за
сломавшейся
коробки передач.
На втором круге
в повороте
Flugplatz
вылетел с трассы
Вилли Майресс.
Его автомобиль
сбил одного из
маршалов, а сам
Майресс тяжело
пострадал.
Седьмая
гонка сезона
состоялась в
Италии. Сертиз
был не прочь
выиграть и
здесь, тем более
что болельщики
"Ferrari", за
которую он
выступал, от
всей души желали
ему победы.
Начало
получилось
неплохое -
поул-позиция с
1,2 с отрыва от
Хилла, - но в
гонке, которая,
как обычно в
Монце,
превратилась в
непрерывную
схватку за
лидерство,
Сертизу пришлось
сражаться с
Хиллом, Кларком
и Герни. Для
него все
закончилось на
семнадцатом
круге из-за
сгоревшего
двигателя. Ближе
к концу гонку
покинули Хилл и
Герни: у первого
отказало
сцепление, у
второго начались
неполадки в
топливной
системе, - а
шедший после
этого вслед за
Кларком Джинтер
отставал уже
более чем на
минуту. В итоге
произошло то,
что и должно
было произойти:
Кларк без особых
проблем довел
Гран При до
победного конца
и стал чемпионом
мира досрочно,
за три этапа до
конца
чемпионата, что
явилось
выдающимся
достижением.
Джинтер с
Мак-Лареном
заняли остальные
два места на
подиуме.
Выиграв в
Монце, Кларк
одержал пятую
победу в сезоне
и имел, таким
образом, 51 очко
- всего на три
меньше
максимально
возможной суммы.
Джинтер, шедший
вторым,
располагал всего
лишь 24 очками,
Сертиз (третий)
- 22: настолько
велико было
преимущество
Кларка. Эта
пара, в свою
очередь,
довольно далеко
оторвалась от
Мак-Ларена (14
очков), Хилла
(13) и Герни
(12). В Кубке
Конструкторов
"Lotus" с 51
очком был уже
недосягаем для
конкурентов.
На
протяжении почти
всего сезона
Хилл страдал от
недостатка
надежности своих
автомобилей, но
на Гран При США
они с Кларком
поменялись
ролями:
двигатель на
автомобиле
Кларка заглох на
старте, и особой
роли в гонке он
не играл. В
свете этого
Хиллу пришлось
сражаться не с
Кларком, а с
Сертизом.
Постоянно сменяя
друг друга на
месте лидера,
они прошли
восемьдесят два
круга, после
чего на
"Ferrari"
"кончился"
двигатель, и
Хилл выиграл.
Вторым стал
Джинтер, за
третье место
смог-таки
"уцепиться"
Кларк, хотя и
отстал от Хилла
на круг.
Четвертым стал
Брэбхэм, пятым -
Бандини, который
сменил Майресса
в "Ferrari", а
шестым - Карел
Годен де Бофор
на "Porsche"
собственной
"Ecurie
Maarsbergen".
Гонка в
Мексике после
прошлогодней,
прошедшей вне
чемпионата, в
1963 году
впервые получила
статус Гран При.
Кларк, хотя и
стал уже
чемпионом,
выиграл шестую
гонку в сезоне в
своем
традиционном
стиле - быть
первым везде,
где только
возможно.
Брэбхэм
финишировал
вторым. Третье
место долго
удерживал за
собой Сертиз, но
ему пришлось
заехать в боксы
для исправления
неполадок, после
чего его
автомобиль не
смог
самостоятельно
сдвинуться с
места. "Ferrari"
растолкали, но
это было уже
нарушением
регламента, по
которому гонщик
не имел права
использовать
постороннюю
помощь при
возвращении на
трассу, и Сертиз
был
дисквалифицирован.
В итоге третьим
стал Джинтер,
четвертым - Хилл
(оба они
испытывали
проблемы с
коробками
передач). Кларк
одержал седьмую
победу в сезоне
в ЮАР, на 1 мин
06,8 с опередив
Герни и на круг
и более -
остальных во
главе с Хиллом.
По итогам всех
десяти этапов
Джим взял 73
очка -
совершенно
фантастический
результат для
того времени, -
но в зачет пошли
лишь 54.
Впрочем, и этого
хватило для
того, чтобы
иметь почти
двукратное
преимущество над
разделившими
второе и третье
места Хиллом и
Джинтером.
Максимальное
количество
очков, взятое
Кларком,
означало для
"Lotus" и победу
в Кубке
Конструкторов с
таким же
количеством
очков. Команда
BRM имела их в
полтора раза
меньше.
Личный
зачет:
Система
начисления
очков:
9-6-4-3-2-1
В
зачет
идут
шесть
лучших
результатов
из
десяти
гонок.
Место |
Гонщик |
Автомобиль |
Очки |
1 |
Д. Кларк |
"Lotus-Climax-25" |
54 |
2 |
Г. Хилл |
BRM-P61 |
29 |
3 |
Р. Джинтер |
BRM-P61 |
29 |
4 |
Д. Сертиз |
"Ferrari-156B" |
22 |
5 |
Д. Герни |
"Brabham-Climax-BT7" |
19 |
6 |
Б. Мак-Ларен |
"Cooper-Climax-T66" |
17 |
7 |
Д. Брэбхэм |
"Brabham-Climax-BT7" |
14 |
8 |
Т. Маггс |
"Cooper-Climax-T66" |
9 |
9 |
И. Айрленд |
BRP-BRM-1 |
6 |
10 |
Л. Бандини |
BRM-P57,
"Ferrari-156B" |
6 |
11 |
И. Бонньер |
"Cooper-Climax-T66" |
6 |
|
Кубок
конструкторов:
Система
начисления
очков:
9-6-4-3-2-1
В
зачет
идут
шесть
лучших
результатов
из
десяти
гонок.
Место |
Команда/Автомобиль |
Очки |
1 |
"Lotus-Climax-25" |
54 |
2 |
BRM-P61 |
36 |
3 |
"Brabham-Climax-BT7" |
28 |
4 |
"Ferrari-156B" |
26 |
5 |
"Cooper-Climax-T66" |
25 |
6 |
BRP-BRM-1 |
6 |
7 |
"Porsche-718" |
5 |
8 |
"Lotus-BRM-24" |
4 |
|
|