|
Пилоты Формулы 1
 |
Хуан Мануэль Фанхио
Juan Manuel Fangio
Дата рождения:
24 Июня, 1911
Дата смерти: 17 Июля, 1995
Гражданство: Аргентина
Годы в F1: 1950-1958
Был пилотом в команде(ах): Альфа-Ромео,
Мазератти, Мерседес, Феррари
|
ЧМ |
Гран-при (старты) |
Победы |
Подиумы |
Поулы |
Первый
ряд |
Лучшие круги |
Очки в ЧМ |
1951,
1954, 1955, 1956, 1957 |
52 (51) |
24 |
35 |
29 |
48 |
23 |
277.64 |
|
Когда 24 июня 1911 года в Аргентинском городе Балцарс
(Balcarce) родился будущий пятикратный чемпион мира
Хуан-Мануэль Фанхио, соревнований "Формулы-1" не было еще и
в помине. Семья его родителей откровенно бедствовала. Отец,
итальянский эмигрант, работал на стройке простым рабочим.
Будущему чемпиону пришлось уже в десятилетнем возрасте
устроиться на работу. Его "трудовой стаж" начинался в гараже
маленькой частной фирмы по ремонту автомобилей. В 1929 году
он перенес тяжелое воспаление легких и едва не умер.
Антибиотиков, увы, тогда не было.
Первый раз он участвовал в гонках в 1936 году.
Самостоятельно модернизировав серийный автомобиль аргентинец
участвовал в Южноамериканских гонках. В 1940 году он
заработал свой первый трофей, победив на знаменитой трассе
"Premio del Norte", длиной 5.900 миль. Тогда появились и
первые спонсоры. Но только европейские "Гран-при" могли
принести ему известность. Ему было 37 лет, когда он впервые
сел за руль гоночного автомобиля в европейской серии гонок.
Большинство нынешних героев в этом возрасте подумывают о
пенсии. А он выиграл пять своих высших титулов в возрасте
между 40 и 47 годами. "Физически ты, может быть, уже не
совсем тот, что, скажем, в двадцать лет", - говорил Фанхио
-" но зато голова на месте, разум берет власть над эмоциями,
а опыта и умения - хоть отбавляй. Правда, кое-что из
радостей жизни приходится приносить в жертву, например, лечь
пораньше спать вместо того, чтобы отбивать ноги на
дискотеке. Молодым это дико, но ты-то, старый и битый,
знаешь, ради чего ограничиваешь себя."
В Европу он попал лишь после войны, летом 1948 года,
опробовав в столице Шампани - Реймсе 1,4 литровую "Simca -
Gordini".
Но из гонок 1948 года для Фанхио особенно памятна одна из
американских: "Гран-При Южной Америки", протяженностью 10
000 километров, между Буэнос-Айресом и Каракасом. "Ночью мы
проезжали маленький городок. Свет фар, отразившись от белой
стены дома, ослепил меня - и я промахнулся мимо поворота.
Машину занесло, закрутило, и мой коллега Даниэль Уррутиа,
очень близкий друг, погиб, - рассказывал Фанхио. -
Потрясение было таким глубоким, что мне казалось - никогда
больше не смогу сесть за руль. Смог. Но с тех пор всегда
оставался в машине один." Вскоре Аргентинское правительство
спонсировало подающего надежды гонщика и предоставила ему в
пользование Maserati 4CLT/48, принадлежащий Аргентинскому
автомобильному клубу. На ней он одержал победу в
аргентинском местечке Мар - дель Плато. Потом были
европейские победы в Сан-Ремо, Перпигнане, Марселе, Монце и
Альби. Результат был достигнут. В возрасте 37 лет Фанхио
пригласили в знаменитую тогда команду Alfa Romeo. Первый
сезон "Формулы-1" в 1950 году состоял из шести этапов.
Партнером Фанхио по команде стал именитый итальянец Джузеппе
Фарина, который и вошел в историю, выиграв первый чемпионат
и победив в трех гонках. Наш герой тоже победил в трех
гонках, но стал только вторым. На его счету были победы в
Монако, Реймсе и Спа.

Но следующий год стал победным. На этот раз трех
выигранных гонок уже было достаточно для победы в
чемпионате. Перед последним этапом, в Испанском Педраблесе,
два пилота претендовали на звание чемпиона мира: Фанхио на
"Альфа Ромео" - 28 очков и Аскари на "Феррари" - 25 очков.
"Альфа Ромео" серьезно подготовилась к гонке, значительно
модернизировав свою машину. Мощность двигателя перевалила за
420 л.с. Но решающим фактором оказалась надежность шин. В
ходе гонки Аскари был вынужден трижды заезжать в боксы, и
300 тысяч зрителей стали свидетелями триумфа Фанхио.
Победоносная Alfa Romeo неожиданно ушла из гонок,
практически предоставив единоличное лидерство "Феррари".
Аргентинец подписал контракт с Mazerati и в ожидании нового
сезона решил поучаствовать в соревнованиях "Формулы-2" за
команду "Феррари". Этапы в Бразилии, Уругвае и Аргентине
принесли ему шесть побед.
Накануне своего первого "Гран-При" за Mazerati ему
необходимо было добраться из Северной Ирландии в Италию на
частном самолете, но самолет улетел, не дождавшись его.
Фанхио с трудом смог найти рейс до Парижа через Лондон, но
как раз тогда над Европой уже несколько дней свирепствовала
непогода, и ему пришлось проделать суточный марафон через
всю Европу на взятом напрокат автомобиле, чтобы поспеть в
Италию к воскресной гонке. Он все-таки успел, но сел за руль
уставшим и без необходимого количества тренировок, не узнав,
на что способна машина. Уже в гонке поняв, что что-то не
так, он тем не менее старался удержаться в лидерах - и...
Очнулся на госпитальной койке: травма шеи выбила его из
обоймы на большую часть сезона. Больше Фанхио никогда не
садился за руль малознакомой машины. Сезон 1952 года был для
него потерян. А на гоночный "Олимп" поднялась "Феррари",
управляемая Альберто Аскари.
К началу 1953 года Хуану Мануэлю удалось поправить
здоровье и контракт с Maserati вновь был подписан. Но пилоты
"Феррари" были в отличной форме и аргентинцу удалось
выиграть лишь одну гонку в Монце, заняв в итоге второе место
в чемпионате. Сразу после окончания сезона Фанхио пригласила
к себе команда "Мерседес Бенц" и он согласился, подписав
контракт на 1954 и 1955 год. Но к началу сезона немецкая
команда не успела подготовить свои автомобили и первые две
гонки, в Буэнос Айресе и Спа, Фанхио выступал за Maserati и
одержал две победы. Потом были еще 4 победы за "Мерседес" и
второй чемпионский титул.

В 1955 году партнером Фанхио оказался молодой англичанин
Стирлинг Мосс, и между двумя гонщиками быстро возникло
глубокое уважение. На "Гран-при Великобритании" в Эйнтри
Фанхио на финише немного уступил, позволив всем считать, что
его обошел молодой коллега. Но после трагедии в Ле Мане,
когда в результате вылета с трассы Пьера Левье погибло
множество случайных людей "Мерседес" заявил о своем уходе с
соревнований. Четыре "Гран-при" были отменены. Победив в
четырех гонках из шести аргентинец в третий раз стал
чемпионом мира.
На сезон 1956 года контракт с Фанхио решила подписать
"Феррари", которая после слияния с "Lancia", стала носить
название "Lancia Ferrari". Собственно болидом служила "Lancia
D50" образца 1955 года, но несколько модернизированная. Но
тяжелая моральная обстановка в команде не устраивала Фанхио
и получив четвертый чемпионский титул решил вернуться в "Maserati"
после того, как Мосс ушел в команду "Vanwall". Последний
полный сезон 1957 года принес Фанхио победы в Аргентине,
Монако, Реймсе и Нюрбургринге. Триумф в Нюрбургринге
закрепил за ним пятый титул чемпиона и был самым красивым за
всю его карьеру. "Примерно на половине дистанции я остановил
"Мазерати" в боксах для замены резины и потерял много
времени по отношению к "Феррари" Хоторна и Коллинза",
вспоминал Фанхио, "но вернувшись на трассу, начал
устанавливать рекорды круга друг за дружкой и быстро догнал
парней. Входя в очередной поворот на скорости более высокой
чем обычно, я использовал травяной газон (в тот день там не
было ни бордюров, ни отбойников), как трамплин, и это
сработало. Те двое впереди меня были сильно изумлены". А в
то время ему было 46 лет !!! После двух гонок 1958 года, в
которых он финишировал лишь четвертым он почувствовал, что
устает. Чемпионский титул, как цель гонок, перестал его
интересовать и, потеряв должную мотивацию он решил уйти из
гонок. На последнем этапе в Реймсе Майк Хоторн на своем "Ferrari
Dino 246", несколько притормозил перед финишем, чтобы не
обогнать Фанхио на круг. Слишком велико было уважение к
этому человеку. "Чемпион должен уйти чемпионом" - сказал
Фанхио, после финиша.
После окончания гоночной карьеры фирма "Мерседес"
предложила Фанхио возглавить ее представительство в
Аргентине.
Он очень часто помогал молодым пилотам в поисках команд и
спонсоров, вел активную общественную жизнь, пропагандируя
спорт, у себя на родине в Аргентине. Его часто приглашали на
открытие сезона и любой гонщик считал за честь пожать руку
самого великого из пилотов. У себя на родине, в маленьком
городке Балцарс Фанхио открыл музей гоночных машин. В этой
коллекции есть "Renault- turbo", за рулем которого когда-то
сидел Ален Прост. Машина была собственностью этого великого
французского гонщика, но Ален пожертвовал ее для музея.
Несмотря на преклонный возраст от него всегда исходила
уверенность, спокойствие и оптимизм. "Я прожил счастливую
жизнь", говорил он журналистам. Наверное, так оно и было. В
субботу, 15 июля Хуан Мануэль Фанхио был госпитализирован в
центральную больницу Буэнос Айреса с диагнозом "пневмония и
почечная недостаточность". В понедельник, 17 июля 1995 года,
в возрасте 84-х лет, пятикратный чемпион "Формулы-1"
скончался. Лука де Монтезомоло назвал Фанхио самым
выдающимся пилотом "Формулы" в те дни, когда они носили "кожанные
шлемы и изумленные взгляды". "Мы все учились у него
по-настоящему чуствовать автомобиль". Похороны состоялись во
вторник, 18 июля 1995 года, на родине Хуана Мануэля Фанхио в
городе Балцарс.
| |