|
Пилоты Формулы 1
 |
Ален Мари Паскаль Прост
Alain Marie Pascal Prost
Дата рождения:
24 Февраля, 1955
Гражданство: Франция
Годы в F1: 1980-1993
Был пилотом в команде(ах): Макларен, Рено,
Феррари, Вильямс |
ЧМ |
Гран-при (старты) |
Победы |
Подиумы |
Поулы |
Первый
ряд |
Лучшие круги |
Очки |
1985,
1986, 1989, 1993 |
202 (199) |
51 |
106 |
33 |
86 |
41 |
789.5 |
|
Родившийся в Сен-Шамоне недалеко от французского Лиона
24 февраля 1955 года, Алан Прост в школьные годы был
подающим надежды футболистом. Кстати знаменитой на весь мир
формой своего носа Алан обязан травме, полученной на одном
из футбольных матчей. Однако увлечение автоспортом оказалось
важнее футбольной карьеры и с 1969 года француза можно было
почти круглосуточно застать на картодроме. В 1973 году он
поступил на учебу в знаменитую французскую автошколу в Ле
Кастеле, а в 1975 году уже утвердился, как звезда, выиграв
наиболее желанный для всех молодых пилотов Франции приз
"Volant Elf".
В сезоне 76-го года Прост начинает выступать в "Formula
Renault Martini". В течение 13 этапов, из которых состоял
сезон. Прост проехал 11 быстрейших кругов, взял 11 поулов и
выиграл 12 этапов. С такими результатами Прост вышел в
чемпионы Франции, а в следующем году стал чемпионом Европы.
В конце 1979 года он стал победителем престижной гонки
«Формулы-3» в Монако, открывавшей уик-энд «Формулы-1», а
потом и чемпионом Европы в той же "Ф-3". Еще на ранней
стадии своей карьеры Алан зарекомендовал себя отменным
стратегом - в отличие от большинства своих французских
коллег, таких, как Жан-Пьер Жарье или Рене Арну - гонщиков
старой школы, демонстрировавших высокие скорости, но
нестабильных и ненадежных. Пирони тоже был быстр, но
непостоянен на своих "Феррари", Жабуй был старше и увлечен
турбонаддувом. Лаффит - еще один победитель "Гран-при
Монако" "Формулы-3" - провел слишком много времени в
расслабляющей безнадежности "Лижье".
В возрасте двадцати четырех лет Прост подписал контракт с
командой "Макларен", которой руководил Тед Майер и дальше
все пошло само собой. Впрочем, это была только прелюдия
настоящих успехов, но она позволила ему избавиться от
клаустрофобии, давившей на домашней сцене. Алан финишировал
шестым в Аргентине и пятым в Бразилии на М29С - двойнике
FW07. Это был экстраординарный результат для гонщика, раньше
не покидавшего Европы, не говоря уж о том, что эти трассы он
видел впервые в жизни.
До конца сезона он и Уотсон ездили на спроектированном
Гордоном Колпаком МЗО. Прост был шестым в Зандвурте, потом
потерпел аварию на тренировке в Уоткинс Глене и закончил
свой первый сезон в "Формуле-1", набрав 5 очков, на
пятнадцатом месте в общем зачете чемпионата мира наравне с
Фиттипальди, но впереди Шектера и Андретти. "Макларен" был
готов встряхнуться и ожить, но Алан в 1981 году принял
решение перейти в "Рено". Эта команда в то время была
обладателем первого турбо-мотора. "Нет ничего важнее
поставленной цели", - говорил Прост, -я оставил "Макларен",
потому что они не ставили перед собой задачу выиграть
чемпионат. Какой смысл работать в команде как сумасшедшему,
чтобы только держать машину в равновесии и приезжать на
финиш четырнадцатым?"
"Рено" обновлял и усовершенствовал RE50 к каждому этапу
чемпионата 1982 года. Алан выиграл в Кьялами, а его партнер
Арну, к тому моменту все больше раздражавшийся, стал н ЮАР
третьим. Прост добился победы в Рио, но затем пошла полоса
неприятностей. В Лонг-Бич, где машина шла, догруженная
водным балластом (поскольку в команде думали, что она легче
допустимой нормы), у Алана отказали тормоза. Авария в Монако
снова оставила его без очков, н лишь в Брэндс-Хэтче ему
досталось случайное шестое место.
На "Поль Рикаре" четверым французам достались четыре
первых места по итогам гонки: Пирони и Тамбэ на «Феррари»
финишировали третьим и четвертым, в то время как Арну
спровоцировал национальный скандал, выиграв у Проста.
Командный этикет требовал, чтобы Арну отдал победу Просту,
дабы поддержать шансы последнего на чемпионский титул. В
паддоке после гонки возле моторхоумов «Рено» можно было
наблюдать совершенно детские сцены, которые, возможно, и
спровоцировали уход Арну в «Феррари» в конце сезона.
Первый раз завоевать победу в Гран При ему удалось во
Франции в 1981 году. Впереди были Рене Арну (Renault) и Джон
Уотсон (McLaren). В одном ряду с Простом стартовал Нельсон
Пике (Brabham). Взять хороший старт с турбо-мотором было
очень трудно. Часто машина вдруг застывала на месте, что и
случилось с Арну. Пике вырвался в лидеры, за ним ушли
Уотсон, Прост и де Чезарис (McLaren). Несколько кругов - и
Прост выводит красно-белый McLaren на второе место. Пике все
же не сдавался, пока не выбыл из гонок, чему причиной стал
начавшийся дождь, а Проста впереди ждали венок и шампанское.
Четвертое место в Лас-Вегасе позволило Просту занять такое
же место в чемпионате мира, в Кубке конструкторов "Рено»"
снова, как и года назад, стал третьим.
Уже тогда Прост был женат и жил с женой Анне-Мари в
Швейцарии. Вскоре у них родились дети - Николаус и Саша. Из
Швейцарии они переехали только когда Прост достиг вершины
своей карьеры.
Тем временем руководство команды теряло терпение в
ожидании настоящего успеха, и на спортивного директора
команды Жерара Лярусса и менеджера Жана Сажа стали оказывать
настойчивое давление. Оба были в свое время неплохими
гонщиками, выступали в ралли и в гонках спортпрототипов, и
знали, что от них требуется. Однако они не могли заставить
автомобиль функционировать одинаково здорово на скоростных
трассах - где он мог показывать выдающиеся результаты, и на
медленных - типа Монако и Детройта. Даже Прост начал
проявлять недовольство. К этому времени время «Рено» начал
снабжать своими могучими моторами сначала «Лотус», а потом и
«Лижье».
Прост принял на себя основную нагрузку испытателя, когда
"Рено" изо всех сил пытался привести машину в соответствие с
требованиями последнего технического регламента,
утвердившего автомобили с так называемым "плоским днищем".
Новым партнером Проста стал Энди Чивер. И новой машине из
карболовых композитов Прост выиграл гонку на "Пол Ришаре",
где Чивер стал третьим. В Имоле Алан был вторым следом за
Тамбэ, потом третьим в Монако. Здесь "Рено" имели
полнопрофильные подкрылки, компенсировавшие влияние нового
технического регламента, и хотя другие команды довольно
быстро опротестовали новинку, она была признана допустимой.
Пара «Рено» финишировала на первом и третьем местах на
вновь перестроенной трассе в Спа, Алан выиграл в
Сильверстоуне и на Остеррайхринге и вышел в лидеры
чемпионата, опережая Пике на 14 очков. Но перед "Гран-при
Южной Африки" их уже разделяло только два очка. Алан сошел с
трассы, а Пике пришел третьим, став второй раз чемпионом
мира. Несмотря за обидное поражение, Прост, в интервью
сказал: "Я не хочу делать из этого драму. Первенство важно,
но оно не повлияет на мою жизнь. Пройдет месяц или два и все
забудется".
Журналисты называли Проста "мазохистом". Имея прекрасную
машину и шансы на следующий сезон он бросил команду
"Renault-Elf" и перешел в "Макларен".
В "Макларен" ему удалось занять место Уотсона, неудачно
попросившего команду повысить гонорар. В команде все круто
изменилось. Старая гвардия ушла, у руля встал Рон Деннис с
его ровным, деловым стилем руководства. Новый, созданный
Джоном Барнардом МР-4, снабженный турбонаддувным двигателем
"ТАГ-Порше", оказался в распоряжении Ники Лауды и восходящей
звезды - Алана Проста. Француза ждал удачный сезон - в
хорошем темпе выигрышей добивались то Прост, то его товарище
по команде. Все казалось хорошо еще в середине сезона, но в
общем зачете все-таки Лауда стал чемпионом мира с разницей
всего в пол-очка.
Первая гонка в 1985, "Гран-при Бразилии" показала две
важные для поклонников Проста вещи: он хотел стать чемпионом
и "Макларен" все еще в отличной форме. Альборетто потерял
лидерство после старта, уступив место агрессивному финскому
гонщику Кеке Росбергу. Десятью кругами позже Росберг выбыл
из гонок, а через некоторое время из красного "Феррари"
Альборетто стали вырываться языки пламени. Прост сделал свой
ход, как всегда, тщательно обдумав. На 18-м круге он уже был
впереди и больше этого места никому не уступал. В Португалии
под проливным дождем машина Проста вылетела с трассы. В
Сан-Марино Алан привел машину к финишу за секунду до того,
как в моторе кончился бензин. Этот этап все же выиграл Элио
де Анжелис, так как результат Проста аннулировали из-за
недостаточного веса машины.
В Монако Прост и Альборетто опять вели машины бок о бок.
Альборетто показал, чего можно добиться на хорошей машине
даже на узкой трассе Монако. Иногда казалось, что "Феррари"
врежется в ограждение, но опытный гонщик умело выводил ее из
сложных ситуаций. Однако, две замены колес привели к потере
драгоценного времени, и Прост снова был на финише первым.
Альборетто все же удалось взять свое в Канаде и Детройте.
Во Франции выиграл Пике. Прост выиграл в Англии, и снова
его езда была академической. Из пройденных 65-и кругов Прост
лидировал, начиная с седьмого круга. В Германии выиграл
Альборетто, а в Австрии снова Прост. По количеству очков
Алан был все-таки впереди Альборетто, и когда в Италии он
пришел первым, а Альборетто сошел с трассы, лидерство в
чемпионате снова вернулось к Просту.
Очередной этап сезона 85-го - Гран При Европы проводился
в пригороде Лондона на трассе Брэндс Хэтч. На этом этапе как
"Макларен" так и "Феррари" уже не имели такого преимущества
по сравнению с другими командами, как раньше. На этот раз за
победу сражались Сенна, Мэнселл, Росберг и Пике. После
гонки, насыщенной драматическими моментами, трое победителей
- Сенна, Мэнселл и Росберг разбрызгивали шампанское на
подиуме. У пришедшего на финиш четвертым Алана Проста тоже
была причина для радости - разрыв в очках с Альборетто
настолько увеличился, что можно было больше не сомневаться в
абсолютной победе в этом сезоне. Прост стал чемпионом мира.
В следующем, 1986 году, 26 октября сразу трое - Мэнселл,
Пике и Прост, прибыли на последнюю гонку имея шанс выиграть
чемпионат. Но если Мэнселлу нужно было просто приехать
шестым, то его партнеру по "Вильямс" Нельсону Пике и Алану
Просту нужна была победа. Накануне был пущен слух, что фирма
"Goodyear", обувавшая и "Вильямс" и "Макларен", привезла
резину, не требующую замены даже в Австралийскую жару. Рон
Деннис и Френк Вильямс выбрали для своих пилотов одинаковую
резину. Потом Росберг, партнер Проста по команде сделал
заявление, что это - его последняя гонка в "Формуле-1" и он
выиграет ее любым способом. Старт - и Росберг рванулся
вперед. За ним - Пике и Мэнселл. Прост ушел со старта в
конце первой десятки. Правда, потом он вышел на четвертое
место, но было видно, что за лидерами ему не угнаться. А
Росберг летел к победе, выжимая из полумертвого "Порше" все
возможное. Следом - Пике и Мэнселл. Мэнселл обогнал Пике и
кинулся за Росбергом. И тут Прост сменил резину. Механики
возились с его машиной секунд пятнадцать. Казалось, что
судьба гонки решена. Но тут резина лидеров стала сдавать.
Первым ловушку раскусил Пике и запросил команду о смене
резины, но получил приказ продолжать гонку. И тут с трассы
вылетел Росберг. Мэнселл - лидер. Но, в зеркале заднего вида
он видит ... Проста. На новой резине француз обогнал Пике и
вцепился в хвост Мэнселлу. Короткая борьба и Прост - лидер.
Через несколько минут резина Найджела Мэнселла взорвалась и
лишь чудо помогло избежать серьезной аварии. Пике,
окончательно все поняв, поехал в боксы "переобуваться", но
было уже поздно. "Макларен" двукратного чемпиона мира замер
в двухстах метрах после финиша с пустым баком. Красивая
победа в красивой гонке.
Приход Сенны и мотора "Хонда" в "Макларен" совершенно
изменили обстановку в команде. Машина стала быстрее, но
Сенна оказался очень серьезным противником и угрозой Просту
в завоевании третьего чемпионского титула. Так и случилось -
в 88-м году чемпионом стал Сенна. За этот сезон Прост набрал
105 очков, но в итоговой таблице результатов было зачтено
только 87. Сенна же набрал только 94 очка, а в зачет
чемпионата вошли 90. Такова была система подсчета очков.
Самым захватывающим сезоном в истории "Формулы-1"
статистики единогласно называют 1988 год, когда Сенна и
Прост вместе выступали за "Макларен" и вдвоем одержали
пятнадцать побед в шестнадцати гонках, привезя команде 14
дублей. Но в том году выиграл Сенна. А в 1989 году Прост
вновь принес команде "Макларен" чемпионское звание и ушел в
"Феррари". Двум медведям стало тесно в одной берлоге.
В 1990 году на "Гран-при Мексики" Алан стартовал с 13-го
места. Такого не было с самого начала его карьеры. Тем не
менее француз улыбался и всем говорил, что выиграет гонку.
Утром, на warm-up он повторил тринадцатое время. Потом на
два часа заперся в боксах со своим инженером. А выйдя перед
стартом, к журналистам, снова повторил: "Я выиграю". И
сделал это. Их было двенадцать: Наннини, Де Чезарис,
Мартини, Уорвик, Донелли, Алези, Бергер, Патрезе, Бутсен,
Пике, Мэнселл и Сенна. Он обогнал их всех, методично и
целенаправленно, и никто не сошел с трассы, не уступив
своего места Просту без борьбы. Он одержал тогда самую
красивую победу в своей карьере. Итог сезону подвела гонка
на "Гран-при Японии", когда столкнулся "Макларен" Сенны и
"Феррари" Проста. Алан остался вторым.
Сезон 1991 года не принес лавров Просту и он закончил его
на 5 месте, набрав 34 очка. Перед окончанием сезона он
заявил, что покидает "Формулу-1". И ушел, проведя 1992-й год
консультантом и комментатором французской телекомпании TF1.
Но Френк Вильямс убедил его вернутся, предоставив машину,
освободившуюся после ухода Мэнселла. Дуэль двух великих
пилотов - Сенны и Проста сулила интригующий чемпионат. К
тому времени француз и бразилец 32 раза стартовали с первой
линии стартового поля и 39 раз поднимались вместе на подиум.
И Алан хлопнул дверью, одержав семь побед и набрав 99 очков.
Тот сезон оказался последним для француза в статусе
действующего пилота, но карьера Проста не могла так
закончится.
7 ноября 1993 года Алан Прост праздновал свою четвертую
победу в чемпионате. Но на лицах поклонников было мало
радости. Прост уходил из "Формулы-1", казалось - навсегда.
Трудно было представить "Формулу" без Проста. Но этого не
произошло. Завоевав все возможные призы, будучи пилотом Алан
вернулся, чтобы завоевать их, будучи владельцем команды.
Он всегда был любимчиком во Франции. И уж кому создавать
национальную команду, как не ему. А идея эта витала в
воздухе очень давно. Французский мотор, французское шасси.
Для этой цели с помощью спонсоров была приобретена команда
"Лижье".
Основал ее французский спортсмен Ги Лижье в 1976 году. Он
участвовал в гонках «Формулы-1», а потом стал конструктором
спортивных автомобилей. Первую победу принес Жак Лаффит на
Ligier JS7, впоследствии ставший пресс - секретарем команды.
Всего за историю команда провела участвовала в 326 Гран-при,
побеждала в которых всего 9 раз. Ее пилоты 11 раз
устанавливали лучшее время на круге. Самое большое
достижение - 2 место в Кубке Конструкторов 1980 года.
В 1994 году "Лижье", во главе с Бриаторе и мотором "Рено"
довольно успешно выступила в чемпионате. В 1995 уже Том
Уокиншоу правил бал, а двигатель сменили на «Мюген Хонду».
Снова пошли разговоры о продаже, но в начале сезона 1996
года Уокиншоу ушел из команды.
На "Гран-при Монако-1996" до финиша доехало всего шесть
машин. Первым пришел Оливье Панис на "Лижье", принеся
команде важную и единственную в сезоне победу. Но это
событие не повлияло на намерение Флавио Бриаторе продать "Лижье",
и в 1997 году у команды появился новый хозяин.
Об переходе команды под руководство Алана Проста было
заявлено 14 февраля 1997 года. Почти сразу случилась
путаница с названием. Чемпионат был на носу и в заявке
значилось старое название команды: "Equipe Ligier Gauloises
Blondes". А Прост настаивал на названии "Prost Grand Prix".
В результате в итоговых протоколах "Гран-при Австралии 1997"
значилось "Prost Gauloises Blondes".

Уже в первой гонке, на "Гран-при Австралии" пилоты
молодой команды знаменитого Проста показали, что с ними
стоит считаться. А второй этап принес команде первый подиум.
И если бы не ужасная авария Оливье Паниса на 51 круге
"Гран-при Канады", в результате которой основной пилот
команды надолго выбыл из соревнований, итоговое место
команды в чемпионате наверняка было бы гораздо выше. Да и
надежность мотора "Mugen-Honda" оставляла желать лучшего - 7
гонок чемпионата закончились преждевременно из-за его
отказа. Результаты Оливье Паниса назвали сенсационными, а
команда заняла итоговое 6 место в кубке конструкторов,
набрав 21 очко. Перед началом сезона 1998 команда Проста
сменила мотор "Mugen-Honda" на более надежный и мощный
французский "Peugeot" и обзавелась новыми спонсорами.
К сожалению успехи быстро закончились. Как это обычно
бывает, после очередных нововведений ФИА, ситуация в
чемпионате резко изменилась. Команда попала в глубокий
кризис. При разработке машины были допущены серьезные
ошибки, а в ходе чемпионата исправлять подобные проблемы
очень тяжело. Результат оказался неутешительным - команда
набрала лишь одно зачетное очко в чемпионате. Спонсоры,
вложившие много денег в национальную французскую команду
хотели видеть ее в числе победителей, но увы.
50-й чемпионат мира должен был дать ответ на серьезный
вопрос - быть или не быть команде. Спонсоры вовсе не
собирались вкладывать свои деньги без реальной отдачи, и
если неудачи сезона-98 повторятся, то команда может лишиться
большей части бюджета.
Но чуда не произошло. В середине сезона стали
поговаривать, что "Пежо" собирается досрочно разорвать
контракт с командой. Заявил о своем желании покинуть команду
Оливье Панис, а контракт Трулли был составлен таким образом,
что итальянец мог разорвать его досрочно, в случае если
команда будет выступать неудачно. Так и случилось. Сезон-99
команда закончила на седьмом месте с девятью зачетными
очками.
Контракт на 2000-й год был подписан с опытным Жаном Алези
и молодым Ником Хейдфильдом. Однако сочетание молодости с
опытностью не принесло своих плодов. Впрочем на это были
причины. Мотор "Пежо" команда получила очень поздно и
пришлось наспех вписывать его в шасси. Разумеется ни о какой
скорости говорить не приходилось - машина в первой половине
чемпионата могла проехать в гонке лишь несколько кругов -
сказывалось отсутствие предсезонных тестов. Кроме всего
прочего мотор получился еще и откровенно слабым, по ходу
сезона представители "Пежо" заявили об уходе из чемпионата,
а к концу года стало ясно, что команда лишилась почти всего,
что имела - из названия в сезоне 2001 года исчезнет и "Gauloises"
и "Peugeot", а под конец сезона появилась информация о том,
что Алан Прост собирается продать свою команду.
Сезон 2001 года стал последним для Prost Grand Prix.
Команду покинули "Пежо", титульный (ещё с самых времен
основания "Лижье") спонсор "Галуаз" и ещё один крупный
спонсор Yahoo!. Прост вынужден был продать 40% акций пилоту
Формулы-1 Педро Паулу Диницу, который ради совместного с
Простом управления командой даже решил завершить
"формульную" карьеру и целиком сосредоточиться на работе в
качестве исполнительного директора Prost Grand Prix. На
вырученные средства Прост купил чемпионские двигатели
"Феррари", надеясь с ними показать достойный результат. Но
мотор, на котором Михаэль Шумахер уверенно выиграл чемпионат
мира, а молодые пилоты "Заубера" Ник Хайдфельд и Кими
Райкконен привели свою команду к высокому четвертому месту в
Кубке Конструкторов, помог Жану Алези набрать лишь четыре
очка. Да и сам Алези покинул команду в середине сезона,
заявив, что Прост уже несколько месяцев не выплачивает ему
зарплату. По слухам Ален Прост не выплатил всей суммы и за
клиентские моторы "Феррари". По окончанию сезона семейство
Диниц предложило четырёхкратному чемпиону выкупить 60%
оставшихся у него акций команды в обмен на погашение долгов
Prost Grand Prix. Прост отказался. В результате судьба
команды оказалась в руках арбитражного суда, который должен
был либо дать “зеленый свет” инвесторам, либо ликвидировать
команду и продать ее имущество с аукциона, чтобы
рассчитаться с кредиторами. 28 января 2002 года арбитражный
суд Версаля объявил о своем решении инициировать процедуру
ликвидации Prost Grand Prix, признав все предложения
инвесторов несостоятельными.
Вероятно, именно жёсткости, расчётливости и злости не
хватило Просту, чтоб стать хорошим руководителем команды.
Например, чего стоит одно только его решение подписать с
Панисом новый контракт в августе 1998 года, когда Оливье еще
ни разу не сел за руль после аварии и только-только с трудом
начал ходить на костылях. Прост был больше человеком, нежели
менеджером.
| |